Конспект занятия по внеурочной деятельности "Волшебный молоточек", 1 класс
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс) на тему

Биккулова  Ольга  Владимировна

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Волшебный молоточек" в доступной форме знакомит первоклассников с особенностями ударения  в русском языке, а именно с понятием о подвижности и разноместности ударения,  развивает навыки и умения в определении места ударения в слове,  в   правильном   орфоэпическом произношение слов. Занятие построено в  форме игры "Крестики - нолики" с использованием ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnyy_molotochek.doc329 КБ
Файл volshebnyy_molotochek.pptx910.68 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Крестики – нолики»

Тема: «Волшебный молоточек»

Цель: дать понятие о подвижности и разноместности ударения;

          развивать навыки и умения в определении места ударения в слове,  в     правильном   орфоэпическом произношение слов.

Планируемые результаты:

Предметные умения: сформировать представление  об особенностях ударения в русском языке.

УУД:

Личностные: осознание важности использования правильного ударения в общении.

Регулятивные: формирование способов постановки ударения.

Познавательные: осмысление связи между ударением и смыслом слова.

Коммуникативные: использование в речи слов  с правильным ударением.

Оборудование и наглядность: интерактивная доска, слайды, поле для игры «Крестики – нолики», задания «Волшебного молоточка» на карточках, карточки со словами для игры «Ударник литературной речи», орфографический словарь, ребусы.

Ход занятия.

  1. Орг. момент

-Улыбнулись друг другу, пожелали удачи

  1. Мотивация  

-Сегодня занятие кружка «АБВГДейка» проведем в виде игры «Крестики – нолики».  Тема игры - «Волшебный молоточек» (Слайд №1) Предположите, о чем пойдет речь. Не знаете? Тогда послушайте вот такую забавную историю. (Сценка «Иностранцы в зоопарке»)

- В зоопарк пришли 2 студента-иностранца, которые учились в нашей стране и изучали русский язык. Проходя мимо вольера, они увидели, что животных в данный момент там нет, но на ограждении вольера висит табличка с названием животных. Один из ребят прочитал «мЕдведи», а другой – «медведИ». Ребята не смогли определить, какие же животные там располагаются.  В этом им помог проходящий мимо школьник.

  - Кто  из вас догадался, какие животные должны быть в том вольере?

- Почему иностранцы не смогли сами определить названия животных? В чем они ошиблись?

- Так о чем мы будем говорить на занятии кружка? Что это за «Волшебный молоточек»?  

Уметь правильно ударить должен не только боксер или барабанщик. Так уж вышло, что в устной речи без ударений не обойтись. А ударение, как и человек, должно быть на своем месте.

  1. Делимся на 2 команды  (Крестики и нолики)

1 ход. Разгадай ребус

2 ход. Ты мне, я – тебе.

            Команды задают друг другу вопросы об ударении.

            - Что такое ударение?

            - Сколько раз в слове встречается ударение?

  - Какой слог называется ударным?

 -  Когда ударение в слове не ставится?

3 ход. Роль ударения

Задание: подберите к словам картинки, объясните свой выбор.

                      Замок   кружки   стрелки    

(Как помочь разобраться этим словам)

4 ход. Физминутка.  Гимнастика для глаз (слайды)

5 ход. Задание «Волшебного молоточка»

В выделенных словах поставьте ударение, не забывайте, что от неправильной постановки ударения может измениться смысл слова.

Задание для  команды  «Крестики»:  

      Мы сегодня ели  уху

                    Комар крадется к  уху

                    Семена гвоздики похожи на гвоздики

                    Огородное пугало всех пугало

Задание для  команды «Нолики»:

        Собака сидит у ворот

                      У рубахи расстегнут ворот

                       Солнце село за село

                       Замок был закрыт на замок

  • Вывод: Какую роль выполняет ударение?

Ударение помогает правильно прочитать слово.  Различает смысл слова.

6 ход. Подвижность и разноместность ударения.

- Работы у ударения – невпроворот, только успевай поворачиваться. Вернее, попрыгивать да поскакивать. Как кенгуру. Это вам не через скакалку прыгать, надоело – бросили. Ударение – главный работник в словах! А сейчас давайте проведем с вами исследование и ответим на вопрос: на каком слоге стоит ударение в словах русского языка? Для этого выполним задание на слайдах. 

- Что увидели?

- В русском языке у ударения нет постоянного места. Ударение может стоять и на первом, и на втором, и на третьем слоге. А есть такие языки, в которых ударение падает всегда на один и тот же определенный слог. Например, во французском языке ударение всегда падает на последний слог: Париж, пальто, портрет, портфель. Французы, когда учатся говорить по- русски, часто произносят русские слова на французский лад: ударным делают последний слог. Например, вместо бЫстро говорят быстрО (так, кстати, возникло название маленьких кафе).

7 ход. Проектно – исследовательская работа.

Об особенностях ударения в татарском языке расскажет Лейла.

Еще об одной особенности ударения в русском языке нам расскажет Злата.

 Тема моей проектно-исследовательской работы «Ударение в русском языке».  Изучая литературу по этой теме я узнала, что в русском языке существует большое количество слов, имеющих равноправные варианты ударения (комбАйнер – комбайнЁр, кАмбала – камбалА, ржАветь – ржавЕть, крОшится – крошИтся, Искристый - искрИстый). Много слов, в которых один из вариантов ударения менее желателен, хотя и не считается неправильным (творОг и допустимо твОрог, мизЕрный и допустимо мИзерный). Но есть слова, в которых часто допускаются  ошибки, хотя колебания ударения в них недопустимы. Именно неправильное произношение этих слов компрометирует речь говорящего: углубИть, алфавИт, магазИн, звонИшь, облЕгчить, начАть, каталОг и другие.

. Физминутка.  Поработали, ребятки,

       А теперь все на зарядку!

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед,

Нас работа еще ждет.

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех.

8 ход. Говори правильно!

- Ребята, а как узнать, как правильно поставить ударение в слове?

(Для этого можно воспользоваться словарем или сайтом «Грамота.ру»)

Я хочу предложить ребятам выполнить задание: поставить ударение  в словах и проверить правильность постановки   команде «Крестики»  с помощью словаря,  команде «Нолики»  –  с помощью сайта.

Слова:    жалюзи   красивее   щавель   сливовый     гусеница (Проверка)

9 ход. Игра «Ударник литературной речи» 

Правила игры:
Ведущий выбирает карточку из колоды и читает слово. Поскольку ударение в слове не проставлено, читать придется столько раз, сколько возможных ударений можно проставить в данном слове.
Остальные игроки должны выбрать правильный ответ.
Выигрывает тот, у кого будет больше правильных ответов.

Состав игры: Игра представляет собой набор из 120 двусторонних карточек размером 90 х 50 мм, с заданиями на одной стороне (слово без ударения) и ответами на другой (это же слово, но с ударением. Также под словом есть примерное предложение, где это слово встречается).

Слова на карточках: бармен, эксперт, жалюзи, подогнутый, ломота, гражданство, диалог, (ты) включишь, аристократия, портфель, …. Всего в игре 120 коварных слов.

  1. Рефлексия.

- Молодцы!  Что ценного для себя открыли на занятии кружка? Как   вы считаете, пригодятся  ли эти знания в жизни?

Вручаю вам памятки, которые помогут вам в стихотворной форме запомнить правильное произношение некоторых слов, часто употребляемых в речи.

Памятка  «Говори правильно»

Раз лохматая горилла                                  
крокодилу позвон
úла.
Он с гориллой не дружил,
сразу трубку полож
úл.
Ему лучше не звон
úть,
кто звон
úт, тому водить.

В яслях дети баловáлись,
воспитатели ругались:
«Не бал
ýйтесь, ремешок
вас посадит на горшок».

Кукла Барби в воскресенье
отмечает день рожденья.
Ночью Барби не спал
á
т
óрты сладкие пекла.
Медвежонку было, видно,
и обидно, и зав
úдно.
Барби это понял
á,
торт медовый отдала.

Ай-яй-яй! Несчастный слýчай!
Я хотела сделать лучше,
крас
úвее, удóбнее,
а вышло несъедобное.

Раз, два, три, четыре, пять.
Чтобы нам игру нач
áть,
встанем все по алфав
úту:
Ани, Вани, Коли, Риты.
Кто не знает алфав
úт,
тот расчёт наш облегч
úт.

Задание для 1 команды:  

      Мы сегодня ели  уху

                    Комар крадется к  уху

                    Семена гвоздики похожи на гвоздики

                    Огородное пугало всех пугало

Задание для 1 команды:

        Собака сидит у ворот

                      У рубахи расстегнут ворот

                       Солнце село за село

                       Замок был закрыт на замок


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Волшебный молоточек

Слайд 2

Помоги Танюшке Разложить игрушки .

Слайд 3

В названии игрушки Ударный слог найди, На полку с этим номером Игрушку положи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по внеурочной деятельности.1 класс

Тема занятия: «Сочинение загадок»Занятию предшествовала подготовительная работа. Дети играли в сравнения («На что по­хоже?»), учились подбирать точные слова для словесного рисунка, рифмы, отгадывали з...

Конспект занятия кружка внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас". Тема занятия "Конструирование мебели для куклы на основе куба и параллелепипеда"

На материале кружка "Геометрия вокруг нас" мы выстраиваем метапредметное обучение во неурочной деятельности.Цель: Обучение умению работать в команде.Задачи: Предметные: Отработать понятия «куб», «пара...

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Математика и конструирование» Тема занятия «Весёлая геометрия»

Мною предоставлен конспект занятия по внеурочной деятельности в 1 классе, разработанный в соответствии с новыми требованиями ФГОС....

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Умники и умницы" . Занятие 14

Разработка занятия по РПС " Умники и умницы" для 1 класса....

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремесла народов России» Тема занятия «О названии Балашихи (мельница Балаша)»

Согласно легенде, ранее на месте плотины у хлопкопрядильной фабрики жил- был купец  по имени Балаш. (Он) Балаш собирал  лечебные травы и помогал  всем и людям и зверям. У купца  бы...

Конспект занятия по внеурочной деятельности 2 класс

Конспект занятия по внеурочной деятельности   «Что плавает  - что тонет?"     Первые предположения.Тема занятия «Что плавает - что погружается?»...

Конспект занятия по внеурочной деятельности в рамках программы «Орлята России». 1 класс Занятие № 2 «Каким должен быть эколог?»

Данное внеурочное занятие проходит с опорой на образовательный компонент «Окружающий мир» в рамках кружка «Земля – наш дом», ориентировано на изучение блоков: Знакомые не...