Урок церковнославянского языка. Псалом 71
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Чтение ветхозаветной книги Псалтирь благотворно влияет на душу человека. Чтение и беседа по тексту псалма с детьми даёт большой потенциал в воспитательной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psalom_71.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема | Псалом 71 |
Цель | 1. Раскрыть тему псалма 71- молитва за царя (глава государства). 2. Показать актуальность темы в наши дни. |
Планируемые результаты | Предметные:
Личностные:
Метапредметные:
|
Основные понятия | Молитва о царе (главе государства). |
Межпредметные связи | Литературное чтение. |
Ресурсы | Псалтирь, аудиозапись чтения псалма братией Валаамского мужского монастыря. |
Используемые технологии | Элементы проблемного обучения. |
Этап урока | Содержание этапа | Примечания |
Активизация знаний | - Что вы знаете о Давиде? (писал псалмы, царь еврейского народа, … | |
Постановка учебной цели. | Сегодня мы прочтём очередной псалом царя Давида, но работать будем несколько иначе. Я вам предлагаю сразу определить тему псалма, для этого вам необходимо расшифровать первый стих этого псалма. Здесь зашифрован его перевод на русский язык. Вам надо написать эти слова на русском языке и попытаться определить тему псалма (о чём молится царь Давид) по первому стиху. «Боже! 4 1 100 400 й 900 1 100 ю 300 2 70 й 200 400 4 8 200 ы 50 400 900 1 100 я 300 2 70 ю 80 100 1 2 4 400!» - Оцените свою работу: если вы все буквы определили верно – «5», если были ошибки – «4». Листочки вклейте в тетрадь. | Дети получают карточки с шифровками и работают в парах. Для проверки дети выходят к дополнительной доске и сверяют свой перевод с образцом. . |
Проверка работы и высказывание предположений. | - Как же звучит на русском языке первый стих семьдесят первого псалма? - О чём молится царь Давид в этом псалме? | Высказывают свои предположения. Кратко учитель записывает эти формулировки на доске |
Первичное восприятие. | -Давайте прочитаем этот же стих на церковнославянском языке. -На каком языке смысл этого стиха вам наиболее понятен? (на русском) - но заметьте, смысл один и тот же. Да и можно найти благозвучные словосочетания: «сы1ну царе1ву». -Давайте будем учиться читать по –церковнославянски и понимать смысл, а также замечать благозвучные, красивые словосочетания и предложения. | Дети следят по тексту. |
Словарная работа | - Прежде, чем мы с вами будем читать текст псалма, давайте прочтём отдельные слова и выражения, которые встретятся нам: Е23422222333333fiо1плzне- эфиопляне, или люди пустынь Ца1рiе fарсi1йстiи- Фарсис- город в Испании Ца1рiе ара1встiи и са1ва - Одни эту местность находят в счастливой (южной) Аравии, другие — в Африке, именно в нынешней Абиссинии. Ца1рiе зе1мстiи- цари земные Ли1хва- коварство На ве1рсэхъ го1ръ- на вершинах гор Лiва1нъ 1 - название возвышенной цепи гор, в северной части Палестины, на границе между Иудеею и Сириею; 2 - чистое, душистое вещество с желтоватым оттенком, острое и горькое на вкус, но необыкновенно приятно-пахучее. Дерево, из которого добывается означенное благовонное вещество, растет в Аравии. Чтобы получить его, на дереве делают надрезы, и оно свободно вытекает из них. В русской Библии оно переведено иначе: ладан. Руно1- (здесь) луг Творz1й- творящий До1ндеже – до тех пор, доколе U3блажа1тъ – (здесь) прославят | |
Первичное восприятие. Проверка первичного восприятия. | - Во время чтения постарайтесь мысленно переводить текст псалма и уловить его тему. А потом обменяемся размышлениями о том, кто же из нас ближе всего оказался к теме псалма. Текст псалма читает учитель, дети следят по книге. | |
Чтение текста учащимися, перевод. | Учащиеся читают псалом вслух по предложению (или по стиху) и переводят. | |
Анализ текста. Выявление темы псалма. Выборочное чтение. | Стих 2 означает желание Давида, чтобы Соломон был в судебных делах строго справедливым, составляющим свои решения в согласии с существом дела, а не по каким-либо внешним, случайным, хотя бы и сильно к себе подкупающим мотивам. Стих 3 – Что обозначает в таком написании слово «мир»? «Горы» и «холмы» — местности возвышенные, далеко видимые; пусть над всем господствует законность, как горы и холмы видимы отовсюду. Стих 4 - пусть всякий чувствует спокойствие, в уверенности, что его правда всегда найдет защиту, а «притеснитель», живущий обманом, неправдой — получит кару. Стих 7 - «Доколе пребудут солнце и луна, в роды родов». Солнце и луна, переживающие поколения людей и всегда неизменные, являются символами прочности, вечности. Пусть царствование этого царя будет вечным и неизменным, как неизменно и вечно светят солнце и луна; пусть начала его царствования (законность, мир и правосудие) нерушимо переходят из поколения в поколение, во все роды. Стихи 8-10 - «От моря до моря» — от Средиземного моря, западной границы Палестины, до «моря», вероятно, Индийского на востоке, «от реки», так называется обыкновенно Евфрат — северная граница известного тогда древнему еврею мира, «до концов земли» — до крайней, конечной границы мира с юга. Смысл тот — пусть владения этого царя обнимут весь мир. — «Падут пред Ним жители пустынь», — т. е. дикие народы, независимые ни от каких повелителей и самоуправляющиеся племена. — «Лизать прах». У восточных народов (ассириян, египтян и индусов) был обычай в знак особенного почтения целовать на земле следы ног правителя. Пусть враги будут оказывать царю знаки самого глубокого почтения. Власть этого царя да распространится не только на земли народов, но и на самые народы; пусть все народы и цари подчинятся ему. Здесь берутся географические пункты востока и запада как крайние точки, для изображения стран всего света. Стих 11 – как переводится слово «я3зы1цы» в данном написании? (народы) Стих 12 – каково значение слова «я4кw»? Стихи 12-17 - в его царстве возобладает праведник и будет главенствовать. Поэтому имя этого царя всегда будет почитаемо, он будет жить в народной памяти, ему будут приносить в дар аравийское золото, отличавшееся своею ценностью за изобилием самородков, и изо дня в день будут молиться о нем и его правлении. Человек найдет способ обрабатывать прежде голые и бесплодные вершины, где появится растительность настолько ценная по своим плодам, что превзойдет богатые кедровые леса Ливана,(словарь прот. Г. Дьяченко «Ливан» переводит как «горы Ливанские на западе Палестины». В переводе с еврейского – «белый») славившиеся по всему миру, как лучший материал для постройки кораблей и доставлявшие евреям значительный доход. — «В городах размножатся люди, как трава». Население в городах при мирных условиях существования увеличится так, что будет многочисленно, как трава. — «И благословятся в нем» — через этого царя, через усвоение основ его царствования благополучие («благословятся») перейдет ко всем жителям и народам земли. Стихи 18-19. Это завершение псалма. Кому славу воссылает царь Давид в завершении молитвы? - Каким же должен быть царь Соломон по молитвам царя Давида? Найдите слова в тексте псалма. -Как вы думаете, почему Давид молится за Соломона? Мы можем сделать вывод, что тема этого псалма - идеал царя и царствования. Давид молится о будущем царе и говорит, что о нём будут молиться его подданные. [1] Царь молится о сыне своём Соломоне, которого родила Вирсавия. Соломон вошёл в историю израильского народа как самый мудрый правитель. - А может ли такая молитва звучать в наши дни? В каких случаях? | Тема псалма написана на доске заранее, но закрыта от глаз. |
Грамматическое задание. | -Найдите в тексте строки, в которых используется приём сравнения. Прочитайте. (стих 6, 16) -Найдите в 14 стихе слова, которые с точки зрения русского языка написаны с ошибкой ( стих 13, 14- душы) . Это не ошибка. Определите число и падеж имени существительного. (Так пишется слово «души» в форме в Винительного падежа, множественного числа.) | |
Упражнение в чтении. | Чтение текста псалма несколькими учениками (стихи 1-4, 5-8, 9-12, 13-16, 17-19) -Найдите в тексте слова и выражения, которые, на ваш взгляд, являются благозвучными. | Здесь возможно предложить послушать аудиозапись чтения псалма братией Валаамского монастыря. |
Упражнение в списывании. | - Скажите, какие предложения вы можете использовать, если захотите помолиться за главу нашего государства или главу нашей Русской Православной Церкви? - А нужно ли молиться за главу семьи, государства, церкви? Спишите эти предложения. | Самостоятельная работа. |
Домашнее задание. Итог урока. | -Попробуйте сами сформулировать домашнее задание. (Чтение псалма, выписывание непонятных слов в словарь) - Я добавила бы пожелание к вам: поминать в своих молитвах главу нашей церкви и главу нашего государства. - За что будем благодарить Бога в конце нашего урока? |
[1] Информация для учителя.
Псалом этот является пророчеством, прикрытым до времени определёнными именами. Давид надписал его о Соломоне, однако изложил видения, которые гораздо важнее достоинств Соломона и даже природы всех людей. Пророки, употребляя собственные и известные им имена, прикрывали пророчества, опасаясь, что люди неблагодарные могли сжечь книгу, сделать все, чтобы не звучало пророчество о Спасителе. Если они Его не устыдились, когда Он Сам присутствовал… и не отстали дотоле, пока не распяли Его, то едва ли они пощадили бы тех, которые говорили о Нём, которых они и без того беспрестанно побивали камнями. В этом псалме предсказывается пришествие Христово на землю и призвание народов, которые принесут дары и поклонятся Спасителю, как Богу. Далее приводятся толкования стихов свт. Иоанна Златоуста, свт. Афанасия Великого, блж. Феодорита Киррского, блаж. Августина Иппонийского, преп. Исихия, св. Димитрия Ростовского и других.
Ст. 1 «Царём и Сыном Царевым является Владыка Христос; как Бог – Он рождён Всецарем Богом, а как Человек – имеет предком царя Давида.» (Афанасий)
Ст.2 «… такова причина вочеловечения – судити, преобладание над людьми сатаны. Поэтому, исходя на распятие Христос сказал: «Ныне суд есть миру сему, ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин. 12:31) (Афанасий)
Ст. 4 «Нищими называет весь человеческий род, обнищавший во всем добром, сынами убогих – уверовавших во Христа, предки которых бедны были в благочестии и богопознании, а клеветником – диавола, который назван так по делам своим.» (Афанасий)
Ст. 5 «Христос рожден от Отца прежде луны рода родов, т.е. безпредельным рождением Своим предварил бытие твари. Но и пребудет с солнцем, т.е. будет иметь вечное бытие. Чтобы показать безначалие и бесконечность Христа, Давид сравнивает эти величины с солнцем и луною; ибо в видимой твари Пророк не нашёл более блистательнейших подобий, чем это два громадные небесные светила» (Феодорит)
Ст. 6 «Как дождь, падая на шерсть (руно), мягкостью шести не производит шума, так и воплощение Бога; Его пришествие на землю было тихо, тайно, чудно, без потрясений…» (Златоуст)
Ст. 8 Соломон хотя и обладал обширным царством, однако владения его ограничивались небольшой частью земли; поэтому отцы это месть относят к Мессии Христу. Христос возобладает всею вселенною, всем миром. (Афанасий)
Ст. 9 «В переносном смысле под ефиоплянами подразумевает грехи очернённых людей, а также и демонов, которые большею частью являются в виде ефиопов, по причине темноты и мрачности их. Но все эти врази – персть полижут Его, т. е. выразят великую покорность Христу.» (Афанасий, Феодорит)
Ст. 10 «Это пророчество Давида о волхвах, имевших придти ко Христу с дарами…» (Димитрий)
Ст. 11-13 «Все народы поклонятся Ему, как Богу, и принесут дары, как Царю, за то, что избавил их от преобладания сатаны. Сильным Пророк наименовал диавола, а нищим – естество человеческое, как бывшее тогда без Бога» (Афанасий, Феодорит)
Ст. 14 «Лихвою называет любостяжательность; рост (денег) – сребролюбие, хуже всех страстей; а под неправдою именуют всякий грех. И честно имя Христа пред христианами настолько, что одни из них презрели богатство, другие – достоинство, третьи – саму жизнь, чтобы только не отпасть от спасительного имени – «христианин». (Феодорит, Исихий)
Ст. 15 « И жив будет младенец Иисус при избиении младенцев Иродом. Под златом аравийским подразумеваются дары волхвов; помолятся о Нем выну, т.е. всегда в молитвах будут призывать имя Его.» (Афанасий)
Ст. 16-19 «Примечай же, что ничего из сказанного в псалме не приличествует Соломону, рожденному от жены Урииной, - ни слова: прежде солнца имя Его, ни другие: вся языцы поработают ему, ни следующие: прежде луны рода родов. А из всего этого явствует, Псаломопевец пророчествует о Господе нашем Иисусе Христе, Который уничтожил владычество сатаны, и от мучительства демонов избавил подвергшихся их козням. Поэтому всем должно песнословить и благодарить Его.» (Афанасий)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Церковнославянский язык. Буква Хер
Предлагаю технологическую карту урока, в которой отражены все этапы работы, деятельность учителя и учеников, наглядные и методические материалы. Это интересно всем, кто говорит на русском языке и стар...
Урок русского языка. Тема: Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
урок русского языка...
Рабочая программа по предмету "Церковнославянский язык"
Данная рабочая программа помогает учителю выстроить работу с детьми по чтению Псалтири на церковнославянском языке, показать ценность Псалтири для христианина....
Рабочая программа по церковнославянскому языку
Рабочая программа по предмету церковнославянский язык 2-4класс...
Технологическая карта урока ОРКСЭ, УМК "«Основы православной культуры» под ред. О.Ю. Васильевой «Основы православной культуры: религиозные традиции народа, система нравственных ценностей и воспитание", 4 класс, тема: "Церковнославянский язык"
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о церковнославянском языке.Задачи урока Дидактические: 1) познакомить обучающихся с понятиями: «церковнославянский язык», «молитв...
Конспект урока ОРКСЭ 4 класс Тема урока: «Церковнославянский язык». Модуль Основы православной культуры.
Коспект урока ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры" по теме "Церковнославянский язык" разработан для обучающихся 4 класса УМК: «Основы православной культуры»...
Технологическая карта урока ОРКСЭ «Церковнославянский язык», 4 класс «Основы православной культуры»
Тема урока: «Церковнославянский язык» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о церковнославянском языке. Задачи урок...
Комментарии
недостатки
Возможности данного сайта, видимо, не позволяют распознавать церковнославянский шрифт "Акафист", поэтому наблюдаются недоразумения. :(