Урок церковнославянского языка. Псалом 71
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Шмелева Вера Геннадьевна

Чтение ветхозаветной книги Псалтирь благотворно влияет на душу человека. Чтение и беседа по тексту псалма с детьми даёт большой потенциал в воспитательной работе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psalom_71.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

             

Тема

 Псалом 71

Цель

 1. Раскрыть тему псалма 71- молитва за царя (глава государства).

2. Показать актуальность темы в наши дни.

Планируемые результаты

Предметные:

  • раскрыть смысл псалма 71 в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
  • Совершенствовать навыки чтения.

Личностные: 

  • умение слышать красоту (благозвучие) церковнославянского языка;
  • стремление молиться за главу РПЦ и государства.

Метапредметные:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке самостоятельно или с помощью учителя;
  • умение работать с текстом псалма;
  • умение работать в паре, группе;
  • умение оценивать результаты своей работы и работы одноклассников;
  • контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы

Основные понятия

 Молитва о царе (главе государства).

Межпредметные связи

Литературное чтение.

Ресурсы

Псалтирь, аудиозапись чтения псалма братией Валаамского мужского монастыря.

Используемые технологии

 Элементы проблемного обучения.

Этап урока

Содержание этапа

Примечания

Активизация знаний

 - Что вы знаете о Давиде? (писал псалмы, царь еврейского народа, …

Постановка учебной цели.

Сегодня мы прочтём очередной псалом царя Давида, но работать будем несколько иначе.

Я вам предлагаю сразу определить тему псалма, для этого вам необходимо расшифровать первый стих этого псалма. Здесь зашифрован его перевод на русский язык. Вам надо написать эти слова на русском языке и попытаться определить тему псалма (о чём молится царь Давид) по первому стиху.

«Боже! 4  1  100  400  й         900  1  100  ю        300  2  70  й

200  400  4         8         200  ы  50  400             900  1  100  я

300  2  70  ю         80  100 1  2  4  400!»

- Оцените свою работу:

если вы все буквы определили верно  – «5»,

если были ошибки – «4».

Листочки вклейте в тетрадь.

Дети получают карточки с шифровками и работают в парах.  Для проверки дети выходят к дополнительной доске и сверяют свой перевод с образцом.

.

Проверка работы и высказывание предположений.

- Как же звучит на русском языке первый стих семьдесят первого псалма?

- О чём молится царь Давид в этом псалме?

Высказывают свои предположения. Кратко учитель записывает эти формулировки на доске

Первичное восприятие.

-Давайте прочитаем этот же стих на церковнославянском языке.

-На каком языке смысл этого стиха вам наиболее понятен? (на русском)

- но заметьте, смысл один и тот же. Да и можно найти благозвучные словосочетания: «сы1ну царе1ву».

-Давайте будем учиться читать по –церковнославянски и  понимать смысл, а также замечать благозвучные, красивые словосочетания и предложения.

Дети следят по тексту.

Словарная работа

- Прежде, чем мы с вами будем читать текст псалма, давайте прочтём отдельные слова и выражения, которые встретятся нам:

Е23422222333333fiо1плzне- эфиопляне, или люди пустынь

Ца1рiе fарсi1йстiи- Фарсис- город в Испании

Ца1рiе ара1встiи и са1ва - Одни эту местность находят в счастливой (южной) Аравии, другие — в Африке, именно в нынешней Абиссинии.

Ца1рiе зе1мстiи- цари земные

Ли1хва- коварство

На ве1рсэхъ го1ръ- на вершинах гор

Лiва1нъ 1 - название возвышенной цепи гор, в северной части Палестины, на границе между Иудеею и Сириею;

2 - чистое, душистое вещество с желтоватым оттенком, острое и горькое на вкус, но необыкновенно приятно-пахучее. Дерево, из которого добывается означенное благовонное вещество, растет в Аравии. Чтобы получить его, на дереве делают надрезы, и оно свободно вытекает из них. В русской Библии оно переведено иначе: ладан.

Руно1- (здесь) луг

Творz1й- творящий

До1ндеже – до тех пор, доколе

U3блажа1тъ – (здесь) прославят

Первичное восприятие.

Проверка первичного восприятия.

- Во время чтения постарайтесь мысленно переводить текст псалма и уловить его тему. А потом обменяемся размышлениями  о том, кто же из нас ближе всего оказался к теме псалма.

Текст псалма читает учитель, дети следят по книге.

Чтение текста учащимися, перевод.

Учащиеся читают псалом вслух по предложению (или по стиху) и переводят.

Анализ текста.

Выявление темы псалма.

Выборочное чтение.

Стих 2 означает желание  Давида, чтобы Соломон был в судебных делах строго справедливым, составляющим свои решения в согласии с существом дела, а не по каким-либо внешним, случайным, хотя бы и сильно к себе подкупающим мотивам.

Стих 3 – Что обозначает в таком написании слово «мир»? «Горы» и «холмы» — местности возвышенные, далеко видимые; пусть над всем господствует законность, как горы и холмы видимы отовсюду.

Стих 4 - пусть всякий чувствует спокойствие, в уверенности, что его правда всегда найдет защиту, а «притеснитель», живущий обманом, неправдой — получит кару.

Стих 7 - «Доколе пребудут солнце и луна, в роды родов». Солнце и луна, переживающие поколения людей и всегда неизменные, являются символами прочности, вечности. Пусть царствование этого царя будет вечным и неизменным, как неизменно и вечно светят солнце и луна; пусть начала его царствования (законность, мир и правосудие) нерушимо переходят из поколения в поколение, во все роды.

Стихи 8-10 - «От моря до моря» — от Средиземного моря, западной границы Палестины, до «моря», вероятно, Индийского на востоке, «от реки», так называется обыкновенно Евфрат — северная граница известного тогда древнему еврею мира, «до концов земли» — до крайней, конечной границы мира с юга. Смысл тот — пусть владения этого царя обнимут весь мир. — «Падут пред Ним жители пустынь», — т. е. дикие народы, независимые ни от каких повелителей и самоуправляющиеся племена. — «Лизать прах». У восточных народов (ассириян, египтян и индусов) был обычай в знак особенного почтения целовать на земле следы ног правителя. Пусть враги будут оказывать царю знаки самого глубокого почтения. Власть этого царя да распространится не только на земли народов, но и на самые народы; пусть все народы и цари подчинятся ему. Здесь берутся географические пункты востока и запада как крайние точки, для изображения стран всего света.

Стих 11 – как переводится слово «я3зы1цы» в данном написании? (народы)

Стих 12 – каково значение слова «я4кw»?

Стихи 12-17 - в его царстве возобладает праведник и будет главенствовать. Поэтому имя этого царя всегда будет почитаемо, он будет жить в народной памяти, ему будут приносить в дар аравийское золото, отличавшееся своею ценностью за изобилием самородков, и изо дня в день будут молиться о нем и его правлении. Человек найдет способ обрабатывать прежде голые и бесплодные вершины, где появится растительность настолько ценная по своим плодам, что превзойдет богатые кедровые леса Ливана,(словарь прот. Г. Дьяченко «Ливан» переводит как «горы Ливанские на западе Палестины». В переводе с еврейского – «белый») славившиеся по всему миру, как лучший материал для постройки кораблей и доставлявшие евреям значительный доход. — «В городах размножатся люди, как трава». Население в городах при мирных условиях существования увеличится так, что будет многочисленно, как трава. — «И благословятся в нем» — через этого царя, через усвоение основ его царствования благополучие («благословятся») перейдет ко всем жителям и народам земли.

Стихи 18-19. Это завершение псалма. Кому славу воссылает царь Давид в завершении молитвы?

- Каким же должен быть царь Соломон по молитвам царя Давида? Найдите слова в тексте псалма.

-Как вы думаете, почему Давид молится за Соломона?

Мы можем сделать вывод, что тема этого псалма - идеал царя и царствования.

Давид молится о будущем царе и говорит, что о нём будут молиться его подданные. [1] Царь молится о сыне своём Соломоне, которого родила Вирсавия. Соломон вошёл в историю израильского народа как самый мудрый правитель.

- А может ли такая молитва звучать в наши дни? В каких случаях?

Тема псалма написана на доске заранее, но закрыта от глаз.

Грамматическое задание.

-Найдите в тексте строки, в которых используется приём сравнения. Прочитайте. (стих 6, 16)

-Найдите в 14 стихе  слова, которые с точки зрения русского языка написаны с ошибкой ( стих 13, 14- душы) .  Это не ошибка. Определите число и падеж имени существительного. (Так пишется слово «души» в форме в Винительного падежа, множественного числа.)

Упражнение в чтении.

Чтение текста псалма несколькими учениками (стихи 1-4, 5-8, 9-12, 13-16, 17-19)

-Найдите в тексте слова и выражения, которые, на ваш взгляд, являются благозвучными.

Здесь возможно предложить послушать аудиозапись чтения псалма братией Валаамского монастыря.

Упражнение в списывании.

- Скажите, какие предложения  вы можете использовать, если захотите помолиться за главу нашего государства или главу нашей Русской Православной Церкви?

- А нужно ли молиться за главу семьи, государства, церкви?

Спишите эти предложения.

Самостоятельная работа.

Домашнее задание. Итог урока.

-Попробуйте сами сформулировать домашнее задание. (Чтение псалма, выписывание непонятных слов в словарь)

- Я добавила бы пожелание к вам: поминать в своих молитвах главу нашей церкви и главу нашего государства.

- За что будем благодарить Бога в конце нашего урока?

[1] Информация для учителя.

Псалом этот является пророчеством, прикрытым до времени определёнными именами. Давид надписал его о Соломоне, однако изложил видения, которые гораздо важнее достоинств Соломона и даже природы всех людей. Пророки, употребляя собственные и известные им имена, прикрывали пророчества, опасаясь, что люди неблагодарные могли сжечь книгу, сделать все, чтобы не звучало пророчество о Спасителе. Если они Его не устыдились, когда Он Сам присутствовал… и не отстали дотоле, пока не распяли Его, то едва ли они пощадили бы тех, которые говорили о Нём, которых они и без того беспрестанно побивали камнями. В этом псалме предсказывается пришествие Христово на землю и призвание народов, которые принесут дары и поклонятся Спасителю, как Богу. Далее приводятся толкования стихов свт. Иоанна Златоуста, свт. Афанасия Великого, блж. Феодорита Киррского, блаж. Августина Иппонийского, преп. Исихия, св. Димитрия Ростовского и других.

Ст. 1 «Царём и Сыном Царевым является Владыка Христос; как Бог – Он рождён Всецарем Богом, а как Человек – имеет предком царя Давида.» (Афанасий)

Ст.2 «… такова причина вочеловечения – судити, преобладание над людьми сатаны. Поэтому, исходя на распятие Христос сказал: «Ныне суд есть миру сему, ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин. 12:31) (Афанасий)

Ст. 4 «Нищими называет весь человеческий род, обнищавший во всем добром, сынами убогих – уверовавших во Христа, предки которых бедны были в благочестии и богопознании, а клеветником – диавола, который назван так по делам своим.» (Афанасий)

Ст. 5 «Христос рожден от Отца прежде луны рода родов, т.е. безпредельным рождением Своим предварил бытие твари. Но и пребудет с солнцем, т.е. будет иметь вечное бытие. Чтобы показать безначалие и бесконечность Христа, Давид сравнивает эти величины с солнцем и луною; ибо в видимой твари Пророк не нашёл более блистательнейших подобий, чем это два громадные небесные светила» (Феодорит)

Ст. 6 «Как дождь, падая на шерсть (руно), мягкостью шести не производит шума, так и воплощение Бога; Его пришествие на землю было тихо, тайно, чудно, без потрясений…» (Златоуст)

Ст. 8 Соломон хотя и обладал обширным царством, однако владения его ограничивались небольшой частью земли; поэтому отцы это месть относят к Мессии Христу. Христос возобладает всею вселенною, всем миром. (Афанасий)

Ст. 9 «В переносном смысле под ефиоплянами подразумевает грехи очернённых людей, а также и демонов, которые большею частью являются в виде ефиопов, по причине темноты и мрачности их. Но все эти врази – персть полижут Его, т. е. выразят великую покорность Христу.» (Афанасий, Феодорит)

Ст. 10 «Это пророчество Давида о волхвах, имевших придти ко Христу с дарами…» (Димитрий)

Ст. 11-13 «Все народы поклонятся Ему, как Богу, и принесут дары, как Царю, за то, что избавил их от преобладания сатаны. Сильным Пророк наименовал диавола, а нищим – естество человеческое, как бывшее тогда без Бога» (Афанасий, Феодорит)

Ст. 14 «Лихвою называет любостяжательность; рост (денег) – сребролюбие, хуже всех страстей; а под неправдою именуют всякий грех. И честно имя Христа пред христианами настолько, что одни из них презрели богатство, другие – достоинство, третьи – саму жизнь, чтобы только не отпасть от спасительного имени – «христианин». (Феодорит, Исихий)

Ст. 15 « И жив будет младенец Иисус при избиении младенцев Иродом. Под златом аравийским подразумеваются дары волхвов; помолятся о Нем выну, т.е. всегда в молитвах будут призывать имя Его.» (Афанасий)

Ст. 16-19 «Примечай же, что ничего из сказанного в псалме не приличествует Соломону, рожденному от жены Урииной, - ни слова: прежде солнца имя Его, ни другие: вся языцы поработают ему, ни следующие: прежде луны рода родов. А из всего этого явствует, Псаломопевец пророчествует о Господе нашем Иисусе Христе, Который уничтожил владычество сатаны, и от мучительства демонов избавил подвергшихся их козням. Поэтому всем должно песнословить и благодарить Его.» (Афанасий)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Церковнославянский язык. Буква Хер

Предлагаю технологическую карту урока, в которой отражены все этапы работы, деятельность учителя и учеников, наглядные и методические материалы. Это интересно всем, кто говорит на русском языке и стар...

Рабочая программа по предмету "Церковнославянский язык"

Данная рабочая программа помогает учителю выстроить работу с детьми по чтению Псалтири на церковнославянском языке, показать ценность Псалтири для христианина....

Рабочая программа по церковнославянскому языку

Рабочая программа по  предмету церковнославянский язык 2-4класс...

Технологическая карта урока ОРКСЭ, УМК "«Основы православной культуры» под ред. О.Ю. Васильевой «Основы православной культуры: религиозные традиции народа, система нравственных ценностей и воспитание", 4 класс, тема: "Церковнославянский язык"

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о церковнославянском языке.Задачи урока Дидактические: 1) познакомить обучающихся с понятиями: «церковнославянский язык», «молитв...

Конспект урока ОРКСЭ 4 класс Тема урока: «Церковнославянский язык». Модуль Основы православной культуры.

Коспект урока ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры" по теме "Церковнославянский язык" разработан для обучающихся 4 класса УМК: «Основы православной культуры»...

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Церковнославянский язык», 4 класс «Основы православной культуры»

Тема урока: «Церковнославянский язык» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о церковнославянском языке.  Задачи урок...


 

Комментарии

Шмелева Вера Геннадьевна

Возможности данного сайта, видимо, не позволяют распознавать церковнославянский шрифт "Акафист", поэтому наблюдаются недоразумения. :(