Конспект урока, 3 класс УМК "ШКОЛА 2100", Понятие о местоимении. Личные местоимения.
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnye_mest-ya_forma_mest-iy._urok_89_3_kl.docx37.92 КБ

Предварительный просмотр:

План конспект урока

Предмет: русский язык, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина УМК «Школа 2100», 3 Б класс

Тема: Понятие о местоимении. Личные местоимения.

Цель: развитие умений различать местоимения 1,2,3-го лица, образовывать формы личных местоимений.

Планируемые результаты:

Предметные:

- устанавливать соотношение между начальной формой местоимений и другими формами;

- совершенствовать умения отличать местоимения от слов других частей речи.

Метапредметные:

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность

- умение выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме в соответствии с заданным алгоритмом решения учебной задачи.

Познавательные:

- развитие умений выделять и формулировать проблемы;

-развитие умений выдвигать гипотезы. 

Коммуникативные:

- умение договариваться, приходить к общему решению в сотрудничестве;

-умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить.

Личностные:

-проявлять первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

- выражать положительное отношение к процессу познания.

Оборудование:  компьютер, проектор.

Литература: УМК «Школа 2100» русский язык, Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В. Пронина  3 класс

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Мотивация к деятельности.

1.Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку; создает эмоциональный настрой.

- Доброе утро, ребята! Мне бы хотелось, чтобы вы, изучая русский язык, любили его, гордились им, и однажды повторили слова Константина Паустовского:" Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык".

2.Чистописание

Подготовка руки к письму

Мы капусту рубим, рубим.

Мы капусту трем, трем.

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту жмем, жмем.

Запись числа и  классной работы.

-Отгадайте, какую букву я задумала, ее можно встретить в слове, которое вы сейчас отгадаете.

 Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все ...

(Солнце)

3.На доске написана буква с, сложный узор и сочетания (ск,сл,см,сн)

-Какую закономерность вы видите в этих сочетаниях?

Продолжите до конца строки.

Настраиваются на учебный процесс.

Минутка чистописания.

Отгадывают задуманную учителем букву и прописывают узоры и сочетания в тетрадях.

Личностные:

-выражать положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

  1. Актуализация имеющихся знаний

1. Работа над поговоркой.  (слайд).

Нас ждут великие они.

Прочитайте высказывание

- Как понимаете смысл? – Почему не ясен смысл высказывания? (неверно употреблено местоимение)

- Какую особенность местоимений мы знаем? (Указывает на лицо, но не называет)

- Какие слова вы можете предложить вместо местоимения они?

 Нас ждут великие дела.

  - Как понимаете?

2. Блиц-опрос по пройденной теме «Местоимение»

-Что такое местоимение? На какие вопросы отвечают? Почему так называются? Какая это часть речи? (самостоятельная) Значение местоимений? (указывают на предмет) Перечислите лица местоимений, указывай ед.ч. и мн.ч. Можно ли определить у местоимений род? У каких?

Выписывают имена существительные: знаки, горох, текст, лодка. Обозначают орфограммы и разбирают по составу у доски по 1-му.

Слушают учителя и отвечают на вопросы

Коммуникативные:

- умение договариваться, приходить к общему решению в сотрудничестве;

Регулятивные:

- умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия.

  1. Выявление затруднений в деятельности и целеполагание
  1. Работа по слайду

– Прочитайте загадку. Отгадайте её. (слайд)

Я капелька лета

На тоненькой ножке.

Плетут для меня

Кузовки и лукошки. (земляника)

– Какие местоимения встретились в загадке? (Я, меня.)

– Это одно местоимение или разные? (Одно.) Что такое меня по отношению к я? (Форма местоимения я.)

– Сформулируйте основной вопрос урока. (Какие формы есть у местоимений?)

-Прочитайте текс и сформулируйте тему урока       (слайд).

Шла по тропинке девочка, а за (она) бежал щенок. Вдруг он увидел кузнечика и громко залаял на (он).

Тема: Правописание личных местоимений.

- Какие цели поставим перед собой? (Какие формы есть у местоимений, как правильно писать местоимения, употребление их в речи)

- Какие средства для достижения этих целей будем использовать?

Дети анализируют; формулируют выводы своих наблюдений; сравнивают; высказывают предположения и наконец, формулируют тему и цель урока.

Отгадывают загадку.

Формулируют тему и цели урока.

Познавательные:

-формировать умение анализировать, синтезировать

Регулятивные:

- умение принимать и сохранять цель урока;

IV. Совместное открытие знаний

  1. Наблюдение над изменением местоимений. (слайд)

 – Давайте пронаблюдаем, как изменяются местоимения.

а) Ученики работают в группах (3 группы – обязательно должны быть местоимения разных лиц и чисел).

На доске записаны слова-действия и вопросы.

– Поставьте местоимение в нужную форму.

    (кто?)    I гр. –я    II гр. – мы    III гр. - ты      

 (у кого?) 

 (к кому?) 

(за кого?) 

(с кем?) 

(о ком?) 

- Что есть у вопросов? Что из этого следует? ( у местоимений тоже будут предлоги)

– Как вы напишете местоимения с предлогом? Почему? (Предлоги со всеми словами пишутся раздельно.)

б) – Проверьте ваши предположения, прочитав текст в рамке на с. 66.

Далее ученики самостоятельно в группах изменяют местоимения с помощью этих слов-действий и вопросов.

На большом листе записывают только местоимения в разных формах (без слов-действий и вопросов).

– Прочитайте, что у вас получилось. (Вывешиваем на доску)

– Какие выводы можно сделать? (Местоимение – изменяемая часть речи, при этом у личных местоимений меняется не только окончание, но и вся основа. )

в) – Давайте понаблюдаем за местоимениями 3 лица. (на доске, под руководством учителя)   ОН  ОНА  ОНИ

- Что заметили? (У местоимений 3-го лица появляется буква н – у него, к ним, за неё.)

Физкультминутка.

Работают в группах.

На листах изменяют личные местоимения в нужную форму.

У доски по одному с комментированием изменяют форму 3 лица.

Регулятивные:

 - умение выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме в соответствии с заданным алгоритмом решения учебной задачи.

Личностные:

-проявлять первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

V. Первичное закрепление во внешней речи

1. Работа в учебнике

Продолжаем работу.

«Обратная» работа с формами местоимений по учебнику.

а) Упр. 295 – развивается умение устанавливать начальную форму местоимений. (С комментированием)

б) Упр. 296 - выписать местоимения, поставить в начальную форму, определить лицо и число.

Устно, по цепочке.

Вслух, с комментированием, запись в терадь.

Коммуникативные:

- умение договариваться, приходить к общему решению в сотрудничестве;

-умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить.

VI. Самостоятельная работа с проверкой

 - Угадайте и запишите слова:

1) Какие 2 местоимения мешают движению на дорогах? (ямы)

2) Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издаёт лягушка.  (тыква)

3) Первый слог – личное местоимение, второй – сосновый лес. (выбор)

- Подчеркните спрятавшиеся местоимения. На какие группы можете их разделить? (лицо, число)

Работают самостоятельно в рабочих тетрадях. Фронтальная проверка.

Регулятивные:

- умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия

VII. Включение в систему знаний и повторений

1.Работа в учебнике стр.67. упр.297.

Отгадать загадку, списать, обозначить знакомые орфограммы. Подчеркнуть личное местоимение, указать его начальную форму.

У доски один, остальные в тетрадях.

Коммуникативные:

- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

VIII. Рефлексия

 Какова тема урока? В чём отличие всех других форм местоимений от начальной? (Образуются от других основ.) Как пишутся местоимения с предлогами?

– Какую новую орфограмму узнали?

Подведите итог урока по плану: на уроке я: (слайд)

узнал…

научился…

похвалил себя…      

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

Выставление отметок.

Отвечают на вопросы учителя

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные:

- умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия

IX. Домашнее задание

Стр.67 учебника, упражнение 298, стр. 71 упражнение 3.

Записывают домашнее задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения единственного числа».

Конспект урока русского языка «Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения единственног о числа». Учебник "Русский язык 3 класс" Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. Цель урока: сформ...

Формирование универсальных учебных действий на уроке русского языка « Понятие о местоимении. Личные местоимения» (УМК «Школа 2100», 3 класс)

Урок русского языка в 3-м классе.Тема урока: «Понятие  о местоимении. Личные местоимения».(образовательная система "Школа 2100", учебник "Русский язык» для 3 кл.", часть 2, стр.61-64; авт.:...

Конспект урока-исследования «Понятие о местоимении. Личные местоимения». , 3 класс

Тип урока. Урок открытия новых знанийВид урока. Доминирует исследовательская деятельность учащихся. Структура урока соответствует уроку ОНЗ на основе системно-деятельностного подхода.На уро...

План-конспект урока русского языка в 3 классе, УМК «Школа 2100». Тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения»

Цель урока:формирование знаний о местоимении, как части речи, умений употреблять местоимения в устной и письменной речиЗадачи урока:образовательные:  формирование интереса к учению, способн...

Конспект урока по русскому языку «Понятие о местоимении. Личные местоимения»

Цели урока: Дидактические: - наблюдение за ролью местоимений в предложении, тексте, за особенностями употребления личных местоимений; - развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности.Раз...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам" 4 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: "Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам" 4 класс...