Имя прилагательное.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Данный урок проводится в 4-м классе после изучения тем «Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода с твёрдым (мягким) согласным на конце основы», «Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдым (мягким) согласным на конце основы», а также «Склонение имён прилагательных во множественном числе». Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_imya_prilagatelnoe.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Имя прилагательное. Склонение имён прилагательных.
Цели: совершенствовать умение употреблять имена прилагательные в речи, определять род, число и падеж имён прилагательных, правильно писать падежные окончания; развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы на основе полученной информации; прививать интерес к изучаемой теме; совершенствовать умение работать в паре.
Оборудование: «Фразеологический словарь русского языка», «Словарь эпитетов русского литературного языка», лестница самооценки, смайлики, памятки «Имя прилагательное», таблички с опорными словами, таблички для обратной связи, раздаточный материал, ИКТ.
Универсальные учебные действия: личностные: самоопределение, смыслообразование; регулятивные: волевая саморегуляция в случае затруднения; познавательные: понимание текстов, извлечение необходимой информации, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации; коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
1.Оргмомент.
-Добрый день, ребята. Я предлагаю начать урок русского языка со стихотворения. Послушайте его:
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
-О чём эти строчки? (Об имени прилагательном). Докажите. (Имена прилагательные обозначают признаки предметов, украшают нашу речь, в предложении являются определениями.)
2.Минутка чистописания.
- Посмотрите на доску. Какие слова зашифрованы?
С о г л а с о в а н и е
Р о д, ч и с л о, п а д е ж (После каждой буквы наклонная линия с петлёй вверху и внизу.)
-Почему прописываем эти слова? (Учимся правильно писать падежные окончания имён прилагательных.)
-Предположите тему урока. (Будем отрабатывать написание окончаний имён прилагательных.)
3.Орфографическая минутка.
А) - Послушайте загадку: Кругом вода, а с питьём беда. (Море.)
-Как догадались? (В море вода солёная, её нельзя пить.)
-Какие моря вы знаете? (Белое, Чёрное, Красное, Жёлтое, Каспийское, Лаптевых, Берингово, … )
-Как они получают свои названия? (В честь знаменитых мореплавателей (море Лаптевых, Берингово, Баренцево);
иногда действительно бывают такого цвета;
по названию островов (Коралловое море, Андаманское, Гренландское, Японское);
из-за водорослей (Саргассово море, Красное);
из-за заметённых снегами льдов (Белое море), … )
Б) – Ребята, прочитайте слова:
Море, морской, заморский, взморье, черноморский, мореход, мореплаватель.
-Что можно о них сказать? (Это однокоренные слова).
-Разберём слова по составу. (Ученик работает у доски.)
-На какие группы можно разделить слова? (Имена существительные и имена прилагательные; сложные и не являющиеся сложными; буква о в корне в слабой позиции и под ударением; по количеству слогов; …).
4.Работа над темой.
А) - Подберите признаки, характеризующие море:
Море (какое) … (синее, глубокое, чистое, спокойное, ласковое, опасное, бурное, …).
-Какой частью речи являются эти слова? (Это имена прилагательные).
-Расскажите, что вы знаете об именах прилагательных? (Дети рассказывают правило.)
Б) Расширение знаний об имени прилагательном – знакомство со словарём эпитетов.
-Сегодня мы расширим свои знания об имени прилагательном.
Имена прилагательные определяют предмет, называют его признаки. В художественной литературе прилагательные употребляются для более яркого, образного описания. Такие прилагательные называют эпитетами. |
Эпитет – самое меткое слово в изображении предмета. |
Бывает, что к одному слову писатели и поэты подбирают так много эпитетов, что из них можно составить целый словарь. Такой словарь есть и называется он «Словарь эпитетов русского литературного языка». |
(Учитель показывает словарь.)
В этом словаре к слову море дано 138 эпитетов. Эпитеты можно разделить по группам, которые характеризуют море по величине, глубине, цвету, состоянию поверхности, по настроению человека, который смотрит на море.
-Рассмотрите таблицу. Слова какой части речи здесь даны? (Это имена прилагательные).
-Надпишите над каждой группой эпитетов, как они характеризуют море. Попробуйте подобрать свои примеры в каждый столбик. (Работа в группах).
по ____________ | по ___________ | по _____________ | по ___________ | по ___________ |
безбрежное | глубокое | изумрудное | буйное | весёлое |
бескрайнее | бездонное | серебристое | грозное | ласковое |
громадное | чёрное | кипучее | угрюмое | |
неоглядное | туманное | штормовое | суровое | |
Проверка и обсуждение выполненной работы.
В) Письмо по памяти.
а) - Прочитайте стихотворение:
магнит | Море манит, как …, |
волна | Мягко плещут …. |
хранить | Много тайн оно … |
бездонный | В глубине…. |
-Что заметили? (Пропущены слова; они даны слева, но нужно изменить их форму).
-Восстановите стихотворение. (Работа в парах.) Проверка.
Море манит, как магнит,
Мягко плещут волны.
Много тайн оно хранит
В глубине бездонной.
б) - Как понять выражение «манит, как магнит»? (Притягивает, зовёт к себе.)
-Какие тайны хранит море? (Это могут быть затонувшие старинные корабли, пиратские сокровища, диковинные морские обитатели, …)
в) - Назовите рифмующиеся слова. (Магнит – хранит, волны – бездонной).
-Вспомните, как называется такая рифма? (Перекрёстная).
г) Орфограммы – разбор. (1 человек у доски, остальные - работа в парах).
-Выделим орфограммы в тексте, устно подберём проверочные слова.
д) Письмо по памяти.
-Запишите стихотворение по памяти. (Взаимопроверка в парах.)
е) Разбор по членам предложения и частям речи.
-Сколько предложений в четверостишии? (2.) Разберём их по членам предложения и частям речи. (1 человек разбирает у доски.)
ж) Работа со словосочетанием.
-Найдите во 2-м предложении словосочетание сущ. + прил., определите род, число, падеж. (В глубине бездонной – ж. р., ед. ч., П. п.).
-Докажите падежное окончание имени прилагательного. (Окончание имени прилагательного проверяем по вопросу: в глубине (какой?) бездонной.)
Физкультминутка «Ходят волны…»
Ходят волны кругом вот такие,
Вот такие большие, как дом.
Мы отважные волки морские,
Прямо в бурное море плывём.
Паруса мы поднимем вот так,
Наши лодки подтянем вот так.
Веселее моряк, веселее моряк,
Делай так, делай так и вот так.
Г) Работа с устойчивыми словосочетаниями.
-Кого называют морским волком? Какие ещё существуют устойчивые сочетания со словом «море»?
-Прочитайте выражения, попробуйте их объяснить:
-морской волк (бывалый, опытный моряк);
-ждать у моря погоды (пассивно ожидать чего-либо, бездействовать);
-капля в море (очень ничтожное малое количество по сравнению с чем-либо);
-море по колено (всё нипочём, не страшно; никакие трудности остановить не могут).
-Как понимаете эти устойчивые сочетания слов?
-В случае затруднения обратитесь к словарю. (Дети работают со словарями.)
Проверка.
-Составьте и запишите предложение с одним из этих устойчивых сочетаний. Проверка после записи: дети зачитывают предложения.
5. Творческая работа.
-Море манит людей не только отдыхать, но и вдохновляет на создание произведений искусства.
-Иван Константинович Айвазовский. Море стало для него главным героем и прославило его. Больше всего Айвазовского вдохновляло изображение бурного моря. Например, картина «Девятый вал» (показ репродукции).
-Рассмотрите картину. Какое впечатление она производит на вас? (Страшно. В представлении мореплавателей девятый вал был самым сокрушительным.)
-Прочитайте стихотворение:
Высокие гребни вздымая,
Бушует морская вода.
И топит, как будто играя,
Большие морские суда.
-Можно ли этот отрывок соотнести с картиной Айвазовского? Докажите. (Сила морских волн огромна. Волна прибоя может поднять небольшое судно и выбросить его на берег.)
-Выпишите из стихотворения словосочетания сущ. + прил., определите род, число, падеж прилагательных.
(Высокие гребни – м. р., мн.ч., В. п.,
морская вода - ж. р., ед.ч., И. п.,
большие морские суда – ср. р., мн.ч., В. п.)
-Докажите падежные окончания имён прилагательных.
Александр Сергеевич Пушкин.
- Образ бушующей морской стихии волновал воображение многих русских поэтов, в том числе и А. С. Пушкина.
-В каких сказках А. С. Пушкина упоминается море? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»; отрывок «У лукоморья дуб зелёный» из поэмы «Руслан и Людмила», …)
-В какой известной сказке менялось поведение (состояние поверхности) моря в зависимости от растущих потребностей героини? (В «Сказке о рыбаке и рыбке»).
-Какова идея этой сказки? (Жадность до добра не доводит.)
- В этой сказке море – действующее лицо, полноправный герой сказки. Оно откликается на все сказочные события.
6.Д/з по выбору: перечитать «Сказку о рыбаке и рыбке», выписать предложения, в которых даётся описание моря и его состояния или найти пословицы и загадки о море; указать род, число, падеж имён прилагательных.
7.Итог. Рефлексия.
-Наш урок подошёл к концу.
-Какую тему мы сегодня закрепляли? (Падежные окончания имён прилагательных.)
-Как проверить безударные окончания имён прилагательных? (Окончание имени прилагательного проверяем по вопросу: какое окончание у вопроса, такое должно быть и у имени прилагательного.)
-Посмотрите на лестницу самооценки. Оцените свою работу на уроке. (Дети прикрепляют смайлика на соответствующую ступеньку.)
-На какой ступеньке ты находишься сегодня? Почему ты так считаешь?
Отметки за работу на уроке.
Данный урок проводится в 4-м классе после изучения тем «Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода с твёрдым (мягким) согласным на конце основы», «Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдым (мягким) согласным на конце основы», а также «Склонение имён прилагательных во множественном числе». Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. Учащиеся с первых минут урока являются активными участниками процесса обучения. На уроке чётко прослеживается тема и цель урока, создаётся атмосфера заинтересованности.
В начале урока проводится эмоциональный настрой на урок, что способствует более быстрому включению детей в работу, повышению интереса к уроку. Для того чтобы у учащихся появился интерес к уроку, чтобы мобилизовать внимание всего класса, было прочитано стихотворение. Цели урока определяются совместно с детьми. На уроке присутствует письменная и устная работа, повторяются разные виды разборов. Дети учатся работать со словарями. Ведётся работа над развитием памяти, над развитием речи учащихся, расширением словарного запаса. Материал урока разнообразный. Структура урока соответствует типу и целям урока.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная. Использованы на уроке следующие приемы: сравнение, анализ, сопоставление; методы обучения: беседа, рассказ, практические методы, элементы проблемного обучения. Прослеживается смена устных и письменных видов деятельности на уроке, сочетаются различные формы обучения: самостоятельные, групповые, индивидуальные виды работ в сочетании с репродуктивными и проблемными вопросами и заданиями.
На уроке применялось ИКТ: была использована репродукция картины И. К. Айвазовского «Девятый вал».
Материал носит научный характер, соблюдается принцип доступности, учитываются возрастные особенности учащихся. Прослеживается связь с уроками окружающего мира и литературного чтения. Подбор материала соответствует целям урока.
Домашнее задание даётся по выбору, оно связано с содержанием урока и является его продолжением.
На уроке используется текущий контроль.
Использование «Лесенки успеха» создаёт целостную систему формирования
у учащихся способностей к рефлексии своей учебной деятельности и адекватной самооценке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле
Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...
Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. Горецкий)
Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. ...
Урок русского языка в 4-м классе по теме: «Имя прилагательное. Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе»
Проведен в 4-а классеУчитель Кузнецова А.Ф....
Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Изменение имен прилагательных по родам и числам".
Урок, обобщающий знания об имени прилагательном как части речи....
"Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках. Изменение имён прилагательных по родам и числам. Сравнение категории числа имени прилагательного в русском и английском языках"
Цели:-учить определять и формулировать тему и цели урока;-формировать умение действовать по плану и планировать свои действия;-обобщить знания об имени прилагательн...
Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдой основой.Цели урока: Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа
Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа...
Урок-КВН «Имя прилагательное. Прилагательные в мужском и среднем роде, упражнение в распознаваниии рода, числа и падежа имен прилагательных
Цель: Выявить знатоков по теме «Прилагательное».Задачи:1. Закреплять знания по теме род, число и склонение по падежам имени прилагательного;2. Развивать устную и письменную речь учащи...
- Мне нравится (2)