Конспект урока по теме: Звук [й'] и буква Й
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Конспект урока по теме: Звук [й'] и буква Й
Класс: 2
Тип урока: открытие нового знания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по теме: Звук [й'] и буква Й | 52.5 КБ |
Конспект урока по теме: Звук [й'] и буква Й | 10 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме: Звук [й′] и буква Й
Класс: 2 «Б»
Тип урока: открытие нового знания
Цель: развивать умение слушать и вычленять в речи звуки [и] и [й′], определять способы обозначения звука [й′] на письме
Задачи:
Образовательные:
- учить разграничивать звуки [и] и [й′]
- учить делить слова с буквой Й на слоги и для переноса
Развивающие:
- развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения
- развивать речь учащихся, мышление, память, внимание, воображение
- формировать умения участвовать в учебной беседе, следовать инструкциям, отвечать на вопросы;
Воспитательные:
- воспитывать сознательную дисциплину на уроке, уважительное отношение друг к другу.
- сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу
Оборудование: учебник,
Структура урока.
- Организационный момент (1 минута)
- Словарно-орфографическая работа (7 минут)
- Формулирование темы урока (3 минуты)
- Изучение нового материала (18 минута)
- Закрепление изученного (8 минут)
- Итог урока. Рефлексия (2 минуты)
- Домашнее задание (1 минута)
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Самоанализ |
Оргмомент | Приветствие. - Открываем тетрадь. Записываем сегодняшнюю дату (7октября), «классная работа». | Записывают в тетрадях дату и «классная работа». | Комментированная запись числа. |
Словарно-орфографическая работа | - Узнайте слово по его значению. Зверек отряда грызунов с длинными ушами и сильными задними лапами. - Все вместе произнесем это слово. - Кто-нибудь знает, как записать слово [заец]? - Запишем слово заяц. - Прочитайте слово заяц по слогам. - Подчеркните ту часть слова, которую нужно запомнить. - Произнесем слово по слогам как оно написано (орфографически). - Узнайте следующее слово. Человек необычайной храбрости, совершающий подвиги. - Все вместе произнесем это слово. - Кто-нибудь знает, как записать слово [гирой]? - Запишем слово герой. - Прочитайте слово герой по слогам. - Сколько слогов в этом слове? Назовите первый слог, второй. - Подчеркните ту часть слова, которую нужно запомнить. - Произнесем слово по слогам как оно написано (орфографически). - Составьте предложение с одним из слов. | - заяц -заяц -за-яц - герой -герой -ге-рой -два | |
Формулирование темы урока | - Ребята, я вам сейчас прочитаю интересную историю, прослушав которую, вы сможете определить тему нашего урока. Слушайте внимательно. Жила-была буква И, пела, кричала, как все гласные. Но однажды к ней на плечо села галочка. Испугалась буква И, стала заикаться, не может больше петь. А раз петь не умеет, то взяла и ушла к согласным буквам. Хоть и ушла, но дружит она с гласными, приходит к ним. - О каких буквах шла речь? - Есть ли различия между этими буквами? - Вы уже догадались, какая тема урока? - Сформулируйте цель урока. Сравнить характеристики этих звуков и найти различия | Дети внимательно слушают учителя. - И и Й - Буква И обозначает гласный звук [и], буква Й обозначает мягкий звонкий согласный звук [й′] - Гласный звук [и] и согласный звук [й′] | |
Изучение нового материала | - А сейчас, давайте откроем учебник на странице 51 и выполним упражнение 64 устно. - Перед вами считалка Генриха Сапгира. Прочитайте считалку и найдите слова с буквой й и подчеркните их. - Какие слова с буквой й подчеркнули? - Что объединяет все эти слова? - Выполним упражнение 65. - Какое задание необходимо выполнить в этом упражнении? - Записывая слова-родственники с буквой Й, вам нужно будет разделить их для переноса. - Давайте вспомним, как правильно делить слова для переноса. Воспользуемся памяткой. Памятка. Как правильно делить слова для переноса. 1.Прочитай слово 2.Подсчитай количество гласных букв 3.Соотнеси количество гласных букв и количество слогов. 4.Раздели слово на слоги, используя правила: - если слогом является одна гласная буква, то ее переносить нельзя; - если в слове имеется буква й, знак переноса ставь после нее. - Запишем первую пару слов вместе. Лить-лейка. - Какое слово-родственник подобрали. Прочитаем это слово. - Сколько гласных букв в слове лейка? - Сколько слогов в слове? - Разделим слово лейка на слоги. - Как будем переносить слово лейка? - Прочитаем второе слово. Какое слово-родственник подберем к слову строить? - Выполните упражнение самостоятельно, а потом мы проверим, как вы справились с этим заданием. - Какие слова-родственники вы записали? Прочитайте слова так, как вы разделили их для переноса. - Сделаем вывод. Как переносятся слова с буквой й? - Выполним задание от Совенка. Сравните звуки на конце каждой пары слов. Мои-мой, свои-свой. - Прочитайте первую пару слов. - Чем они различаются? Сколько слогов в каждом слове? - Сделайте вывод о различиях между и и й. Гласный и выполняет слоговую функцию, согласный й слога не образует. - Подтвердим наши предположения словами профессора Самоварова на странице 52. - Что вы запомнили? - Итак, ребята, давайте еще раз скажем, какой же буквой обозначен звук [и]? А какой буквой обозначен звук [й′]? | Дети открывают учебник и выполняют упражнение из учебника. - чайка, чайник, чай, отвечай - орфограмма: сочетание ЧА пиши с буквой а; во всех словах есть буква й -лить-лейка -лейка - две - два - лей-ка -строить-стройка - Лить-лейка, строить-стройка, мыть-мойка, стая-стайка, аллея-аллейка, скамья-скамейка, семья-семейка, шея-шейка - при переносе слов букву й нельзя отрывать от слога - в первом слове два слога, так как две гласные буквы, во втором-один слог. Чтение текста из учебника - [и] - [й′] | |
Закрепление пройденного материала | - А сейчас, выполним упражнение 67. - Кто нам прочитает задание? - Прочитайте слова из упражнения самостоятельно. - Запишем первую пару слов: Герои-герой. - Что можете сказать об этой паре слов? - выполните упражнение самостоятельно по образцу. - проверяем, какие пары слов вы записали. Герои-герой, музеи-музей, трамваи-трамвай, бои-бой, караваи-каравай, грамотеи-грамотей, сараи-сарай. - Сколько предметов называет каждое из слов? | - герои-герой Самостоятельное выполнение упражнения - первое слово называет несколько предметов, второе-один предмет. | |
Итог урока. Рефлексия | - Чем различаются буквы и и й? - Какие звуки они обозначают? - Чем эти звуки различаются? - Что на уроке вызвало у вас затруднение? - А что больше всего понравилось? Почему? | Ответы детей | |
Домашнее задание | - С.21 упр.35, 39 в рабочей тетради | Записывают домашнее задание в дневники. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Памятка. Как правильно делить слова для переноса. 1.Прочитай слово 2.Подсчитай количество гласных букв 3.Соотнеси количество гласных букв и количество слогов. 4.Раздели слово на слоги, используя правила: - если слогом является одна гласная буква, то ее переносить нельзя; - если в слове имеется буква й, знак переноса ставь после нее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по теме: "Звук и буква А,а, У,у" по авторской разработке
Цели: Познакомить учащихся с новыми буквами и звуками. Научить выделять их из устной и письменной речи. Продолжать обучение грамматически и интонационно правильно оформлять свою ре...
Конспект урока по теме: Звуки [п], [п\'], буквы П,п
Обучение грамоте. Конспект урока по теме: Звуки [п], [п\'], буквы П,п...
КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ: «Звуки [с], [с’], буквы С, с»
Урок по обучению грамоте в системе Занкова предназначен для изучения букв С, с и знакомит учащихся с твёрдым и мягким звучанием звука с....
Конспект урока по теме: "Звуки [д], [д\'], буква Д, д"
Познакомить детей с новыми буквами, обозначающими согласные звуки [д], [д`], учить давать характеристики звукам, способствовать развитию логического мышления, фонематического слуха, внимания, па...
Конспект урока по теме: Звук [э] и буква э
Конспект урока по теме: Звук [э] и буква эКласс: 2 Тип урока: открытие нового знания...
Литературное чтение 1 класс КОНСПЕКТ УРОКА по теме: «Звуки [д], [д’], буквы Д д»
Литературное чтение (обучение грамоте) 1 класс КОНСПЕКТ УРОКА по теме: «Звуки [д], [д’], буквы Д д»...
Конспект урока по теме «Звуки [ д ],[ д* ] , буквы Д, д».
Конспект урока по теме: «Звуки [ д ],[ д, ] , буквы Д, д»....