Альтернативная коммуникация . Доклад
статья по русскому языку (1 класс) на тему

Смирнова Евгения Вячеславовна

Доклад ориентирован на учителей начальной школы, переходящих на ФГОС для учащихся с ОВЗ и умственной отсталостью. Если в классе имеются учащиеся, не владеющие вербальной речью, учителю придется разрабатывать программу «Речь и альтернативная коммуникация». В докладе представлены различные системы альтернативной коммуникации.

Ключевые слова: альтернативная коммуникация, жесты, символы, карточки PECS, программа Макатон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alternativnaya_kommunikatsiya_gmo.docx64.15 КБ

Предварительный просмотр:

Альтернативная коммуникация для учащихся с ОВЗ

 Смирнова Евгения Вячеславовна,
учитель начальных классов
sevsvo@yandex.ru 
 Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Общеобразовательная школа «Возможность»
для детей с ограниченными возможностями здоровья
г. Дубны Московской области»
(школа «Возможность»)
vozm@uni-dubna.ru 2014-09-30 18-27-07_11-56-01

Аннотация.

Доклад ориентирован на учителей начальной школы, переходящих на ФГОС для учащихся с ОВЗ и умственной отсталостью. Если в классе имеются учащиеся, не владеющие вербальной речью, учителю придется разрабатывать программу «Речь и альтернативная коммуникация». В докладе представлены различные системы альтернативной коммуникации.

Ключевые слова: альтернативная коммуникация, жесты, символы, карточки PECS, программа Макатон.

 Содержание.

  1. Введение
  2. Альтернативная коммуникация как система невербальной коммуникации
  3. Системы альтернативной коммуникации

3.1        Система жестов.

3.2        Система символов.

3.3        Глобальное чтение.

3.4        Система коммуникации при помощи карточек PECS.

3.5        Программа Макатон как метод альтернативной и вспомогательной коммуникации

  1. Выводы.

Введение

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г. № 273-ФЗ гарантирует право на образование для всех обучающихся, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, предусматривая их обучение и воспитание в общеобразовательных организациях на основе адаптированной образовательной программы и в специальных образовательных организациях. До недавних пор дети, нарушение интеллекта которых сочеталось с нарушениями зрения, слуха, речевого развития, эмоционально-волевой сферы, опорно-двигательного аппарата, психическими расстройствами и расстройствами аутистического спектра, считались необучаемыми, т.к. они не могли освоить общеобразовательные программы, воспитанием зачастую занимались родители, не обладающие знаниями в области специальной педагогики и психологии. Очень часто таким детям в будущем была уготована жизнь в изоляции от общества в психоневрологических интернатах.

Современные данные специальных педагогических дисциплин позволяют говорить о том, что необучаемых детей нет, но у них есть разные возможности для обучения. С 1 сентября 2016 г. Вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в котором представлена совокупность требований по обучению и воспитанию не только детей с лёгкой умственной отсталостью, но и детей с тяжёлой, глубокой умственной отсталостью и с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) решает задачи по созданию наилучших условий для реализации образовательных возможностей таких детей, определяет требования к результатам обучения.

Дети с тяжёлыми множественными нарушениями развития, не владеющие вербальной речью, часто зависят от окружения. Им не принадлежит инициатива коммуникации. Такие особенности детей, как ограниченный пассивный словарь, отсутствие или недостаточная мотивация речевой деятельности в частности и коммуникации вообще, а также неумение осуществлять речевое взаимодействие, ограничивают процесс общения таких детей с другими людьми, затрудняют расширение их социальных контактов. Окружающие обращаются к ним тогда, когда имеют для этого желание, причину или время. Недопонимание со стороны ребёнка требований взрослого, неспособность донести до другого человека свои желания ведут к проявлениям нежелательного поведения. Став взрослым, такой человек может стать агрессивным оттого, что он лишён права выбора, что его не понимают, или послушным, не верящим в себя, в свои силы. Чтобы уменьшить нежелательные для общества проявления, специалисты образовательного учреждения должны найти возможность заменить вербальную коммуникацию другими средствами.

В России и за рубежом накоплен большой опыт по применению средств альтернативной (дополнительной, поддерживающей) коммуникации. Авторы публикаций по данной теме заявляют о большом выборе в использовании различных средств альтернативной коммуникации (жесты, взгляды, мимика, графические символы, технические устройства и др.) При выборе средства коммуникации необходимо учитывать интеллектуальные, психосоциальные, моторные возможности ребёнка.

Альтернативная коммуникация
как система невербальной коммуникации

Коммуникация, или общение, – это процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, характеризующийся взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. Но коммуникация – это не только слова и речь. Многоканальная коммуникация – процесс общения, когда вербальная речь дополняется или заменяется невербальной речью – знаками, жестами, мимикой, символами и другими средствами.

Альтернативная коммуникация (дополнительная, аугментативная, вспомогательная, тотальная) – это способы коммуникации, дополняющие или заменяющие вербальную речь людям, которые не могут с её помощью удовлетворительно общаться.

Все неголосовые системы коммуникации называются альтернативными, но альтернативная форма коммуникации используется как полная альтернатива речи, либо как дополнение к ней (С. фон Течнер, 2014). Альтернативная коммуникация означает, что человек общается с собеседником без использования речи. Дополнительная коммуникация означает коммуникацию, дополняющую речь, т.е. идёт поддержка развития речи и обеспечение альтернативной формы коммуникации в том случае, если у человека так и не разовьётся способность говорить.

К выбору альтернативной коммуникации необходимо подходить, учитывая многие аспекты. Система должна облегчать повседневную жизнь, позволять человеку в меньшей степени чувствовать себя инвалидом и больше управлять собственной жизнью. Большинству людей, которые нуждаются в средствах альтернативной коммуникации, часто бывают необходимы и другие виды помощи, поэтому введение альтернативной коммуникации должно быть скоординировано с такими услугами, как образование, социальная помощь, медицинская помощь.

Существует ещё несколько форм деления альтернативной коммуникации – коммуникация с помощью вспомогательных устройств, коммуникация без помощи вспомогательных устройств, а также зависимая и независимая коммуникации.

Коммуникация с помощью вспомогательных устройств включает все формы коммуникации с использованием различных приспособлений, например, это коммуникативные доски и альбомы, электронные устройства, указывание на символ или картинку. Коммуникация без помощи вспомогательных устройств – это использование жестов, дактилирование, моргание глазами. Разделение на зависимую и независимую коммуникацию указывает на степень зависимости от другого человека в формулировании и интерпретации значения того, что он хочет донести до собеседника.

В российской практике сопровождения людей с ограниченными возможностями здоровья отдельные формы альтернативной и дополнительной коммуникации были давно – общение с помощью картинок, письма, жестов, пальцевой азбуки. Но век коммуникаций, создавший Интернет для общения на расстоянии, создал и разнообразные технологии альтернативной и дополнительной коммуникации. В последнее время эта сфера бурно развивалась, но не всё и не сразу становилось доступным в нашей стране. Теперь заинтересованным родителям и педагогам чаще удаётся раздобыть интересную методику и внедрить её в практику обучения помощи особым детям. Но многим специалистам-практикам по-прежнему не хватает понимания общей картины того, что на сегодняшний день придумано и что именно стоит применить в данном конкретном случае. Возможно три варианта использования альтернативной коммуникации: может быть востребована постоянно, или использоваться как временная помощь, или рассматриваться как помощь в приобретении лучшего владения речью, побуждает появление речи и помогает её развитию. Использование дополнительных знаков способствует вербальной речи через развитие абстрактного мышления и символической деятельности.

Альтернативная коммуникация служит для выстраивания работающей системы коммуникации, для развития навыка самостоятельно доносить до собеседника нужную информацию, для развития умения выражать мысли с помощью символов и жестов.

Альтернативная коммуникация используется при нарушении слуха, при двигательных нарушениях, при умственной отсталости, аутизме, при специфических органических проблемах артикуляционных органов при болезни Дауна, при прогрессирующих заболеваниях, травмах, при временных ограничениях речевых возможностей.

Эти нарушения ограничивают способность использования вербальной речи для общения. При затруднении процесса коммуникации люди прибегают к жестикуляции, письменной речи и символическим изображениям (картинкам, рисункам, значкам, фотографиям, пиктограммам, системам символов). Все эти разнообразные средства помогают выражать желания, просьбы, потребности, чувства на всех уровнях жизнедеятельности ребёнка – в домашней обстановке, в школьных условиях обучения и воспитания, при общении со сверстниками, социумом. Кроме этого, системы альтернативной коммуникации помогают в перспективе «неговорящим» детям перейти на речевое общение. Использование знаков, дополняющих или заменяющих речь, помогает развивать абстрактное мышление и символическую деятельность, таким образом, способствуя развитию понимания вербальной речи. Обеспечение детей с ограниченными возможностями общения средствами альтернативной коммуникации повышает уровень их социализации, улучшает качество жизни, даёт возможность почувствовать себя полноценной личностью.

При выборе средств дополнительной коммуникации учитываются сильные стороны ребёнка и особенности онтогенеза. Для этого оценивается уровень коммуникативного развития, коммуникативные возможности и способности ребёнка.

При оценивании уровня коммуникации ребёнка и выборе средств альтернативной коммуникации необходимо наблюдать за ребёнком в различных ситуациях; обсудить, какие коммуникативные действия ребёнок совершает в повседневной жизни, во время игр, общения; проанализировать, какие повторяющиеся действия можно трактовать как сигналы о желании и потребности ребёнка.

Основные принципы использования системы дополнительной коммуникации (Е.А. Штягинова, 2012):

Принцип «от более реального к более абстрактному» - ребёнку сначала предъявляется изображение реального объекта, затем символ.

Принцип избыточности символов – одновременное использование различных систем коммуникации – картинок, жестов, символов, написанного слова. Принцип постоянной поддержки мотивации – система работы долгая и кропотливая, не всегда воспринимается быстро и легко. Требуется обучение всего окружения ребёнка, постоянной поддержки мотивации.

Принцип функционального использования в коммуникации – использование приобретённых навыков в повседневной деятельности за пределами школьного занятия.

 Системы альтернативной коммуникации

 Система жестов.

  • большинстве стран существуют два типа мануальных знаков (жестов)

Первый тип – жестовые языки глухих людей, они первичны и не зависят от устного языка. Они имеют собственную грамматику, система словоизменения отличается от устного языка, существуют диалектные различия.

Другой тип мануальных знаков – жестовые системы. Они вторичны, передают вербальную речь «слово в слово». Часто жестовые системы,

соответствующие устному языку, используют в работе со слышащими людьми с нарушениями коммуникации. Так как жестовые системы построены на основе вербальной речи, то при работе с альтернативной коммуникацией жесты и речь используют одновременно.

Жесты при нарушенной коммуникации делают слово «видимым», помогают ребёнку лучше запоминать слова, при неразборчивой речи помогают донести смысл послания. Все жесты делятся на несколько групп

1.Символические социальные жесты и движения, которые ребёнок усваивает в процессе ситуативно-делового общения (да, нет, иди сюда, здравствуй, до свиданья и др.)

2.Дополнительные социальные жесты – указательный.

3.Группа жестов, являющихся имитацией простых предметных действий по мере формирования предметной деятельности (кушать, варить, ехать, играть, спать, умываться и др.)

  1. Жесты описательного характера – передают характерные черты и свойства, присущие определённому объекту (зайчик, кошка, лошадь, собака,

книга, самолёт, большой, маленький и др.)

Жесты имеют как преимущества, так и недостатки. К преимуществам относится возможность всегда пользоваться руками, в отличие от других специальных приспособлений, язык жестов часто нагляден, ребёнку можно помочь своими руками, жестовая речь сопровождается зрительным контактом. К недостаткам относится ограниченное общение для детей с нарушенными двигательными функциями, некоторые жесты могут быть поняты не всеми людьми, жесты исчезают сразу после того, как их «произнесли», ребёнок должен помнить жесты и воспроизводить их.

Система символов.

Системы графических символов применяются в коммуникативных вспомогательных устройствах. Первыми появились система Блисс-символов, пиктографическая идеографическая коммуникация (PIC, пиктограммы) и картиночные символы коммуникации (PCS), затем появились новые разнообразные системы (С. фон Течнер, Х. Мартинсен, 2014).

Система Блисс-символов – это разновидность логографической письменности, т.е. письменности, основанной на буквах. Впервые её применили в Канаде для детей с двигательными нарушениями, нарушениями речи и трудностями в обучении письму и чтению. Система символов Блисс состоит из 100 символов – радикалов, из которых можно комбинировать новые слова и выражения.

Пиктографическая идеографическая коммуникация (PIC, пиктограммы) появилась в Канаде, широко использовалась в Португалии и странах Скандинавии. Эта система стала применяться вместо Блисс-символов для людей с тяжёлой умственной отсталостью, так как пиктограммы в этом случае представляли собой стилизованные рисунки – белый силуэт на тёмном фоне. Рисунок сопровождается написанным словом. Такие пиктограммы проще Блисс-символов, поэтому их легко понимают дети с умственной отсталостью, а также их родители и специалисты, работающие с ними.

Использование графических символов требует постоянного обучения персонала и семьи. Основная задача и основная трудность обучения в системе альтернативной коммуникации – вывести использование системы за пределы занятий и суметь использовать её в интерактивном режиме. Общение с помощью символов может происходить через передачу картинки с изображением, через указание на неё рукой или пальцем, нажатием на соответствующую кнопку, указанием с помощью направления взгляда.

Для освоения системы символов необходима предварительная оценка коммуникативных навыков ребёнка, способности к восприятию графических изображений, их сравнению и анализу.

Глобальное чтение.

Суть глобального чтения заключается в том, что ребёнок может научиться узнавать слова целиком, не вычленяя отдельных букв. При обучении глобальному чтению необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова, предъявляемые ребёнку, должны обозначать известные ему предметы, явления, действия.

Обучение глобальному чтению развивает импрессивную речь и мышление ребёнка до овладения произношением. Для формирования глобального чтения необходимо провести подготовительную работу – разнообразные игры и упражнения на развитие зрительного восприятия, внимания, зрительной памяти, понимания обращённой речи, выполнения простых инструкций, умения подбирать парные предметы и картинки, умения соотносить предмет и его изображение.

Система коммуникации при помощи карточек PECS.

PECS – система, позволяющая ребёнку с нарушенной коммуникацией общаться при помощи карточек при наличии у него собственного желания что-то получить или сделать. На первом этапе определяется круг его интересов и предметы, которые его интересуют. В результате наблюдения определяется, чем любит заниматься ребёнок, что он любит есть, пить, куда ходить, а также чего особенно не любит; в результате эксперимента определяются мотивационные стимулы (любимые игрушки, предметы, еда). После этого на первом этапе ребёнка обучают действию подачи карточки, выбор отсутствует. На втором этапе происходит закрепление и обобщение навыка подачи карточки коммуникативному партнёру. На третьем этапе происходит обучение различию карточек, когда первичные навыки коммуникации уже закреплены. На четвёртом этапе происходит обучение выбору из двух желаемых предметов. Окончательным этапом в обучении различию карточек является обучение ребёнка выбирать необходимую карточку из коммуникационной книги, куда помещены разные карточки и одна или две карточки высокомотивационных стимулов

Программа Макатон как метод альтернативной и вспомогательной коммуникации.

Макатон — это языковая программа, в которой сочетается звучащая речь, жесты и символы. Это уникальная программа, которая может применяться как системный мультимодальный подход к обучению коммуникации и речи, как источник высокофункционального лексикона для людей с особыми коммуникативными потребностями и тех, кто с ними взаимодействует. Цель этой программы – дать возможность общения людям с физическими и интеллектуальными нарушениями. Макатон может использоваться как вспомогательная программа – когда жестовый язык используется одновременно с речью (при появлении ясной речи жесты убираются), либо как альтернативная, когда жесты полностью замещают речь.

Использование жестов делает коммуникацию возможной для людей, у которых отсутствует речь или речь которых неразборчива. Символы помогают общаться тем, кто не может жестикулировать или предпочитает графическое выражение речи. Также программа учит детей устанавливать контакт со взрослыми и сверстниками, слышать и понимать окружающих, сообщать о своих потребностях и желаниях Жестикуляция стимулирует речевые зоны мозга, что способствует развитию артикуляционного аппарата ребёнка. В результате появление одной из форм коммуникации в жизни ребёнка приводит к социальному развитию и сокращает проявления поведенческих нарушений.

Макатон успешно используют педагоги для помощи детям с различными коммуникативными проблемами – в случаях интеллектуальных нарушений лёгкой, средней или тяжёлой степени, расстройства аутистического спектра, выраженных физических нарушений, сенсорных нарушений, нарушений речи.

Языковую программу Макатон применяют более чем в 40 странах мира. В своей деятельности его могут применять воспитатели, учителя, логопеды, психологи и другие специалисты.

Датой создания Макатона считают 1972 год, когда авторы Маргарет Уокер, Карен Джонстон и Тони Комфорс выпустили базовый словарь языка Макатон. На сегодняшний день в России Макатон распространён нешироко, хотя им активно интересуются многие родители детей с проблемами общения и нарушениями речи.

Главное отличие Макатона от других программ альтернативной коммуникации – это использование разных каналов передачи и восприятия информации, когда одному понятию соответствуют сразу жест и символ. Вместе с жестами всегда используется грамматически правильная речь.

Не следует забывать о том, что Макатон – это не вид терапии, а вспомогательный вид коммуникации, который позволяет человеку общаться. Одновременно с использованием Макатона, как правило, идёт интенсивная логопедическая работа.

Макатон отличается от жестового языка, используемого глухонемыми. Из языка глухонемых в упрощённом варианте заимствуются только некоторые, часто абстрактные понятия.

Словарь Макатона – чётко структурированная система, состоящая из Основного словаря и Ресурсного словаря. Основной словарь включает около 450 функциональных понятий, необходимых в ежедневном, бытовом общении (семья, еда, предметы, животные, основные глаголы действия и т.д.). Всего в Основном словаре 8 уровней и ещё один уровень – дополнительный. Ресурсный словарь (в британской версии 11000 понятий) в России пока не создан.

Основной словарь создан на основе нескольких принципов:

  • ограничение количества слов,  использование  ключевых  понятий, характеризующихся высокой функциональностью.
  • организация уровней Словаря в соответствии с коммуникационной значимостью, а также уровня сложности.
  • персонализация Словаря, возможность приспособления его к индивидуальным особенностям человека.
  • одновременное использование речи, жестов и символов.

Пример слов 1 уровня:

Мама, папа, брат, сестра, бабушка,

Печенье, еда, вода.

Туалет, кровать, кран, стол, стул.

Дом, машина, автобус.

Я, ты, где?, что?, пожалуйста, спасибо, здравствуй, до свиданья.

Спать, пить, есть, смотреть, стоять, умываться, принимать душ и др.

Ещё, хорошо, да, нет.

Пример слов 4 уровня:

Учитель, мастер, друг.

Школа, работа, музыка.

Карандаш, ручка, бумага, ножницы, клей, иголка, нитки, ключ и др.

Учить, читать, писать, рисовать, строить, работать, готовить и др.

В, на, под, верх, низ.

Выбор жестов характеризуется их лаконичностью, ясностью и простотой исполнения. Некоторые жесты имеют 2 варианта – для двух или одной руки. При этом жесты используются на трёх уровнях. На ключевом уровне жесты отражают только ключевые понятия. На функциональном уровне жесты отражают только глаголы действия. На полном уровне жесты отражают большинство слов в высказывании. Жестам в Макатоне всегда соответствует выражение лица, интонация, движения тела, пространственная ориентация. Многие жесты различаются в зависимости от того, о ком идёт речь – обо мне или о собеседнике. Жест «смотреть», например, используется с указанием направления – на что смотреть. Поскольку жесты используются вместе с речью, темп их – абсолютно естественный и спокойный. Использование символов имеет свои преимущества. Символы улучшают понимание, являются дополнительным средством для выражения мыслей и чувств, мотивируют и привлекают пользователя, удерживают интерес, могут использоваться самостоятельно, иллюстрируют тот факт, что речь и письмо состоят из слов и звуков. Сложность использования символов заключается в том, что это требует большой работы по подготовке материала. Программы составляются индивидуально для каждого ребёнка: для одного ребёнка используются символы со словами, которые они обозначают, для другого, – с целыми фразами, для третьего – только символы, для кого-то – только слова. Можно использовать фотографии. Символы используются на доске в качестве расписания, или в виде коммуникативных тетрадей. Метод использования символов интересен тем, что детям не обязательно слушать педагога, когда он читает текст, – они могут его сами посмотреть. Использование символов интересно ещё и тем, что оно структурирует мышление. При составлении фраз из символов они получаются законченными.

Принципы использования программы Макатон следующие:

– обучение детей языку Макатон в группе (1 час в неделю). В первую очередь дети изучают слова, касающиеся их повседневного быта – еды,

поведения за столом, игр, дома;

– систематическое использование жестов взрослыми во время приёма детей, за столом, в конце дня и как можно чаще в другое время;

– регулярное подведение итогов работы (1 раз в квартал): количество понятых слов и жестов, спонтанно используемых детьми;

– создание рабочей комиссии в составе учителя, воспитателя, логопеда,

психолога, психиатра, заместителя директора по учебной работе (состав ШПМПк). Консилиум собирается 1 раз в месяц для обсуждения возникающих проблем, проведения оценки внедрения программы Макатон и изучения реакции детей.

Выводы .

  1. Коммуникация необходима для установления и развития контактов, передачи опыта между людьми в результате совместной деятельности.
  2. При отсутствии у людей вербальной коммуникации её заменяет альтернативная коммуникация (дополнительная, аугментативная, вспомогательная, тотальная).
  1. Альтернативная коммуникация может использоваться как полная альтернатива вербальной речи или как дополнение к ней.
  2. Из нескольких существующих систем альтернативной коммуникации выбор необходимо делать, учитывая особенности и возможности каждого конкретного человека.
  3. Программа Макатон выгодно отличается от многих систем альтернативной коммуникации, поскольку обеспечивает мультимодальный подход в обучении коммуникации и речи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки для альтернативной коммуникации (PECS)

Карточки на русском языке. Изображение и надпись....

Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с ОВЗ

Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с ОВЗ...

Средства альтернативной коммуникации, как условия организации инклюзивного образования для детей с расстройством аутистического спектра

в данной статье раскрыты трудности в организации обучения детей с аутизмом и создание специальных условий в рамках класса и школы....

Конспект индивидуальго занятия по развитию альтернативной коммуникации

Тема занятия "Зима. Зимние забавы"Расширять знания ученика по лексической теме.Отвечать на вопросы, просить желаемое с помощью альтернативной коммуникации (коммуникативная доска)....

Календарно-тематическое планирование по предмету "Речь и альтернативная коммуникация, "Альтернативная коммуникация" 4 класс

Календарно-тематическое планирование по предметам :" Альтернативная коммуникация ", "Речь и альтернативная коммуникация"...

Доклад "Применение альтернативных коммуникаций с детьми с ОВЗ"

Виды альтернативной коммуникации с детьми с ОВЗ...