урок русского языка 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

"Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_rus.yazyka_vo_2_klasse.docx26.53 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык,  урок - формирования  нового понятия

Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Класс:  2а

Цели урока:

Образовательная: способствовать развитию умения учащихся классифицировать имена существительные на одушевленные и неодушевленные

•  Развивающая: развивать каллиграфические навыки, прививать основы орфографической грамотности, умение выслушивать мнение товарищей, активизировать словарный запас

Воспитательная: способствовать воспитанию ответственного отношения к учению

Планируемые результаты:

•Учащиеся научатся находить имена существительные в тексте;

• Использовать специальную терминологию при определении  части речи;

• Классифицировать имена существительные на  одушевленные и неодушевленные;

• Делать звуко-бувенный разбор слова, соотносить произношение и написание.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок!

Начинается урок!

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять

Ответы полные давать

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «5».

Создадим друг другу хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам. (слайд 1)

  1. Словарная  работа

Здесь для вас загадки есть

Не могли бы вы прочесть.

1.Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост не нужен,

Нужен только красный нос.  (Морковь)   (слайд 2-3)

2. Сам он круглый, а не мяч,

                                                        Рта не видно, а кусач,

 Голой рукой не возьмёшь,

                         А зовется это…      (Ёж)    (слайды 4-5)

3. Кто на свете всех полезней,

Кто спасёт от всех болезней,

Кто обидит нас без рук?

Маленький, коварный … (лук)  (слайды 6-7)

4. Рыжая, с пушистым хвостом,

                                        Живёт в лесу под кустом.    (лисица)  (слайды 8-9)

5. Что за скрип, что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста,

Если я …    (капуста)          (слайды 10-11)

6. Зверька узнали мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой,

                                       А в рыжей шубе летом.  (белка)        (слайды 12-13)

7. Желта, а не масло,

Кругла, а не Луна,

С хвостом, а не мышь.  (репа)        (слайды 14-15)

8. Кто один имеет рог?

                                                  Отгадайте!..      (носорог)         ( слайды 16-17)

  1. Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело, ребята:

Ну, рассыпчата, вкусна!»    (картофель)       (слайды 18-19)

  1. Немытое в рот ни за что не возьмёт.

                                             И ты будь таким как чистюля…         (енот)    (слайды 20-21)

   

  1. Повторение об имени существительном.

Слова появляются на доске (приложение 1) (карточки) (слайды  22-23)

Учитель: К какой части речи относятся эти слова?

Ученики:  Это имена существительные.

Учитель: Правильно, это имена существительные.

Что обозначают имена существительные?

Ученики: Предметы.

 Учитель: На какие вопросы они отвечают?

Ученики: Кто? , Что?                                                           

        

  1. Создание проблемной ситуации.

Учитель: Ребята, посмотрите , пожалуйста, на доску. По какому признаку можно сгруппировать эти слова?

 Обсудите этот вопрос в парах.

Обсуждение.

Я считаю, что существительные можно сгруппировать следующим образом  в первый столбик существительные, отвечающие на вопрос кто?, а во второй столбик существительные, отвечающие на вопрос что?.

Учитель: Ребята, какие существительные вы отнесли в первый столбик? Почему?

Ученики: Эти существительные  отвечают на вопрос: кто?

Какие существительные отвечают на вопрос кто?

- существительные, которые обозначают названия людей, животных, у них есть душа, их иначе можно назвать одушевленными.

Учитель: А какие существительные вы отнесли ко второму столбику? Почему?

Ученики: Эти существительные отвечают на вопрос что?

Какие существительные отвечают на вопрос что?

- все остальные имена существительные, которые обозначают предметы,  у которых нет души.

Сделаем вывод: Одушевленные имена существительные обозначают  людей, животных,  отвечают на вопрос кто?,   а все остальные существительные – неодушевленные, отвечают  на вопрос что?, .  (слайд 24)

                                   Сформулируем тему нашего урока

«Одушевленные и неодушевленные имена существительные» (слайд 25)

Проверим и закрепим  полученные знания по учебнику (слайд 26)

Откройте учебник «Русский язык» на странице 48, прочитайте правило.

Откройте учебник «Русский язык» на странице 50, прочитайте правило.

Закрепление полученных знаний.

Запишите эти существительные.  Помним о правиле  посадки во время письма.

Учитель: Найдите среди слов – отгадок словарные слова. (Слайд 27)

Ученики: Морковь, капуста, картофель, лисица.

Учитель: Почему вы так решили?

Ученики: Нельзя проверить безударные гласные, нужно их запомнить.

  1. Каллиграфическая минутка. (слайд 27)

Учитель: Какие буквы надо запомнить в данных словах?

Ученики: о, а, и.

Учитель: Запишете эти буквы в соединении, меняя их местами. Сколько сочетаний вы смогли придумать? Назовите их.

Ученики: аои, аио, оиа, оаи, иоа, иао.

  1. Работа со словарями.

Учитель: Как можно проверить написание  этих слов?

Ученики: Слова можно проверить по орфографическому словарю.

Учитель: Какое из этих четырех слов лишнее?

Ученики: Лисица.(слайд 28)

Учитель: Почему?

Ученики: Лисица – это животное. Слово лисица обозначает одушевленный предмет, отвечает на вопрос  кто?, а остальные слова  – обозначают названия  овощей. Это  неодушевленные предметы, отвечают на вопрос что?

- А что вы знаете ещё про лисицу?

- Где живет лисица?

 Чем питается? Какие повадки у лисы?

 Как называют в народе лисицу?(хитрая, плутовка)

В каких произведениях можно встретить лисицу? Какой обычно изображают лисицу в сказках?

Где можно узнать значение слова лисица?

-В толковом словаре.

Учитель: Найдите толкование этого слова лисица в толковом словаре.

Дети ищут толкование слова лисица в толковом словаре.

  1. Звуко-буквенный анализ слова «лисица».

Памятка 1

«Как провести звуко-буквенный анализ слова»

Стр.130-131

Лисица -6 букв, 6 звуков, 3 слога.

  1. Развитие речи.

Составьте предложение со словом лисица. Лучшее предложение запишем с комментированием.

Ученики: Рыжая лисица  живет в лесу.                                            

Найдем основу предложения. Подчеркнем подлежащее и сказуемое.

Еще раз повторим, какие  существительные одушевленные, а какие неодушевленные.

  1.  Упражнение на развитие мелкой моторики рук. (Приложение 2)

Раскрасьте на картинках  (по вариантам)  одушевленные, неодушевленные предметы.

Дети раскрашивают под музыку Петра Ильича Чайковского «Времена года. Зима.Январь».

  1.  Физминутка. (слайд 29)

  1.  Работа по  учебнику.(слайд 30)

Откройте учебник на странице 49, упражнение 81.

Подберите к каждой группе одушевленные имена существительные.

Iвариант: люди…

II вариант: птицы…

 Взаимопроверка.

  1.  Игра: (слайд 31)

«Найди лишнее»

  1. Пальто, ножницы, бабочка.

  1. Собака, автобус, яблоко.

  1. Ножницы, кошка, корова.

14.  Итог урока:

- На какие две группы делятся имена существительные?

- Вспомните правило.

- Приведите примеры.

Тест. (Слайд 32-34)     (Приложение 3)

  1. Имена существительные обозначают…

а) признак предмета.

б) действие предмета

в) предмет.

  1. Имена существительные отвечают на вопросы

а) Кто? Какой?

б) Что? Что делает?

в) Кто? Что?

  1. Укажите имя существительное

а) мороз

б) мягкий

в) смотрит

  1. Вопрос КТО? можно задать к слову

а) заря

б) Зорька

в) гроза

  1.  Вопрос ЧТО? можно задать к слову

                      а) леший

                       б) капкан

                       в) великан

Итог:

  Дополни правило: (Слайд 35)

• Имя существительное обозначает…

•Имя существительное отвечает на вопрос … и …

• Одушевленные имена отвечают на вопрос …

• Неодушевленные имена  существительные отвечают на вопрос …

Оцените свою работу на уроке самостоятельно (слайд 36)

• У кого преобладают жёлтые и зелёные цвета?

- Молодцы, вы уверены и успешны в своих действиях?

• У кого преобладает  красный цвет?

Почему была тревожность? Что сами себе посоветуете?

- Довольны своей работой?

  1.  Домашнее задание: (Слайд 37)

Выберите домашнее задание

  1. Подобрать десять слов, отвечающих на вопрос кто?, и десять слов, отвечающих на вопрос что? из словаря
  2. Упр.81 с.49
  3. Выучить правила с.48 и с.50

  1.  Методическая литература:
  1. Учебник для 2 класса по русскому языку в двух частях, автор Канакина В.П., Москва «Просвещение»,2012 г.
  2. Рабочая тетрадь по русскому языку для 2 класса в двух   частях, автор Канакина В.П., Москва «Просвещение»,2013 г.
  3. Контрольно измерительные материалы. Русский язык. 2 класс / Сост. В.А. Синякова. – 4 –е перераб. –ВАКО, 2013. – 80 стр.

                         

Ф.И.ученика___________________________________________________

2 класс

Тест «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

  1. Имена существительные обозначают…

а) признак предмета.

б) действие предмета

в) предмет.

  1. Имена существительные отвечают на вопросы

а) Кто? Какой?

б) Что? Что делает?

в) Кто? Что?

  1. Укажите имя существительное

а) мороз

б) мягкий

в) смотрит

  1. Вопрос КТО? можно задать к слову

а) заря

б) Зорька

в) гроза

  1.  Вопрос ЧТО? можно задать к слову

                      а) леший

                       б) капкан

                       в) великан


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...