Имя прилагательное.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Шибалова Наталья Владимировна

Данный урок проводится в 4-м классе после изучения тем «Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода  с твёрдым (мягким) согласным на конце основы», «Склонение имён прилагательных женского  рода с твёрдым (мягким) согласным на конце основы», а также «Склонение имён прилагательных во множественном числе». Урок построен в соответствии  с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_imya_prilagatelnoe.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Имя прилагательное. Склонение имён прилагательных.

Цели: совершенствовать умение употреблять имена прилагательные в речи, определять род, число и падеж имён прилагательных, правильно писать падежные окончания; развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы на основе полученной информации; прививать интерес к изучаемой теме; совершенствовать умение работать в паре.

Оборудование: «Фразеологический словарь русского языка», «Словарь эпитетов русского литературного языка»,  лестница самооценки, смайлики,  памятки «Имя прилагательное», таблички с опорными словами, таблички для обратной связи, раздаточный материал, ИКТ.

Универсальные учебные действия: личностные: самоопределение, смыслообразование; регулятивные: волевая саморегуляция в случае затруднения; познавательные: понимание текстов, извлечение необходимой информации, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации; коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

1.Оргмомент.

-Добрый день, ребята. Я предлагаю начать урок русского языка со стихотворения. Послушайте его:

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

-О чём эти строчки? (Об имени прилагательном). Докажите. (Имена прилагательные обозначают признаки предметов, украшают нашу речь, в предложении являются определениями.)

2.Минутка чистописания.

- Посмотрите на доску. Какие слова зашифрованы?

С о г л а с о в а н и е

Р о д,  ч и с л о,  п а д е ж (После каждой буквы наклонная линия с петлёй вверху и внизу.)

-Почему прописываем эти слова? (Учимся правильно писать падежные окончания имён прилагательных.)

-Предположите тему урока. (Будем отрабатывать написание окончаний имён прилагательных.)

3.Орфографическая  минутка.

А) - Послушайте загадку: Кругом вода,  а с питьём беда. (Море.)

-Как догадались? (В море вода солёная, её нельзя пить.)

-Какие моря вы знаете? (Белое, Чёрное, Красное, Жёлтое, Каспийское, Лаптевых, Берингово, … )

-Как они получают свои названия? (В честь знаменитых мореплавателей (море Лаптевых, Берингово, Баренцево);

иногда действительно бывают такого цвета;

по названию островов (Коралловое море, Андаманское, Гренландское, Японское);

из-за водорослей (Саргассово море, Красное);

из-за заметённых снегами льдов (Белое море), … )

Б) – Ребята, прочитайте слова:

Море, морской, заморский, взморье, черноморский, мореход, мореплаватель.

-Что можно о них сказать? (Это однокоренные слова).        

-Разберём слова по составу. (Ученик работает у доски.)

-На какие группы можно разделить слова? (Имена существительные и имена прилагательные; сложные  и не являющиеся сложными; буква о в корне в слабой позиции и под ударением; по количеству слогов;  …).

4.Работа над темой.

А)  - Подберите признаки, характеризующие море:

Море (какое) … (синее, глубокое, чистое, спокойное, ласковое, опасное, бурное, …).

-Какой частью речи являются эти слова?  (Это имена прилагательные).        

-Расскажите, что вы знаете об именах прилагательных? (Дети рассказывают правило.)

Б) Расширение знаний об имени прилагательном – знакомство со словарём эпитетов.

-Сегодня мы расширим свои знания об имени прилагательном.

   Имена прилагательные определяют предмет, называют его признаки. В художественной литературе прилагательные употребляются для более яркого, образного описания. Такие прилагательные называют эпитетами.

   Эпитет – самое меткое слово в изображении предмета.

   Бывает, что к одному слову писатели и поэты подбирают так много эпитетов, что из них можно составить целый словарь. Такой словарь есть и называется он «Словарь эпитетов русского литературного языка».

  (Учитель показывает словарь.)

   В этом словаре к слову море дано 138 эпитетов. Эпитеты можно разделить по группам, которые характеризуют море по величине, глубине, цвету, состоянию поверхности, по настроению человека, который смотрит на море.

-Рассмотрите таблицу. Слова какой части речи здесь даны? (Это имена прилагательные).

-Надпишите над каждой группой эпитетов, как  они характеризуют море. Попробуйте  подобрать свои примеры в каждый столбик. (Работа в группах).

по ____________

по ___________

по _____________

по ___________

по ___________

безбрежное

глубокое

изумрудное

буйное

весёлое

бескрайнее

бездонное

серебристое

грозное

ласковое

громадное

чёрное

кипучее

угрюмое

неоглядное

туманное

штормовое

суровое

Проверка и обсуждение выполненной работы.

В) Письмо по памяти.

а) - Прочитайте стихотворение:

магнит

Море манит, как …,

 волна

Мягко плещут ….

хранить

Много тайн оно …

бездонный    

В глубине….

-Что заметили? (Пропущены слова; они даны слева, но нужно изменить их форму).

-Восстановите стихотворение. (Работа в парах.) Проверка.

Море манит, как магнит,

Мягко плещут волны.

Много тайн оно хранит

В глубине бездонной.

б) - Как понять выражение  «манит, как магнит»? (Притягивает, зовёт к себе.)

-Какие тайны хранит море? (Это могут быть затонувшие старинные корабли, пиратские сокровища, диковинные морские обитатели, …)

в) - Назовите рифмующиеся слова. (Магнит – хранит, волны – бездонной).

-Вспомните, как называется такая рифма? (Перекрёстная).

г) Орфограммы – разбор. (1 человек у доски, остальные - работа в парах).

-Выделим орфограммы в тексте, устно подберём проверочные слова.

д) Письмо по памяти.

-Запишите стихотворение по памяти. (Взаимопроверка в парах.)

е) Разбор по членам предложения и частям речи.

-Сколько предложений в четверостишии? (2.) Разберём их по членам предложения и частям речи. (1 человек разбирает у доски.)

ж) Работа со словосочетанием.

-Найдите во 2-м предложении словосочетание сущ. + прил., определите род, число, падеж. (В глубине бездонной – ж. р., ед. ч., П. п.).

-Докажите падежное окончание имени прилагательного. (Окончание имени прилагательного проверяем по вопросу: в глубине (какой?) бездонной.)

Физкультминутка «Ходят волны…»

Ходят волны кругом вот такие,

Вот такие большие, как дом.

Мы отважные волки морские,

Прямо в бурное море плывём.

Паруса мы поднимем вот так,

Наши лодки подтянем вот так.

Веселее моряк, веселее моряк,

Делай так, делай так и вот так.

Г) Работа с устойчивыми словосочетаниями.

-Кого называют морским волком? Какие ещё существуют устойчивые сочетания со словом «море»?

-Прочитайте выражения, попробуйте их объяснить:

-морской волк (бывалый, опытный моряк);

-ждать у моря погоды (пассивно ожидать чего-либо, бездействовать);

-капля в море (очень ничтожное малое количество по сравнению с чем-либо);

-море по колено (всё нипочём, не страшно; никакие трудности остановить не могут).

-Как понимаете эти устойчивые сочетания слов?

-В случае затруднения обратитесь к словарю. (Дети работают со словарями.)

Проверка.

-Составьте и запишите предложение  с одним из этих устойчивых сочетаний. Проверка после записи: дети зачитывают  предложения.

5. Творческая работа.

   -Море манит людей не только отдыхать, но и вдохновляет  на создание произведений искусства.

  -Иван Константинович Айвазовский. Море стало для него главным героем и прославило его.  Больше всего Айвазовского вдохновляло изображение бурного моря. Например,  картина «Девятый вал» (показ репродукции).

-Рассмотрите картину. Какое впечатление она производит на вас? (Страшно. В представлении мореплавателей девятый вал был самым сокрушительным.)

 

 -Прочитайте стихотворение:

Высокие гребни вздымая,

Бушует морская вода.

И топит, как будто играя,

Большие морские суда.

-Можно ли этот отрывок соотнести с картиной Айвазовского? Докажите. (Сила морских волн огромна. Волна прибоя может поднять небольшое судно и выбросить его на берег.)

-Выпишите из стихотворения словосочетания сущ. + прил., определите род, число, падеж прилагательных.

(Высокие гребни – м. р., мн.ч., В. п.,

морская вода - ж. р., ед.ч., И. п.,

большие морские суда – ср. р., мн.ч., В. п.) 

-Докажите падежные окончания имён прилагательных.

   Александр  Сергеевич  Пушкин.

- Образ бушующей морской стихии волновал воображение многих русских поэтов, в том числе и А. С. Пушкина.

 -В каких сказках  А. С. Пушкина упоминается море? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»; отрывок «У лукоморья дуб зелёный» из поэмы «Руслан и Людмила», …)

-В какой известной сказке менялось поведение (состояние поверхности) моря в зависимости от растущих потребностей героини? (В «Сказке о рыбаке и рыбке»).

-Какова идея этой сказки? (Жадность до добра не доводит.)

- В этой сказке море – действующее лицо, полноправный герой сказки. Оно откликается на все сказочные события.

6.Д/з по выбору: перечитать «Сказку  о рыбаке и рыбке», выписать предложения, в которых даётся описание моря и его состояния или найти пословицы и загадки о море; указать род, число, падеж имён прилагательных.

7.Итог. Рефлексия.

-Наш урок подошёл к концу.

-Какую тему мы сегодня закрепляли? (Падежные окончания имён прилагательных.)

-Как проверить безударные окончания имён прилагательных? (Окончание имени прилагательного проверяем по вопросу: какое окончание у вопроса, такое должно быть и у имени прилагательного.)

-Посмотрите на лестницу самооценки. Оцените свою работу на уроке. (Дети прикрепляют смайлика на соответствующую ступеньку.)

-На какой ступеньке ты находишься сегодня? Почему ты так считаешь?

Отметки за работу на уроке.

     Данный урок проводится в 4-м классе после изучения тем «Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода  с твёрдым (мягким) согласным на конце основы», «Склонение имён прилагательных женского  рода с твёрдым (мягким) согласным на конце основы», а также «Склонение имён прилагательных во множественном числе». Урок построен в соответствии  с требованиями ФГОС. Учащиеся с первых минут урока являются активными участниками процесса обучения. На уроке чётко прослеживается  тема и цель урока, создаётся  атмосфера  заинтересованности.            

      В начале урока проводится  эмоциональный настрой на урок, что способствует более быстрому включению  детей в работу, повышению интереса к уроку. Для того чтобы у учащихся появился интерес к уроку, чтобы мобилизовать внимание всего класса, было  прочитано стихотворение. Цели урока определяются совместно с детьми. На уроке присутствует письменная и устная работа, повторяются разные виды разборов. Дети учатся работать со словарями.  Ведётся работа над развитием памяти, над развитием речи учащихся, расширением словарного запаса. Материал урока  разнообразный. Структура урока соответствует типу и целям урока.

         Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.   Использованы  на уроке  следующие приемы: сравнение, анализ, сопоставление; методы обучения: беседа, рассказ, практические методы, элементы проблемного обучения.            Прослеживается смена устных и письменных видов деятельности на  уроке,  сочетаются различные формы обучения: самостоятельные, групповые, индивидуальные виды работ в сочетании с репродуктивными и проблемными вопросами и заданиями.

    На уроке  применялось  ИКТ: была использована репродукция картины И. К. Айвазовского «Девятый вал».  

   Материал носит научный характер, соблюдается  принцип доступности, учитываются возрастные особенности  учащихся. Прослеживается связь с уроками окружающего мира и литературного чтения. Подбор материала соответствует целям урока.

   Домашнее задание даётся по выбору, оно связано с содержанием урока и является его продолжением.

   На уроке используется текущий контроль.

   Использование «Лесенки успеха» создаёт целостную систему формирования

у учащихся способностей к рефлексии своей учебной деятельности и адекватной самооценке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле

Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. Горецкий)

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. ...

"Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках. Изменение имён прилагательных по родам и числам. Сравнение категории числа имени прилагательного в русском и английском языках"

Цели:-учить определять  и формулировать тему и цели урока;-формировать умение  действовать по плану и планировать свои действия;-обобщить  знания  об  имени  прилагательн...

Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдой основой.Цели урока:  Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа

Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа...

Урок-КВН «Имя прилагательное. Прилагательные в мужском и среднем роде, упражнение в распознаваниии рода, числа и падежа имен прилагательных

Цель: Выявить знатоков по теме «Прилагательное».Задачи:1. Закреплять знания по теме род, число и склонение по падежам имени прилагательного;2. Развивать устную и письменную речь учащи...