Звук "у" , буква "у"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Хамматуллина Лилия Ильдаровна

Методическая разработка урока для первого класса по азбуке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_u_bukva_u.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Звук (у), буквы Уу.

Цель: познакомить со звуком [у] и обозначающими его буквами

Планируемые результаты:Предметные: Определять звук [у], находить его местоположение в слове;

Соотносить звук [у] и обозначающую его букву;Находить букву У, у в тексте;Характеризовать данную букву;

Составлять схему-модель слова, соотносить слово со схемой-моделью;Читать слова со знакомыми буквами

Метапредметные:

Понимать и принимать учебную задачу;Планировать деятельность на уроке;Слышать и слушать учителя;Выполнять задания;

Работать в паре;Оценивать свою деятельность по совместно выработанным критериям;

Личностные: Проявлять желание научиться читать самостоятельно;Принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Коррекционные:Обеспечить коррекционное развитие речи, фонематического слуха, произвольного внимания, мышления

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечание

1

Организационный момент

Учитель и учащиеся приветствуют друг друга и своих гостей.

-Здравствуйте, ребята. Поздоровайтесь с нашими гостями, как это делают ученики.

-Я хочу нам с вами и нашим гостям пожелать доброго дня и удачи.

Учащиеся приветствуют учителя и гостей.

2.

Сообщение темы и цели урока

-На сегодняшний урок к нам пришла еще одна гостья .

Кто она, ответьте мне?

Возит домик на спине,

А вот ползает не прытко.

Называется … (Улитка)

-Давайте еще раз хором произнесем слово «улитка».

-Назовите  первый звук в этом слове.

- Какой  это звук? Дайте характеристику.

-Почему?

-Давайте его споем.

-О каком звуке пойдет речь на уроке?

Учитель на доске открывает тему урока «Гласный звук [У], буквы У, у.

- Сегодня на уроке мы с вами научимся выделять звук [У] в словах, составлять схему звуко-буквенного анализа слов со звуком [у]; понаблюдаем из каких элементов состоит буква; научимся ее печатать; будем искать букву У в словах; будем учиться читать.

Учащиеся вместе с учителем произносят слово «улитка»

-Это звук «У»

-Это гласный.

-Он поется.

Учитель вместе с учащимися поют звук «У»

-О звуке «У»

-Гласный.

На доске изображение улитки

Тема урока на доске «Гласный звук «У», буквы У, у

3.

Работа по теме урока

- Что мы уже  узнали о звуке У? Какой он? Давайте еще раз споем звук [У]

-Учитель обращает внимание на положение рта, губ (похоже на трубочку)

Учащиеся еще раз вместе с учителем произносят звук [У]

Звуко-буквенный анализ слова, составление схемы

-Составьте  звуковую схему к слову УЛИТКА.  

-Для этого выберите из трех схем, ту которая подойдет к слову «УЛИТКА», что для этого надо сделать?

-Разделите слово УЛИТКА на слоги и выберите нужную схему.

-Какая схема подходит?

Учитель вывешивает схему на доске.

-Произнесите слово по слогам.

-Произнесите первый  слог и составьте его звуковую схему.

Сколько звуков в первом слоге?

-Какой он?

-Как мы это отобразим на схеме?

-Произнесите второй слог и составьте его звуковую схему.

-Сколько в нем звуков?

-Назовите их.

-Назовите первый звук. Охарактеризуйте его.

-Назовите второй звук. Охарактеризуйте его.

 -Что это?

-Какой согласный в  слог-слиянии?

-Почему?

-Отобразите это на своей схеме.

-Что примыкает к нашему слог-слиянию?

-Дайте ему характеристику.

-Произнесите третий слог. Сколько в нем звуков.

-Назовите их. Дайте характеристику каждому звуку.

- Отобразите это на схеме.

-Произнесите слово полностью и определите ударный слог.

- Как слышится ударный гласный звук?

-Молодцы. Вы все старались, выполняя задание. Оцените свою работу при помощи наших листочков.

Зеленый цвет- выполнил работу самостоятельно, не испытывая трудностей.

Жёлтый – выполнил работу при помощи учителя.

Красный – тяжело выполнять работу, даже с помощью взрослого.

Учащиеся кладут перед собой схемы

-Разделить слово на слоги.

Учащиеся делят слово на слоги и выбирают ту схему, которая соответствует данному слову.

Схема, в которой 3 слога.

Учащиеся проверяют свои схемы.

Один из учащихся произносит слово по слогам

Один.

-Гласный [У]

Учащиеся произносят второй слог.

3.

[ЛИТ]

-Согласный

-Гласный.

-Слог-слияние.

-Мягкий.

-За ним стоит И.

-Звук [Т]

-Он согласный твердый.

2

-[КА] К согласный твердый, А – гласный. Значит это слог-слияние.

-Учащиеся выполняют задание.

-Ударный звук слышится четко и ясно

Учащиеся оценивают первый этап своей работы.

Учащиеся составляют схему первого слога

физкультминутка

Работа в парах «Что лишнее?»

- О каком звуке мы сегодня говорим на нашем уроке?

-Какой он?

-Почему?

-Сейчас мы с вами поработаем с картинками. Для этого разобъемся на пары. Рассмотрите картинки. Укажите предметы, в названии которых вы слышите звук [У].

-Перед началом работы вспомните правила работы в парах.

-Как можно назвать все эти слова.

Молодцы. Вы все старались, выполняя задание. Оцените  работу своей пары при помощи наших листочков.

Зеленый цвет- выполнил работу самостоятельно, не испытывая трудностей.

Жёлтый – выполнил работу при помощи учителя.

Красный – тяжело выполнять работу, даже с помощью взрослого.

-о звуке [У]

-Гласный.

-Он поется.

-Мы работаем дружно, т.е. друг друга уважаем и не обижаем мнение своего партнера.

Учащиеся выбирают картинки, в которых слышится звук У.  Работа ведется в парах.

- Насекомые.

Учащиеся оценивают второй этап своей работы.

Иллюстрации находятся на партах.

В конце данного этапа все иллюстрации вывешиваются учениками на доске.

Физкультминутка

Физкультминутка для глаз

Работа с буквой

-Мы с вами знаем, что все что мы произносим это…

-Как мы звуки обозначаем на письме?

-Для обозначения на письме звука [У]  используют буквы У, у.

-На что они похожи?

Почему даны две буквы гласного звука [У]?

-Совершенно верно. В середине и в начале слова, которое стоит внутри предложения, пишутся маленькие буквы. Похоже ли они между собой по внешнему виду?

-Чем?

-Правильно. Давайте посмотрим, из каких элементов состоят буквы У, у. Для этого обратимся к нашему волшебному экрану

-Давайте попробуем собрать буквы У, у из элементов, которые находятся в ваших конвертах.

-Звуки

-Буквами

-Ответы учащихся

-Предложения начинаются писать с заглавной буквы, имена людей, клички животных, название стран,  городов, улиц, рек, озер, морей пишутся с заглавной буквы.

-Да.

-Состоят из одних и тех же элементов.

Учащиеся наблюдают из каких элементов состоит буква у

Учащиеся собирают буквы У, у.

На доске буквы У, у

На доске иллюстрации которые похоже на букву У

На интерактивной доске появляются буквы .

На столах конверты с элементами букв

Корректурная проба

-Найдите буквы У,  у  в текстах ваших тетрадей и подчеркните их.

-Сколько букв вы нашли?

-Передайте тетрадь своим соседям и проверьте работу еще раз, подчеркивая буквы У, у красным карандашом.

-Сколько букв вы нашли?

-Оцените свою работу

Учащиеся выполняют задание.

Учащиеся подсчитывают количество найденных букв.

Учащиеся оценивают третий этап своей работы.

Физкультминутка

Чтение

-Ребята, а зачем нам знать буквы?

-Совершенно верно. Волшебный экран приготовил нам задание, которое нам надо прочитать.

-Когда так говорят?

-Молодцы.

-Чтобы читать

Учащиеся читают слова с интерактивной доски

(ХОРОМ?)

4

Рефлексия

-Благодаря какой новой букве мы прочитали эти слова?

-Что мы узнали о букве?

-На что похожа буква У?

-Какой звук  обозначается буквой у?

 -Сегодня на уроке мы познакомились с новым звуком и буквой У, у. Для этого мы составляли звуко-буквенные схемы слова, выявляли звук У в словах, наблюдали из каких элементов состоит буква У  и учились ее составлять сами, читали слова с буквой У

Букве У, у

Она бывает заглавная  и строчная, т.к. с нее может начинаться предложение, имена, отчества фамилии, клички животных, географические названия.

Ответы

Охарактеризуйте его.

5

Самооценка

-Молодцы. Вы все старались, выполняя задания. Оцените свою работу  при помощи наших листочков. Для этого вспомните, какой цвет вы чаще всего выбирали на протяжении всего урока.

Зеленый цвет- выполнил работу самостоятельно, не испытывая трудностей.

Жёлтый – выполнил работу при помощи учителя.

Красный – тяжело выполнять работу, даже с помощью взрослого.

-Повесьте выбранный вами листик на наше дерево успехов.

Учащиеся оценивают свою работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»

Конспект  открытого  урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами  и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками.        ...

Конспект урока по чтению ТЕМА: Гласный звук. Звуки [а], [о], [у] – гласные звуки. Обозначение гласного звука красной фишкой.

Урок разработан с учётом индивидуальных особенностей детей. Использованы артикуляционная гимнастика, динамическая минутка, физминутка....

Конспект индивидуального занятия Тема: Звуки [з] - [с]. Дифференциация звуков [з] - [с] во всех позициях. Звук [т]. Автоматизация звука т во всех позициях.

Материал занятия направлен на дифференциацию обучающимся звуков [з]- [с] и закрепление произношения звука [т] в самостоятельной речи. Вторая часть занятия - это развитие речевого слуха (работа с текст...

«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».

Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...

Гласные звуки. Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?

Технологическая карта урока русского языка , проведенного во  2 классе по программе "Школа России"...