Открытый урок по русскому языку по теме: «Разбор слова по составу» 2 класс
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) на тему

Сценарий урока по русскому языку по теме:

«Разбор слова по составу» 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_po_russkomu_yazyku_po_teme.docx129.4 КБ

Предварительный просмотр:

« Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства ,

показатель его кругозора, эрудиции»

В.А. Сухомлинский

Сценарий урока по русскому языку по теме:

«Разбор слова по составу» 2 класс

http://go3.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//900igr.net/datai/pedagogika/OS-SHkola-2100/0013-005-Obespechenie-tekhnologichnosti-kompleks-tekhnologij-SHkoly-2100.png&mb=imgdb_preview_915&h=140&w=136

-2-

Цели:

предметные: систематизировать знания о частях слова, повторить понятия “приставка”, “корень”, “суффикс”, “окончание”, “основа” слова; тренировать способность находить части слова, сформировать умение разбирать слова по составу на основе алгоритма;

метапредметные:

  • создать условия  для формирования коммуникативных универсальных действий, (работать в группе, выполнять различные роли в группе, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения)
  • создать условия для формирования регулятивных универсальных действий, развивать умение ставить цель, осуществлять оценку результативности
  • создать условия для формирования познавательных универсальных действий(преобразование письменной информации в знаковую)

личностные:  создать условия для формирования гражданской сознательности

Ход урока:

1.Организация начала урока.

-Начнем урок с игры «Четвертый лишний». Перед вами на доске слова: ПРИСТАВКА, СУФФИКС, ГЛАГОЛ, ОКОНЧАНИЕ. Найдите лишнее слово и объясните свой выбор.

-Так чем же мы будем с вами сегодня заниматься? (находить части слова и разбирать их по составу.)

- Это новая тема или продолжение вчерашней? (Продолжение)

Открывается запись темы урока.

2. Постановка цели урока

- Как вы думаете, какова цель нашего урока?

(Повторить всё о частях слова и учиться  правильно  разбирать слова по составу).

3.Картинный диктант: капуста, морковь, чеснок, лимон. (самопроверка и самооценка)

-Какие  лишние  слова?(Лимон, т.к. фрукт)

Составление  предложения:

Дети любят морковный сок. (Запись с комментированием)

.( Разбор по составу слова морковный)

4.Повторение.

- Начнем с уточнения знаний о составе слова.

- Что такое однокоренные слова? (слова с одинаковым корнем и общим значением)

- Что такое окончание? (Изменяемая часть слова)

-3-

- Что такое суффикс? (Часть слова, которая стоит после корня)

- Что такое приставка? (Часть слова, которая стоит перед корнем)

- Что называют корнем слова? (Общая часть родственных слов)

- Что еще выделяем в слове? (Основа — часть слова, без окончания)

5. Актуализация знаний

Работа в парах.

Давайте вспомним порядок разбора слова по составу. Расскажите друг другу поэтапный разбор.

Итак, что выполняется сначала?

1.Подобрать однокоренное слово

2.Выделить окончание

3. Выделить основу.

4.Обозначить корень.

5. Выделить приставку и суффикс

- Как оцениваете свою работу, справились или нужно еще поработать?

ФИЗМИНУТКА

Творческая работа.

-Объясните смысл пословицы:

Знайка дорожкой бежит, Незнайка на печке лежит.

-К нам  на урок пришел Незнайка, но по дороге рассыпал части слова, помогите ему собрать слова:

Сад, ник, ик, по, к, а, ил, и,ов,

 Работа в группах

-ваша цель: подобрать  соответствующее  слово  к схеме:

- Вспомните правила работы в группе.

 ПРОВЕРКА РАБОТЫ В ГРУППАХ.

Выходят представители от каждой группы, записывают свои слова и объясняют, как подбирали.

-Какая была цель вашей работы? ( подобрать слово к схеме)

-4-

- Почему стали подбирать именно с корня? (потому что главная часть слова, в корне содержится весь смысл, от него растут другие части)

Докажите, что это слово подходит к схеме.

- Оцените свою работу. Справились с заданием или нужно еще поработать?

Запишите ваши слова в тетради и сделайте графический разбор  ваших слов.

6.Самостоятельная работа по учебнику с.97, упр.3

6. Обобщение

Итак, давайте обобщим знания о частях слова в стихах

Итог подводят ученики:


Корень слова - значимая часть.

Над словами родственными
Держит власть.
Выясни умело линию родства -
Однокоренные подбери слова.


Перед корнем есть
приставка,

Слитно пишется она.
А при помощи приставки
Образуются слова.


За корнем
суффиксу 

Нашлось местечко
Заняв его, конечно,
Натворил он дел


Часть слова, которая изменяется,

Окончанием называется.
Остальную же часть слова
Именуем мы
основой.

Учитель:

- Так, что мы должны запомнить?
Помни, при разборе слова

Окончанье и основу
Первым находи.

-5-

После корня будет суффикс,
А приставка впереди.


6. Рефлексия деятельности 

- Вспомните тему урока?

-  Вспомните цель урока?

- Как вы считаете, наш урок достиг цели?

Продолжите фразу:

Я понял…

Я узнал…

Я научился…

Мне было интересно..

Мне понравилось…

7. Д/З (придумать сказку про любую часть слова)

http://festival.1september.ru/articles/611305/img4.jpg

-6-

Самоонализ

 урока по русскому языку «Разбор слова по составу» Закрепление.         2 класс

Учитель: Малая Н.Г.  22 ноября 2013г. Кол-во присутствующих - 8 чел.

Цели:

предметные: систематизировать знания о частях слова, повторить понятия “приставка”, “корень”, “суффикс”, “окончание”, “основа” слова; тренировать способность находить части слова, сформировать умение разбирать слова по составу на основе алгоритма;

метапредметные:

создать условия  для формирования коммуникативных универсальных действий, (работать в группе, выполнять различные роли в группе, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения, выполнять самопроверку)

создать условия для формирования регулятивных универсальных действий, развивать умение ставить цель, осуществлять оценку  своей результативности.

создать условия для формирования познавательных универсальных действий(преобразование письменной информации в знаковую)

личностные:  создать условия для формирования сознательности, доброжелательности, активности.

          Построение урока соответствовало поставленным целям: систематизировать знания о частях слова, повторить понятия “приставка”, “корень”, “суффикс”, “окончание”, “основа” слова; тренировать способность находить части слова, сформировать умение разбирать слова по составу на основе алгоритма.

          Данный урок соответствует требованиям ФГОС, были созданы условия  для формирования коммуникативных универсальных действий, (работали  в группе, выполняли  различные роли в группе, учились  договариваться, действовали сообща, слушали  других, старались  принимать другую точку зрения).Были  созданы условия для формирования регулятивных универсальных действий: развивали умение ставить цель, осуществлять оценку  своей результативности, выполняли самопроверку. А также были  созданы  условия для формирования познавательных универсальных действий (преобразование письменной информации в знаковую).Личностные:  созданы условия для формирования сознательности, доброжелательности, активности.

       

-7-

 Были использованы современные технологии: здоровьесберегающие  и игровые.

        Содержание урока соответствует возрастным нормам. Развивалась самостоятельность, познавательность, был использован жизненный опыт учащихся, присутствовала связь с региональным компонентом на уроке («Какие овощи выращивают в Тульской области и у вас на участках?» …)

       Актуализация знаний была представлена через систему вопросов о частях слова и алгоритм разбора слова по составу, а также через репродуктивные методы: «перескажи, прочитай, повтори, вспомни», а  также с помощью заданий поискового характера(«оцени, докажи, сравни, объясни..»).

        Была  создана нестандартная ситуация, когда учащиеся сами выполняли обобщение и  подводили итог урока.

      Присутствовала обратная связь с учащимися, было сочетание различных видов работ – самостоятельная, групповая, фронтальная, работа в парах.

Были детям предложены задания разного уровня сложности: задание на смекалку, объясни смысл пословицы, подбери слово к схеме…Были использованы средства обучения- тетрадь, учебник, целесообразно использована видеоигра «Помоги гному выполнить поэтапный разбор слова» в соответствии с темой и типом урока. На уроке был использован  наглядный материал для эмоциональной поддержки для решения обучающих задач(Рисунки Незнайки, гномов, смайликов).

          Формировались навыки самопроверки и самооценки при  словарной работе, при работе в группах, парах.

       Развивались у учащихся такие качества, как внимание, память, речь, воображение, мышление.

     Домашнее задание имело оптимальный объём. Для его выполнения был проведён инструктаж, а также было предоставлено право выбора(Сочинение сказки о любой части слова или упражнение 4).

-2-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку на тему "Состав слова"

Урок  показывает уровень знаний умений и навыков , которыми учащиеся владеют на данный период....

открытй урок по русскому языку на тему "Сложные слова"

Цель  урока: формирование представления о понятии «сложные слова», создание схемы сложного слова.Задачи: - познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ...

Открытый урок по русскому языку по теме: «Правописание слов с безударными гласными в корне»

Формирование умения подбирать проверочные слова для слов с безударными  гласными в корне; развитие творческого  мышления....

Конспект урока по русскому языку по теме «Разбор глагола по составу»

Урок русского языка по теме "Разбор глагола по составу" в соответствии с ФГОС....

Открытый урок по русскому языку на тему "Сложные слова"

Тема урока: «Сложные слова». Цель  урока: формирование представления о понятии «сложные слова», создание схемы сложного слова. Задачи: Образовательная: позн...

Сценарий открытого урока по русскому языку на тему: «Написание слов с проверяемыми согласными на конце слова.» 3 класс.

Сценарий открытого урока по русскому языку на тему:   «Написание слов с проверяемыми согласными  на конце слова.»...