Конспект урока в 4 классе " Наши проекты. Путешествие в страну словарных слов."
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Галиянова Луиза Хисматулловна

Урок- путешествие в страну словарных слов -это начало создания собственного словарика класса.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме «Наши проекты.  Путешествие в страну словарных слов»

Цель: повторить и закрепить ранее изученные словарные слова, представить наиболее удачные приемы запоминания словарных слов

Задачи урока:

Образовательные:

  • Учить работать со словарем, совершенствовать умение применять на практике приемы запоминания словарных слов
  • Формировать понимание того, что слова с непроверяемыми написаниями нужно запоминать

Развивающие:

  • развитие познавательных и исследовательских умений, внимания и творческих способностей детей, самостоятельности и способности решать творческие задачи,
  • развитие речи, мышления, познавательного интереса,
  • корригирование мелкой и общей моторики.

Воспитательные:

  • воспитание  положительных  морально-волевых качества ребёнка: инициативность, самостоятельность, предприимчивость;
  • воспитание культуры бесконфликтного общения,
  • привитие любви к родному языку, воспитание умения работать в коллективе, в парах.

Тип урока: урок-проект

Оборудование: мультимедиапроектор, рабочее место учителя (компьютер, проектор, экран); интерактивная доска, рабочее место ученика; презентация к уроку; учебник  «Русский язык» 4класс; толковые словари Ожегова С.И; карточки для работы в группах; интернет ресурсы http://slovarozhegova.ru , карточки для работы в группах, в парах, индивидуально; фильм о матрёшках.

В ходе проведения урока были совершенствованы и сформированы умения, а именно:

Личностные умения:

  • Самоопределение (мотивация учения);
  • Совершенствование готовности и способности вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
  • Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Метапредметные умения:

  • Совершенствование умения самостоятельно планировать свою деятельность для достижения поставленных целей, создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • Формирование умения продуктивного общения и взаимодействия по совместной деятельности с одноклассниками, умения контролировать и корректировать результаты совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь партнёру.
  • Совершенствование умений использовать знакосимволические средства для создания модели изучаемых объектов и процессов схем решений учебно-познавательных и практических задач;
  • Совершенствование умений выбирать наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от конкретных условий.

Предметные умения:

  • Закрепление  знаний учащихся о словарных словах
  • Совершенствование умений выполнять фонетический, морфологический , морфемный разбор словарных слов.

Технологическая карта урока

Этапы урока, цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный  момент. Самоопределение к деятельности (3 мин.)

Цель: Включение в деловой ритм.  Подготовка к работе.

-Добрый день! Садитесь.

-Открыли тетради, записали число, классная работа.

-Ребята, перед вами на доске слова. Что вы можете о них сказать?

Какие слова называют словарными?

- Мы сегодня проведем необычный урок, урок-путешествие в страну словарных слов. Как вы думаете почему мы отправляемся именно в эту страну?

-Все словарные слова.

-Слова, которые требуют запоминания, их нельзя проверить.

Л: смысловая ориентация учащихся.

Р: мобилизация сил, энергии и воли к преодолению препятствий на уроке.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

2. Проблематизация (5 мин.)

Цель: выявить уровень знаний, изучить типичные недостатки.

3. Поиск решений.

-Словарные слова нужно знать наизусть как таблицу умножения, но таблица умножения занимает всего тетрадный лист, а словарных слов очень много, если соединить все словарные слова, можно составить словарь.  К 5 классу вы должны знать около 200 словарных слов, а к 11классу 500 словарных слов. Это очень много и сложно выучить такое количество слов.  Как же облегчить запоминание слов? Как лучше и быстрее запоминать слова? Как помочь нашей памяти?

 - С какой целью мы отправляемся в путешествие?

Путешествуя, мы повторим словарные слова, узнаем новые способы запоминания слов. Создадим папку – путеводитель по словарным словам, который будем использовать в дальнейшем на уроках русского языка.

Чтобы узнать как легко и с удовольствием учить словарные слова

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем, учениками, определение цели, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

4.Планирование работы..

Итак наше путешествие начинается, отправляемся на вокзал, покупаем билет ( каждому ученик получает билет определенного цвета). На билете вы видите три смайлика, обведите тот смайлик , который соответствует вашему настроению в начале урока. Теперь каждый из вас пассажир. . Ребята с собою в путешествие вы тоже приготовили определенный багаж знаний по теме – занимательный материал о словарных словах.

Вот к перрону подходит наш тепловоз. Рассаживайтесь в вагоны согласно купленным билетам. Работать будем по группам. В каждой группе будет свой проводник - он будет самый главный, будет направлять работу в группе, будет подавать сигнал, что группа готова.   Повторим правила работы в группе.

 У каждой команды на столе лежит маршрутный лист

  1. Запиши словарное слово, поставь знак ударения, подчеркни непроверяемую букву

Сейчас я проверю готовы ли вы к путешествию  - запишите все  словарные слова, которые увидели на слайдах: Путешествие, вокзал, билет, пассажир,  вагон. Первый способ запоминания словарных слов – это четкое орфографическое проговаривание.

Проверь себя и оцени.  (слайд со словами)

К путешествию все готовы. Рассаживаемся поудобнее, поехали.

-Ребята, подождите , посмотрите кто же это бежит , торопиться, запрыгивает на ходу в вагон? (слайд рисунок Рассеянного)

 -Он так торопился , что перепутал все словарные слова в своем чемодане, давайте поможем ему их собрать. (каждая команда получает разрезное словарное слово) Тема одежда: ботинки, свитер ,костюм, газета

-Один ученик читает правила работы на слайде.

-Записывают словарные слова в тетрадь, ставят ударение, подчеркивают орфограмму.

Это Рассеянный с улицы Бассеянной.

- Собирают словарное слово

5. Поиск информации

Цель: установление осознанности ситуации, решение  заданий  

Физминутка

Первая станция «Словарная»

При работе над словарным словом, вам необходимо обращаться к словарям. К какому словарю мы должны обратиться , чтобы правильно написать слово? О происхождении слова нам расскажет этимологический словарь.

  1. Запиши значение этого слова.

История происхождения слова.

 

Продолжаем наше путешествие.

Вторая станция  «Картинный словарный диктант» 

-На этой станции нас встречает интересная дама. Кто она? Ребята, вы её узнали? ( на  слайде дама из произведения С.Я .Маршака, картинки на словарные слова).

-Теперь вы пофантазируете  и создадите свои рисунки на словарное слово. Безударную гласную нужно обрисовать так, чтобы вы её запомнили.

Защита рисунка.

Третья станция «Загадочная» 

Ученик загадывает загадки на словарные слова

Фонетический разбор слова овца.

- К орфографическому

Ученики работают в группах со словарем, один ученик записывает в маршрутный лист

Р: внесение или дополнение коррективов в случае расхождения от эталона.

П: извлечение необходимой информации из текста, определение основной и второстепенной информации.

познавательные

коммуникативные.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

6. Работа в группах:

Цель: организация деятельности по применению новых знаний, осуществление самопроверки, пошагово сравнивая с эталоном.

Пятая станция «Ребус»

Каждая команда получает ребус Отгадывают зашифрованное слово. (автобус, иней, газета, экскурсия)

Р:выделение и осознание учащихся что усвоено и что необходимо знать, осознание качества и уровня усвоения.

П: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

К: разрешение конфликтов, принятие решения и его объяснение, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

7. Продукт

Цель: выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

У нас получилась папка, которую мы можем использовать на уроках русского языка, мы  будем дополнять её  новым материалом. Здесь у нас разделы : картинный словарный диктант, загадки,  ребусы, рисунки, разрезные словарные слова

П: выбор наиболее эффективных способов решения поставленных задач.

К: постановка вопросов, сотрудничество в сборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

8.Подведение итогов урока(3 мин.)

Цель: проанализировать успешность урока, наметить цели на последующую работу.

Какие способы запоминания словарных слов мы сегодня рассмотрели на уроке? Какой способ вам понравился больше всего? Запишите на обратной стороне билета.

Л: установление связи между учебной деятельностью и её мотивом, оценивание усваимого результата, обеспечивающего моральный выбор.

Р: оценка результатов работы

П:структурирование знаний.

9. Рефлексия деятельности (3 мин.)

Цель : организация  рефлексии, осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов, степени их соответствия.

Рефлексия

На ваших билетах смайлики с разным настроением.

Я понял, как работать над проектом – веселый смайлик.

Мне не очень понятно, нужна помощь- задумчивый смайлик.

Я совсем не понял, как работать над проектом- грустный смайлик.

Домашнее задание придумать титульный лист для папки словарных слов.

Урок окончен. До встречи.

-

 

Р: представление результата.

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов и результатов деятельности.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Список используемых источников:

  1. Учебник «Русский язык» 4 класс. Т.Г. Рамзаева. Ч.1. М.: Дрофа, 2009.
  2. Русский язык: тетрадь №1 для упражнений по рус.яз. .речи: 4 кл. / Т.Г Рамзаева, Л.П.Савинкова. – М.:Дрофа, 2009.
  3. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля.
  4. «Школа России». Концепция и программы для начальных классов – М. «Просвещение», 2008
  5. Поурочные разработки,4 класс, О.И Дмитриева, О.В.Казакова – М.:ВАКО, 2010                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествие в Страну словарных слов »

(комплексное занятие в игровой форме для младших школьников )...

Внеурочное мероприятие в 1 классе на тему"Путешествие в страну вежливых слов"

Мероприятие проводится с целью ознакомления учащихся с этическими нормами поведения....

Конспект урока математики. Тема: «Наши проекты» 3 класс. (УМК Школа России)

Тема урока: «Наши проекты»Цели урока: учить составлять текстовые задачи; закреплять умения решения текстовых задач;Планируемые результаты:Предметные: закреплять навыки внетабличного делени...

Конспект урока математики. Тема: «Наши проекты» 3 класс. (УМК Школа России)

Тема урока: «Наши проекты»Цели урока: учить составлять текстовые задачи; закреплять умения решения текстовых задач;Планируемые результаты:Предметные: закреплять навыки внетабличного делени...

Конспект урока русского языка «Наши проекты. В словари за частями речи» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: совершенствование навыков работы со словарями; развитие орфографической зоркости.Цели урока по выпускной квалификационной работе: профилактика дисграфии, связанной с нарушен...

Конспект урока по теме "Наши проекты. Создадим свой огород. Проверим себя." 2 класс

Цели деятельности учителя:  расширение знаний о полезных свойствах лука; посадить лук.Планируемые результатыПредметные:Знать: полезные свойства лука; как правильно посадить лук;Уметь: применять п...