Конспект урока по теме «Звуки [ д ],[ д* ] , буквы Д, д».
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Булавкина Любовь Александровна

Конспект урока по теме: «Звуки [ д ],[ д, ] , буквы Д, д».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме: «Звуки [ д ],[ д, ] , буквы Д, д».

Задачи: учебные: совершенствование умения слышать звуки; сопоставление их по глухости – звонкости; способствовать развитию навыков правильного и беглого чтения; добиваться развития у учащихся познавательных способностей (речи,  зрительной и слуховой памяти, мышления, внимания), мотивов и потребности учиться, умения ориентироваться на пространстве листа; способствовать воспитанию волевых качеств: настойчивость в доведении дела до конца, самостоятельности,  аккуратности, сообразительности.

Оборудование: рисунки сказочных героев, иллюстрации животных Коми республики.

                                         Ход урока:

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

        Прозвенел урок и смолк.

         Начинается урок.

         Вы за парты дружно сели,

         На меня все посмотрели.

2.МОБИЛИЗУЮЩИЙ ЭТАП:

   - Пришла Пчелка к нам на урок  с вопросом: какие виды водного транспорта знаете?                                                                          

 - Помогут вам слова, развешанные по классу: (плот, челн, каравелла, ладья, пароход, теплоход, паром, корабль, катер, моторка).

 - Мы отправляемся на …соберите картинку и узнаете (на парте у детей разрезанная картинка корабля)

-Отправляемся на таком корабле (учитель показывает иллюстрацию).

                                                зи       ла          сы

                                     ко                 му                 тра                      

  • Сели поудобнее, за штурвалом Пчелка, плывем по волнам:

  • Пчелка не справилась с управлением и мы терпи крушение (авария, катастрофа, гибель), хорошо  мы

одели спасательные скафандры.

  • Что же мы увидели на морском дне?                             (иллюстрация
  •  звезды).

 - А спас нас от гибели дельфин.

 3.Формулирование темы урока, цели.

 А)- Произнесите первый звук в слове «дельфин» и пятый звук в слове «звезда»

и сформулируйте тему урока. (Слова «дельфин» начинается со звука [ д, ], а в слове «звезда» пятый звук [ д ]. Значит, тема  урока

звуки [ д ],[ д, ]  и буква, которая их обозначает).

  • Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока. (Цель формируется с использованием опорных слов: познакомиться,

учиться отличать.., учиться читать…)

 (Цель нашего урока – познакомиться со звуками [ д ], [ д, ]  и буквой, которая их обозначает; учиться отличать звуки [ д ], [ д, ]  и

 букву, которая их обозначает, от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой).

 Б)- Произнесем слово дельфин, выделяя в нем первый звук (д-д-ельфин).

- Назовите первый  звук.

  • Произносите звук [ д, ]  еще раз, определите, как проходит воздух через горлышко при его произнесении, каков характер его

звучания, какой звук следует за ним, и сделайте соответствующие выводы. (При произнесении звука [ д, ]  воздух встречает преграду. Значит,

он согласный. При его произнесении слышится голос и шум. Значит, он звонкий. Звук  [ д, ] произносится мягко и за ним стоит звук э.

Значит, он мягкий.)

-Дайте короткую характеристику звука [ д, ] (звук [ д, ]  – согласный, звонкий).

- Кто сможет коротко охарактеризовать звук [ д ] в слове «звезда»?

В) итог: игра «Расскажи о букве Д»:

 - Дайте характеристику букве д (согласный, гласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий).

- Повторим хором.

Физминутка: Руки кверху поднимаем,

                       А потом их опускаем, 

                       А потом их разведем

                       И к себе скорей прижмем,

                        А потом быстрей, быстрей

                        Хлопай, хлопай веселей.

 -Какие слова со звуками [ д ],[ д, ]  встретились в стихотворении физминутки?

- Найдите эти слова в классе.

- В каком из этих слов звук [ д, ] ?

  • Мудрая Черепаха (на доске иллюстрация с конвертом в руках) встретила нас

с сообщением: буква д обозначает звонкий  согласный звук, он может быть мягким или твердым. (Сообщение читает «читающий» ученик).

4. Чтение слогов, слов, предложений.

А) чтение слогов:

На вертушке: мягкие слогослияния

-Читаем хором.

- Дайте характеристику звуку [ д ].

-Корабль затонул, а кто же поможет нам? (это водолазы)

Азбука с. 108-109: чтение про себя 2 раза, чтение вслух – хоровое чтение детей

Водолаз – 1. специалист, занимающийся подводными работами в водонепроницаемом костюме и                              

со специальным снаряжением;

                 2. сильная, хорошо плавающая собака, используемая для спасения утопающих.

 - чтение по цепочке

Вопросы по содержанию

 Опоры моста - место, на котором можно утвердить, укрепить что-нибудь для придания прочного, постоянного положения, а также предмет, служащий для поддержки чего – нибудь, подпорка.

 - Нас спасли, корабль на реке. Какие реки республики Коми знаете? ( Печора, Вычегда, Сысола, Луза, Летка).

 На панно: разные картинки.

-Вокруг лес, дома. Назовите слова со звуками [д],[д,] (дятел, дерево, дом, вода, пароход,

лебедь, верблюд, медведь, дуб)

-Все ли в порядке? (Верблюд живет в пустыне).

-Что знаете о верблюде?

   Игра «ХЛОПОК»: Если д твердый, то хлопок, если мягкий, то не хлопаем. Слова  расположены на вертушке: ондатра, выдра, медведь, стерлядь.

 -Какие животные  обитают в Коми республике?

 -На какие группы можно разделить?

 -Что можете рассказать о зверях?

    Выдра – род хищных млекопитающих. Длина тела до 95 см, хвоста 55 см. В России встречается один вид. Обитают близ пресных водоемов, хорошо плавают и ныряют. Питаются рыбой.

    Ондатра – млекопитающее. Длина тела до 35 см, хвоста до 28 см. Мех густой, блестящий, бурого цвета. Обитает по берегам рек и озер, живет в норах или хатках с выходами  под воду.

- Что знаете о рыбе?

     Стерлядь – рыба семейства осетровых, длина 40-60 см, масса до 16 кг.

 - Что мы узнали о звуках [ д ],[ д, ]?

Физминутка для глаз:

  Дятел полетел и сел около треугольника. «Бегаем» глазами по треугольнику, представим,  что дятел ходит по линиям треугольника.

Скороговорка о дятле: написана на доске. Чтение про себя, вслух, хором.

       Дятел дерево долбит,

       День – деньской кору дробит.

       Дятел лечит древний дуб,

       Добрый дятел дубу люб.

На вертушке буквы: з, б, к, д.

-Какая лишняя буква? Почему?

На вертушке слова: трава, дрова, двор, руби. Чтение хором.

-Вспомните скороговорку с этими словами.

На дворе – трава,

На траве - дрова.

Не руби дрова

На траве двора.

  Физминутка для глаз по прямоугольнику.

  Мудрая Черепашка принесла нам еще и загадку (читает ученик «читающий»): То я в клетку, то в линейку, написать на мне сумейка. (тетрадь)

-Сейчас мы будем работать в тетради.

4. Работа в тетради: Я тетрадь свою открою и наклонно положу.

                                  Я друзья от вас не скрою, ручку я вот так держу.

                                  Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

1.печатаем строчную и заглавную буквы: Дд

2. по таблице ищем слоги 7, 47 и печатаем их, с обратной стороны  доски работают 2 ученика, потом самопроверка.

3. по таблице составляем слова: для сильных – 99, 96, 29;

                                                       для слабых – 27, м.

4. зрительный диктант: У Оли мак.

                                        У Толи сок.

                                        Ноты у Вовы.

                                        У куста аист.

5. Итог урока: - С какими новыми звуками и новой буквой мы познакомились?

                        - Дайте характеристику звукам д и д.

                                  - Я показываю мягкое слогослияние  - вы встаете, если твердое – присели. (Учитель показывает карточки: да,

до, ди, де, ды, ду).

                        - Какое слово лишнее? Почему? (слова написаны на доске: диван, одуванчик, ландыш, подсолнух)

  • Черепашка дарит свою фотографию, чтобы вы были умными как она и за работу на уроке, внимательные…,

любознательные…, активные…, хорошо читали…, верно отвечали на вопросы.., и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме: "Звук и буква А,а, У,у" по авторской разработке

Цели: Познакомить учащихся с новыми буквами и звуками. Научить выделять их из устной и письменной речи. Продолжать обучение грамматически и интонационно правильно оформлять  свою ре...

Конспект урока по теме: Звуки [п], [п\'], буквы П,п

Обучение грамоте. Конспект урока по теме: Звуки [п], [п\'], буквы П,п...

КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ: «Звуки [с], [с’], буквы С, с»

Урок  по обучению  грамоте в системе Занкова предназначен  для изучения букв С, с  и знакомит учащихся с твёрдым и мягким звучанием звука с....

Конспект урока по теме: "Звуки [д], [д\'], буква Д, д"

Познакомить детей с новыми буквами, обозначающими согласные звуки [д],  [д`], учить давать характеристики звукам, способствовать развитию логического мышления, фонематического слуха, внимания, па...

Конспект урока по теме: Звук [й\'] и буква Й

Конспект урока по теме: Звук [й'] и буква ЙКласс: 2Тип урока: открытие нового знания...

Конспект урока по теме: Звук [э] и буква э

Конспект урока по теме: Звук [э] и буква эКласс: 2 Тип урока: открытие нового знания...

Литературное чтение 1 класс КОНСПЕКТ УРОКА по теме: «Звуки [д], [д’], буквы Д д»

Литературное чтение  (обучение грамоте) 1 класс   КОНСПЕКТ УРОКА по теме: «Звуки [д], [д’], буквы Д д»...