№ | Этапы урока
| Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | УУД |
1 | Организационный момент. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Приветствие, проверка готовности к учебному занятию, организация внимания детей, создание эмоционального настроя на деятельность.
-Ребята, я надеюсь, что сегодня вы с большим желанием и хорошим настроение пришли в школу, чтобы узнать что-то новое, интересное. -Сегодня на уроке вы будете настоящими исследователями и сами откроете новые знания.
| Приветствуют учителя, проверяют подготовку рабочих мест.
| Личностные: самоопределение, смыслообразования, мотивация учения.
Регулятивные: организация своей учебной деятельности, волевая саморегуляция.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2 | Актуализация знаний. | -Прочитай слова, какие это слова? -Найди лишнее слово? Почему? Лимон, лимончик, лимонный, лимонад (напиток), лимонник (цветок). - Все ли слова понятны?
- С какой частью речи мы будем работать? Для того, чтобы наша работа прошла успешно, нам нужно подтвердить на сколько глубоки наши знания об этой части речи. | Имя прилагательное- лимонный, остальные существительные. ОПИСАНИЕ, ср.р. 1) см. описать. 2) Сочинение, изложение, в котором что-нибудь описывается.
ЛИМОН -м.р. 1) Субтропическое вечнозеленое цитрусовое дерево семейства рутовых с желтыми, кислого вкуса плодами. 2) Плод такого дерева. 3) Древесина такого дерева.
ЛИМОНАД, -а (-у), м.р. 1) Сладкий прохладительный напиток, обычно с лимонным соком.
Лимо́нник м. р. 1) Вьющийся кустарник, стебли, корни и плоды которого при растирании пахнут лимоном. 2) Настойка из корня, семян и плодов такого растения, употребляемая в медицине как тонизирующее средство.
Имя прилагательное. | Регулятивные: Выделение и осознание того, что уже пройдено.
Личностные: формирование мотивационной основы учебной деятельности, включая учебно- познавательный мотив.
|
|
| - Тест (работа с пультами) -Выбери правильный вариант ответа.
1.Имя прилагательное- это… часть речи? - служебная -самостоятельная
2.Что обозначает имя прилагательное? -предмет -действие предмета -признак предмета
3. На какие вопросы отвечает имя прилагательное? - Кто? Что? -Какой? Какая? Какое? Какие? Что делать? Что сделать?
4. Как изменяется имя прилагательное? - по родам и числам - по падежам и числам
5. Каким членом в предложении чаще всего бывает имя прилагательное? - главным -второстепенным
| Работа с пультами в программе ВОТУМ (зарегистрироваться заранее). Обучающиеся нажимают на пультах варианты ответов. Проверка своих ответов на интерактивной доске. -Самостоятельная
-Признак предмета
-Какой? Какая? Какое? Какие?
- По падежам и числам
-Второстепенным |
|
3 | Постановка цели и учебных задач. Первичное усвоение новых знаний. | Работа над предложением. Спят п…ляны сн…г…вые, спит
б…змолвно тёмный ле(с,з). 4 (И. Бунин)
-Прочитайте предложение. -Вставите пропущенные буквы, устно объясните правописание. -Запишите предложение. -Выполните синтаксический разбор предложения.
- Прочитайте это предложение без имён прилагательных. Что заметили? -Значит, какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?
| (= -)¹, (= -)². (Повеств, невосклиц, сложное, состоит из 2 –х частей) .
Один ученик у доски с объяснением. САМООЦЕНКА: - Что нужно было сделать? -Справился? Не справился? -С ошибками или без ошибок, с помощью учителя, без помощи учителя?
Прилагательные делают нашу речь более точной, образной, красивой, живописной и яркой. | Регулятивные: сохранять учебную задачу.
Личностные: способность к самооценке, самоконтролю, умение анализировать соответствие результатов требованиям конкретной задачи. |
|
|
| Грамотный человек должен владеть определёнными знаниями о русском языке, должен ориентироваться в таких понятиях, как тип речи. -Как вы понимаете тип речи? Каким словом его можно заменить? - Какие бывают типы (виды) речи?
Пользуясь данной схемой, сформулируйте тему урока. Мы будем работать сегодня с двумя из них.
Что такое повествование? Что такое описание?
Обратимся к толковому словарю.
На основании этой таблицы сформулируйте цели урока, над чем мы будем работать?
- А какая часть речи нам поможет более ярко раскрыть данные типы речи?
|
Высказывают предположения. Вид
Высказывают предположения. ( схема на доске- открыть)
тип речи повествование описание рассуждение СЛАЙД 1 ТЕМА: « Описание и повествование- два типа речи. Роль имён прилагательных в речи».
Работа со словарём. ЦЕЛЬ: Будем работать над типами речи. Сравнивать типы речи, выясним, чем отличаются тексты. Повторим роль прилагательных в речи. Учиться правильно излагать свои мысли.
Имя прилагательное. | Регулятивные: постановка цели, учебной задачи.
Коммуникативные: владение диалогической формой речи, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение.
Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков.
|
4 | Первичная проверка понимания. | Работа в группах. Сейчас разобьёмся на 4 группы. Не забывайте правила работы в группе. ЗАДАНИЕ (на листах). -Прочитайте внимательно предложенные тексты. Выпишите на листы в два столбика имена прилагательные из первого и второго текстов. -Определите типы этих текстов. -Почему так решили?
1. Утром я просыпаюсь рано, с трудом встаю. Прежде всего, я убираю постель, затем делаю зарядку. После зарядки и обливания холодной водой чувствую себя бодрым и спортивным. Мама зовёт меня завтракать. Наконец я выхожу из дома и иду в школу. 2. Я люблю зимний лес. Особенно он хорош в ясный морозный день. Солнце освещает могучие вершины деревьев. Пушистым снегом укрыты ветки елей. Тонкие стволы молодых берёз прогибаются под тяжестью снега. Вот стучит одинокий дятел. С широкой еловой ветки падает снежный ком.
ОТЧЁТ ГРУПП 4 человека от группы у доски. 1 группа - прочитайте все прилагательные из 1 текста. У остальных так?
2 группа - Как вы считаете, какой это тип речи? У всех так?
3 группа- Прочитайте все прилагательные из 2 текста. У остальных так?
4группа - Как вы считаете, какой это тип речи? У всех так?
- Получается, что и в том и в другом тексте есть имена прилагательные. Но в 1 тексте их мало, а во 2 тексте описании их гораздо больше.
-Для чего такое большое количество имён прилагательных во 2 тексте? |
1 текст-текст повествование, нам рассказывают о том, как утром ребёнок собирается в школу.
2-описание, в нём описывают красоту зимнего леса.
1 группа называет все имена прилагательные в первом тексте: холодной, бодрым, спортивным.
2 группа называет тип речи: это текст –повествование.
3 группа называет все имена прилагательные во втором тексте: зимний, в ясный, холодный, могучие, пушистым, тонкие, молодых, одинокий, с широкой, еловой, снежный.
4 группа называет тип речи: текст- описание.
Они показывают красоту зимнего леса, образность, живописность, хочется любоваться им, рисовать в своём воображении.
| Регулятивные: сохранять учебную задачу.
Познавательные: проводить сравнение, создание схемы для решения задачи.
Коммуникативные: учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Владение диалогической формой речи, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение.
|
|
5 | ФИЗМИНУТКА.
| Дружно встали, улыбнулись, Выше-выше подтянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали, сели, встали, И на месте побежали. | Выполняют упражнения. |
|
6 | Первичное закрепление. |
| СЛАЙДЫ- 2-7 |
|
|
|
- Давайте ещё понаблюдаем, чем текст повествование отличается от текста описания. Будем рассуждать и заполнять таблицу. -Какую цель ставил автор, составляя данный текст? -Какой вопрос можно поставить к данному слову? -Слова какой части речи чаще всего встречаются в тексте, т.е. ключевые слова?
-Для чего нам понадобится эта таблица? - К какому типу речи относятся эти строчки? Рисунок опиши любой, Ответив на вопрос « какой?» А чтобы не было возни, Ты прилагательных возьми.
О чем – то хочешь рассказать? Глаголов нужно больше взять, Что происходит, описать, Картинок множество создать. |
| Описание | Повествование | ЦЕЛЬ | Нарисовать картину словами | Рассказать о последовательно развивающихся событиях | Вопрос к тексту | Какой предмет ( человек)? | Что происходит с предметом (человеком)? | Ключе вые слова | Прилагательные | Глаголы |
Чтобы при работе с текстом быстро определить тип текста.
Текст- описание. | Познавательные: проводить сравнение, создание схемы для решения задачи.
Личностные: формирование мотивационной основы учебной деятельности, включая учебно- познавательный мотив, интерес к новому материалу. |
7 | Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
| -Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу пропущенные слова. (Для обучающихся, испытывающих трудности, раздать карточки со словами для справок). -Пользуясь таблицей, определите, к какому типу речи относится данный текст?
ПРОВЕРКА -Прочитайте, какие тексты у вас получились? Тип? Почему?
- Ребята, а где в жизни мы можем встретиться с этими типами текстов- описанием и повествованием? |
На катке. Чудесные стоят деньки. На улице…сильный мороз. Большой пруд в деревне Дубки уже… .Ребята … там каток. Илюша и Полина … на пруд. Хорошо … коньки! (Слова для справок: ударил, замёрз, устроили, побежали, скользят) | На лесной поляне. Над поляной кружился … снежок. Солнце сияло … светом. Вокруг дремали … ёлочки. Снег укрывал их … лапки. Только … ветерок покачивал еловые макушки. (Слова для справок: белый, ярким, зелёные, мохнатые, лёгкий)
|
ПРОВЕРКА, обучающиеся зачитывают тексты.
Газетные статьи или статьи в интернете о каких- либо событиях- это повествование. В литературном чтении произведения писателей о природе, о животных (М. Пришвин, К. Паустовский)- это описание.
| Регулятивные: сохранять учебную задачу, проявлять познавательную инициативу, контролировать свои действия.
Познавательные: самостоятельно выполнять действия. Выполнение действий по алгоритму, обобщение. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата. |
8 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Д.з- упр. 202- списать. Объяснить постановку запятых, составив схемы и определить тип речи. | Записывают домашнее задание. | Познавательные: формирование интереса к изучению предмета. |
9 | Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
| - Какая была тема урока?
- Что нового было на уроке?
-Чем же отличаются эти типы речи? -Значит, какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?
– Послушайте, как две девочки рассуждают, зачем нужны имена прилагательные.
Очень занимательное – Имя прилагательное Трудно будет без него Если пропадет оно. Ну, представь-ка себе это! Как без признаков предмета Будем спорить, говорить Веселиться и шутить Что тогда получиться? Стоит разве мучиться? Не скажем мы “прекрасное” Не скажем “безобразное” Не скажем маме милая Красивая, любимая. Отцу, и брату, и сестре Не сможем говорить нигде Эти замечательные При-ла-га-тель-ные. Чтобы все отличным стало Разных признаков немало Будем всюду замечать И к месту в речи Их вставлять!
- В каком типе текста имена прилагательные играют важную роль? - Как вы считаете, достигли мы своей цели, которую поставили в начале урока? -Ответили на вопрос: чем отличается описание от повествования? - Что нам помогло в этом?
ОЦЕНИВАНИЕ. - Кто доволен своей работой, … -А кому было сложно и непонятно… Спасибо. Урок окончен. | «Описание и повествование-два типа речи. Роль имён прилагательных в речи».
Сравнивали, чем отличаются типы текстов. Прилагательные делают нашу речь более точной, образной, красивой, живописной и яркой. (Имена прилагательные описывают предмет, называют его характерные признаки, украшают речь, делают текст точным и интересным, ярким, красочным. Речь человека становится яркой. Образной.)
(Инсценируют)
В тексте- описание.
Знания, умение слушать, сотрудничать, быть внимательными.
Обучающиеся на кружочках рисуют смайлики.
| Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершение на основе учёта ошибок. |