Урок русского языка. Тема «Понятие о второстепенных членах предложения». Разработка предназначена для учащихся 3 класса. Программа «Школа 2100».
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Урок русского языка в 3 классе по теме «Понятие о второстепенных членах предложения» является составляющим раздела «Предложение». В результате изучения данной темы учащиеся совершенствуют свои знания о главных и второстепенных членах предложения и развивают умения находить грамматическую основу предложения. ЗУН учащихся по данной теме проверяются в проверочной работе №12 «Предложение».
Цель, задачи разработки:
Обучающие: совершенствование знаний о главных и второстепенных членах предложения; развитие умения находить грамматическую основу предложения; формирование орфографических навыков; учить высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника.
Развивающие: развитие речи учащихся; активизация словесно-логического мышления; формирование абстрактного мышления, устойчивости внимания; интеллектуальное развитие за счет нового уровня инициативы и самостоятельности школьников в организации учебного процесса.
Воспитательные: воспитание товарищества, взаимопомощи, любви к русскому языку, к природе.
Краткая характеристика содержания (обобщённая)
По основной дидактической цели данный урок- урок открытия нового знания.
Структура урока :
- Актуализация прежних знаний и способов действий;
- Формирование новых знаний и способов действий;
- Применение, т.е. формирование умений.
В соответствии с целью урока для изучения нового материала был применён наиболее эффективный метод - это метод проблемного обучения, который обеспечивает творческое усвоение знаний. На уроке использовались разнообразные организационные формы работы: индивидуальная, парная, коллективная.
Главные этапы урока- это этапы введение знаний и воспроизведение знаний.
Этап введения знаний содержит два самостоятельных звена: постановку учебной проблемы и поиск решения. В ходе решения проблемы была проведен коллективный диалог ,опираясь на имеющие знания у учащихся и практический опыт привел их к самостоятельному осознанию, открытию и формулированию правил и выводов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_3klass_.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО -НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УРЕНГОЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
629860 ЯНАО, Пуровский район,п.Уренгой, 4 микрорайон дом 39 а телефон/факс
34934 9-31-77
Общеобразовательная программа
«Школа -2100»
Урок русского языка в 3 классе
ТЕМА: ПОНЯТИЕ О ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
(урок «открытия» нового знания)
Разработала Попова Н.А, учитель начальных классов
Цели урока:
Обучающие: совершенствование знаний о главных и второстепенных членах предложения; развитие умения находить грамматическую основу предложения; формирование орфографических навыков; учить высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника.
Развивающие: развитие речи учащихся; активизация словесно-логического мышления; формирование абстрактного мышления, устойчивости внимания; интеллектуальное развитие за счет нового уровня инициативы и самостоятельности школьников в организации учебного процесса.
Воспитательные: воспитание товарищества, взаимопомощи, любви к русскому языку, к природе.
Оборудование:
иллюстрации: весенних цветов, деревьев.
текст для игры «Кто быстрее», карточки со словами к игре «Живое предложение», индивидуальные карты для диагностики, медиапроектор, компьютер, экран.
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 3-го класса. Часть 2. изд.3-е, перераб.- М.: Баласс, 2007.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Дорогие ребята! У нас на уроке много гостей. Пусть вас это не пугает и не смущает. Не волнуйтесь.
- Будем внимательными на уроке?
- Будем активными?
- Будем быстро, красиво писать?
- У вас хорошее настроение? Улыбнитесь друг другу. Я надеюсь, что с таким же хорошим настроением вы будете работать весь урок.
2. Сообщение темы и цели урока.
-Сегодня мы продолжаем своё путешествие по стране, которое называется «Предложение». (слайд 1)
3. Словарно-орфографическая работа. Работа в группах
-А начнем урок с работы над словарными словами. Составьте из данных сочетаний букв словарные слова. (слайд 2)
бяанри носаи ояблян зербеа
( Рябина, осина, яблоня, берёза)
-Запишите слова в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните непроверяемую безударную гласную.
4. Актуализация знаний.
-Чтобы продолжить наше путешествие необходимо ответить на некоторые вопросы:
а)Блиц-опрос.(слайд 3)
-Что такое предложение?
-Какие предложения вы знаете по цели высказывания?
-А по интонации?
-Назовите главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое. )
-Чем в предложении может быть выражено подлежащее?(Существительным, местоимением )
-Чем может быть сказуемое?(Сказуемое может выражаться глаголом )
б) Игра “Кто быстрее?”.
- А сейчас я хочу проверить, как вы хорошо умеете находить грамматическую основу в предложении. Каждой группе я раздам листок с текстом, где вы должны выделить главные члены предложения.
Работа в группах.
По воскресеньям наша семья гуляет в парке. На прогулку мы всегда берём угощения для птиц и зверей. Белочки угощаются печеньем прямо из рук. Птички клюют крошки хлеба.
Проверка: по окончанию работы каждая группа читает сначала предложение, а потом грамматическую основу.
5. «Открытие» нового знания
1. Анализ языкового материала.
- Прочитайте текст, записанный на слайде (слайд 4)
Днем и ночью мчатся по дороге машины. Рядом с дорогой стоит школа. Ребята посадили вдоль дороги тополя. Деревья охраняют школу от шума и пыльных туч. Зимой тополя задерживают снег. А знойным летом деревья спасают от жары.
- О чем текст? Какую пользу приносит это дерево?
- А что еще вам известно об этом дереве?
Дополнительный материал:
Один тополь выделяет кислорода столько, сколько три липы, четыре сосны или семь елей.
Тополя не прихотливы, очень быстро растут. Если весной посадить в землю черенок высотой тридцать сантиметров, то уже к осени вырастет метровое дерево.
Тополиный лист очень гладкий и с него легко слетают или смываются дождем мелкие частицы пыли. Он свисает на длинном черенке, благодаря этому листья очень подвижны и хорошо улавливают пыль.
- Назовите главные члены каждого предложения.
Работа в группах.
( Мчатся машины. Стоит школа. Ребята посадили. Деревья охраняют. Тополя задерживают. Деревья спасают.)
-А теперь прочитайте текст, используя только главные члены предложения.
Все ли понятно?
- А что помогает, уточняет прочитанное? ( Другие слова, другие члены предложения. )
-Эти члены предложения называются второстепенными членами предложения.
2. Осознание формулировки определения понятия.
- Ребята, откройте учебник на странице 268 и прочитайте правило .
-Какие члены предложения называются второстепенными? Почему сказуемое или подлежащее не являются второстепенными членами предложения?( Подлежащее и сказуемое - это главные члены предложения. )
3. Игра « Живое предложение».
-Сейчас мы с вами попробуем составлять предложения из слов. На столах у вас карточки со словами, вы должны определить порядок слов в предложении и составить красивое и правильное предложение. В своём предложении вы должны назвать грамматическую основу и второстепенные члены предложения.
Работа в группах:
1.Ёлка ветки свои опустила.
2.Белый иней осыпал её.
3.Жук жужжал в густой осоке.
4.Вол лежал на солнцепёке.
Проверка: каждая группа по очереди у доски составляет своё предложение и называет грамматическую основу и второстепенные члены предложения..
Физкультминутка
6. Первичное закрепление.
а) Игра «Угадай цветок»
-Какое сейчас время года? (Весна)
-Чем отличается весна от других времён года? (Тепло, тает снег, прилетают птицы, распускаются на деревьях листочки и т.д.)
-Ранней весной, когда снег ещё не везде растаял на проталинах, где прогрелась земля солнечными лучами ,появляются первые цветы. А какие цветы, вы должны отгадать и найти этот цветок среди других.(На стенах класса расположены картинки с цветами как полевыми, так и садовыми - методика В.Ф. Базарного ).
1.Шорохом неслышным лепестков
Жемчуг белоснежный распустился,
Свежим нежным крохотным цветком
Из-под снега к солнцу устремился.
(Подснежник)
-Запишите это слово в тетрадь и выполните разбор слова по составу.
2.На откосе, на лугу,
Босиком на снегу,
Первые цветочки —
Желтые глазочки.
(Мать-и -мачеха).
3.На зелёном шнурочке
Белые звоночки.
(Ландыш)
4.На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки..
Ведерочек прошуршал
И развеял этот шар.
(Одуванчик)
-Запишите это слово и выполните фонетический разбор слова.
О ду ван чик- [а д у в а н ч и к]
б)Экологического панно (методика В.Ф. Базарного ).
Работа в группах.
-Мы продолжаем разговор об этом прекрасном времени года, когда пробуждается вся природа.
На «Экологическом панно» расположены слова, каждая группа выбирает себе слово и составляет предложение. У нас должен получиться связный рассказ.
1. солнце
2. облака
3. ветерок
4. ручей
(Дети составляют предложения и записывают с комментированием.)
-Ребята, каждое предложение можно записать схематически.
(Составление схем к данным предложениям на доске)
7. Закрепление. Самостоятельная работа. Диагностика.
- А сейчас очень хочется узнать, как вы усвоили предыдущие темы уроков и сегодняшнюю новую тему. У вас на столе лежат листочки , на которых написаны вопросы. Это диагностика, которая позволяет нам быстро увидеть результаты. Те, кто может справиться со всеми заданиями, добьется самого лучшего результата на уроке.
1.Предложения по цели высказывания бывают
_____________________________________________________________________________________
А по интонации ______________________ или_____________________________________________
2.Какие знаки препинания ставятся в конце предложения___________________________________
3.Главные члены предложения-это_____________________________________________________
4.Подлежащее выражено____________________________, сказуемое_________________________
5.Кроме грамматической основы в предложении могут быть________________________________
После того как все выполнили задание, дети сверяют свои ответы с правильными ответами на (слайде 5)
1.Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, побудительные, вопросительные.
А по интонации восклицательные или невосклицательные.
2.Какие знаки препинания ставятся в конце предложения . ! ? ….
3.Главные члены предложения -это подлежащее и сказуемое.
4.Подлежащее выражено существительным , сказуемое –глаголом.
5.Кроме грамматической основы в предложении могут быть второстепенные члены предложения.
- На доске находятся кармашки. Если вы сделали все пять заданий, то положите их в зеленый кармашек, если выполнили четыре – положите в кармашек синего цвета, три – ваш кармашек розового цвета, два – это желтый цвет., одно- в белый кармашек.
(После урока учитель анализирует результаты работы учащихся).
8. Итог урока .
-Что нового узнали на уроке?
-Какое задание понравилось больше всего?
-С каким настроением заканчиваете урок?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка по теме "Запись цитаты в виде предложения с прямой речью", 4 класс ОС "Школа 2100"
В презентации отражены следующие этапы урока: актуализация знаний, постановка проблемы, открытие новых знаний. первичное закрепление, рефлексия....
Презентация к уроку русского языка "Правописание глаголов с тся и ться.Возвратная форма глагола" 4 класс. УМК"Школа 2100"
Цель: знакомство с особенностями правописания глаголов.Задачи:1.Познакомить с особенностями правописания глаголов на -тся и -ться;2.Формировать навыки грамотного письма глаголов;3.Развивать орфо...
Урок. Русский язык. Тема:" Что мы знаем о предложении?" (ОС "Школа 2100")
Методическая разработка урока по русскому языку....
Конспект урока русского языка. Тема "Понятие о словах, называющие признаки предметов.( имя прилагательное)". 2 класс.
Русский язык. Тема "Понятие о словах, называющие признаки предметов ( имя прилагательное)". 2 класс....
Конспект урока и презентация к уроку русского языка в 3 классе по учебнику Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой по теме "Понятие о второстепенных членах предложения"
Представленный урок - очередной в разделе "Главные и второстепенные члены предложения". На уроке использованы современные образовательные технологии: проблемно-диалогическая, ИКТ, технология оценивани...
Конспект урока русского языка + презентация "Закрепление знаний о членах предложения" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложенияПланируемые результатыПредметные:уметь определять главные и второстепенные члены предложения;уметь нахо...
Конспект урока по русскому языку "Что такое такое второстепенные члены предложения?" (2 класс, Школа России)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема урока: Что такое второстепенные члены предложения? Цели деятельности учителя: Формиров...