Правописание суффиксов и приставок.
видеоурок по русскому языку (3 класс) на тему

3 класс

Тема: Правописание суффиксов и приставок.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков (закрепление)

Цель урока: создать условия для формирования  ранее полу­ченных знаний и умений по правописанию приставок и суффиксов, повторить изученные орфограммы.

Задачи урока:

- обучающая отрабатывать умения находить орфограммы в суффиксах и приставках, правильно обозначать буквой безударный глас­ный или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе на письме;

- развивающая: развивать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас детей, способствовать развитию речи, памяти и мышления;

-воспитывающая: воспитывать интерес к предмету русского языка,

любовь к природе

 - здоровьесберегающая:. обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tahtarova_rus_yazyk.doc797 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №1  г. Пролетарска Ростовской области

УМК         «Школа Россия»

Предмет: русский язык

Класс:      3

Тема:       Правописание суффиксов и приставок.

Работа выполнена

учителем начальных классов

МБОУ лицей №1 г. Пролетарска

Ростовской области

Тахтаровой  Татьяной Геннадьевной

2016 год

Конспект урока по русскому языку

УМК «Школа России»

3 класс

Тема: Правописание суффиксов и приставок.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков (закрепление)

Цель урока: создать условия для формирования  ранее полученных знаний и умений по правописанию приставок и суффиксов, повторить изученные орфограммы.

Задачи урока:

- обучающая отрабатывать умения находить орфограммы в суффиксах и приставках, правильно обозначать буквой безударный гласный или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе на письме;

- развивающая: развивать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас детей, способствовать развитию речи, памяти и мышления;

-воспитывающая: воспитывать интерес к предмету русского языка,

любовь к природе

 - здоровьесберегающая:. обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Планируемые результаты:

Предметные: Понимать, как правильно обозначать буквой безударный гласный или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе на письме. Объяснять написание пропущенных букв в значимых частях слова. Писать правильно слова на изученные орфограммы. 

Метапредметные:

-  Регулятивные:     определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, проводить анализ и классификацию по заданным критериям.                                      

 - Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;                          

-  Познавательные: находить  языковые примеры для иллюстрации данных понятий, правил, применять разные способы фиксации информации  (словесный, схематичный)

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания;

Оборудование: Учебник: 3 класс: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий  Русский язык: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2015; мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку в программе Power Point; дидактический  раздаточный материал.

Ход урока.

Слайд 1 (информационный)

1.Организационный  момент. Мотивация к учебной деятельности.

Цель  этапа: подготовить обучающихся к началу урока, создать  позитивную установку, включение в деловой ритм;

Слайд 2 

 - Мне бы хотелось начать наш урок со слов Аркадия Гайдара из произведения «Чук и Гек»:

«Что такое счастье – это каждый понимает по-своему»

- Что же такое счастье?

Нужно для счастья порою немного:
Шоферу – прямая дорога,
Летчику – ясное небо,
Прохожему – больше улыбок,
Учителю – меньше ошибок.

- А что для счастья нужно ученикам?

- Попробуем сегодня на уроке подарить кусочек счастья друг другу.

Я желаю, чтобы каждый из вас был сегодня успешен, счастлив на уроке.

Слайд 3 

Откроем свои тетради и запишем сегодняшнюю дату (дежурный напоминает правило посадки)

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я друзья от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

Запись в тетради (число, классная работа, словарь)

2. Актуализация знаний.

Цель этапа: актуализировать полученные  знания и навыки обучающихся.  Лексико-орфографическая работа.

Слайд 4  

Словарная работа. 

- Вспомним  слова с непроверяемым написанием (проверка пропущенных букв веером)

 - Начнем с зимних месяцев.

 - Этот месяц год кончает, зиму начинает: д…кабрь
 - Этот месяц году начало – зиме середина: …нварь
 - Этот месяц очень капризен: и сильные морозы, и капель: ф…враль

 - Понижение температуры воздуха ниже 0°С, обычно вечером и ночью  (весной или осенью): зам..р...зок

 - Свежий, только что выпавший снег: п..роша

 - Небольшая лесная серая певчая птичка с красной грудью у самцов: сн…гирь

 - Узкие стальные полозья, прикрепляемые к обуви для катания на льду (раньше коньки вырезали из дерева, по форме они напоминали лошадку, оттого и название – коньки): к_ньки

Самооценка. (!, +, -)

 - Что общего в словах?  Каким, одним словом можно назвать все эти слова?

 - Какие задания можно предложить своим одноклассникам  с этими словами? (разбор по составу; подобрать родственные; составить предложения с одним из слов; определить количество букв звуков в словах; записать в алфавитном порядке; в словах назвать звонкие, глухие согласные; выбрать слова, в которых количество букв и звуков одинаково, звуков меньше, чем букв)

3. Целеполагание.

Цель  этапа: сформулировать образовательную цель урока.

 - Найти лишнее слово, почему? В какой значимой части слова орфограмма? (заморозок)

- Что вы знаете о приставке, суффиксе?

 - Каким правилом нужно воспользоваться, чтобы правильно написать слово с приставкой  или с суффиксом?

 - Предположите,  чему мы сегодня посвятим урок?

 - Эта тема для нас новая?

 - Сформулируйте тему урока.  

  - Разбор по составу слова заморозок (работа у доски)

4. Включение в систему знаний и повторение способов действий по теме. 

Цель: организовать отдельные способы действий в целостную систему знаний.

Слайд 5   Работа над предложением.

- Как называются слова противоположные по смыслу?

Расшифруйте строчку из известной песни, заменив слова противоположными по смыслу. Что может помочь в выполнении этого задания?

 - Большой берёзе жарко летом.

- Какие слова вы можете сразу заменить антонимами?  Составьте предложение.

-Мал…нькой ел..чке

Хол…дно з…мой.

Работа у доски.  - Списать предложение, вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы.

 - Назовите слова с суффиксами. Суффиксы каких слов вызывают сомнения в написании?

 - Как их проверить?

Слайд 6   Работа по учебнику упр. 254 (фронтально, устно)

-О каком празднике идет речь в этой песне?

Отрывок из этой песни находится в учебнике на с. 130, упр. 254.

- Прочитайте.

-В какой  значимой части слова пропущены буквы: в корне? В суффиксе? Объясните их написание (фронтально, устно – показ веером с гласными буквами)

5. Физминутка для глаз (просмотр слайдов)

Цель: смена деятельности обучающихся, восстановление хорошего физического самочувствия и позитивного настроения  (здоровьесберегающий фактор).

Слайд 7   

6. Закрепление знаний и способов действий по теме.

Цель: установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы материала, провести их коррекцию.

Слайд 8   с заданием. Работа в паре. У каждой пары на столах карточки с заданиями:

- Распредели слова на две группы:  позвоню,  втащу,  вазочка, петушок,  ножик,  лётчик, горошек,  надпись.

Слова с приставками                                         Слова с суффиксами  

позвоню                                                                     лётчик                      

втащу                                                                       горошек

надпись                                                                     вазочка

                                                                                   петушок

                                                                                   ножик        

Слайд 9   Самопроверка (!, +, -) по эталону на слайде. Оценить  свою работу в паре

Слайд 10   с заданием. Работа в группе.  У каждой группы на столах карточки с заданиями:

Укажите  в каком ряду слов пропущены одинаковые гласные буквы в суффиксах?

□ огород…к, козл…к, ореш…к, нож…к;

□снеж…к, круж…к, ящич…к, береж…к;

□замоч…к, овраж…к, фартуч…к.

Укажите в  каких рядах слов пропущены одинаковые гласные буквы в приставках?

н…клеить, з…вязать, н…дписать;

 п…завтракать, з…звенел, д…прыгнул;

пр…мыл, п…дсказал, п…качал;

 Слайд 11  Самопроверка (!, +, -) по эталону на слайде.  Оценить  свою работу в группе.

7. Контроль знаний

Цель: формирование оценочной деятельности, умение соотносить с образцом, закрепление алгоритма действий.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону на слайде

Слайд 12  

 - Составьте рассказ из нескольких предложений из данных слов:

наступила, пушистый, зима, ковёр, из снега, покрыл, ёлочки, землю, одеты, в, шубки, белые

 Слайд 13  Самопроверка по эталону на слайде.

Наступила зима. Пушистый ковёр из снега покрыл землю. Ёлочки одеты в белые шубки.

- Назовите слова с приставками, суффиксами.

 - Что автор сказал о ковре? (характеристика предложения, разбор  по членам, связь слов, части речи)

8. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: подведение итогов работы, организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- С какими  заданиями справились легко, что вызывало затруднение, над чем стоит ещё поработать.

- За что вы можете похвалить себя, своих товарищей?

- Что посоветуем тем ребятам у кого не всё на уроке получалось?

Слайд 14   Выберите высказывание, которое оценивает вашу работу на уроке:       

Мне было легко…
Я пока затрудняюсь…

Я понял, мне необходимо поработать над темой…

 - Посмотрите, пожалуйста, на ёлочку, которую я для вас приготовила. Как вы думаете, чего не хватает  новогодней елочке?

 - Оцените свою работу на сегодняшнем уроке. Если вам все удалось, то выбирайте зелёный шарик - смайлик, а если у вас пока не всё получилось, допускаете ошибки – желтый, ну а если остались ещё неразрешимые проблемы, вам нужна помощь – красный (украшение ёлочки шариками-смайликами)

9. Выставление оценок

10. Домашнее задание

Цель: информировать  обучающихся о домашнем задании, провести инструктаж по его выполнению.

 с. 130  упр. 254 (дописать)

Слайд 15   Пожелания хорошего настроения на весь день


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Правописание суффиксов и приставок" 1 урок 3 класс Канакина

Конспект  к уроку русского языка в 3 классе "Правописание суффиксов и приставок" 1 урок Канакина УМК "Школа России"...

Технологическая карта к уроку русский язык в 3 классе по теме "Правописание суффиксов и приставок"

Данная технологическая карта предназначена для урока русского языка по УМК "Школа России". С целью решения частных задач, так же организовать деятельность учащихся по закреплению знаний и умений осозн...

Правописание суффиксов и приставок

Цель: организовать деятельность учащихся по закреплению знаний и умений осознанного написания слов с безударной гласной и парным по глухости-звонкости согласным в корне слов, приставке и суффиксах....

Конспект урока. 3 класс. Тема: "Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы –ек ,-ик".

Конспект урока по русскому в 3 классе. Тема "Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ек, ик"....

Правописание суффиксов и приставок. Суффиксы -ик, -ек Конспект урока по русскому языку в 3 классе

организовать деятельность учащихся по закреплению знаний и умений осознанного написания слов с безударной гласной и парным по глухости-звонкости согласным в корне слов, приставке и суффиксах. П...

конспект урока русского языка по теме "Правописание суффиксов и приставок"

конспект урока   русского языка на тему " Правописание суффиксов и приставок" школа РоссииЦели: Создать условия для развития умений осознанного написания слов с безударной гласной ...