ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ "ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) по теме

Суркова Рузалия Рафиковна

ПРЕЗЕНТАЦИЯ И КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Главные и второстепенные члены предложения. Урок русского языка в третьем классе Подготовила: учитель начальных классов СУРКОВА РУЗАЛИЯ РАФИКОВНА

Слайд 2

Найди лишнее слово Прилагательное, существительное, глагол, подлежащее, местоимение.

Слайд 3

Тема урока: Главные и второстепенные члены предложения Цель урока: Развивать умение распознавать в предложении главные и второстепенные члены предложения

Слайд 5

Значение слова осень Осень – время года между летом и зимой.

Слайд 6

Остановка «Словарная» Вставьте пропущенные буквы. м..рковь ..гурец п..мидор ябл..ко г..р..х

Слайд 7

Остановка «Словарная» Вставьте пропущенные буквы. м о рковь о г урец п о мидор ябл о ко г о р о х

Слайд 8

МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ

Слайд 9

Что такое подлежащее? Что такое сказуемое?

Слайд 10

Остановка «Лесная» 1.Ежи шуршали. 2. В лесу весёлые ежи шуршали сухими листьями. 1.Что в них общего? Чем они различаются? 2. С помощью каких членов предложения мы узнали , о каких ежах идёт речь и чем они шуршат ? 3. Какое из этих предложений можно назвать нераспространённым , какое – распространённым ?

Слайд 11

Остановка «ВНИМАНИЕ»!!! Чтобы определить второстепенные члены предложения, надо: Определить грамматическую основу предложения. Определить слово, к которому можно задать вопрос от подлежащего . Определить слово, к которому можно задать вопрос от сказуемого.

Слайд 13

Остановка «Книжная» Уч. стр. 27 –рассмотри схему

Слайд 15

Продолжи фразу Сегодня на уроке я … Сегодня на уроке мне понравилось… Сегодня на уроке было…

Слайд 16

Лесенка знаний А Б В А – Ничего не понятно на уроке. Б – Всё понятно. Трудностей не испытываю. В – Хочу знать больше!

Слайд 18

ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ Ст..яли ненас?ные ..сенние дни. Тучи плотно з..крыли со?нце. С раннего утра до поз?него вечера льёт х..лодный до….ь. о т о а л д о жд

Слайд 19

1. Уж небо осенью дышало. 2. С чего начинается Родина? 3. Что же ты, соловушка, песен не поешь? 4. Любите родную природу. 5. В лес грибной тебя зову Тихим утром осени. 6. Берегите наши леса.

Слайд 20

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) ПОДЛЕЖАЩЕЕ 2) СКАЗУЕМОЕ

Слайд 21

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) ОБСТОЯТЕЛЬСТВО 2) ОПРЕДЕЛЕНИЕ 3) ДОПОЛНЕНИЕ

Слайд 22

Наступила скучная осень. Падают на землю жёлтые листочки. Часто льют дожди. Ласточки и соловьи улетели на юг. ~~~~~~~~~ ~~~~~~~~~

Слайд 23

С деревьев облетают последние листья. Солнце светит редко. Умолкают птичьи голоса.

Слайд 24

Осень. Пришла _____. По небу плывет большая ___________. Часто льет ___________ дождь. Дует сильный __________. Ребята ждут ___________ снега. Скоро наступит ______________. Подсказки: туча, осень, проливной, ветер, пушистого, зима. осень туча проливной ветер пушистого зима

Слайд 25

1) в, Берёзы, уборе, стоят, золотом. Берёзы стоят в золотом уборе. 2) солнце, за, Низкое, скрылось, деревьями. Низкое солнце скрылось за деревьями.

Слайд 26

Со словом жёлтые составить и записать предложение по схеме: (когда?) (с чего?) (что делают?) (какие?) (что?) Осенью с деревьев опадают желтые листья.

Слайд 27

Добавь последнюю строчку. Листопад, Листопад – Пенится тропинка, И… Творческое задание.



Предварительный просмотр:

Урок-путешествие «Главные и второстепенные члены предложения»

Основные задачи изучения:

  • Углубить понятие о предложении как конструкции из слов, которые в составе предложения являются членами предложения.
  • Дать представление о главных членах предложения — подлежащем и сказуемом, общее представление о наличии в предложениях второстепенных членов (те, что вне главных членов)
  • Упражнять в нахождении главных членов предложения, в делении «сплошного» текста на предложения.

Виды учебной деятельности и универсальных учебных действий: 

  • Устанавливать взаимосвязь между средствами выражения главных членов предложений и смысловыми оттенками, вносимыми ими в высказывания (реальность, возможность, желательность).
  • Договариваться при  работе в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседника.
  • Осуществлять самоконтроль при записи предложений и текстов с образца, по слуху, по памяти.
  • Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения.

Тип урока: Урок-путешествие.

Оборудование:

  • интерактивная доска, проектор, ноутбук;
  • карточки;
  • презентация к уроку;

Ход урока

I. Организационная часть.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Мы сегодня не одни,

Гости на урок пришли.

Повернитесь поскорей,

Поприветствуйте гостей!

Тихо сели, спинки прято.

Вижу класс наш хоть куда!

Мы начнём урок друзья.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

Постановка целей урока.

Слайд 2-3

Сегодня у нас урок-путешествие в о лес.

. Чтобы идти в лес сначала надо выполнить задание. Это смогут сделать те, кто поможет нам определить тему урока.

Игра «Найдите лишнее слово».

Докажите, что именно это слово лишнее.

Прилагательное, существительное, глагол, подлежащее, местоимение.          

            Лишнее слово – «подлежащее».

Ученики объясняют, что все слова кроме этого являются частями речи, а подлежащее – это главный член предложения. Вместе со сказуемым составляют грамматическую основу предложения.

Итак, ребята, кто сможет сформулировать тему урока.

На уроке вспомним, какие члены предложения называются главными, а какие второстепенными членами предложения.

Будем учиться находить в предложении грамматическую основу; разбирать предложение по членам предложения; различать распространённые и нераспространённые предложения.

II. Следующая остановка «Словарная».

Слайд 5

1. Осень подарила нам свои богатства. Чтобы узнать, вам придется вставить пропущенные буквы в слова.

м..рковь       ..гурец    п..мидор

ябл..ко        г..р..х

2. Мы между собой разговариваем. Какой должна быть наша речь?

(Грамотной, интересной, правильной, живой).

- Из чего состоит наша речь? (Из предложений).

- Что такое предложение? (Законченная мысль)

- Что является грамматической основой предложения? (Подлежащее, сказуемое).

- А еще из чего состоит предложение? (Из второстепенных членов).

III. Нас ждет первый привал «Чистописание».

Слайд 4

Открыли свои волшебные тетрадочки, записали сегодняшее число.

Пропишите заглавную букву Ж  в соединении со строчной буквой  ~ и слоги: жи,  же.

На другой строчке запишите  слова  «жёлтый,   ежи,  предложение.

Запомните написание словарного слова  пред-ло-же-ни-е.

Укажите цифрой количество слогов в словах.

В словах «жёлтый» и «ежи» объясните написание выделенных букв.

IV. Остановка «Лесная».

Слайд 6

Актуализация знаний

Что составляет грамматическую основу предложения?

Это главные члены предложения  –  подлежащее и сказуемое.

Что такое подлежащее?

Подлежащее обозначает,  о ком или о чём говорится в предложении. Отвечает на вопрос кто? или что?  Подчёркивается одной чертой.

Что такое сказуемое?

Сказуемое  обозначает, что говорится о подлежащем.

Отвечает на вопросы: что делает?  что делал?  что сделает?  что будет делать? Сказуемое подчёркивается двумя чертами.

Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

Рассмотрим предложения:

Ежи шуршали.

В лесу весёлые ежи шуршали сухими листьями.

Сравните предложения.

Что в них общего? Чем они различаются? 

С помощью каких членов предложения мы узнали,  о каких ежах идёт речь и чем они шуршат?

Какое из этих предложений можно назвать нераспространённым,  какое – распространённым?

Делаем вывод: предложения по составу могут быть распространённые и нераспространённые.

Предложения, которые состоят только из главных членов, – это нераспространённые предложения.

Предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов, –  это распространённые предложения.

Возвращаемся к нашим ежам. Запишите распространённое предложение.

Разберем его по членам предложения.

О ком говорится в предложении?

В этом предложении говорится о ежах.  Кто? ежи – это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой.

Что говорится о ежах?

Ежи что делали? шуршали – это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами.

Обратите внимание!

Одно и то же можно назвать по-разному:

Ежи шуршали – это грамматическая основа предложения или главные члены предложения, или подлежащее и сказуемое.

А как называются другие члены предложения,  кроме подлежащего и сказуемого?

Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, являются  второстепенными членами предложения. 

Они дополняют и поясняют сведения, которые передают главные члены предложения или другой второстепенный член предложения. 

Рассуждайте так: 

Ставим вопрос от подлежащего:

ежи (какие?) весёлые. Слово весёлые – второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее.

Ставим вопросы от сказуемого:  шуршали (где?) в лесу  шуршали (чем?) листьями.

Слова  в лесу и  листьями – это второстепенные члены предложения, которые поясняют сказуемое.

Ставим вопрос от второстепенного члена предложения листьями (какими?) сухими.

Слово – сухими – второстепенный член предложения, который поясняет другой второстепенный член предложения.

Это образец разбора предложения по членам предложения.

Запишите по образцу  словосочетания вместе с вопросами.

Слайд 7

Обратите внимание!

Разобрать предложение по членам предложения – значит найти его главные и второстепенные члены.

Чтобы определить второстепенные члены предложения, надо:

  1. Определить грамматическую основу предложения.
  2. Определить слово, к которому можно задать вопрос от подлежащего.
  3. Определить слово, к которому можно задать вопрос от сказуемого.
  4. Определить слово, к которому можно задать вопрос от других второстепенных членов.

V. Привал «Спортивный» Физминутка.   Слайд 8

Мы листики осенние

На веточках сидели

Дунул ветер, полетели,

И на ЗЕМЛЮ тихо сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял.

VI. Закрепление. Подходим к привалу «Книжная»   Слайд 9

1. Откройте учебники стр.27-рассмотри схему

 Упр.39 (1). (Выполняют упражнение в парах).

Подчеркнуть главные члены предложения (грамматическую основу)

VII. Итог урока. Остановка «У лесной речки»

Слайд 10

1. Вот мы в лесу, а лес хочет проверить, чему вы научились. Я раздам карточки, вы должны выбрать задание по своим силам.

Карточка 1

  1. Яркое, солнечное утро разбудило ребят.
  2. Коровы лежали в густой траве.
  3. Светлана гуляла между домами.
  • определи главные члены предложения, подчеркни их;
  • определи главные и второстепенные члены предложения, подчеркни их, укажи стрелками связь слов в предложениях.

Карточка 2

  1. Дети во дворе играли в футбол.
  2. Танюша пришла домой с золотым венком на голове.
  3. Бабушка ходит в лес за грибами.
  • определи главные члены предложения, подчеркни их;
  • определи главные и второстепенные члены предложения, подчеркни их, укажи стрелками связь слов в предложениях.

Молодцы! Лес очень доволен, и ваши друзья (звери и птицы) тоже довольны. Как хорошо в лесу, дышите свежим воздухом. В предложении есть главные и второстепенные члены. Лес тоже главный, без него мы не можем жить.

Рефлексия.  Встаньте те, кто считает, что на уроке хорошо потрудился.

ЛЕСЕНКА ЗНАНИЙ

А

Б

В

VIII.  Домашнее задание.

Стр. 111 упр. 71

ФИ ученика _________________________________________________

Карточка 1

  1.      Яркое, солнечное утро разбудило ребят.
  2. Коровы лежали в густой траве.
  3. Светлана гуляла между домами.
  • определи главные члены предложения, подчеркни их;
  • определи главные и второстепенные члены предложения, укажи стрелками связь слов в предложениях.

ФИ ученика _________________________________________________________

Карточка 2

  1. Дети во дворе играли в футбол.
  2. Танюша пришла домой с золотым венком на голове.
  3. Бабушка ходит в лес за грибами.
  • определи главные члены предложения, подчеркни их;
  • определи главные и второстепенные члены предложения, укажи стрелками связь слов в предложениях.

ФИ ученика _________________________________________________

Карточка 1

  1. Яркое, солнечное утро разбудило ребят.
  2. Коровы лежали в густой траве.
  3. Светлана гуляла между домами.
  • определи главные члены предложения, подчеркни их;
  • определи главные и второстепенные члены предложения, укажи стрелками связь слов в предложениях

ФИ ученика _________________________________________________________

Карточка 2

  1. Дети во дворе играли в футбол.
  2. Танюша пришла домой с золотым венком на голове.
  3. Бабушка ходит в лес за грибами.
  • определи главные члены предложения, подчеркни их;
  • определи главные и второстепенные члены предложения, укажи стрелками связь слов в предложениях.

ФИ ученика _________________________________________________

Карточка 1

  1.      Яркое, солнечное утро разбудило ребят.
  2. Коровы лежали в густой траве.
  3. Светлана гуляла между домами.
  • определи главные члены предложения, подчеркни их;
  • определи главные и второстепенные члены предложения, укажи стрелками связь слов в предложениях.

ФИ ученика _________________________________________________________

Карточка 2

  1. Дети во дворе играли в футбол.
  2. Танюша пришла домой с золотым венком на голове.
  3. Бабушка ходит в лес за грибами.
  • определи главные члены предложения, подчеркни их;
  • определи главные и второстепенные члены предложения, укажи стрелками связь слов в предложениях.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема «Понятие о второстепенных членах предложения». Разработка предназначена для учащихся 3 класса. Программа «Школа 2100».

Урок русского языка  в 3 классе по теме «Понятие о второстепенных членах предложения» является составляющим раздела «Предложение». В результате изучения данной темы учащиеся...

Урок русского языка в 3 классе "Второстепенные члены предложения"

Урок русского языка в 3 классе "Второстепенные члены предложения" по программе "Планета знаний"...

Урок по русскому языку в 3 классе "Второстепенные члены предложения. Повторение"

Урок по русскому языку в 3 классе "Второстепенные члены предложения. Повторение"...

открытый урок по русскому языку во 2 классе "Главные члены предложения"

Открытое занятие по русскому языку во 2 классе Тема "Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое". Цель урока: повторить знания о предложении; научить распознавать подле...