Урок русского языка в 3 классе «Три склонения имен существительных».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок русского языка в 3 классе «Три склонения имен существительных».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tri_skloneniya_imen_sushch.pptx | 2.34 МБ |
razrabotka_uroka.docx | 35.15 КБ |
prilozhenie_k_uroku.docx | 13.48 КБ |
analiz_uroka.docx | 19.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Минутка чистописания ер ор оро город дорога сердце 8 ф е вр а ля. Кла сс ная р а бота.
Собери пословицы Сердце матери лучше сладкой лжи. Горькая правда лучше солнца греет.
Письмо по памяти
Автобус едет по улице Ленина и по площади Победы. Д.п. Д.п.
конь вода Юра земля дочь море дядя стол . Что общего между этими словами? окно степь
конь вода Юра земля дочь море дядя стол . с ущ . ж. р. –а, -я сущ. м.р . –а , - я сущ. м. р. с сущ.ср. р . –о , -е с ущ . ж. р. с ь на конце I склонение Il склонение Ill склонение окно степь
Ребята, берегите зрение!
. Алгоритм работы: Шаг 1 Определить род существительного. Шаг 2 Выделить окончание в начальной форме. Шаг 3. По роду и окончанию определить склонение.
ЯБЛОКО ЯГОДА МОЛОКО ЛОШАДЬ КНИГА ПИСЬМО ТОВАРИЩ Шаг 1 Определить род существительного. Шаг 2 Выделить окончание в начальной форме. Шаг 3. По роду и окончанию определить склонение.
Автобус едет по улице Ленина и по площади Пионерии. Д.п. Д.п. 1скл. 3 скл .
Рефлексивный экран: · было интересно… · было трудно… · я понял, что… · теперь я могу… · я почувствовал, что… · я научился… · у меня получилось … · я смог… · я попробую… · меня удивило… · мне захотелось…
Домашнее задание По выбору: упр. 283 или упр. 285
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе
Учитель: Цахоева З.С.
Тема: «Три склонения имен существительных».
Цель: познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – склонение
Задачи:
- Создать условия для «открытия» учащимися понятия склонение имён существительных и наличие у существительных трёх склонений.
- Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.
- Формировать универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу;
осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка;
Регулятивные УУД:
умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.
Познавательные УУД:
умение строить устные высказывания; формулирование проблемы и её решение;
поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре, в группе,
формулировать собственное мнение.
Ожидаемые результаты: Ученик научится определять тип склонения имён существительных.
Тип урока - урок изучения нового материала с элементами уровневой дифференциации.
Основные методы - объяснительно-иллюстрированный, наглядный, самостоятельная работа.
Формы организации познавательной деятельности - индивидуальная, работа в парах, в группах, дифференцированная работа, учебный диалог, фронтальная.
Средства обучения - учебник, презентация.
Оборудование:
таблица «Три склонения существительных», карточки с символами орфограмм,
карточки с заданиями, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, сканер, учебник, тетрадь, карточки-знаки, веер склонений, лист самооценки.
Список использованной литературы:
1. Набойщикова Н. В. Тренинговые карточки по русскому языку для начальной школы. 1-4 классы. Волгоград: Учитель, 2010 г.
2. Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие по русскому языку. – М.: Детская литература, 2008.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. http://allforchildren.ru
2. http://www.rusedu.ru/detail
3. http://iemcko.narod.ru
№ | Этап урока | Цели урока на данном этапе | Ход урока Деятельность учителя | Учебная деятельность учеников | Формирование УУД |
1 | Орг. момент. | Создать условия, способствующие оптимальной включенности в работу, мотивировать к учебной деятельности. | Проверка готовности к уроку. -Друг на друга посмотрели, Повернулись, подтянулись И друг другу улыбнулись. Оформление рабочей записи. - Откройте тетради, запишите число 8 февраля, классная работа. | Настрой на учебную деятельность. Запись в тетради числа, классная работа. | Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать учителя |
2 | Работа над каллиграфией слайд 2 | Отработать навык правильного каллиграфического письма. | - Сегодня мы будем отрабатывать соединения с буквой р: ер ор оро город дорога сердце 1.Анализ элементов буквы. 2. Анализ соединений. 3. Показ учителем. 4. Чтение и запись слов. - Указать орфограммы в данных словах на доске (карточки орфограмм). - Назвать общие признаки слов. - Чем различны слова? | Списывание образца с доски. Сравнивают слова, выделяют орфограммы, определяют вид орфограмм и находят соответствующие карточки. (имена сущ. ед.ч. И.п.) (м.р., ж.р., ср.р.) | Регулятивные УУД: умение осуществлять действия по образцу Познавательные УУД: анализ, выбор основания для сравнения, классификация объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую ( в символ). |
3 | Повторение о падежах, орфограммах. Письмо по памяти. Слайд 3,4 | Умение соотносить части пословиц, видеть орфограммы, определять падеж существительных | Собрать пословицы. Назвать орфограммы. -сердце матери -лучше сладкой лжи -горькая правда -лучше солнца греет Записать по памяти одну пословицу, указать падеж сущ-х. | Составляют пословицы, объясняют их смысл, находят орфограммы. Запись по памяти. указывают падеж сущ. Взаимопроверка. | Познавательные УУД: умение строить устные высказывания ; анализ объектов с целью установления смысла пословиц. Коммуникативные УУД: умение работать в паре, проверять работу соседа. Регулятивные УУД: умение запоминать, видеть ошибку. |
4 | Актуализация имеющих знаний. Постановка цели урока. Слайд 5 | Актуализировать имеющиеся знания по определению падежа существительных Умение выделять проблему. | Изучение нового материала. (Слайд) Найти имена сущ-е в предложении. Определить падеж у слов по улице, по площади. Автобус едет по улице Кирова и по площади Пионерии. (Д.п.) - Падеж и предлог у слов одинаковый, почему же окончания различны? - Какова цель сегодняшнего урока? | Версии учащихся. Дети формируют цели и задачи. (Выяснить, отчего зависит окончание сущ-х в косвенных падежах.) | Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно готовность к преодолению трудностей; умение формулировать тему и цель урока Познавательные УУД: формулирование проблемы. |
5 | Изучение нового материала. Решение проблемы. Введение нового материала, постановка проблемы, поиск ее решения выход из проблемной ситуации. Слайд 6-7 | Выбор способов действия, разрешения проблемной ситуации | (на слайде слова) Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, дядя, стол, окно, степь. - Прочитайте слова, найдите общее. - Разделите существительные на группы, ориентируясь на указания: - Назовите существительные женского рода с окончаниями - а, - я. - Назовите существительные мужского рода с окончаниями - а, - я. - Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода. - Выделите в них окончания. - Назовите существительные среднего рода и выделите у них окончания. - Назовите оставшиеся имена существительные. Определите род. Какая буква на конце слов? См. слайд - По каким признакам мы сгруппировали существительные? - Сделайте вывод, какие существительные относятся к первому склонению, ко второму склонению и к третьему склонению. | Исследовательская работа, использование алгоритма для решения проблемы. (Существительные в единственном числе, в именительном падеже) (Вода, земля) (Юра, дядя) (Стол, конь) (Окно, море) (Существительные степь, дочь женского рода с мягким знаком на конце) (По роду и окончанию) - С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения. Вывод: К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями - а, - я в именительном падеже. Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями - о, -е в именительном падеже. К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже. | Познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем, творческого и поискового характера; поиск и выделение необходимой информации, создание алгоритмов деятельности при решении проблемы; установление причинно-следственных связей. Коммуникативные УУД: умение с помощью вопросов получать необходимые сведения; умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог. Личностные УУД: готовность открыто выражать свою позицию |
6 | Динамическая пауза (релаксация) | Снизить нервно-психическую нагрузку, усталость глаз. | Слайд 8 Организация отдыха с музыкой. | Выполнение упражнений для глаз | |
7 | Составление алгоритма действий при определении склонения имени существительного. Слайд 9 | Отработка умения определять склонение существительных, разбирать существительное как части речи. | - Как определить склонение имени существительного в именительном падеже? Алгоритм действий при определении склонения имени существительного Образец рассуждения - таблица. Тетрадь - она, моя - существительное женского рода с ь на конце; в именительном падеже единственного числа нулевое окончание; значит существительное тетрадь третьего склонения. | Чтобы определить склонение имени существительного, нужно: Определить род. Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа. По роду и по окончанию определить склонение. | Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов, умение структурировать знания. Регулятивные УУД: умение составлять алгоритм и последовательность действий; готовность к преодолению трудностей. Личностные УУД: осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат. |
8 | Первичное закрепление. Воспроизведение изученного материала. Слайд 10 | Тренировать способность к самоконтролю. | Упражнение в определении склонения имен существительных. Определите склонение следующих существительных: яблоко, ягода, молоко, лошадь, товарищ, книга, письмо. | Для определения склонения используют веер. | Познавательные УУД: формирование умений работать с информацией. Коммуникативные УУД: контроль и оценка процесса выполнения работы, рефлексия своих действий. |
9 | Разноуровневая самостоятельная работа. | Умение применить полученные знания на практике. Организация самостоятельной работы учащихся (раздаточный материал). | - Теперь проверим, как каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках.
Взаимопроверка. Проверка с помощью сканера по одной работе каждого варианта. Анализ ошибок. | Самостоятельная работа с последующий проверкой (раздаточный материал), анализ допущенных ошибок. 1 группа: Запиши слова в 3 столбика: Акварель, болото, альбом, беседка, кастрюля, ладонь, автобус. 2 группа: Выпиши из словаря учебника с.124 по 2-3 слова каждого склонения. | Регулятивные УУД: формирование способности принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности. Познавательные УУД: способность к осознанию и усвоению содержания. |
10 | Итог урока. Слайд 11 | - Вернёмся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах по улице, по площади разные окончания? - С какой целью необходимо научиться узнавать склонение существительных? Повторите алгоритм, по которому вы будете работать дома. | (Существительное улица -первого склонения, существительное площадь - третьего склонения) (Чтобы правильно писать окончания существительных) | Регулятивные УУД: констатация достижения поставленной цели. | |
11 | Рефлексия учебной деятельности на уроке слайд 12 | Зафиксировать достижения поставленных целей, оценить собственную деятельность. | Систематизация знаний на уроке. | Дети подводят итоги своей работы на уроке, устанавливают причинно- следственные связи. Используется рефлексивный экран: | Личностные УУД: адекватная самооценка результата своей деятельности. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение. |
12 | Домашнее задание Слайд 13 | Обсудить и записать домашнее задание | Упр.283 или 285 (по выбору) | Запись д/з в дневник. | Регулятивные УУД: составление плана и определение последовательности действий |
Предварительный просмотр:
АНАЛИЗ УРОКА по русскому языку
учителя начальных классов
филиала МКОУ СОШ №5 г.Алагира в с.Бирагзанг Цахоева З.С.
Класс: 3
Тема урока: «Три склонения имен существительных»
Тип урока и его структура: урок изучения нового материала с элементами уровневой дифференциации.
- Место урока в программе: первый урок в теме «Три склонения имен существительных». Материал урока связан с предыдущей темой «Изменение имен существительных по падежам» и работает на следующую тему: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных».
- При планировании были учтены психофизические особенности обучающихся класса. Задания для закрепления нового материала носили дифференцированный характер.
- Цель урока: познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – склонением.
- Задачи:
предметные
-создать условия для «открытия» учащимися понятия склонение имён существительных и наличие у существительных трёх склонений.
-формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.
- В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала формировать следующие УУД:
Личностные УУД:
формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу;
осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка;
Регулятивные УУД:
умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.
Познавательные УУД:
умение строить устные высказывания; формулирование проблемы и её решение;
поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре, в группе,
формулировать собственное мнение.
- Ожидаемые результаты: Ученики научатся определять тип склонения имён существительных.
- Тип урока - урок открытия нового знания.
- Методы и формы работы:
Использовались следующие формы работы: коллективная, индивидуально-дифференцированная, самостоятельная, парная при взаимопроверке.
Методы: проблемно-поисковый, словесные, наглядные (опоры, презентация, таблица, карточки орфограмм), обратная связь (веер).
А) Методы организации и осуществления учебной – познавательной деятельности учащихся:
а ) метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа, объяснение);
б ) метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (иллюстрации , демонстрация презентации обучающего курса).
в) проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем
Б) Методы стимулирования и мотивации учащихся:
а ) эмоциональные (поощрения, похвала, создание ситуации успеха для каждого ребёнка);
в ) волевые ( предъявление учебных требований);
г ) социальные (демонстрация работы учащихся).
В) Методы контроля и самоконтроля:
рефлексия, контроль в паре.
Для здоровьесбережения использовалась музыкальная физминутка для глаз, упражнение на расслабление зрения, яркая наглядность.
- Оборудование:
таблица «Три склонения существительных», карточки с символами орфограмм,
карточки с заданиями, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, сканер, учебник, тетрадь, карточки-знаки, веер склонений.
- Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий помог каждому ребёнку на занятии продвинуться в своём индивидуальном развитии.
- Проведённый урок достиг заявленной цели и поставленных задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс "Три склонения имени существительного"
Урок по развивающей системе Л.В. Занкова 3 класс "Три склонения имени существительного"...
Урок русского языка.3 класс. Тема"Склонение имен существительных".УМК "Начальная школа XXI века".
Урок русского языка составлен в соответствии с требованиями ФГОС.На этом уроке использовались элементы разноуровневой дифференциации.Тип и форма урока оптимальны для данного возраста учащихся да...
урок русского языка, 3 класс. Третье склонение имен существительных
урок русского языка в 3 классе....
Урок русского языка 4 класс 3 склонения имени существительного
Конспект урока русского языка "3 склонения имени существительного" 4 класс по "Школе России"...
Конспект урока с ЭОР по русскому языку 4 класс "Три склонения имен существительных. Первое склонение имён существительных"
Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс по теме "Три склонения имен существительных . Первое склонение имен существительных"...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»
Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...
Технологическая карта урока русского языка 4 класс "3-склонение имен существительных"
Технологическая карта урока русского языка 4 класс "3-склонение имен существительных" Школа России...