«Путешествие в Страну словарных слов »
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
(комплексное занятие в игровой форме для младших школьников )
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkryty_urok_2.doc | 64.5 КБ |
prezentatsia1.ppt | 2.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по русскому языку в 3 классе по теме: «Словарные слова»
«Путешествие в Страну словарных слов »
(комплексное занятие в игровой форме для младших школьников )
ЦЕЛЬ: Проверить знание словарных слов у учащихся, применяя разнообразные методы и приёмы словарно –орфографической работы.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- карта путешествия,
- карточки со словарными словами в форме рыбок,
- игры задания;
- мультимедиа
- бортовые журналы для команд
Задачи:
- Повторение и обобщение знаний
- Закрепление и обобщение знаний учащихся.
- Способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся: речь, внимание, память, мышление, наблюдательность.
- Способствовать формированию умения работать в группах, активности.
- Воспитание интереса к русскому языку.
Создать ситуации для:
- повышение интереса учащихся к изучаемому предмету;
- для развития умений использовать научные методы познания;
- для развития умения структурировать информацию;
- для развития коммуникативных способностей учащихся, навыков взаимодействия в группе.
Ход урока.
Организационный момент.
Обеспечение мотивации и организации внимания учащихся.
Добрый день, мои друзья!
Очень рада видеть всех.
Ждет сегодня вас успех.
А еще скажу я вам: улыбнитесь всем гостям.
Соберитесь, подтянитесь и тихонечко садитесь.
- Психологический настрой
- -Ребята, я приветствую вас! Для начала предлагаю познакомиться друг с другом. Для этого каждый по очереди будет называть свое имя.
- Но если произнести свое имя мрачно и тихо, то можно представить, как неприятно будет вашему собеседнику.
- Поэтому так важно украсить свое приветствие улыбкой, приветливым жестом или фразой, которая непременно порадует другого человека.
- Самое главное – показать свое доброе расположение к каждому участнику нашей встречи. Итак , начинаем!
- -Меня зовут, Снежана Юрьевна.
- Ученики представляются.
- Чтобы во время занятия общение было корректным, ребята записывают свои имена на карточках и выставляют около себя.
- Садитесь. Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость общения.
-Вас ждёт интересный, полезный урок.
-Прочитайте пословицу на доске (Повторение – мать учения)
-Эта пословица будет девизом нашего урока. Почему? (Ответы детей)
Озвучивание целей и темы урока: ( Задача собрать как можно больше букв в конце путешествия получается словосочетание :словарные слова)
-Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну Русского языка. А вы сегодня не ученики, а путешественники. Нам необходимо будет дойти до главного города этой страны, помогать нам будет добрый , весёлый и очень грамотный человечек – Мудрейкин. Он немножко волшебник, немножко проказник.
Слайд с портретом Мудрейкина
А попадут в эту страну , только те, кто выполнит все задания правильно и сможет собрать все буквы с названием этого города .
- Это я , Мудрейкин! Я пришёл. Сейчас я вам кое-что расскажу.Дорога будет не лёгкая, вам пригодятся знания, придётся много трудиться.
В нашем клубе существуют правила, которые обеспечивают хорошую и интересную работу. Какие это правила? (Работаем дружно, выслушиваем ответы друг друга и др.)
Введение в тему.
- В путь! Дорога наша пролегает через Таинственный лес
Пойдём в лес, побродим по тропинкам.
Слайд 2
(отгадки в составе которых есть сочетания -ОРО-) Пойдём в лес, побродим по тропинкам.
Читаю вам загадку, отгадку записываем, ставим ударение.
1. Посреди двора стоит копна.
Спереди вилы, сзади метла.
2. Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
3. Бела, как снег;
Черна, как жук.
Зелена, как луг.
Вертится, как бес,
Возвращается в лес
– Чем похожи все слова ответы?
(в этих словах встречается словосочетание –ОРО- )
-Молодцы, мы прошли Таинственный лес.
Отправляемся дальше.
Через речку-ручеек
Жердочка проложена,
Через речку-ручеек
Перебраться можно,
Чок-чок каблучки
По дощатой стежке,-
Не промочим башмачки,
Не простудим ножки!
-На нашем пути Река родственных слов.
Что бы её преодолеть необходимо выполнить следующее задание:
Подберите возможно большее число родственных слов.
(Родственные слова подбираются к словам с непроверяемыми гласными)
- Ура! Мы с вами преодолели Реку, отправляемся дальше.
Впереди Остров Кроссвордов.
Разгадываем кроссворды , кто быстрее.
(в кроссворд вкючены словарные слова с двумя буквами –о-)
– Чем похожи все слова ответы?
(встречаются две буквы-о-)
Ребята, наш друг Мудрейкин попал в ловушку. Надо его выручить.
Конкурс капитанов
(чистоговорки)
Сказочная поляна
На поляне он живёт
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы другого цвета.
Кого мы называем зайцем? Объясните значение слова «Заяц».
(приметные ответы по командам)
Заяц – 1. Небольшой пугливый зверёк семейства грызунов.
2. Безбилетный пассажир или зритель.
Проникший куда-нибудь без билета.
Едет зайка, рассуждает,
Рассуждает и не знает:
“Если я купил билет,
Кто я заяц или нет?”
– Почему же заяц призадумался? Кого мы ещё называем зайцем?
– Пассажира, не имеющего билета, или зрителя, проникающего без билета куда-либо.
– Что вы можете сказать о характере зайца? Какой он?
– Трусливый.
– Подберём слова, близкие по значению к слову “трусливый”.
– Робкий, несмелый, боязливый, пугливый.
Сосед зайчишки
Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
– Медведь.
– В слове “медведь” 6 звуков, 7 букв.
– А кто из вас знает, почему этого косолапого сладкоежку назвали “медведь”?
В каком словаре мы можем найти ответ?
потому, что он знает, ведает, где найти в лесу мёд.
Запись в тетрадях:
Медведь – мёд, ведающий = “знающий, где есть мёд”.
Отправляемся в путь дальше.
Вот мы и подошли к Волшебному озеру. Смотрите, какие там плавают рыбки. Чтобы переплыть это озеро, надо вставить пропущенные буквы в слова
Город мастеров
Каждой команде было дано задание: нарисовать рисунок к словарному слову, составить четверостишие( заготовки напечатаны на полосках ).
Синтаксический лес.
Остановка по требованию
(физкультминутка)
На нашем пути – топкое болото, кое-где видны слова-кочки, но не на все можно наступать. Слова, в которых пишется ь, – ловушки. Нужно выписать только слова-кочки без ь. Если вы допустите ошибку, утонете. Будьте внимательны.
Декабрь, ладонь, МОРКОВЬ, КРОВАТЬ, ЯНВАРЬ,
Впереди – дремучий лес, кишащий дикими зверями и змеями. Если вы правильно вставите удвоенные согласные, то мы преодолеем это препятствие.
КЛАСС, КОЛЛЕКТИВ, И ДР.
ФЕВРАЛЬ, УЧИТЕЛЬ, СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ,
В конце путешествия ребята выставляют словосочетание СЛОВАРНЫЕ СЛОВА
МУДРЕЙКИН
-Здравствуйте, дорогие ребята. Я рад приветствовать вас в своём городе. Очень рад, что вы прошли все испытания на своём пути. И мне хотелось узнать, что нового и интересного вы узнали в путешествии по моей стране? (встретились со словами)
-Чем похожи все эти слова? ( Это словарные слова)
-Какие слова называются словарными?
(Это слова с непроверяемыми написаниями, их следует запомнить или проверить написание по словарю)
-Что помогло вам в вашем путешествии?
– Наше путешествие- соревнование подошло к концу .
-Как вы думаете, удалось наше сегодняшнее путешествие?
Судейская бригада подвела итог.
-Уважаемые судьи, скажите, пожалуйста, показали ли дети те качества что написаны у нас на доске, которые учитывались в соревновании: знание, понимание, остроумие, интерес, быструю реакцию?
– Огласите, пожалуйста, результаты.
Вручение призов.
– Всем большое спасибо за участие в уроке.
Рефлексия.
Самооценка собственного эмоционального состояния на уроке.
- Я все понял, но у меня остались вопросы
- Я все понял.
- Я ничего не понял.
- Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились! И в итоге я хочу, чтобы вы сами дали оценку нашему уроку. Перед вами лежат солнышки и тучки.
- Кому было интересно на занятии, кто узнал много нового и интересного, у кого хорошее настроение поднимите солнышко, а кто скучал на занятии, кому было неинтересно – поднимите тучку.
- На этом наше занятие окончено. Спасибо за внимание! До новых встреч!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Конкурсы для капитанов – Можем внятно, чётко, быстро произносить скороговорки - чистоговорки,
Зелёный сектор –
- Составьте слова, переставляя буквы.
Урбуз(арбуз), ребёза(берёза), КОРВОМЬ(морковь).
- Подумай, о каком звере идёт речь.
Летом наедается, зимой высыпается. (медведь)
Гладишь-ласкается,
Дразнишь-кусается.
(собака)
- Замени каждое словосочетание словом, которое обозначает признак предмета.
Лист с берёзы - …(берёзовый)
Молоко от коровы - …(коровье)
Нора зайца - …(заячья)
Гнёзда ворон -…(вороньи)
Крик воробьёв-…(воробьиный)
- Соедини стрелками прилагательные с подходящими по смыслу существительными, чтобы получились правильные словосочетания.
косолапый | лисица |
Трусливый | медведь |
хитрая | заяц |
шустрый | корова |
большая | воробей |
- Придумай как можно больше глаголов.
Что делает? Ворона, сорока, воробей, заяц, медведь,
Лисица, растение, огурец, орех, петух, помидор, пшеница, сирень, собака, яблоко.
- Назови одним словом
Ворона, сорока, воробей, петух (птицы)
Лисица, медведь, заяц, собака (звери)
Огурец, орех, пшеница, сирень, яблоко (растения)
- Назови лишнее слово
Петух, лисица, собака, заяц, медведь
Огурец, помидор, сирень
Малина, земляника, пшеница
- Ответь письменно одним словом
-первый месяц года.
-двенадцатый месяц календарного года.
-шестой день недели
-часть горизонта, где заходит солнце
-день перед сегодняшним
-второй месяц осени, десятый месяц года.
-отечество, родная сторона
-погода с низкой температурой воздуха
Желтый сектор-
- Быстрый диктант.
Под диктовку запишите не все слово, а только одну букву ударного слога.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЗАЯЦ Единица исчисления времени по солнечному календарю, равная одной двенадцатой части года; диск луны или его часть МЕДВЕДЬ Зверёк отряда грызунов, с длинными ушами и сильными задними ногами БЕРЁЗА Лиственное дерево, родственное тополю ВОРОНА Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами СОРОКА Маленькая птичка с серо-чёрным оперением ОСИНА Лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями МЕСЯЦ Птица семейства вороновых с белыми перьями в крыльях ВОРОБЕЙ Всеядная птица, серая с черным или черная
медведица, березняк, берёзовый, осинник, осиновый, воронята, воробушек, воробьиный, медвежонок, зайчик, заячьи
Ветром пролетел гонимый У …. рой осиный. Дуб корой покрыт шершавой. Ель корой, как чешуёй. У …….. кудрявой Ствол покрытый берестой . Проворонила … воронёнка . Стащила …. кусочек бекона И села … с беконом на крышу вагона Над излучиной речной Тихий сумрак лёг ночной, Из-за тучи выплыл ….., ….. ходит, как ручной. Нес ….., шагая к рынку, На продажу меда крынку. Мог ли в ярость он не впасть, Если осы лезли в пасть? Три ….. – тараторки тараторили на горке. Трещит …..: - Я пестра! Другой …… я- сестра!- И повторяет сорок раз Скороговоркой свой рассказ. Ехал ….. на трамвае, Едет ……, рассуждает: Если я купил билет, Кто я : ….. или нет?
- МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ ЗАНЯТИЕ… - Я УЗНАЛ.… - Я ВСПОМНИЛ… - Я НАУЧИЛСЯ… - У МЕНЯ ПОЛУЧИЛОСЬ …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Необычное путешествие по стране вежливых слов"
Воспитание эстетических норм поведения и общей культуры личности младшего школьника. Формирование дружного классного коллектива и привитие уважения друг к другу. Закреплять знания школьников о правила...
Занятие "Путешествие в страну вежливых слов".
Тема: «Путешествие в страну вежливости» «…Жизнь не настолько коротка, чтобы людям не хватало времени на вежливость»Цель: повторить и закрепить с детьми формы вежливого...
Сценарий занятия по внеурочной деятельности "Путешествие в страну вежливых слов"
Предложенный материал способствует формированию нравственных установок у первоклассников....
Игровой практикум "Путешествие в страну вежливых слов"
Игровой практикум разработан для 1-х классов, проведен в группе продленного дня. Цель -развитие представления о вежливом общении в классном коллективе, сплочение класса и привитие уважения ребят друг ...
Классный час "Путешествие в страну вежливых слов"
Классный час "Путешествие в страну вежливых слов"...
Конспект урока в 4 классе " Наши проекты. Путешествие в страну словарных слов."
Урок- путешествие в страну словарных слов -это начало создания собственного словарика класса. ...
Внеурочное занятие "Путешествие в страну словарных слов"
Внеурочное занятие...