Технологическая карта урока ОРКСЭ «Церковнославянский язык», 4 класс «Основы православной культуры»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Тема урока: «Церковнославянский язык»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о церковнославянском языке.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) познакомить обучающихся с понятиями: «церковнославянский язык», «молитва», «песнопение», «миссионер», «псалом»; 2) проанализировать степень усвоения материала. | Предметные: научатся: 1) излагать своё мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни человека и общества; 2) ориентироваться в истории возникновения церковнославянского языка в культуре России; |
Развивающие: 1) развивать познавательные интересы, внимание; 2) способствовать развитию речи учащихся, умение сравнивать, анализировать и обобщать, делать выводы. | Личностные: 1) осознавать необходимость новых знаний; 2) проявлять активность в совместной учебной деятельности.
|
Воспитательные: 1) способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям; 2) воспитывать навыки сотрудничества. |
УМК: «Основы православной культуры» под ред. О.Ю. Васильевой «Основы православной культуры: религиозные традиции народа, система нравственных ценностей и воспитание», 4 класс, 2 часть.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ
Дата: 24.02.2023 Школа: Многопрофильный лицей № 95 Класс: 4 – 8 Урок: 4 Время: 10:50-11:30 Кабинет: 306 | Студент: Новикова Юлия Группа: 31 Учитель: Антонова Татьяна Юрьевна Методист: Сачкова Татьяна Андреевна |
Тема урока: «Церковнославянский язык»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о церковнославянском языке.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) познакомить обучающихся с понятиями: «церковнославянский язык», «молитва», «песнопение», «миссионер», «псалом»; 2) проанализировать степень усвоения материала. | Предметные: научатся: 1) излагать своё мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни человека и общества; 2) ориентироваться в истории возникновения церковнославянского языка в культуре России; |
Развивающие: 1) развивать познавательные интересы, внимание; 2) способствовать развитию речи учащихся, умение сравнивать, анализировать и обобщать, делать выводы. | Личностные: 1) осознавать необходимость новых знаний; 2) проявлять активность в совместной учебной деятельности. |
Воспитательные: 1) способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям; 2) воспитывать навыки сотрудничества. |
УМК: «Основы православной культуры» под ред. О.Ю. Васильевой «Основы православной культуры: религиозные традиции народа, система нравственных ценностей и воспитание», 4 класс, 2 часть.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1 – 2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф. р. Словесный: беседа |
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Александровна, и сегодня урок ОРКСЭ у вас проведу я. - Занимайте свои места. - Прочитайте девиз нашего урока. |
- Девиз нашего урока: учись, смекай, активным будь, и к знаниям откроешь путь! | Л: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Беседа-обобщение Наглядный | 1. Организует повторение того, что знают дети. -Ребята, вспомните, о чём вы говорили на прошлом занятии ОРКСЭ? -Рассмотрите изображения на слайде. И ответьте на вопрос, чем икона отличается от картины? - Что такое перспектива? Чем отличается перспектива на картине от перспективы на иконе? - Что такое символ. Приведите примеры. | 1.Отвечают на вопросы учителя. - Об иконах и росписях. -Главное отличие иконы от картины заключается в том, что икона пишется по определенным иконописным канонам и отражает мировоззрение Церкви. В картине же отражается личность автора, его собственное, свойственное ему одному восприятие окружающего мира, явлений, событий. - Перспектива – это наука об изображении предметов в пространстве на плоскости в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, которые наблюдаются в натуре. В изображениях картин используют прямую линейную перспективу. А иконы изображают в обратной линейной перспективе. - Символы – это условные изображения, обозначающие религию. Символы: нимб, жесты, книга, символика цвета. | М: научатся адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, еѐ объективную трудность и собственные возможности еѐ решения; Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи П: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления. | Презентация |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф.р. Словесный: беседа, рассказ | 1. Подведение к формулировке темы и целей урока -Ребята, обратите внимание на слайд, внимательно изучите страницы и ответьте на мои вопросы. - Что за книга вам представлена? - Можете ли вы прочесть текст на этой странице? - А на этой странице? Как думаете, этот язык знаком вам? - Догадался ли кто-нибудь из вас, о чём пойдёт речь на нашем занятии сегодня? - Всё верно, если быть точнее, то тема нашего занятия звучит так: «Церковнославянский язык». Найдите данную тему в учебнике на стр. 22 - Как вы считаете, что мы узнаем на уроке? |
- Библия - Да - Нет - О языке, который используется для написания церковных книг - Как можно услышать храм. Какое послание хранит в себе церковнославянская азбука, и в каких знакомых нам словах «спрятаны» церковнославянские слова. | П: научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель М: научатся составлять план и последовательность действий Л: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; взаимодействовать и находить общие способы работы | Презентация, учебник |
"Открытие" детьми нового знания (7 – 8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф.р., Наглядный: демонстрация опытов Словесный: беседа, учебный диалог | Объясняет материал. - Если нам предстоит оказаться в храме во время богослужения, то мы не только увидим всё убранство, но и услышим его. За богослужением в храме звучит чтение молитв и песнопение. Работа с текстом учебника. - В ваших учебниках есть понятия новых слов. Найдите их и прочитайте. - Некоторые молитвы, написанные на церковнославянском языке, понять нетрудно, в учебниках вам представлены две из них, как пример, рассмотрите первую молитву, обращенную к Деве Марии. Есть ли слова, которые вам непонятны? Какие у вас догадки на их значение? Слова для объяснений: 1. Чрево – то же, что и живот; 2. Еси – устаревшая форма глагола «быть»; 3. Яко – выступает союзами «как», «что», «ибо».
- Но большинство молитв нам всё так же будут неясны, и мы сможем улавливать лишь отдельное их значение. Просмотрите фрагмент 101-го псалма в учебниках на странице 23. Поняли ли вы о чём этот текст? Какие слова вы поняли? - Переверните страницу учебника и прочтите расшифровку этой молитвы. - Прочитаем понятие «псалом» и остальную информацию из вставки «Для любознательных». - Понять точный смысл молитв нам трудно от того, что написаны они на церковнославянском языке. - Как вы помните, этот язык возник благодаря трудам христианских миссионеров – братьев Кирилла и Мефодия. Они перевели на славянский язык Священное Писание и богослужебные тексты. И можно сделать вывод, что язык был создан специально для проповеди и молитвы. - Прочитайте кто такой «миссионер». - Что вы помните или знаете о Кирилле и Мефодии? - Знаете ли вы, когда отмечается День славянской письменности и культуры в нашей стране? - Он отмечается 24 мая. - Какое название носила славянская и современная русская азбука? - Верно, названа она так в память о святом Кирилле. - Сейчас же, когда мы произносим наши буквы, то называем отдельные звуки, а в славянском алфавите каждая буква имеет своё название. - Откройте учебник на странице 27 и посмотрите, как называются буквы. - Из их названий можно составить предложения. «Аз буки веди»: «Я буквы знаю». «Глаголь добро»: «Говори добро». «Рцы слово твёрдо»: «Говори слово твёрдо». | Слушают учителя. Выполняют задания. - Молитва – обращение верующих к Богу и святым; - Песнопение – молитва, которая поётся хором. - «Чрево», «Еси», «Яко». Затрудняются ответить. - Псалом – это особая молитва в виде стиха. - Миссионер – проповедник. - Они придумали азбуку. Перевели на славянский язык христианские текста. Создали первые школы, в которых учили славян писать и читать. - Да, 24 мая / Нет, не знаем - Кириллица | П: формирование представления о понятиях «молитва», «песнопение», «миссионер» Л: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций М: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами П: использовать текст учебника для поиска необходимой информации.
| Презентация, учебник |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Ф.р. Словесный: учебный Диалог | - Слова на церковнославянском языке только в первое время могут быть непонятны, но если присмотреться к ним внимательнее, то к большинству из них можно подобрать значение. Рассмотрим это на примере частей тела. Организует работу в парах. - Ваша работа будет проходить в парах, предлагаю вспомнить правила такой работы. Эти правила будут на слайде пока вы работаете, если возникнут вопросы, то поднимите руку, я подойду к вам. - Сейчас я предлагаю вам закрыть учебники и выполнить работу, которую я раздала. Возьмите второй листочек и каждое церковнославянское слово вписать в прямоугольник с той частью тела, к которому оно относится по вашему мнению. - Время вышло, теперь предлагаю проверить ваши работы. Внимание на слайд. У многих ли совпали догадки с действительными ответами? - Отлично, сейчас предлагаю немного отдохнуть. Организует и проводит динамическую паузу (видеофрагмент). - Встаньте со своих мест, старайтесь не мешать друг другу, если мало места, то выйдите немного вперед, чтоб образовалась колонна. Организует работу с текстом учебника. - Теперь откройте учебники на странице 28, читаем по цепочке с первой парты по одному предложению до конца 29 страницы, затем проведём небольшое тестирование по прочитанному. На странице 29 давайте рассмотри берестяную грамоту. Всего в Великом Новгороде было найдено 12 грамот мальчика Онфима, которому, судя по рисункам, 6-7 лет, на которых он тренировался писать азбуку, письма, рисовать. Специалисты выяснили, что все они были созданы в 13 веке и сохранились они все вместе потому, что, скорее всего, молодой человек их просто потерял всем скопом. На грамоте, предложенной в учебнике, Онфим нарисовал маму и папу. |
Выполняют задание. Выполняют упражнения. Читают по цепочке. | М: готовность слушать собеседника и вести диалог Л: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. П: устанавливать причинно- следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения | Презентация, раздаточный материал, видеофрагмент, учебник |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Индивидуальная работа Практический: выполнение теста | Организует самостоятельную работу. - Давайте проверим, что нового вы узнали на уроке с помощью тестирования. - На выданных листочках вы видите вопросы теста, напишите свою фамилию, своё ответ Тест: 1. Кто составил церковнославянскую азбуку? 1) апостолы Петр и Павел; 2) преподобные Антоний и Феодосий; 3) миссионеры Кирилл и Мефодий. 2. Почему церковнославянскую азбуку можно считать необычной? 1) называния многих букв являются полноценными словами; 3) в ней очень мало букв. 3. Какое название носит церковнославянская азбука? 1) кириллица; 2) глаголица; 3) кирилло-мефодиевская. 4. Обращение верующих к Богу и святым – это 1) песнопение; 2) молитва; 3) Псалтирь. 5. Сколько берестяных грамот Онфима было найдено в Великом Новгороде? 1) 2; 2) 112; 3) 12. 6. Око - это 1) веко; 2) зрачок; 3) глаз. 7. Особая молитва в виде стиха. 1) Псалтирь; 2) Псалом; 3) молитва. 8. Молитва, которая поётся хором. 1) Псалом; 2) Песнопение; 3) Опера. - Время работы вышло, обменяйтесь листочками с соседом по парте и проверьте задания по эталону. - Максимальное количество баллов, которое можно было набрать – 8. Есть ли те, кто набрал эти баллы? Поднимите руку. Критерии оценивания: 5-8 баллов – 4 балла – Меньше 4 баллов – - Вы все молодцы и хорошо справились с заданием, листы на первую парту с задних парт передаём. | Выполняют самостоятельную работу. Ответы: 1 - 3 2 - 1 3 - 1 4 - 2 5 - 3 6 – 3 7 – 2 8 – 2 Организуют взаимопроверку. | П: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе полученных знаний. М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи Л: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Презентация, раздаточный материал |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф.р. Словесный: беседа | Организует работу класса на повторение теоретического материала. Обобщает материал урока. Предлагаю вам поработать в группах по 4 человека. - Чья команда справится быстрее, то поднимите руки все вместе, не забывайте, что такая работа тоже включает в себя ряд правил: не шуметь, выслушивать каждого участника. По окончании своей работы, выберете отвечающего, остальные группы будут сверять получившиеся ответы с теми, кто первый решит задание, потом откроем эталон. - Задание: расшифровать ребус на раздаточном материале, который написан на церковнославянском языке и рассказать его определение. - Ребята, вы большие молодцы и отлично справились с заданием! | Работают в группах. Отвечают на вопросы для закрепления материала. Разгадывают ребусы. Один представитель выходит к доске, демонстрирует ребус, слово и рассказывает определение. 1 группа: миссионер 2 группа: Онфим 3 группа: молитва 4 группа: песнопение 5 группа: кириллица 6 группа: псалом 7 группа: Псалтирь 8 группа: рамена 9 группа: шуйца | П: устанавливать причинно- следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи Л: формирование уважительного отношения к иному мнению. | Презентация, раздаточный материал |
Рефлексия деятельности | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф.р. Словесный : беседа | Организует анализ урока с точки зрения поставленных целей. Проводит работу по самооценке. - Домашнее задание: стр. 31 «вопросы и задания» под номером 1 и 2. - Урок подходит к концу. Что вы узнали? Что понравилось? Где возникли трудности? | Анализируют урок с точки зрения достижения поставленных целей. Дают оценку своей работе на уроке. - Я узнал… - Мне было интересно… - Мне было сложно… | М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия; Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи П: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. | Презентация, дневник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока ОРКСЭ по учебному модулю Основы мировых религиозных культур по теме Священные сооружения в 4-ом классе.
Тема урока: Священные сооружения (1-й урок по теме)Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления знанийЦель урока: формирование представления о священных сооружениях через мировые рели...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Библия" (Основы православной культуры и светской этики), 4 класс
Тип урока: открытие «новых» знанийЦель урока: формирование представления о духовно-нравственных ценностях Библии для христиан.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1. Дать ...
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Свобода и ответственность" ("Основы светской этики", 4 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представления о свободе и ответственности, осознания ответственного поведения в жизни человека и общества.Планируемые результаты:Предметные:Знать понятия «...
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Причастие" 4 класс, УМК - "Основы православной культуры"
Цель деятельности учителя: формирование у детей представления о Таинстве Причастия и о значении его в жизни православных христиан.Задачи урока: Дидактические:1) познакомиться с понятиями: &l...
Конспект урока ОРКСЭ 4 класс Тема урока: «Церковнославянский язык». Модуль Основы православной культуры.
Коспект урока ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры" по теме "Церковнославянский язык" разработан для обучающихся 4 класса УМК: «Основы православной культуры»...
Технологическая карта урока ОРКСЭ «Премудрости этикета» (УМК «Основы религиозных культур и светской этики»), 4 класс
Тип урока: урок «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся умения ориентироваться в мире этикета.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Узнать, что такое этике...
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Красота этикета" (УМК "Основы религиозных культур и светской этики", 4 класс)
Цель урока: формирование представлений у обучающихся о понятии «этикет» и его роли в обществе.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Продолжить формировать у обучающихся общее ...