"Проверяемые безударные гласные в корне слова" технологическая карта урока русского языка в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
"Проверяемые гласные в корне слова". Цель урока: обобщить знания учащихся о проверяемых безударных гласных, отработать умение применять правило обозначения безударных гласных на письме; развивать орфографическую зоркость.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
- Ф.И.О. учителя: Валеева Фарида Минвагизовна, учитель МБУ «Гимназия № 35», г.о. Тольятти Самарской области
- Класс 3. Дата: 04.10.2017 г. Предмет: русский язык
- Тема урока: Буква безударных гласных. (Проверяемые безударные гласные в корне слова.)
- Место и роль урока в изучаемой теме: 6 урок в разделе «Язык – главный помощник в общении». (Девять правил орфографии)
Технологии проблемного обучения (исследовательский метод - организация учителем самостоятельной работы учащихся по решению проблемного задания с целью усвоения ими новых понятий и способов действий и развития у них интеллектуальной и других сфер).
- Тип урока: урок обработки знаний и рефлексии
- вид урока: комбинированный урок. - форма урока – урок творчества (исследование)
- форм работы (фронтальная, в парах, индивидуальная, групповая).
6. Обобщение урока: чтобы проверить безударную гласную в корне слова, необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый гласный звук оказался под ударением.
7. Цель урока: обобщить знания учащихся о проверяемых безударных гласных, отработать умение применять правило обозначения безударных гласных на письме; развивать орфографическую зоркость
- Планируемые результаты
Дети научатся:
- Писать слова с проверяемой безударной гласной
- Работать по алгоритму написания слов с проверяемым написанием
- Выделять способы проверки безударных гласных (подбор проверочных слов): изменение формы слова и подбор родственных слов;
Умения, характеризующие достижение этих результатов:
- Различать два способа проверки безударных гласных в корне слова;
- Давать определение понятиям, формировать правило обозначения безударных гласных и применять его на письме.
8.Формы работы: парная, фронтальная, индивидуальная.
- Ресурсы: Климанова Л.Ф., Бабушкина Т. В. Русский язык: Учебник: 3 класс: 1 ч. Москва. Просвещение. 2015 г.
Презентация, карточки с заданиями.
Ход урока.
Этапы урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
I. Организацион- ный момент. | Учитель. Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем. | Включение в деловой ритм. Устное сообщение. | Подготовка к работе. | Л: воспринимать речь учителя, выражать свое отношение. |
II. Актуализация знаний. Мотивация к деятельности. | Словарная работа Подумайте, по какому признаку можно разделить слова на группы. Двор, беготня, бег, дворовый, избегать, дворник Запишите слова в два столбика, выделите корень, поставьте ударение | На данном этапе идет актуализация ранее полученных знаний. (Повторить с детьми понятия «родственные слова» и безударные гласные) | Анализируют собственные знания по разделу. Выполняют задание в тетради. | Р.: воспринимать учебные действия учителя по заданию, П: анализировать, обобщать полученные ранее знания. |
III. Выявления затруднения | - Послушайте: (лиса). Запишите слово. - Как вы будете записывать. - О каком слове идёт речь? - Почему по произношению слова мы не можем точно определить? (Звук неточно передаётся буквой) - Составьте предложения с этими словами. - Подберите проверочные слова. О какой орфограмме мы будем говорить на уроке? (проверяемая безударная гласная в корне слова) И так, на уроке мы с вами учимся писать слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова. - Прочитайте слова первого столбика записанные вами (двор, дворовый, дворник) - Как называются эти слова - Назовите орфограмму -Как проверить безударную гласную в корне слова. Какое слово будет проверочным (Аналогично рассматриваем орфограмму в словах другого столбика) (Беготня, бег, избегать) | Поддержка интереса, активности обучающихся, постановка проблемного вопроса. Поддержание усилий обучаемых по отслеживанию у них собственного понимания. | Отвечают на вопросы учителя (варианты детей), составляют предложения. Под руководством учителя учатся высказывать свои мысли, определяют цель урока и прогнозируют свою деятельность на уроке. (Однокоренные, или родственные) (слова с одинаковым корнем и близкими по смыслу) Безударная гласная в корне слова Сверка с эталоном. | К.: Умение слушать, вступать в диалог, участвовать коллективно в обсуждении. Договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать другие мнения. Р.: Целеполагание. Формулирование цели после обсуждения. Р.: выполнять самопроверку, самооценку |
IV Работа по теме урока Первичное закрепление |
- Какими могут быть гласные звуки? - Что нужно делать с безударными гласными в корне слова? Как проверять? - Буквы каких гласных звуков надо проверять? - В какой части слова должны находиться эти гласные? -Как называется орфограмма Вспомним алгоритм проверки безударных гласных
Докажи, пользуясь алгоритмом, выбор буквы безударной гласной в слове М…ЛЫШ С…СНА М…ЧИК Ч … РНИКА | Поддержка интереса, активности обучающихся, постановка вопросов. Поддержание усилий обучаемых по отслеживанию у них собственного понимания. Организует работу в парах. | Чтение правила. Отвечают на вопросы учителя с опорой на правило. (- Ударные, безударные. - Безударные гласные в корне слова надо проверять ударением. - (А, О, И, Е, Я) - В корне слова. - Проверяемая безударная гласная в корне слова) Работа в парах: Рассказывают алгоритм проверки безударных гласных. Ответу доски -Ставлю в слове ударение - подчёркиваю букву безударного гласного звука - нахожу и обозначаю корень слова -подбираю однокоренное слово, чтобы ударение падало на гласную в корне - вписываю в слово безударную гласную, пишу проверочное слово. Указываю корень. | Р: умение анализировать, обобщать, принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять взаимоконтроль. К: принимать на слух ответы учащихся, уметь формулировать собственное мнение. К: принимать на слух ответы учащихся, уметь формулировать собственное мнение П: подбирать и писать слова с орфограммой, следуя алгоритму П.: определять ударную и безударную гласную и обосновывать своё мнение Р: воспринимать учебные действия учителя по заданию К: принимать на слух ответы учащихся, уметь формулировать собственное мнение |
V. Физкультминутка | Изобразите глагол, при этом скажите проверочное слово Бежать – бег Летать – полёт Жалеть - жалость Смотреть – смотрит Тянуть (канат)- тянет Косить (сено) косит | Осуществляют профилактику утомления. Активно участвуют в физкультминутке | Л: воспринимать речь учителя, выражать своё отношение | |
VI. Продолжение работы по теме | Посмотрите внимательно на наши слова записанные в тетради. Какие слова выступили в качестве проверочного слова? А что это за слова. Проведём небольшое исследование. Способы проверки безударных гласных Цель мини - исследования: Выяснить, какие существуют способы проверки безударных гласных в корне слова. Исследование в малых группах. План работы
| Учитель организует работу в группах по плану (план представлен в карточке) Выслушивает детей, формирует цель исследования. | Формируют цель вместе с учителем. Подбирают и записывают слова, следуя плану Исследование в малых группах. | Р.: Целеполагание. Формулирование цели после обсуждения Р. выполнять учебное задание в соответствие с планом К. – взаимодействие с партнёром в рамках учебного диалога, |
VI. Проверка усвоения нового материала. | Выступление пар. Классификация представленных примеров И так, как можно проверить безударную гласную? Назовите два способа проверки? - изменить форму слова - подбор однокоренных слов - Вернёмся к нашим словам. Что же выступило в качестве проверочных слов? Возвращение к словам малыш, сосна… | Учитель организует процесс обмена информацией между учащимися. Организация информации. Учитель делает классификацию представленных примеров. Родственные (однокоренные) Гнёздышко-гнездо Горный - гора Форма слова След – следы Горы –гора Гнёзда - гнездо | Обмен информацией. Учащиеся представляют свою работу. Под руководством учителя учатся высказывать свои мысли Используют знания приобретённые данные в практической деятельности. Делают вывод. | К: - адекватно использовать речь для представления результата - осуществляют взаимный контроль, приходя к единому мнению Л.: построение речевых высказываний. |
VII. Итог урока | - Какое правило повторили? - Как надо проверять букву безударных гласных в корне слова? -Назовите два способа проверки - Вы стали лучше разбирать в этой орфограмме? | Организация подведения итогов урока учащимися. | Оценка и рефлексия собственной и деятельности. | Р. Осмысливают свою деятельность. |
VIII. Рефлексия урока. | Карточка. Подберите проверочное слово (родственное слово или форма одного и того же слова). Вставьте безударную гласную. Выделите корень. Ш…ги – М…сты- Сл…за- П…скливый- В … лепит | Организует взаимопроверку | Взаимопроверка. Сверка с эталоном. Шаблоном. | Р. – выполнять взаимопроверку, оценить |
IX. Домашнее задание. | Учебник. Правило наизусть стр.43 Стр.44 упр.64
| Предлагает записать домашнее задание | Запись в дневниках | . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка 2 класс "Единообразное написание корня"
Конспект урока и презентация по теме "Единообразное написание корня", русский язык, 2 класс УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока русского языка, 2 класс по теме "Повторение. Проверяемая безударная гласная в корне слов."
В технологической карте предложены планируемые результаты (УУД, предметные), показана деятельность педагога и обучающихся, что дает возможность работать, используя системно-деятельностный подход...
Технологическая карта урока русского языка, 2 класс, по теме "Повторение. Правописание проверяемой безударной гласной в корне слов".
В технологической карте даны планируемые результаты (УУД и предметные), предствлена деятельность обучающихся и педагога на уроке, формы и методы работы, что позволяет применять системно-деятельностный...
Технологическая карта урока. Русский язык 4 класс. Безударные окончания глаголов
Технологическая карта урока по ФГОС...
Технологическая карта урока русского языка, 3 класс. Тема: «Безударные гласные в корне слова (проверяемые и непроверяемые)».
Урок выстроен в соответствии с программой "Перспектива".На урок отводится 4 часа - это второй час темы....
Технологическая карта урока. Русский язык 2 класс. Тема «Безударные гласные в корне слова».
Технологическая карта урока. Русский язык 2 класс. Тема «Безударные гласные в корне слова»....
Технологическая карта урока русского языка 4 класс "Значимые орфограммы в корне слова"
Урок посвящён отработке таких орфограмм как: безударная гласная, парный согласный , непроизносимый согласный....