«Описание и повествование-два типа речи. Роль имён прилагательных в речи».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Ходкова Татьяна Владимировна

Конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_prilag_urok_1.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМА конспекта: Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 4

Базовый учебник: Русский язык 4 класс, Бунеев, Бунеева, Образовательная система «Школа 2100».

Тема урока: «Описание и повествование-два типа речи. Роль имён прилагательных в речи».

Цель: показать роль имён прилагательных в речи.

Задачи:- познакомить с отличительными признаками типов речи;

-определять роль прилагательных в речи;

- развивать умение правильно и последовательно излагать свои мысли, оформлять их в устной и письменной речи;

-развивать коммуникативные навыки уч-ся.

Тип урока: открытия новых знаний.

Педагогические технологии: технология деятельностного метода.

Методы обучения: проблемный; частично-поисковый; практический; использование технических средств.

Средства обучения: интерактивная доска,  карточки с заданиями, мультимедийное оборудование и компьютерная презентация, учебник, листы для самостоятельной работы, ключ к проверке работы.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная,  индивидуальная,  работа в паре,  работа в группе.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

УУД

1

Организационный момент. Мотивация  учебной деятельности учащихся.

Приветствие, проверка готовности к учебному занятию, организация внимания детей, создание эмоционального настроя на деятельность.

-Ребята, я надеюсь, что сегодня вы с большим желанием и хорошим настроение пришли в школу, чтобы узнать что-то новое, интересное.

-Сегодня на уроке вы будете настоящими исследователями и сами откроете новые знания.

Приветствуют учителя, проверяют подготовку рабочих мест.

Личностные: самоопределение,

смыслообразования, мотивация учения.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности, волевая саморегуляция.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2

Актуализация знаний.

-Прочитай слова, какие это слова?

-Найди лишнее слово? Почему?

Лимон, лимончик, лимонный, лимонад (напиток), лимонник (цветок).

- Все ли слова понятны?

- С какой частью речи мы будем работать?

Для того, чтобы наша работа прошла успешно, нам нужно подтвердить на сколько глубоки наши знания об этой части речи.

Имя прилагательное- лимонный, остальные существительные.

ОПИСАНИЕ, ср.р.

1) см. описать.

2) Сочинение, изложение, в котором что-нибудь описывается.

ЛИМОН -м.р.

1) Субтропическое вечнозеленое цитрусовое дерево семейства рутовых с желтыми, кислого вкуса плодами.

2) Плод такого дерева.

3) Древесина такого дерева.

ЛИМОНАД, -а (-у), м.р.

1) Сладкий прохладительный напиток, обычно с лимонным соком.

Лимо́нник м. р.

1) Вьющийся кустарник, стебли, корни и плоды которого при растирании пахнут лимоном.

2) Настойка из корня, семян и плодов такого растения, употребляемая в медицине как тонизирующее средство.

Имя прилагательное.

Регулятивные:

Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Личностные:

формирование мотивационной основы учебной деятельности, включая учебно- познавательный мотив.

- Тест (работа с пультами)

-Выбери правильный вариант ответа.

1.Имя прилагательное- это… часть речи?

- служебная

-самостоятельная

 2.Что обозначает имя прилагательное?

-предмет

-действие предмета

-признак предмета

 3. На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

- Кто? Что?

-Какой? Какая? Какое? Какие?

Что делать? Что сделать?

4. Как изменяется имя прилагательное?

- по родам и числам

- по падежам и числам

 5.  Каким членом  в предложении чаще всего бывает имя прилагательное?

- главным

-второстепенным

 

Работа с пультами в программе ВОТУМ (зарегистрироваться заранее).

Обучающиеся нажимают на пультах  варианты ответов.

Проверка своих ответов на интерактивной доске.

-Самостоятельная

-Признак предмета

-Какой? Какая? Какое? Какие?

- По падежам и числам

-Второстепенным

3

Постановка цели и учебных  задач. Первичное усвоение новых знаний.

Работа над предложением.

Спят п…ляны сн…г…вые, спит

б…змолвно тёмный ле(с,з). 4

                                     (И. Бунин)

-Прочитайте предложение.

 -Вставите пропущенные буквы, устно объясните правописание.

-Запишите предложение.

-Выполните синтаксический разбор предложения.

- Прочитайте это предложение без имён прилагательных. Что заметили?

-Значит, какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?

(= -)¹, (= -)².

(Повеств, невосклиц, сложное, состоит из 2 –х частей) .

Один ученик у доски с объяснением.

САМООЦЕНКА:

- Что нужно было сделать?

-Справился? Не справился?

-С ошибками или без ошибок, с помощью учителя, без помощи учителя?

Прилагательные делают нашу речь более точной, образной, красивой, живописной и яркой.

Регулятивные:

сохранять учебную задачу.

Личностные: способность к самооценке, самоконтролю, умение анализировать соответствие результатов требованиям конкретной задачи.

 Грамотный человек должен владеть определёнными знаниями о русском языке, должен ориентироваться в таких  понятиях, как тип речи.

-Как вы понимаете тип речи? Каким словом его  можно заменить?

- Какие бывают типы (виды) речи?

Пользуясь данной схемой, сформулируйте тему урока.

 Мы будем работать сегодня с двумя из них.

Что такое повествование?

Что такое описание?

Обратимся к толковому словарю.

На основании этой таблицы сформулируйте цели урока, над чем мы будем работать?

- А какая часть речи нам поможет более ярко раскрыть данные типы речи?

Высказывают предположения.

Вид

Высказывают предположения.

( схема на доске- открыть)

                            тип речи

 

повествование   описание    рассуждение

СЛАЙД 1

ТЕМА:

« Описание и повествование- два типа речи. Роль имён прилагательных в речи».

Работа со словарём.

ЦЕЛЬ:

Будем работать над типами речи.

Сравнивать типы речи, выясним, чем отличаются тексты. Повторим роль прилагательных в речи. Учиться правильно излагать свои мысли.

Имя прилагательное.

Регулятивные: постановка цели, учебной задачи.

Коммуникативные:

владение диалогической формой речи, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение.

Познавательные:

осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков.

4

Первичная проверка понимания.

Работа в группах.

Сейчас разобьёмся на 4 группы. Не забывайте правила работы в группе.

ЗАДАНИЕ (на листах).

-Прочитайте внимательно предложенные тексты. Выпишите на листы в два столбика имена прилагательные из первого и второго текстов.

-Определите типы этих текстов.

-Почему так решили?

1. Утром я просыпаюсь рано, с трудом встаю. Прежде всего, я убираю постель, затем делаю зарядку. После зарядки и обливания холодной водой чувствую себя бодрым и спортивным. Мама зовёт меня завтракать. Наконец я выхожу из дома и иду в школу.

2. Я люблю зимний  лес. Особенно он хорош в ясный  морозный день. Солнце освещает  могучие вершины деревьев. Пушистым снегом укрыты  ветки елей. Тонкие стволы молодых берёз прогибаются под тяжестью снега. Вот стучит одинокий дятел. С широкой еловой ветки падает снежный ком.  

ОТЧЁТ ГРУПП

4 человека от группы у доски.

1 группа - прочитайте все прилагательные из 1 текста. У остальных так?

2 группа - Как вы считаете, какой это тип речи? У всех так?

3 группа- Прочитайте все прилагательные из 2 текста. У остальных так?

4группа - Как вы считаете, какой это тип речи? У всех так?

- Получается, что и в том и в другом тексте есть имена прилагательные. Но в 1 тексте их мало, а во 2 тексте описании их гораздо больше.

-Для чего такое большое количество имён прилагательных во 2 тексте?

 

1 текст-текст повествование, нам рассказывают о том, как утром ребёнок собирается в школу.

2-описание, в нём описывают красоту зимнего леса.

1 группа называет все имена прилагательные в первом тексте:

холодной, бодрым, спортивным.

2 группа называет тип речи: это текст –повествование.

3 группа называет все имена прилагательные во втором тексте:

зимний, в ясный, холодный, могучие, пушистым, тонкие, молодых, одинокий, с широкой, еловой, снежный.

4 группа называет тип речи: текст- описание.

Они показывают красоту зимнего леса, образность, живописность, хочется любоваться им, рисовать в своём воображении.

Регулятивные:

сохранять учебную задачу.

Познавательные:

проводить сравнение,

создание схемы для решения задачи.

Коммуникативные:

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Владение диалогической формой речи, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение.

5

ФИЗМИНУТКА.

Дружно встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

Выполняют упражнения.

6

Первичное закрепление.

СЛАЙДЫ- 2-7

- Давайте ещё понаблюдаем, чем текст повествование отличается от текста описания.

Будем рассуждать и заполнять таблицу.

-Какую цель ставил автор, составляя данный текст?

-Какой вопрос можно поставить к данному слову?

-Слова какой части речи чаще всего встречаются в тексте, т.е. ключевые слова?

-Для чего нам понадобится эта таблица?

- К какому типу речи относятся эти строчки?

 Рисунок опиши любой,

 Ответив на вопрос « какой?»

 А чтобы не было возни,

 Ты прилагательных возьми.

 О чем – то хочешь рассказать?

 Глаголов нужно больше взять,

 Что происходит, описать,

 Картинок множество создать.

Описание

Повествование

ЦЕЛЬ

Нарисовать картину словами

Рассказать о последовательно развивающихся событиях

Вопрос

к тексту

Какой предмет (

человек)?

Что происходит с предметом

(человеком)?

Ключе

вые слова

Прилагательные

Глаголы

Чтобы при работе с текстом быстро определить тип текста.

Текст- описание.

Познавательные:

проводить сравнение,

создание схемы для решения задачи.

Личностные:

формирование мотивационной основы учебной деятельности, включая учебно- познавательный мотив,

интерес к новому материалу.

7

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

-Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу пропущенные слова.  (Для обучающихся, испытывающих трудности, раздать карточки со словами для справок).

-Пользуясь таблицей, определите, к какому типу речи относится данный текст?

ПРОВЕРКА

-Прочитайте, какие тексты у вас получились? Тип? Почему?

- Ребята, а где в жизни мы можем встретиться с этими типами текстов- описанием и повествованием?

На катке.

Чудесные стоят деньки. На улице…сильный мороз. Большой пруд в деревне Дубки уже… .Ребята … там каток. Илюша и Полина … на пруд. Хорошо … коньки!

(Слова для справок: ударил, замёрз, устроили, побежали, скользят)

На лесной поляне.

Над поляной кружился … снежок. Солнце сияло … светом. Вокруг дремали … ёлочки. Снег укрывал их … лапки. Только … ветерок покачивал еловые макушки.

(Слова для справок: белый, ярким, зелёные, мохнатые, лёгкий)

ПРОВЕРКА, обучающиеся зачитывают тексты.

Газетные статьи или статьи в интернете о каких- либо событиях- это повествование.

В литературном чтении произведения писателей о природе, о животных (М. Пришвин, К. Паустовский)- это описание.

Регулятивные: сохранять учебную задачу,

проявлять познавательную инициативу, контролировать  свои действия.

Познавательные: самостоятельно выполнять действия.

Выполнение действий по алгоритму, обобщение. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата.

8

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Д.з- упр. 202- списать. Объяснить постановку запятых, составив схемы и  определить тип речи.

Записывают домашнее задание.

Познавательные: формирование интереса к изучению предмета.

9

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

- Какая была тема урока?

- Что нового было на уроке?

-Чем же отличаются эти типы речи?

-Значит, какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?

– Послушайте, как две девочки рассуждают, зачем нужны имена прилагательные.

Очень занимательное –

 Имя прилагательное

 Трудно будет без него

 Если пропадет оно.

 Ну, представь-ка себе это!

 Как без признаков предмета

 Будем спорить, говорить

 Веселиться и шутить

 Что тогда получиться?

 Стоит разве мучиться?

 Не скажем мы “прекрасное”

 Не скажем “безобразное”

 Не скажем маме милая

 Красивая, любимая.

 Отцу, и брату, и сестре

 Не сможем говорить нигде

 Эти замечательные

 При-ла-га-тель-ные.

 Чтобы все отличным стало

 Разных признаков немало

 Будем всюду замечать

 И к месту в речи

 Их вставлять!

- В каком типе текста имена прилагательные играют важную роль?

- Как вы считаете, достигли мы своей цели, которую поставили в начале урока?

-Ответили на вопрос: чем отличается описание от повествования?

- Что нам помогло в этом?

ОЦЕНИВАНИЕ.

- Кто доволен своей работой, …

-А кому было сложно и непонятно…

Спасибо. Урок окончен.

«Описание и повествование-два типа речи. Роль имён прилагательных в речи».

Сравнивали, чем отличаются типы текстов.

Прилагательные делают нашу речь более точной, образной, красивой, живописной и яркой. (Имена прилагательные описывают предмет, называют его характерные  признаки,  украшают речь, делают текст  точным и интересным, ярким, красочным.

Речь человека становится яркой. Образной.)

(Инсценируют)

В тексте- описание.

Знания, умение слушать, сотрудничать, быть внимательными.

Обучающиеся на кружочках рисуют смайлики.

Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершение на основе учёта ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметный урок на тему "Роль имён прилагательных в речи"

Обобщение по теме "Имена прилагательные"...

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе «Повествование и описание – два типа речи. Роль имён прилагательных в речи"

Тип данного урока: изучение нового материала. Методическая разработка урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Подробно прописаны этапы урока, деятельность учителя, учащихся, а также плани...

Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме: "Имя прилагательное. Роль имён прилагательных в речи"

Конспект урока по русскому языку для 3 класса. Тема урока: «Имя прилагательное.  Роль имён прилагательных в речи»....

Открытый урок по русскому языку в 3 «А» классе на тему: «Роль имён прилагательных в речи. Прилагательные синонимы и антонимы»

Цели урока: 1.     Формировать  умения учащихся распознавать и осознанно употреблять в своей речи слова, обозначающие признаки предметов.2.     Формировать...

Конспект по русскому языку "Имя прилагательное как часть речи. Роль имён прилагательных", 4 класс

Конспект по русскому языку "Имя прилагательное как часть речи. Роль имён прилагательных", 4 класс...