Рабочая программа по русскому языку 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Рабочая программа учебного предмета Русский язык является частью основной образовательной программы начального общего образования, относится к предметной области «Филология» и составлена на основе нормативных правовых документов, содержащих требования к результатам освоения учебного предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy.docx63.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебного предмета Русский язык является частью основной образовательной программы начального общего образования, относится к предметной области «Филология» и составлена на основе нормативных правовых документов, содержащих требования к результатам освоения учебного предмета:

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373;

- Русский язык 1–4 класс. Примерная программа, авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина, М.Н. Дементьева, Н.Ф. Стефаненко,М.: Просвещение, 2015, пообразовательной системе «Школа России».

Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для использования различных подходов к реализации учебного курса и ориентирована на работу по учебнику и рабочей тетради:

- Учебник. Русский язык 2 класс. Издательство: М.: Просвещение, 2015,

- Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык» (авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий). Издательство: М.: Просвещение, 2015.

1.2. Цели и задачи курса

Содержание учебного предмета направлено на достижение следующих целей:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, элементов синтаксиса;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

1.3. Общая характеристика учебного курса

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Программа составлена из расчета 5 часов в неделю, 170 часов в год.

Наименование разделов и тем

Количество часов по программе

Сокращение или увеличение часов

Количество часов фактически

1

Наша речь

3

0

3

2

Текст

3

0

3

3

Предложение

11

0

11

4

Слова, слова, слова…

18

0

18

5

Звуки и буквы

60

0

60

6

Части речи

57

0

57

7

Повторение

18

0

18

ИТОГО

170

170

Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе начального общего образования. Она включает все темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по русскому языку и авторской программой учебного курса.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Освоение содержания программы обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

- личностных:

  • представления о своей этнической принадлежности;
  • развития чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;
  • представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
  • осмысления необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
  • осознания положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
  • представления о своей родословной, достопримечательностях своей малой родины;

положительного отношения к языковой деятельности;

  • заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
  • понимания нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
  • развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
  • этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совести и др.); понимания чувств одноклассников, учителей;
  • развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
  • представления о бережном отношении к материальным ценностям; развития интереса к проектно-творческой деятельности.

- метапредметных:

Регулятивные УУД

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу;
  • высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
  • планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;
  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
  • проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;
  • понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные УУД

  • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
  • работать с информацией, представленной в разных формах(текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
  • пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
  • осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
  • составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
  • составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
  • анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
  • осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);
  • ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
  • осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
  • обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

Коммуникативные УУД

  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
  • выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
  • задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
  • признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
  • работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
  • формулировать собственное мнение и аргументировать его;
  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.

- предметных:

ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

  • понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;
  • воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
  • понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;
  • первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);
  • начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;
  • овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология.
  • применение орфографических правил и правил постановки  знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);
  • первоначальные умения проверять написанное;
  • овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;
  • формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ  СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ

Развитие речи  

Обучающийся научится:

  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
  • строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);
  • (самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);
  • пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;
  • различать устную и письменную речь;
  • различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;
  • отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
  • анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
  • понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;
  • читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;
  • составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
  • анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
  • соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
  • озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
  • замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
  • составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
  • находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);
  • составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;
  • составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);
  • письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;
  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

  • различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;
  • определять качественную характеристику звука: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
  • характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
  • понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении);
  • анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;
  • определять функции букв е, ё, ю, я в слове;
  • определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];
  • определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;
  • определять ударный и безударные слоги в слове;
  • правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;
  • использовать знание алфавита при работе со словарями;
  • определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком (ь) — показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк;
  • находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);
  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;
  • применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие — глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);
  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • осознавать слово как единство звучания и значения;
  • выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
  • различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);
  • иметь представление о синонимах и антонимах;
  • распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;
  • подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;
  • наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;
  • наблюдать за словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
  • на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;
  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;
  • владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;
  • распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;
  • определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
  • различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
  • подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.

Морфология

Обучающийся научится:

  • различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;
  • находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;
  • находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам «кто»? и «что?», собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;
  • находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;
  • находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;
  • находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;
  • подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих
  • различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;
  • выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;
  • различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);
  • выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;
  • использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
  • пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.

Синтаксис

Обучающийся научится:

  • различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;
  • определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать  в устной речи интонацию конца предложений;
  • сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;
  • находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;
  • различать главные и второстепенные члены предложения(без дифференциации на виды);
  • устанавливать связи слов между словами в предложении;
  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
  • восстанавливать деформированные предложения;
  • составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;
  • находить предложения с обращениями.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

а) применять изученные правила правописания:

  • раздельное написание слов в предложении;
  • написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);
  • отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;
  • перенос слов;
  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
  • проверяемые безударные гласные в корне слова;
  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;
  • разделительный мягкий знак (ь);
  • знаки препинания конца предложения (. ? !);
  • раздельное написание предлогов с именами существительными;
  • раздельное написание частицы не с глаголами;

б) применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;

в) безошибочно списывать текст объёмом 40—50 слов с доски и из учебника;

г) писать под диктовку тексты объёмом 30—40 слов в соответствии с изученными правилами.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;
  • определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
  • разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;
  • обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;
  • применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
  • пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Тема 1. Наша речь (3ч.)

Язык и речь, их значение в жизни людей.

Виды речевой деятельности человека. Речь устная, письменная, внутренняя (речь про себя). Диалог и монолог. Речь диалогическая и монологическая.

Тема 2. Текст (3ч.)

Текст. Признаки текста: целостность, связность, законченность. Тема и главная мысль текста Заглавие. Части текста. Построение текста: вступление, основная часть.

Тема 3. Предложение (11ч.)

Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания. Логическое (смысловое) ударение в предложении. Знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). Члены предложения. Главные члены предложения (основа). Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Распространенные и нераспространенные предложения. Связь слов в предложении.

Развитие речи. Коллективное составление рассказа «Золотая осень».

Проверочная работа по темам «Текст,предложение». Формирование чувства прекрасного в процессе анализа репродукции «Картинной галереи» учебника.

Тема 4. Слова, слова, слова… (18ч.)

Слово и его значение. Номинативная (назывная) функция слова. Однозначные и многозначные слова.

Р/р. Прямое и переносное значения слов. Работа с толковым и орфографическим словарями. Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов. Синонимы и антонимы. Работа со словарём синонимов и антонимов.

Обобщение по теме «Слово и его лексическое значение». Р/р. Изложение текста воспринятого зрительно по данным к нему вопросам.

Родственные (однокоренные) слова. Выделение корня в однокоренных словах. Корень слова (первое представление). Работа со словарём однокоренных слов. Различение однокоренных слов и синонимов, родственных слов и слов с омонимичными корнями. Единообразное написание корня в однокоренных словах. Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Ударение. Словообразующая функция ударения. Разноместность и подвижность русского ударения. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка. Работа с орфоэпическим словарём. Перенос слов. Правила переноса.

Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.

Проверочная работа по теме «Слово и его значение».

Тема 5. Звуки и буквы (60ч.)

Звуки и буквы. Различие. Звуки и их обозначение буквами на письме. Условные звуковые обозначения слов. Алфавит. Значение алфавита. Знание алфавита. Использование алфавита при работе со словарями. Проверочная работа по теме «Алфавит». Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины З.Е. Серебряковой «За обедом». Употребление прописной (заглавной) буквы.

Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Р.р. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту. Произношение ударного и безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов (для правила обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова). Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова. Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др.).

Проверочный диктант: Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

Р/р Наблюдение над использованием в речи фразеологизмов как выразительных средств языка. Правописание слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением. Упражнения в написании слов с безударными гласными. Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых ударением гласных в корне слов. Представление об орфограмме. Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования.

Коллективное составление сочинения по репродукции картины С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство». Согласные звуки их признаки Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове. Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Слова с удвоенными согласными. Произношение и написание слов с удвоенными согласными. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А.С. Степанова «Лоси» и опорным словам. Проект «И в шутку и всерьез». Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. Мягкий знак (ь) Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными. Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. Р/р. Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту. Проект «Пишем письмо». Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Р/р. Работа с текстом.

Проект «Рифма». Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Правописание буквосочетаний с шипящими звуками.

Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами. Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме. Р.р. Работа с предложением и текстом. Контрольное списывание текста. Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным. Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова. Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу при написании слов, определять пути её решения, решать ее в соответствии с изученными правилами. Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова.

Изложение текста по вопросам. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Работа над ошибками. Упражнения в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Обобщение знаний об изученных правилах письма. Правописание гласных и согласных в корне слова. Фонетический разбор слова.

по теме «Правописание слов с парными согласными на конце слова и перед согласным». Работа над ошибками. Составление (устно) текста по рисунку и вопросам. Использование на письме разделительного мягкого знака. Соотношение звукового и буквенного состава в словах типа друзья, ручьи. Развитие речи. Составление устного рассказа по серии рисунков.

Тема 6. Части речи (57ч.)

Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают с частями речи. Формирование умений работать с графической информацией. Предметы и явления окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления. Общее представление об имени существительном как части речи. Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Формирование представлений о профессиях и людях труда. Упражнение в различении имен существительных. Составление письменных ответов на вопросы к тексту. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных. Развитие познавательного интереса к происхождению имен и фамилий, истории названия своего города.

Р/р. Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей. Составление устного рассказа по репродукции В.М. Васнецова «Богатыри» (под руководством учителя). Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам. Заглавная буква в именах собственных (географических названиях). Число имён существительных. Изменение существительных по числам. Синтаксическая функция имени существительного в предложении (подлежащее или второстепенный член). Обобщение знаний об имени существительном. Существительное как часть речи. Развитие логических действий анализа, сравнения, классификации, дифференциации, доказательности при определении признаков имени существительного

Р/р. Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам.

Проверочная работа по теме «Имя существительное». Анализ и работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном. Глагол как часть речи и его употребление в речи (общее представление). Упражнения в распознавании глаголов. Восстановление деформированного текста. Контрольное списывание.

Составление рассказа по репродукции картины художника. А.К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам. Число глагола. Изменение глагола по числам. Правильное употребление глаголов (одеть и надеть) в речи. Правописание частицы не с глаголом. Обобщение знаний о глаголе. Проверочная работа  по теме «Глагол»  

Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. Текст-повествование и роль в нём глаголов. Развитие речи. Составление текста-повествования. Роль глаголов в тексте-повествовании. Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Признаки, которые могут обозначать имена прилагательные. Связь имен существительных с именами прилагательными в предложении и в словосочетании. Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению. Упражнения в различении имен прилагательных среди однокоренных слов. Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Обобщение знаний об имени прилагательном. Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». Обобщение знаний об имени прилагательном. Понятие о тексте-описании. Роль имен прилагательных в тексте-описании. Р.р. Составление текста-описания на основе личных наблюдений.

Составления текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление). Упражнения в распознавании местоимений и в употреблении местоимений в речи. Редактирование текста с повторяющимися именами существительными. Контрольное списывание. Составление по рисункам текста-диалога. Текст-рассуждение. Структура текста-рассуждения. Обучающее изложение текста-рассуждения, воспринятого зрительно. Проверочная работа «Проверь себя». Предлог как часть речи. Ознакомление с наиболее употребительными предлогами. Раздельное написание предлогов со словами. Функция предлогов в речи. Правописание предлогов с именами существительными. Редактирование текста: восстановление деформированного повествовательного текста по рассказу Б. Житкова «Храбрый утенок». Обобщение знаний о частях речи.

Повторение (18 ч)

Виды текстов. Предложение. Знаки препинания в конце предложений. Главные члены предложения их распознавание. Распространение предложений второстепенными членами. Связь слов в предложении. Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на корне слова и перед согласным. Части речи и различение их признаков. Роль частей речи в нашей речи. Части речи их различение. Разбор слова как части речи.

Контрольный диктант за 2 класс.

Разбор слова как части речи. Слог. Ударение. Перенос слова. Перенос слов по слогам. Звуки и буквы. Алфавит. Звукобуквенный разбор слов. Обобщение знаний об изученных правилах правописания. Упражнения в применении изученных правил правописания. Итоговый урок по курсу «Русский язык».


4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

урока

Наименование тем программы, тем урока

Сроки изучения

плановые

скорректированные

Наша речь (3ч.)

1

Язык и речь, их значение в жизни людей.

01.09

2

Виды речевой деятельности человека. Речь устная, письменная, внутренняя (речь про себя).

04.09 — 08.09

3

Диалог и монолог. Речь диалогическая и монологическая.

Текст (3 ч)

4

Текст. Признаки текста: целостность, связность, законченность.

04.09 — 08.09

5

Текст. Тема и главная мысль текста. Заглавие

6

Части текста. Построение текста: вступление, основная часть. Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам

Предложение (11ч)

7

Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении.

11.09 — 15.09

8

Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания. Логическое (смысловое) ударение в предложении.

9

Знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).  

10

Члены предложения.

11

Главные члены предложения (основа).

12

Второстепенные члены предложения (без деления на виды)

18.09-22.09

13

Распространенные и нераспространенные предложения

14

Связь слов в предложении.

15

Развитие речи. Коллективное составление рассказа «Золотая осень».

16

Формирование чувства прекрасного  в процессе анализа репродукции «Картинной галерее» учебника

17

Проверочная работа по темам «Текст, предложение»

25.09 — 29.09

Слова, слова, слова… (18ч.)

18

Слово и его значение. Номинативная (назывная) функция слова.

25.09 — 29.09

19

Однозначные и многозначные слова.

20

Р/р. Прямое и переносное значения слов.

21

Работа с толковым и орфографическими словарями.

22

Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов.

02.10 — 06.10  

23

Синонимы и антонимы. Работа со словарём синонимов и антонимов

24

Обобщение по теме «Слово и его лексическое значение»

25

Р/р. Изложение текста воспринятого зрительно по данным к нему вопросам

26

Родственные (однокоренные) слова. Выделение корня в однокоренных словах.

27

Корень слова (первое представление). Работа со словарём однокоренных слов

16.10 – 20.10

28

Различение однокоренных слов и синонимов, родственных слов и слов с омонимичными корнями.

29

Единообразное написание корня в однокоренных словах.

30

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Ударение

31

Словообразующая функция ударения. Разноместность и подвижность русского ударения

32

Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка. Работа с орфоэпическим словарём

23.10 – 27.10

33

Перенос слов. Правила перенос

34

Проверочная работа по теме «Слово и его значение»

35

Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.

Звуки и буквы (60ч.)

36

Звуки и буквы. Различие. Звуки и их обозначение буквами на письме. Условные звуковые обозначения слов.

37

Алфавит. Значение алфавита. Знание алфавита. Использование алфавита при работе со словарями

30.10 – 3.11

38

Употребление прописной (заглавной) буквы.

39

Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины З.Е. Серебряковой «За обедом».

40

Проверочная работа по теме «Алфавит»

41

Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

42

Р.р. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту

7.11 – 10.11

43

Произношение ударного и безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме

44

Произношение ударного и безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме

45

Особенности проверяемых и проверочных слов (для правила обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова).

46

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова.

13.11 – 17.11

47

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова.

48

Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования.

49

Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы.

50

Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др.)

51

Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др.) Словарный диктант

27.11 – 1.12

52

Р/р Наблюдение над использованием в речи фразеологизмов как выразительных средств языка.

53

Правописание слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением

54

Упражнения в написании слов с безударными гласными

55

Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых ударением гласных в корне слов.

56

Коллективное составление сочинения по репродукции картины С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство»

4.12 – 8.12

57

Проверочный диктант  по теме «Правописание  слов с безударным гласным звуком в корне»

58

Согласные звуки их признаки Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове. Восстановление деформированного текста по рисунку.

59

Согласный звук [й'] и буква «и краткое»

60

Слова с удвоенными согласными. Произношение и написание слов с удвоенными согласными.

61

Коллективное составление рассказа по репродукции картины А.С. Степанова «Лоси» и опорным словам.

11.12 – 15.12

62

Проект «И в шутку и всерьез».

63

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.

64

Мягкий знак (ь) Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными.

65

Р/р. Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту.

66

Проект «Пишем письмо»

18.12 – 22.12

67

Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч

68

Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч

69

Р/р. Работа с текстом.

70

Проект «Рифма»

71

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками.

Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу

25.12 – 29.12

72

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками.

Буквосочетания  жи-ши, ча-ща, чу-щу

73

Р/р Работа с предложением и текстом.  

74

Проверочный диктант по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»

75

Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами.

76

Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме.

11.01 – 12.01

77

Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным.

78

Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова.

15.01 – 19.01

79

Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова.

80

Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова.

81

Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу при написании слов, определять пути её решения, решать ее в соответствии с изученными правилами.

82

Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу при написании слов, определять пути её решения, решать ее в соответствии с изученными правилами.

83

Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу при написании слов, определять пути её решения, решать ее в соответствии с изученными правилами.

22.01 – 26.01

84

Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова

85

Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова

86

Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова

87

Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами.

88

Упражнения в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова

29.01 – 2.02

89

Обобщение знаний об изученных правилах письма. Правописание гласных и согласных в корне слова.

90

Проверочный диктант по теме «Правописание слов с парными согласными на конце слова и перед согласным»

91

Работа над ошибками. Составление поздравительной открытки; письменное изложение текста по вопросам.

92

Использование на письме разделительного мягкого знака.

93

Правило написания разделительного мягкого знака (ь) в словах Соотношение звукового и буквенного состава в словах типа друзья, ручьи.

5.02 – 9.02

94

Развитие речи. Составление устного рассказа по серии рисунков.

95

Проверочная работа по теме «Правописание слов с мягким знаком»

Части речи (57ч.)

97

Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают с частями речи.

98

Формирование умений работать с графической информацией.

99

Имя  существительное  как  часть  речи: значение и употребление в речи

12.02 – 16.02

100

Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления.

101

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

102

Формирование представлений о профессиях и людях труда.

104

Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных.

105

Развитие познавательного интереса к происхождению имен и фамилий, истории названия своего города.

26.02 – 2.03

106

Р/р. Составление устного рассказа по репродукции В.М. Васнецова «Богатыри» (под руководством учителя).

107

Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей.

108

Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам.

109

Заглавная буква в именах собственных (географических названиях)

110

Число имён существительных. Изменение существительных по числам.

5.03 – 7.03

111

Изменение  существительных  по  числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе

112

Синтаксическая функция имени существительного в предложении (подлежащее или второстепенный член)

113

Обобщение знаний об имени существительном.  Существительное как часть речи

12.03 – 16.03

114

Р/р. Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам.

115

Проверочная работа по теме «Имя существительное»

116

Анализ и работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном

117

Глагол как часть речи и его употребление в речи (общее представление)

118

Упражнения в распознавании глаголов.

19.03 – 23.03

119

Составление рассказа по репродукции картины художника. А.К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам.

120

Число глагола. Изменение глагола по числам.

121

Правильное употребление глаголов (одеть и надеть) в речи

122

Правописание частицы не с глаголом

123

Обобщение знаний о глаголе.

 26.03 – 30.03

124

Проверочная работа по теме «Глагол»

125

Работа над ошибками. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений

126

Текст-повествование и роль в нём глаголов.

127

Развитие речи. Составление текста-повествования. Роль глаголов в тексте-повествовании.

128

Контрольный диктант по теме «Части речи»

9.04 – 13.04

129

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи.

130

Признаки, которые могут обозначать имена прилагательные

131

Связь имен существительных с именами прилагательными в предложении и в словосочетании

132

Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению

133

Упражнения в различении имен прилагательных среди однокоренных слов.

16.04 – 20.04

134

Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного

135

Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного

136

Обобщение знаний об имени прилагательном

137

Проверочная работа по теме «Имя прилагательное»

138

Работа над ошибками.  Понятие о тексте-описании. Роль имен прилагательных в тексте-описании.

23.04 – 27.04

139

Понятие о тексте-описании. Роль имен прилагательных в тексте-описании.

140

Р.р. Составление текста-описания на основе личных наблюдений  

141

Составления текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

142

Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление)

143

Упражнения в распознавании местоимений и в употреблении местоимений в речи. Составление текста из предложений с нарушенной последовательностью повествования

30.04 – 4.05

144

Редактирование текста с повторяющимися именами существительными Составление по рисункам текста-диалога.

145

Текст-рассуждение. Работа с текстом

146

Проверочная работа по теме «Местоимение»

147

Предлог как часть речи. Ознакомление с наиболее  употребительными предлогами.

148

Раздельное написание предлогов со словами. Функция предлогов в речи

7.05 – 11.05

149

Правописание предлогов с именами существительными.

150

Проверочная работа по теме «Предлоги»

151

Редактирование текста: восстановление деформированного повествовательного текста по рассказу Б. Житкова «Храбрый утенок». Проект «В словари – за частями речи!»

152

Контрольный диктант по теме «Части речи»

Повторение (18ч.)

153

Текст.Виды текстов.

14.05 – 18.05

154

Составление устного рассказа по репродукции картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».

155

Предложение. Знаки препинания в конце предложений

156

Главные члены предложения их распознавание. Распространение предложений второстепенными членами. Связь слов в предложении

157

Итоговый диктант за 2 класс

158

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы.

159

Однокоренные слова

21.05 – 25.05

160

Части речи и различение их признаков. Роль частей речи в нашей речи.

161

Части речи их различение. Разбор слова как части речи

162

Разбор слова как части речи

163

Звуки и буквы. Алфавит

164

Звуко-буквенный разбор слов

165

Слог. Ударение. Перенос слова.

28.05 – 31.05

166

Перенос слов по слогам

167

Обобщение знаний об изученных правилах правописания.

168

Обобщение знаний об изученных правилах правописания.

169

Упражнения в применении изученных правил правописания

170

Итоговый урок по курсу «Русский язык»


5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

5.1. Литература для учителя:

  1. Канакина В.П. Русский язык. Рабочие программы. 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина, М.Н. Дементьева, Н.А. Стефаненко. – М.: Просвещение, 2014.
  2. Методические рекомендации для учителя. М.: «Вако», 2016.

5.2. Литература для учащихся:

1. Канакина В.П. Русский язык. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2016.

2. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс [Текст]: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / В.П. Канакина. – М.: Просвещение, 2017.

3. Канакина В.П. Русский язык. 1–4 классы: сборник диктантов и самостоятельных работ / В.П. Канакина, Г.С. Щеголева. – М.: Просвещение, 2016

ОДОБРЕНО

Протокол заседания ШМО учителей

начальных классов от 30.08.2017г. №1

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________________ Тютюнкова Н.Н.

01 сентября 2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...