Рифмованные стихи для изучения орфограмм
тренажёр по русскому языку (3 класс) по теме
Рифмованные стихи для изучения орфограмм
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rifmovannye_stihi_dlya_izucheniya_orfogramm.docx | 23.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Рифмованные стихи для изучения орфограмм
Сочетания ЖИ, ШИ
Жилет, животное, живот,
жирафы, живопись, живёт,
шиповник, шины, камыши,
машины и карандаши,
кружить, служить, дружить и жить,
спешить, смешить, шипеть и шить —
все сочетанья жи и ши
ты только с буквой и пиши!
Сочетания ЧА, ЩА
Сочетанья ча и ща
в слове пища и свеча,
куча, гуща, каланча,
туча, роща, саранча,
чаща, дача и печать —
нужно с буквой а писать.
Сочетания ЧУ, ЩУ
Я грамотно писать хочу,
Слова на чу и щу учу:
Чулки и чудо, и чугун,
Чудак и щука, и ворчун,
Ищу, пищу, верчу, тащу-
Я с у пишу и чу, и щу.
Сочетания ЧК, ЧН
Кто быстрее всех читает
и слова запоминает:
ёлочка и белочка,
тучка, щучка, стрелочка,
бочка, почка, спичка,
речка, ручка, птичка,
шуточка, минуточка,
дочка, прибауточка,
свечка, печка, строчка,
булочка и точка.
Корень слова
Так же, как и у кустов,
корень слова есть у слов.
Будь внимателен к словам,
отыщи в них корень сам:
лес, лесок, лесной, лесник.
Цвет, цветок, цветной, цветник.
Лётчик, самолёт, полёт.
Ледяной, ледовый, лёд.
Сад, посадка, посадил.
Род, родители, родил.
Ходит, выходка, ходы.
Трудовой, трудись, труды.
Правописание безударных гласных в корне
Безударный гласный звук
причиняет много мук.
Как писать г..ра, тр..ва и слова м..ря, д..ла?
Чтобы не было сомненья,
ставим звук под ударенье:
горы, травы, море, дело!
Вот теперь напишем смело!
Правописание парных глухих и звонких согласных в корне
Парные согласные —
самые опасные!
В корне ты их проверяй —
рядом гласный подставляй!
Двойные согласные в корне
С двойной согласной непременно
пишем мы слова: антенна,
килограмм и грамм, и тонна,
пассажир, шоссе, колонна,
ссора, теннис и программа,
группа, касса, телеграмма,
русский, класс, суббота, ванна,
Римма, Эмма, Инна, Анна.
Непроизносимые согласные в корне слова
А вот это просто прятки.
Звук то есть, то нет. Загадки.
Подбирай такое слово,
Чтобы звук явился снова,
Никуда не потерялся,
А на месте бы остался.
Со..нце светит, в сер..це - праз..ник…
Ну и где ты, звук-проказник?
Употребление твёрдого знака
Я вам не шутка, не пустяк.
Я очень-очень твёрдый знак.
Прошу вас чётко, твёрдо знать,
Где и когда меня писать.
После приставки место моё,
Следом шагают Е, Ю, Я, Ё.
Правописание гласных после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных
Посмотри скорей, друж..к:
С неба падает снеж..к.
С белой крыш..й и крыльц..м
Дом нам кажется дворц..м.
А теперь, дружок, внимание:
В суффиксах и окончаниях
На краешке слова, в самом конце
После шипящих и после Ц
Под ударением пишется О,
Е – безударная, только всего.
Правописание гласных О – Е после шипящей в корне слова
Вот вам совет весёлый, бодрящий:
В корне слова после шипящей
Под ударением слышится что?
Слышится О. Пишется Ё.
ИСКЛЮЧЕНИЯ: ШОРОХ в КРЫЖОВНИКЕ, на КАПЮШОНЕ ШОВ
От чего зависит написание гласной в корнях с чередованием.
Командует суффикс –А-.-КОС- (-КАС-)
На урок пришли в наш кпасс
Корень –КОС- и корень –КАС-.
Суффикс –А- примчался мигом,
Оглушил всех громким криком:
- Где вы, где вы, корень –КАС-?
Не могу я жить без вас!
Если после корня –А-,
С корнем –КАС- пиши слова.
-ЛАГ- (-ЛОЖ-)
Предположим, корень –ЛОЖ-
Вышел в дождик без калош.
Простудился, это ясно.
Состояние ужасно.
ПоЛОЖили на кроватку,
Как теперь ему несладко.
ПредЛОЖили мазь, уколы,
Пропускает бедный школу.
А вот умный корень –ЛАГ-
Суффикс –А-, как будто флаг,
За собою развернул
И ни разу не чихнул.
ПоЛАГаю, ясно, дети,
Как писать вам корни эти?
Командуют согласные звуки -РАСТ- (-РАЩ-), -РОС-
Вот проблема, вот вопрос:
Как писать мне –РАСТ- и –РОС-?
Делать вывод я горазд:
В корне –РАЩ- и в корне –РАСТ-
Буква А, а в корне –РОС-
Буква О, и снят вопрос.
ИСКЛЮЧЕНИЯ:
Ростислав живёт в Ростове.
Кто он, кто он? Ростовщик.
И росток в горшочке новом
К исключениям привык.
“Отрасль” - веточка, побег,
Устарело в новый век.
Командует ударение
ЗаГАР, но заГОРелый,
УГАР, но уГОРеть,
Ставь ударенье смело
И должен ты суметь
Без страха и сомненья
Судьбе наперекор,
Следя за удареньем,
-ГАР- отличить от –ГОР-.
БЕЗ УДАРЕНИЯ ПОД УДАРЕНИЕМ
ИСКЛЮЧЕНИЯ:
-ГОР- -ГАР- УТВАРЬ
-КЛОН- -КЛАН- ЗОРЕВАТЬ
-ТВОР- -ТВАР- ЗОРЯНКА
-ЗАР- -ЗОР- ПЛОВЕЦ
-ПЛАВ- -ПЛОВ- ПЛОВЧИХА
Чередующиеся гласные в корне слова
Открываем новый лист,
Вот вам корни - БЛЕСТ- и - БЛИСТ -.
Дальше будет ещё круче,
С Е и И корней там куча.
Разлетятся они вмиг:
Этот -ЖЕГ -, а этот -ЖИГ -.
Ах, досада! Упустил!
Убежали –СТЕЛ- и –СТИЛ-.
Приведём-ка их к порядку,
Всех запишем мы в тетрадку.
Будут столбиком стоять,
Мы же будем повторять:
-бер-бир-;
-пер-пир-;
-дер-дир-;
-тер-тир-;
-мер-мир-;
-стел-стил-;
-блест-блист-;
жег-жиг-.
Внимание! Внимание!
В корнях с чередованием
Пишем И, взглянув сперва,
Есть ли после корня –А-.
Если нет, твоё решенье?
- Пишем Е без промедленья.
Командует смысл
-РОВН- (ровное, прямое, гладкое: ровная дорога)
-РАВН- (одинаковое: равны по весу)
-МОК- (пропитаться жидкостью: сапоги промокают)
-МАК- (окунуть в жидкость: макать перо в чернила)
Изучаем части речи
Весёлая грамматика
Существительное — «школа»,
«Просыпается» — глагол.
С прилагательным «весёлый»
Новый школьный день пришёл.
Мы наречием «отлично»
На уроке дорожим,
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья «ох» да «ах»!
Встали «мы» — местоименье
Бьёт числительное «семь»
За ученье, без сомненья,
Приниматься нужно всем.
«Ни» и «не» — у нас частицы,
Нам их надо повторять
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
А потом
У теплой печи
Повторяем
Части речи!
Имена существительные собственные
ИМЕНА: Андрей, Иван,
дядя Коля, дед Степан,
Нина, Вера, Валентина,
Маргарита и Марина.
ВСЕ ФАМИЛИИ: Петров,
Николаев, Снегирёв.
КЛИЧКИ: Барсик и Пушок,
Мурзик, Шарик и Дружок.
ГОРОДА: Москва, Казань,
Тула, Харьков и Рязань,
Вашингтон, Париж, Ханой —
ПИШУТ С БУКВЫ ПРОПИСНОЙ!
Несклоняемые имена существительные
Колибри, кенгуру, шоссе,
фламинго, пони, шимпанзе,
какао, кофе, домино,
алоэ, радио, кино,
такси, метро, купе, пальто,
кашне, кафе, трюмо, манто,
и какаду, драже, пари,
и интервью, рагу, жюри,
и пианино, и фойе,
пюре, бюро и ателье —
ты все слова запоминай,
но никогда их не склоняй!
МЕСТОИМЕНИЕ
Как названье дать словам:
Я, ТЫ, МЫ, и НАМ, и ВАМ,
КТО и ЧТО, КАКОЙ и СКОЛЬКО,
ЭТОТ, ТОТ, ТАКОЙ и СТОЛЬКО,
НАШ и ВАШ, и МОЙ, и ТВОЙ,
ИХ, ЕГО, ЕЁ и СВОЙ? —
Это, без сомнения,
Всё МЕСТОИМЕНИЯ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок на тему«Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания»(с презентацией)
Данный урок позволяет развить умение детей писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания. У учащихся развивается орфографическая зоркость. Разнообразие форм и методов р...
Урок на тему«Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания»(с презентацией)
Данный урок позволяет развить умение детей писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания. У учащихся развивается орфографическая зоркость. Разнообразие форм и методов р...
«Дифференциация изученных орфограмм».
систематизировать, закреплять знания, умения и навыки правописания слов на изученные орфограммы; развивать речь, словарь учащихся, фонематический слух и орфографическую зоркость, устойчиво...
Презентация к уроку «Дифференциация изученных орфограмм».
систематизировать, закреплять знания, умения и навыки правописания слов на изученные орфограммы; развивать речь, словарь учащихся, фонематический слух и орфографическую зоркость, устойчивость и ...
Слова и изученной орфограммой, графическое обозначение орфограммы.rar
Слова и изученной орфограммой, графическое обозначение орфограммы...
ВСПОМИНАЕМ ИЗУЧЕННЫЕ ОРФОГРАММЫ. ОТРАБОТКА ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ПРАВИЛ, ИЗУЧЕННЫХ ВО 2–3 КЛАССАХ
Вспоминаем изученные орфограммы.отработка орфографических правил,изученных во 2–3 классах...
Памятка "Орфограммы в русском языке. Работа над ошибками при изучению орфограмм"
Развитие орфографической зоркости - один из актуальных вопросов на уроках русского языка в начальной школе. В материале приведены все виды орфограмм, изучаемых в начальных классах....