Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи"1 класс
рабочая программа по русскому языку на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Развитие речи"1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_razvitie_rechi_zanimatelnyy_russkiy_yazyk_2.docx | 25.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Курс «Занимательный русский язык» является дополнением к курсу «Русский язык» для начальной школы по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.
Актуальность курса определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к изучению русского языка, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Содержание курса представляет собой расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – русского языка.
Новизна данного курса определена ФГОС НОО.
Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приемам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребенком знаний и умений как в аналогичные, так и в измененные условия.
Основная цель курса: расширение лингвистического кругозора учащихся через систему развивающих занятий.
Задачи курса:
- Развитие лингвистических компетенций учащихся.
- Формирование любви и уважения к русскому языку.
- Развитие познавательных способностей младших школьников.
- Развитие творческих способностей младших школьников.
- Расширение кругозора учащихся.
Курс «Занимательный русский язык» представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского языка, привитие любви к родному русскому языку и стремление к его изучению, а также создание условий для развития познавательных способностей школьников, а также их психических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности.
Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к изучению русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала.
Адресат и длительность занятий
Курс «Занимательный русский язык» ориентирован на детей 6 - 7 лет, рассчитан на 33 занятия (1 раз в неделю, по 45 минут).
Проведение занятий в 1-х классах подкрепляется учебно – методическим комплектом, состоящим из рабочих тетрадей на печатной основе и методического пособия для учителя.
Каждое занятие, за исключением занятий под названием «Игротека», имеет следующую структуру:
- Работа над темой занятия.
- «Занимательный привал» (переключение с основного вида деятельности, подчиненного теме занятия, на другой – отвлеченный, а также проведение физкультминутки).
- Продолжение работы над темой.
- «Мишуткина академия» (рубрика, представляющая собой три вопроса тестового характера, готовящих школьников к участию в конкурсе «Русский медвежонок»).
- Рефлексия (подведение итогов занятия).
Каждое четвертое занятие имеет название «Игротека» и носит повторительный характер для трех предыдущих занятий. Оно строится на играх и игровых заданиях. В нем отсутствует рубрика «Мишуткина академия».
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса в 1 классе является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Межпредметными результатами изучения курса в 1 классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД :
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учится отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других.
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Учиться выполнять различные роли в группе.
Тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия | Содержание занятия |
1 | Речь устная и письменная | Зачем людям нужна речь? Что такое речь устная. Что такое речь письменная. | |
2 | Что такое слово? | Слово – это название предметов, явлений, действий и тд. Знакомство с ребусом. | |
3 | В мире звуков. | Уточнение представления детей о звуках. Понятия: «фонетика», «фонема», «фонематический слух». | |
4 | Игротека. | Формулировка смыслового значения слова. Понятие «рифма». | |
5 | Звуки и буквы – не одно и тоже. | В чем заключается различие между звуками и буквами. | |
6 | Что такое метаграммы? | Знакомство с метаграммами. Разгадывание метаграмм. | |
7 | Жили – были гласные и согласные. | Отличие гласных звуков и букв от согласных. Упражнение в определении в слове гласных и согласных букв. | |
8 | Игротека. | Повторение: буквы и звуки; буквы и звуки гласные и согласные. Разгадывание метаграмм. | |
9 | Волшебник Ударение. | Роль ударения в слове. Понятие «омограф». | |
10 | Такие разные согласные. | Способы отличия твердых согласных от мягких. | |
11 | Такие разные, разные согласные. | Парные и непарные звонкие и глухие согласные. | |
12 | Игротека. | Поиск омографов в предложениях. Определение ударного слога в слове. Упражнение в умении различать гласные и согласные, согласные по звонкости – глухости, твердости – мягкости. Решение метаграмм. Рифмование слов. | |
13 | Русские народные загадки. | Знакомство с загадкой как жанром устного народного творчества. Выделение свойств и признаков загаданного предмета. | |
14 | Зачем шипят шипящие? | Уточнение знаний о шипящих согласных. Знакомство с понятием «пантомима». | |
15 | Познакомьтесь: алфавит! | Обобщение знаний учащихся об алфавите. Упражнение в правильном назывании букв и звуков. | |
16 | Игротека. | Разгадывание русских народных загадок. Упражнение в произнесении скороговорок. Запись слов в алфавитном порядке. | |
17 | Привет, пословица! | Упражнение в выявлении скрытого смысла пословицы. | |
18 | Поговорим о предложении. | Разновидности предложений по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное). Упражнение в умении различать данные предложения, приводить примеры. | |
19 | Еще немного о предложении. | Разновидности предложений по интонации. Упражнение в умении различать данные предложения, произносить с соответствующей интонацией. | |
20 | Игротека. | Понятие «шарада». Упражнение в умении разгадывать шарады. Подбор пословиц к тексту. | |
21 | Знакомимся с анаграммами. | Понятие «анаграмма». Упражнение в умении разгадывать анаграммы. | |
22 | Что такое текст? | Уточнение знаний учащихся о тексте. Упражнение в умении составлять рассказ по серии картинок, определять тему и основную мысль текста. | |
23 | Что мы пишем с большой буквы? | Правила написания заглавной буквы. Упражнение в умении писать с заглавной буквы имена собственные. | |
24 | Игротека. | Разгадывание анаграмм. Придумывание анаграмм к данным словам. Определение темы и основной мысли текста. Упражнение в написании имен собственных с заглавной буквы. | |
25 | О безударных гласных. | Уточнение знаний учащихся о безударных гласных в корне, требующих проверки, и о способе их проверки. Упражнение в умении подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки. | |
26 | О парных звонких и глухих согласных. | Уточнение знаний учащихся о правописании парных согласных в словах. Упражнение в умении подбирать проверочные слова. | |
27 | Слова – приятели. | Знакомство с понятием «синоним». Упражнение в умении подбирать синонимы к данным словам, находить среди слов синонимичные пары. | |
28 | Игротека. | Упражнение в написании безударных гласных и парных согласных в корне, нахождение среди группы слов синонимов, подборе синонима к данному слову. | |
29 | Слова – неприятели. | Знакомство с понятием «антоним». Упражнение в умении подбирать антонимы к словам, находить антонимичные пары в группе слов. | |
30 | Волшебное слово предлог. | Знакомство с предлогами. Упражнение в умении подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом. | |
31 | Что за зверь такой – фразеологизм? | Знакомство с фразеологизмами и их значениями. Упражнение в умении подбирать к ситуации соответствующий фразеологизм. | |
32 | Игротека. | Понятие «омоним». Упражнение в умении различать синонимы, антонимы, омонимы, вставлять в предложение подходящие по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значения. | |
33 | Учимся различать слова разных частей речи | Упражнение в умении различать слова разных частей речи. | |
Итого | 33 часа в год |
Список литературы
- Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык: Задания по развитию познавательных способностей (6 – 7 лет). Методическое пособие, 1 класс. – М.: Издательство РОСТ.- 207 с.
- Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык: Рабочая тетрадь для 1 класса, в двух частях. – М.: Издательство РОСТ. – 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"
Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Рабочая программа "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование занятий. Полностью соответствует требованиям ...
рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс
Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"
Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Речь и культура общения"
Предлагаемая программа разработана в соответствии с требованиями современных традиционных программ начальной школы, главной задачей которых является формирование у младших школьников коммуникативной к...