"Проверяемые безударные гласные в корне слова" технологическая карта урока русского языка в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Валеева Фарида Минвагизовна

"Проверяемые гласные в корне слова". Цель урока: обобщить знания учащихся о проверяемых безударных гласных, отработать умение применять правило обозначения безударных гласных на письме; развивать орфографическую зоркость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

  1. Ф.И.О. учителя: Валеева Фарида Минвагизовна, учитель МБУ «Гимназия № 35», г.о.  Тольятти Самарской области
  2. Класс 3. Дата: 04.10.2017 г.  Предмет: русский язык
  3. Тема урока: Буква безударных гласных.  (Проверяемые безударные гласные в корне слова.)  
  4. Место и роль урока в изучаемой теме: 6 урок в разделе «Язык – главный помощник в общении». (Девять правил орфографии)

Технологии проблемного обучения (исследовательский метод - организация учителем самостоятельной работы учащихся по решению проблемного задания с целью усвоения ими новых понятий и способов действий и развития у них интеллектуальной и других сфер).

  1. Тип урока: урок обработки знаний и рефлексии

- вид урока: комбинированный урок. - форма урока – урок творчества (исследование)

- форм работы (фронтальная, в парах, индивидуальная, групповая).

6. Обобщение урока: чтобы проверить безударную гласную в корне слова, необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый гласный звук оказался под ударением.

     7.        Цель урокаобобщить знания учащихся о проверяемых безударных гласных, отработать умение применять правило обозначения безударных гласных на письме; развивать орфографическую зоркость

  1. Планируемые результаты

Дети научатся:

  • Писать слова с проверяемой безударной гласной
  • Работать по алгоритму написания слов с проверяемым написанием
  • Выделять способы проверки безударных гласных (подбор проверочных слов): изменение формы слова и подбор родственных слов;

Умения, характеризующие достижение этих результатов:

  • Различать два способа проверки безударных гласных в корне слова;
  • Давать определение понятиям, формировать правило обозначения безударных гласных и применять его на письме.

8.Формы работы: парная, фронтальная, индивидуальная.

  1. Ресурсы: Климанова  Л.Ф., Бабушкина Т. В. Русский язык: Учебник: 3 класс: 1 ч. Москва. Просвещение. 2015 г.

                           Презентация, карточки с заданиями.

Ход урока.

Этапы

урока

Содержание

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Универсальные

учебные

действия

I.

 Организацион-

ный момент.

Учитель.

Вот звонок нам дал сигнал: 

Поработать час настал. 

Так что время не теряем 

И работать начинаем.

Включение в деловой ритм. Устное сообщение.

Подготовка к работе.

Л: воспринимать речь учителя, выражать свое отношение.

II.  Актуализация знаний.

Мотивация к деятельности.

Словарная работа

Подумайте, по какому признаку можно разделить слова на группы.

 Двор, беготня, бег, дворовый, избегать, дворник

Запишите слова в два столбика, выделите корень, поставьте ударение

На данном этапе идет актуализация ранее полученных знаний. (Повторить с детьми понятия «родственные слова» и безударные гласные)

Анализируют собственные знания по разделу. Выполняют задание в тетради.

 Р.: воспринимать учебные действия учителя по заданию,

 П: анализировать, обобщать полученные ранее знания.  

III. Выявления затруднения

- Послушайте: (лиса). Запишите слово.

- Как вы будете записывать.

- О каком слове идёт речь?

- Почему по произношению слова мы не можем точно определить? (Звук неточно передаётся буквой)

- Составьте предложения с этими словами.

- Подберите проверочные слова. О какой орфограмме мы будем говорить на уроке?

 (проверяемая безударная гласная в корне слова)

И так, на уроке мы с вами учимся писать слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова.

 - Прочитайте слова первого столбика записанные вами

(двор, дворовый, дворник)

- Как называются эти слова

- Назовите орфограмму

-Как проверить безударную гласную в корне слова. Какое слово будет проверочным

(Аналогично рассматриваем орфограмму в словах другого столбика) (Беготня, бег, избегать)  

Поддержка интереса, активности обучающихся, постановка проблемного вопроса.

Поддержание усилий обучаемых по отслеживанию у них собственного понимания.

Отвечают на вопросы учителя (варианты детей), составляют предложения.

Под руководством учителя учатся высказывать свои мысли, определяют цель урока и прогнозируют свою деятельность на уроке.

(Однокоренные, или родственные)

(слова с одинаковым корнем и близкими по смыслу)

Безударная гласная в корне слова

Сверка с эталоном.

К.: Умение слушать, вступать в диалог, участвовать коллективно в обсуждении.

Договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать другие мнения.

Р.: Целеполагание.

Формулирование цели после обсуждения.

Р.: выполнять самопроверку, самооценку

IV Работа по теме урока

Первичное закрепление

  1. Работа по учебнику стр. 43 (прочитайте) вспомните орфограмму, сделайте о ней вывод.

- Какими могут быть гласные звуки?

- Что нужно делать с безударными гласными в корне слова? Как проверять?

- Буквы  каких гласных звуков надо проверять?

- В какой части слова должны находиться эти гласные?

-Как называется орфограмма

        Вспомним алгоритм проверки безударных гласных

  • Ставим ударение в слове.
  • Подчёркиваем букву безударного гласного звука.
  • Находим и обозначаем корень слова.
  • Подбираем однокоренные слова или изменяем форму слова, чтобы безударный гласный звук стал ударным.

  1. Работа в парах

  1. Работа у доски (учимся правильно рассуждать и оформлять орфограмму)

Докажи, пользуясь алгоритмом,  выбор буквы безударной гласной в слове

М…ЛЫШ

С…СНА

М…ЧИК

Ч  … РНИКА

Поддержка интереса, активности обучающихся, постановка вопросов.

Поддержание усилий обучаемых по отслеживанию у них собственного понимания.

Организует работу в парах.

Чтение правила.

Отвечают на вопросы учителя с опорой на правило.

(- Ударные, безударные.

- Безударные гласные в корне слова надо проверять ударением.

- (А, О, И, Е, Я)

- В корне слова.

- Проверяемая безударная гласная в корне слова)

Работа в парах:

Рассказывают

алгоритм проверки безударных гласных.

Ответу доски

-Ставлю в слове ударение

- подчёркиваю букву безударного гласного звука

- нахожу и обозначаю корень слова

-подбираю однокоренное слово, чтобы ударение падало на гласную в корне

- вписываю в слово безударную гласную, пишу проверочное слово. Указываю корень.

Р: умение анализировать, обобщать,

принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять взаимоконтроль.

К: принимать на слух ответы учащихся, уметь формулировать собственное мнение.

К: принимать на слух ответы учащихся, уметь формулировать собственное мнение

П: подбирать и писать слова с орфограммой, следуя алгоритму

П.: определять ударную и безударную гласную и обосновывать своё мнение

 Р: воспринимать учебные действия учителя по заданию

К: принимать на слух ответы учащихся, уметь формулировать собственное мнение

V. Физкультминутка

Изобразите  глагол, при этом скажите проверочное слово

Бежать – бег

Летать – полёт

Жалеть - жалость

Смотреть – смотрит

Тянуть (канат)- тянет

Косить (сено) косит

Осуществляют профилактику утомления.  Активно участвуют в физкультминутке

Л: воспринимать речь учителя, выражать своё отношение

VI. Продолжение работы по теме

Посмотрите внимательно на наши слова записанные в тетради. Какие слова выступили в качестве проверочного слова? А что это за слова.  Проведём небольшое исследование.

Способы проверки безударных гласных

Цель мини - исследования:  Выяснить,  какие  существуют способы проверки безударных гласных в корне  слова.

Исследование в малых группах.

План  работы

  1. Запишите слово обозначенное картинкой. На месте безударного гласного оставьте прочерк.
  2. Выберите из группы слов те слова, которые могут быть проверочными для безударной гласной. Решите, какую букву надо писать вместо пропуска.
  3. Запишите полученную пару слов: проверочное слово – проверяемое слово
  4. Оцените, что выступило в качестве проверочного слова: родственное слово или форма одного и того же слова? Сделайте вывод о способе проверки безударной гласной в корне  слова.

Учитель организует работу в группах по плану (план представлен в карточке)

Выслушивает детей, формирует цель исследования.

Формируют цель вместе с учителем.

Подбирают и записывают  слова, следуя плану

Исследование в малых группах.

Р.: Целеполагание.

Формулирование цели после обсуждения

Р. выполнять учебное задание в соответствие  с планом

К. – взаимодействие с партнёром в рамках учебного диалога,

VI. Проверка

усвоения нового материала.

Выступление пар.

Классификация представленных примеров

И так, как можно проверить безударную гласную? Назовите два способа проверки?

- изменить форму слова

- подбор однокоренных слов

- Вернёмся к нашим словам. Что же выступило в качестве проверочных слов?

Возвращение к словам малыш, сосна…

Учитель организует процесс обмена информацией между учащимися.

Организация информации.

Учитель делает классификацию представленных примеров.

Родственные (однокоренные)

Гнёздышко-гнездо

Горный - гора

Форма слова

След – следы

Горы –гора

Гнёзда - гнездо

Обмен информацией.

Учащиеся

представляют свою работу.

Под руководством учителя учатся высказывать свои мысли

Используют  знания приобретённые данные в практической деятельности.

Делают вывод.

К:  - адекватно использовать речь для представления результата

- осуществляют взаимный контроль, приходя к единому мнению

Л.:  построение речевых высказываний.

VII. Итог урока

- Какое правило повторили?

- Как надо проверять букву безударных гласных в корне слова?

-Назовите два способа проверки

- Вы стали лучше разбирать в этой орфограмме?

Организация подведения итогов урока учащимися.

Оценка и рефлексия собственной и деятельности.

Р. Осмысливают свою деятельность.

VIII. Рефлексия урока.

Карточка.  

Подберите проверочное слово (родственное слово или форма одного и того же слова). Вставьте безударную гласную. Выделите корень.

Ш…ги –

М…сты-

Сл…за-

П…скливый-

В … лепит

Организует взаимопроверку

Взаимопроверка.

Сверка с эталоном. Шаблоном.

Р. – выполнять взаимопроверку, оценить

IX. Домашнее задание.

Учебник. Правило наизусть стр.43

Стр.44 упр.64

  • Карточка

Предлагает записать домашнее

задание

Запись в дневниках

.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 2 класс "Единообразное написание корня"

Конспект урока и презентация по теме "Единообразное написание корня", русский язык, 2 класс УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка, 2 класс по теме "Повторение. Проверяемая безударная гласная в корне слов."

В технологической карте  предложены планируемые результаты (УУД, предметные), показана деятельность педагога и обучающихся, что дает возможность работать, используя системно-деятельностный подход...

Технологическая карта урока русского языка, 2 класс, по теме "Повторение. Правописание проверяемой безударной гласной в корне слов".

В технологической карте даны планируемые результаты (УУД и предметные), предствлена деятельность обучающихся и педагога на уроке, формы и методы работы, что позволяет применять системно-деятельностный...

Технологическая карта урока русского языка, 3 класс. Тема: «Безударные гласные в корне слова (проверяемые и непроверяемые)».

Урок выстроен  в соответствии с программой "Перспектива".На урок отводится 4 часа - это второй час темы....

Технологическая карта урока. Русский язык 2 класс. Тема «Безударные гласные в корне слова».

Технологическая карта урока.   Русский язык 2 класс.  Тема «Безударные гласные в корне слова»....

Технологическая карта урока русского языка 4 класс "Значимые орфограммы в корне слова"

Урок посвящён отработке таких орфограмм как: безударная гласная, парный согласный , непроизносимый согласный....