Рабочие программы для 2-го класса начальной школы по УМК "Школа России". ФГОС
рабочая программа (физкультура, 2 класс) по теме
Рабочие программы составлены для 2-го класса по УМК "Школа России" в соответствии с ФГОС. Содержат пояснительные записки, тематическое планирование по предиетам русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, физкультура, ИЗО, музыка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Изобразительное искусство» 2 класс.
- Чем и как работают художники
№ п/п | Тема урока | Дата проведения План Факт | Планируемые результаты в соответствии с ФГОС | |||
понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | |||
1 | « Цветочная поляна».Три основные краски. | Основные и дополнительные цвета. | Знакомство с основными законами цветоведения | Регулятивные: Ставить новые учебные задачи; Познавательные: Осуществлять анализ объектов с различными признаками; Коммуникативные: Стремиться к координации действий и сотрудничеству | Понятие цветовой гармонии, развитие эстетических чувств. | |
2 | «Радуга на грозовом небе» Пять красок – все богатство цвета и тона. | Темное и светлое. Оттенки цвета. | Знакомство с основными законами цветоведения | Регулятивные: Ставить новые учебные задачи; Познавательные: Осуществлять анализ объектов с различными признаками; Коммуникативные: Стремиться к координации действий и сотрудничеству | Понятие цветовой гармонии, развитие эстетических чувств. | |
3 | «Осенний лес». Изобразительные средства и их выразительность | Акварель, гуашь, пастель, карандаши и др. | Создание изображения разными художественными средствами | Регулятивные: Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задачи; Коммуникативные: Стремиться к координации действий и сотрудничеству. Учитывать разные мнения. | Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу. | |
4 | «Осенний листопад»- коврик аппликаций. Выразительные возможности аппликации | Форма пятна, ритм пятен, узор в границах формы. | Аппликация из цветной бумаги. | Регулятивные: Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Познавательные: Осуществлять синтез, как составление целого из частей; Коммуникативные: Стремиться к координации действий и сотрудничеству. | Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу. | |
5 | «Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов. | Красота и выразительность линий. Толстые и тонкие подвижные и тягучие линии. | Создание изображений линиями разного характера. Рисование деревьев, веток, трав и др. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задачи; Коммуникативные: Стремиться к координации действий и сотрудничеству. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | |
6-7 | «Звери в лесу»Выразительность материалов для работы в объёме | Скульптурные изображения | Лепка животных по памяти и представлению. | Регулятивные: Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Познавательные: Осуществлять синтез, как составление целого из частей; Коммуникативные: Стремиться к координации действий и сотрудничеству | Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу. | |
8 | «Игровая площадка» - для вылепленных зверей. Выразительные возможности бумаги. | Обобщение пройденного. | Выполнение рисунка любой техникой и любыми средствами. | Регулятивные: Различать способ и результат действия; Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию. | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. | |
|
9 | «Наши друзья-птицы». Рисунок птицы. Изображение и реальность | Умение осознано зрительно изучать окружающий мир. | Изображаем увиденное по памяти по выбору (животных, деревья, цветы и т.д.) | Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.; Познавательные: Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и не существенных признаков. Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию. | Учебно познавательный интерес к новому учебному материалу. | |
10 | «Сказочная птица». Изображение и фантазия | Познакомиться со сказочными героями. | Придумать и создать свои персонажи для предложенной учителем сказки (ситуации). | Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу. | |
11 | «Узоры паутины» Украшение и реальность, украшения в природе. | У природы нужно учиться, внимательно наблюдая узоры из пятен и линий. | Изображаем линией паутинку, снежинки, узоры, звезды и т.д. | Регулятивные: Различать способ и результат действия; Познавательные: Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Способность к самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности. | |
12 | «Обитатели подводного мира». Украшение и реальность. | Природные и геометрические узоры, используемые в украшениях. | Оформление элементов одежды, предметов быта. | Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу. | |
13 | «Подводный мир» Постройка и реальность | Знакомство с проектированием конструкций, новых образов по типу увиденных в природе или вокруг нас форм. | Изображение строений домов используя природные образы. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные: Допускать возможность существования у людей различных точек зрения | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения личной мотивации к обучению. | |
14 | Постройка и фантазия | Показать возможности фантазии человека в создании предметов. | Создание фантастического города. Индивидуальная или групповая работа. | Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и партнерами. Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.. | Способность к оценке и самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности. | |
15 | Обобщение темы. Братья – Мастера работают вместе | Важная роль взаимодействия трех видов художественной деятельности. | Конструирование и украшение елочных украшений | Регулятивные: Различать способ и результат действия; Познавательные: Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Способность к оценке и самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности. | |
3.О чём говорит искусство |
16- | «Четвероногий герой» Выражение характера изображаемых животных. Живопись. | Анималистический жанр и его представители художники. | Изображение животных . | Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Ориентация на нравственное отношение к природе, к животным. | |
17 | Выражение характера животных в литературных произведениях (сказках, баснях) | Иллюстрирование литературных произведений. | Создание иллюстрации на заданную тему. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Учебно-познавательный интерес к новому материалу. | |
18-19 | Выражение характера человека в изображении. Мужской образ | Жанр портрета. Художники портретисты Мужской портрет. | Просмотр репродукций на тему: «портрет». Обсуждение темы с учениками. Изображение ярко выраженного мужского образа, создание портрета. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Учебно- познавательный интерес к новому материалу. | |
20-21 | Выражение характера человека в изображении. Женский образ. | Жанр портрета. Художники портретисты. Женский портрет. | Просмотр репродукций на тему: «портрет». Обсуждение темы с учениками. Изображение ярко выраженного женского образа, создание портрета. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Учебно- познавательный интерес к новому материалу. | |
22 | Образ человека и его характера выраженный в объеме. | Скульптура – вид пластического искусства. Скульптурное изображение и его возможности. | Просмотр образцов скульптурного искусства, обсуждение темы. По возможности выполнение задания в технике малой пластики (из пластилина или глины). | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Учебно- познавательный интерес к новому материалу. | |
23 | Изображение природы в разных состояниях. | Осознание важного психологического значения для человека окружающей среды и её влияние на нас. | Просмотр картин- пейзажей с ярко выраженным контрастным состоянием природы: буря, дождь, ураган или тихий вечер, ласковый солнечный день. Сделать зарисовки различного состояния природы. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. Принимать участие в обсуждении темы. | Развитие эстетических чувств на основе знакомства с художественной культурой. | |
24 | Выражение характера человека через украшение. | Символизм в художественных произведениях. Символизм формы и цвета. | В рамках заданной темы осознано и интуитивно подчеркнуть характер изображаемого человека с помощью соответствующих украшений. | Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Познавательные: Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. | |
25 | Выражение намерений через украшение. | Символизм при создании образов и характеров героев. Символизм цвета и формы художественных декоративных элементов. | Выполнение украшений двух разных по характеру образов. Например двух воюющих флотов.(доброго и злого пиратского ). | Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Познавательные: Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. | |
26 | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои мысли, чувства, настроение, свое отношение к миру. | Значение художественного произведения для человека в передаче мировоззрения, настроения, информации через изображение. | Обобщение темы. Просмотр выполненных работ. Обсуждение проблем и решений, формирование оценки и самооценки у учащихся. | Регулятивные: Различать способ и результат действия. Адекватно воспринимать итог проделанной работы; Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию. | Ориентация на понимание причин успеха. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | |
4.Как говорит искусство |
27 | Цвет, как средство выражения: теплые и холодные цвета. | Холодные и теплые цвета. Цветовые оттенки и нюансы. | Выполнение красочной композиции только из теплых или только из холодных цветов. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Учебно- познавательный интерес к новому материалу | |
28 | Цвет, как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. | Ахроматические цвета и их влияние на другие цвета при смешивании. | Выполнение творческого задания на основе полученной учениками новой цветовой гаммы. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Учебно- познавательный интерес к новому материалу | |
29 | Линия как средство выражения, ритм линий. | Линия – одно из важных средств при создании образа. Ритм линий. | Создание разных изображений деревьев и трав. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Учебно- познавательный интерес к новому материалу | |
30 | Линия как средство выражения, характер линий. | Линия – одно из важных средств при создании образа. Характер линий. | Создание узоров на поверхности предметов(камней). | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Учебно- познавательный интерес к новому материалу | |
31 | Ритм пятен как средство выражения. | Основы композиции. (Равновесие, симметрия, композиционный центр в картине). | Создание рисунка силуэтными изображениями. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Учебно- познавательный интерес к новому материалу | |
32 | Пропорции выражают характер. | Пропорции – основа художественного произведения. | Выполнить задание учителя, создать рисунки человека и животных, используя разные пропорции частей их тела. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Развитие эстетических чувств и уважения к другому мнению. | |
33 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. | Проектная работа, алгоритм действий личности и коллектива. | Выполнение коллективного или группового проекта на заданную тему. Обсуждение результата, подведение итога. | Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в сотрудничестве с учителем и партнерами. Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Способность к оценке и самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности. | |
34 | Обобщающий урок года. | Обобщение пройденного в единый учебно-практический материал. | Подготовка выставки работ учащихся, подведение итогов. | Регулятивные: Различать способ и результат действия. Адекватно воспринимать итог проделанной работы; Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: | Способность к оценке и самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности. |
Пояснительная записка
Рабочая программа начального общего образования по изобразительному искусству для 2 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОСТ) нового поколения начального общего образования (2010 г.). Содержание направлено на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Рабочая программа дает распределение учебных часов по крупным разделам курса, содержит распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам, а также определяет конкретные виды художественно-творческой деятельности учащихся.
Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы:
Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии;
Учебно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство», раскрывающее основное направление тем всего года;
Основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса;
Календарно-тематическое планирование, указывающее на элементы содержания программы, контрольно-оценочную деятельность, требования к уровню достижений знаний, умений и навыков, средства обучения;
Требования к уровню подготовки учащихся начальной школы.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе учебной программы основного образования, утвержденной Министерством образования РФ, авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 классы» (Изобразительное искусство и художественный труд. 1- 9 классы./ Под руководством Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2007.), имеющей гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации», в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта начального образования.
В соответствии с новым Базисным учебным планом во 2 классе на учебный предмет «Изобразительное искусство» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю)
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени начального образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом II поколения формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных учебных действий и ключевых компетенций.
Принципы отбор основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного, пространственного мышления, интуиции; одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания; особенности к познанию мира через чувства и эмоции.
Доминирующее значение имеет направленность программы на развитие эмоционально-ценностных отношений ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес учащихся к художественному творчеству.
Цель курса:
- развитие личности учащихся средствами искусства;
- получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.
Задачи изучения курса в контексте основных педагогических задач образования:
- воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
- развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Отличительная особенность данной рабочей программы заключается в том, что, в отличие от ранее действовавшей программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 классы» рабочая программа содержит в себе четыре блока: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусств», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй дает инструментарий для его практической реализации, третий намечает эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвертый содержит виды и условия деятельности, в которых ребенок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную и деятельностную. Они все в разной мере присутствуют практически на каждом уроке.
Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.
Учебно-тематический план
№ | Раздел Тема | Количество часов | В том числе: | Примечание | |
Практические работы | Уроки контроля (обобщающие уроки) | ||||
Раздел 1. «Чем и как работают художники» | 8 | 7 | 1 | ||
1. | «Цветочная поляна». Три основных цвета. | 1 | 1 | ||
2. | «Радуга на грозовом небе». Пять красок — богатство цвета и тона: гуашь. | 1 | 1 | - | |
3. | «Осенний лес». Выразительные возможности других материалов. | 1 | 1 | - | |
4. | «Осенний листопад» - коврик аппликаций. Выразительные возможности аппликации. | 1 | 1 | - | |
5. | «Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов. | 1 | 1 | - | |
6-7. | «Звери в лесу». Выразительные возможности материалов для работы в объеме. | 2 | 1 | - | |
8. | «Игровая площадка» - для вылепленных зверей. Выразительные возможности бумаги. | 1 | 1 | - | |
Раздел 2. «Реальность и фантазия» | 7 | 6 | 1 | ||
9. | «Наши друзья-птицы». Рисунок птицы. Изображение и реальность | 1 | 1 | ||
10. | «Сказочная птица». Изображение и фантазия | 1 | 1 | - | |
11. | «Узоры паутины» Украшение и реальность, украшения в природе. | 1 | 1 | - | |
12. | «Обитатели подводного мира». Украшение и реальность. | 1 | 1 | - | |
13. | «Подводный мир» Постройка и реальность | 1 | 1 | - | |
14. | Постройка и фантазия | 1 | 1 | ||
15. | Обобщение темы. Братья – Мастера работают вместе | 1 | - | 1 | |
Раздел 3. «О чем говорит искусство» | 11 | 10 | 1 | ||
16. | «Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых животных. Живопись. | 1 | 1 | - | |
17. | Выражение характера животных в литературных произведениях (сказках, баснях) | 1 | 1 | - | |
18 | Выражение характера человека в изображении. Мужской образ | 1 | 1 | - | |
19 | Выражение характера человека в изображении. Мужской образ | 1 | 1 | ||
20 | Выражение характера человека в изображении. Женский образ. | 1 | 1 | - | |
21 | Выражение характера человека в изображении. Женский образ. | 1 | 1 | ||
22 | Образ человека и его характера выраженный в объеме. | 1 | 1 | - | |
23 | Изображение природы в разных состояниях. | 1 | 1 | - | |
24 | Выражение характера человека через украшение. | 1 | 1 | - | |
25 | Выражение намерений через украшение. | 1 | 1 | - | |
26 | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои мысли, чувства, настроение, свое отношение к миру. | 1 | - | 1 | |
Раздел 4. «Как говорит искусство» | 8 | 7 | 1 | ||
27 | Цвет, как средство выражения: теплые и холодные цвета. | 1 | 1 | - | |
28 | Цвет, как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. | 1 | 1 | - | |
29 | Линия как средство выражения, ритм линий. | 1 | 1 | - | |
30 | Линия как средство выражения, характер линий. | 1 | 1 | - | |
31 | Ритм пятен как средство выражения. | 1 | 1 | - | |
32 | Пропорции выражают характер. | 1 | 1 | - | |
33 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. | 1 | 1 | - | |
34 | Обобщающий урок года. | 1 | - | 1 | |
Всего: | 34 | 30 | 4 |
Содержание учебного материала
« Чем и как работают художники »
(художественные свойства материалов)
Основная задача – знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие их своеобразия, красоты и характера материала.
1. «Цветочная поляна». Три основных цвета.
Тема коллективной композиции «Цветы».
Задание: Детям предлагается изобразить тремя основными цветами и их смесями крупные и мелкие цветы во весь лист. Цветы желательно не срисовывать, а придумывать на основе натуры. Нарисовать цветы, заполняя крупными изображениями весь лист (без предварительного рисунка). Цветок в раскрытом состоянии.
Материалы: гуашь (3 цвета: желтая, красная, синяя), бумага белая, ножницы, клей, кисточки, баночки с водой.
Зрительный ряд: живые цветы, слайды цветов, цветущего луга; наглядные пособия, демонстрирующие 3 основных цвета и их смешение (составные цвета); репродукции с картин: Ф. Толстой «Букет цветов, бабочек и птичек», И. Хруцкий «Цветы и плоды» и др.
Литературный ряд: загадки по теме.
2. «Радуга на грозовом небе». Пять красок — богатство цвета и тона: гуашь.
Задание: изобразить природные стихии на больших листах бумаги крупными кистями без предварительного рисунка (гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман, солнечный день)
Материалы: гуашь (5 красок — желтая, синяя, красная, черная, белая), кисти, бумага больших размеров.
Зрительный ряд: слайды природы в резко выраженных состояниях — гроза, буря и т.п.; репродукции: И. Левитан «Буря — дождь», Ф. Васильев «Перед грозой», «Кучевое облако», А. Куинджи «Облака», «Стадо в степи», «Эльбрус», «Ночь на Днепре», «Эффект заката», «Море. Крым», И. Шишкин «Последние лучи. Этюд», К. Моне «Скалы в Бель-Иле», П. Синьяк «Гавань в Марселе», И. Айвазовский «Девятый вал», «Закат на море», «Черное море», К. Юон «Русская зима. Лигаево», И. Грабарь «Февральская лазурь» и др.; методическая таблица «Полный цветовой круг» и др.
Литературный ряд: стихи по теме.
3. «Осенний лес». Выразительные возможности других материалов. (графические: пастель, мелки).
Задание: Изображение осеннего леса пастелью, мелками.
Материалы: бумага суровая (оберточная), мелки, пастель, цветные карандаши.
Зрительный ряд: слайды осеннего леса и репродукции работ художников на эту тему: И. Шишкин «Осень», «Перед грозой», «Дождь в дубовом лесу», И. Левитан «Золотая осень», В. Поляков «Осень в Абрамцево», «Золотая осень», И. Бродский «Опавшие листья»; наглядное пособие по работе с разными красками и материалами; практический показ техники графического рисунка.
Литературный ряд: стихотворения А. Пушкина, С. Есенина.
Музыкальный ряд: П. Чайковский «Осень» (из цикла «Времена года»).
4. «Осенний листопад» - коврик аппликаций. Выразительные возможности аппликации.
Задание: сделать несколько ковриков аппликаций на тему «Осенний листопад».
Материалы: цветная бумага, куски ткани, нитки, ножницы, клей (лучше ПВА), серая, коричневая бумага или холст, мешковина для фона.
Зрительный ряд: живые листья, слайды осеннего леса, земли, асфальта с опавшими листьями; В. Ван Гог «Подсолнухи»,И. Левитан «Золотая осень», И. Бродский «Опавшие листья»,Ф. Толстой «Букет цветов, бабочек и птичек», И. Хруцкий «Цветы и плоды».
Литературный ряд: Ф. Тютчев «Листья», А. Балонский «Кружат листья...», стихотворения и загадки по теме урока.
Музыкальный ряд: ноктюрны Ф. Шопена; П. Чайковский «Сентябрь» (из цикла «Времена года»).
5. «Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов
Задание: Придумать зимний лес, нарисовать несколько маленьких эскизов-композиций на тему «Графика зимнего леса».
Материалы: черная тушь, чернила, перо, палочка, тонкая кисть или уголь, тряпочка, резинка.
Зрительный ряд: материалы или слайды деревьев зимнего леса; репродукции графических произведений: М. Мибурич «Зима», Г. Верейский «В саду», И. Билибин «Русский север», А. Дейнека «Девочка у окна», В. Фаворский — иллюстрации к рассказу А. Н. Толстого: «Русак», «Пролетающие птицы», Г. Кроллис «Дерево солнца»; таблица «Как дерево растет».
Литературный ряд: М. Пришвин «Рассказы о природе»,загадки, стихотворения по теме.
Музыкальный ряд: П. Чайковский «Декабрь» (из цикла «Времена года»).
6-7. «Звери в лесу». Выразительные возможности материалов для работы в объеме.
Задание: Изобразить животных родного края (или привычных домашних) по впечатлению и памяти (лепка).Лепка дополнительного элемента - дерева происходит на втором уроке.
Материалы: дощечка-подставка, пластилин, стеки, тряпка, банка с водой, газеты, проволока (для каркаса дерева).
Зрительный ряд: методические таблицы («Последовательность рисования, лепки птиц и животных»); фотографии скульптур, сувениров (птица счастья Архангельской области); выполненные учителем и детьми модели; иллюстрации работ художников-анималистов (Е. Чарушин, В. Ватагин, Ю. Васнецов, Е. Рачев, П. Рубенс «Этюд оседланной лошади», В. Серов «Стригуны на водопое. Домотканово», А. Дюрер «Кролик», Леонардо да Винчи «Наброски коня» и другие), фотографии скульптуры египетской богини Бастет, конных скульптур П. Клодта.
8. «Игровая площадка» - для вылепленных зверей. Выразительные возможности бумаги.
Выполнение макета игровой площадки
Задание: Изготовление игровой площадки для зверей из бумаги. На площадке будут горки, качели, мостики, фонтаны из плотной бумаги.
Материалы: бумага, ножницы, тонкий картон, клей.
Зрительный ряд: слайды произведений архитектуры; макет, выполненный учителем; таблица, показывающая приемы работы с бумагой.
«Реальность и фантазия»
На этих уроках дети получают представление о природных истоках творчества художника и о значении в этом процессе фантазии и воображения.
Необходимо помочь ученикам осознать, что фантазия всегда опирается на реальные жизненные источники.
На уроках и вне урока учащиеся должны научиться вычленять в окружающей действительности украшение (человека, здания, предметы, а значит, и замечать, видеть их), а также владеть приемами построения и изображения, видеть их соединение даже в одном предмете.
8. «Наши друзья: птицы». Рисунок птицы. Изображение и реальность.
Задание: Дети рисуют с натуры — чучела или с рисунка в методическом пособии, иллюстрации в книге (птица должна быть видна вся). В течение урока выполнить 3-4 наброска с натуры птиц в различных положениях или один подробно проработанный рисунок, крупно.
Материалы: для учителя — методические таблицы «Этапы выполнения рисунка птицы», «Скелет птицы в движении», чучела птицы — натуральный материал, фотографии птиц, открытки, сувениры; для учащихся — художественные материалы (гуашь — 1-2 краски), цветная бумага, кисти,баночка для воды, палитра, простой карандаш, резинка, фотографии, открытки, красочные иллюстрации их книг о птицах.
Зрительный ряд: рисунки, выполненные детьми; иллюстрации В. Серова к басням И. Крылова («Ворона и лисица», «Ворона в павлиньих перьях»), В. Фаворский — иллюстрации к рассказу Л. Толстого «Ласточки», М. Врубель «Лебедь», иллюстрации Е. Чарушина к книгам, рисунки и скульптуры В. Ватагина.
Литературный ряд: стихотворения и отрывки из рассказов о птицах, загадки; К. Паустовский «Растрепанный воробей».
9. «Сказочная птица». Изображение и фантазия
Задание: Изобразить птицу — фантазию, сказочную птицу. Особое условие при выполнении работы: изображают дети птицу либо в холодном, либо в теплом колорите, а фон в противоположном цвету птицы колорите (птица в «теплом» цвете — фон в «холодном», и наоборот).
Материал: гуашь, кисти, бумага, баночка с водой, фотографии или открытки с изображением птиц, книги на ту же тему, игрушки.
Зрительный ряд: слайды реальных и фантастических животных и птиц в русской и каменной резьбе, в европейском и восточном искусстве; М.Врубель "Царевна Лебедь", методические таблицы «Цветовой круг», «Творческая переработка природных форм в декоративные», «Теплые и холодные цвета».
Литературный ряд: А. С. Пушкин «Сказка о Золотом Петушке», стихотворения, фольклор.
Музыкальный ряд: фантастические образы из музыкальных произведений на темы сказок.
10. «Узоры паутины». Украшение и реальность, украшения в природе.
Задание: Дети изображают паутинки с помощью принесенных ими материалов.
Возможны несколько вариантов рисунка:
- на белой бумаге, тушь, пастель, уголь, гуашь;
- тем же, но на тонированной бумаге;
- на черной бумаге белым мелом с закреплением (лак для волос, сладкая вода).
Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, цветная или белая бумага, уголь, пастель, тушь.
Зрительный ряд: слайды фрагментов природы, увиденных глазами художника, фотографа (паутинки с каплями росы, дождь на ветках, иней, снежинки, пена; узоры плесени и грибков на камнях, стволах деревьев, сережки весенних деревьев и крылья бабочек и насекомых, цветы и т. д.).
Литературный ряд: загадки по теме.
11. «Обитатели подводного мира». Украшение и реальность.
Коллективная композиция «Подводный мир».
Задание: Школьники класса делятся на 2 группы. Учащиеся первой группы изображают морских рыбок на отдельных листочках, а учащиеся второй группы изображают силуэты водорослей на цветной бумаге и вырезают их. В конце урока ученики собирают свои работы в панно.
Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, цветная или белая бумага, ножницы, клей, фломастеры.
Зрительный ряд: слайды и фотографии рыб, обитателей подводного мира, водорослей; репродукция картины А. Матисса «Красные рыбы».
Литературный ряд: загадки по теме.
Музыкальный ряд: музыкальные фрагменты из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко»; детские песенки по теме урока.
12. «Кружевные узоры». Украшения и фантазия.
Задание: придумать кружево, похожее на снежинки, паутинки, звездочки. Украшение заданной формы (воротничок, подзор, кокошник, закладка для книги и т. д.). Работа в технике «граттаж» (процарапывание).
Материалы: воск, желток, гуашь, тонкая кисть, бумага.
Зрительный ряд: слайды и фотографии кружев, вышивок, вещи бытового назначения, декоративно украшенные, вышивка, узоры; репродукции: Д. Левицкий «Портрет дочери Агаши в русском костюме», И. Билибин «Вологодская девушка в праздничном наряде», иллюстрации к русским народным сказкам: Н. Рерих «Снегурочка», В. Васнецов «У царевны подземного царства», В. Суриков «Меншиков в Березове».
Музыкальный ряд: различные ритмические сочетания с преобладанием повторяющегося ритма.
13. «Подводный мир». Постройка и реальность.
Для создания коллективной композиции «Подводный мир» учащиеся делятся на две группы: флора и фауна подводного мира.
Задание: Учащиеся первой группы выполняют фон для общей работы: изображают воду, морское дно, вырезают из цветной бумаги водоросли. Ученики второй группы выполняют объемные изображения жителей подводного мира в технике бумажной пластики, используя цветную бумагу. (Работа этих групп ведется по технологическим картам).
Материалы: гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей, нитки, игла, большой лист.
Зрительный ряд: слайды и фотографии конструктивных форм в природе (домики моллюсков, улиток, черепах, соты пчел, яйцо, головка мака или стручок гороха и многое другое). Слайды архитектурных композиций.
14. Постройка и фантазия.
Конструктивное строение из бумаги.
Задание: Создание макетов фантастических зданий, конструкций (сгибание, подклеивание бумаги).
Материалы: бумага, ножницы, клей, коробки небольших размеров из-под конфет.
Зрительный ряд: слайды и фотографии построек, способных пробуждать детскую фантазию, работ и проектов архитекторов- новаторов (Ле Корбюзье, А. Гауди, В. Татлин), зданий разных архитектурных стилей (Египет, Древняя Греция, Восток — пагоды, Север — чумы, юрты, постройки среднего века и т.п.); методические таблицы.
«О чем говорит искусство»
Это – центральная и важнейшая тема года. Две предыдущие подводят к ней. Основной задачей является освоение того, что в искусстве ничего и никогда не изображается, не украшается, не строится просто так, только ради искусности. "Братья – Мастера", то есть искусство, выражает человеческие чувства и мысли, понимание, то есть отношение к тому, что люди изображают, к тому, кого или что украшают, постройкой выражают отношение к тому, для кого и для чего строят. До этого вопрос выражения должен был ощущаться детьми в работах только на эмоциональном уровне. Теперь для детей должно все это перейти на уровень осознания, стать очередным и важнейшим открытием. Все последующие четверти и годы обучения по программе эта тема постоянно, в каждой четверти, каждом задании, должна акцентироваться, закрепляться через процесс восприятия и процесс созидания. Каждое задание должно иметь эмоциональную направленность, развивать способность воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе.
15. «Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых животных. Живопись.
Задание: изображение животного с показом его характера и настроения.
Материалы: карандаш, ластик, краски, кисти, бумага, баночки с водой, фотографии животных, иллюстрации книг.
Зрительный ряд: иллюстрации В. Ватагина к «Маугли» и другим книгам; иллюстрации по теме, фотографии животных, репродукции работ художников-анималистов: Е. Чарушин, Ю. Васнецов, П. Рубенс и т.п.
Литературный ряд: Дж Р. Киплинг «Маугли», С. Маршак «Детки в клетке» и др. или сказки о животных, загадки.
Музыкальный ряд: фрагмент из фантазии «Карнавал животных» К. Сен-Санса.
16. Сказочный мужской образ. Выражение характера человека в изображении («Веселый и грустный клоуны»)
Задание: Изобразить доброго и злого воина (например, богатыря и его врага). Можно воспользоваться другим сюжетом «Веселый и грустный клоуны (Арлекин и Пьеро) в цирке».
Материалы: гуашь, альбом, кисти.
Зрительный ряд: репродукции: В. Васнецов «Богатыри», «Витязь на распутье», М. Врубель «Пан», «Демон сидящий», И. Билибин и другие; иллюстрации к сказкам из книг; фотографии лица крупным планом; методические пособия «Пропорции лица», «Положение головы (прямо, ¾, профиль)», «Мимика».
Литературный ряд: стихи, загадки, отрывки из былин.
Музыкальный ряд: музыка Н. Римского-Корсакова к опере «Сказка о царе Салтане».
17. Женский образ русских сказок. Выражение характера человека в изображении.
Задание: Изображение противоположных по характеру сказочных образов (Царевна Лебедь и Баба Бабариха, Золушка и Мачеха и др.).
Материалы: бумага, гуашь, кисти, пастель, восковые мелки.
Зрительный ряд: Репродукции картин художников, изобразивших женский образ.
Литературный ряд: загадки, стихи, сказка «Морозко» и т.п.
18, 19, 20, 21, 22 Образ сказочного героя. Художественное изображение в объеме.
Задание: Детям предлагается изобразить в объеме конкретные мужские и женские сказочные образы — выполнение скульптуры. Лепка сказочных героев с ярко-выраженными характерами.
Материалы: пластилин, стеки, тряпочка, дощечка, проволока для каркаса.
Зрительный ряд: сувениры, куклы; методические таблицы; фотографии скульптуры, в том числе античной, слайды скульптурных изображений произведений С. Коненкова, А. Голубкиной, керамика М. Врубеля.
23. Природа в разных состояниях.
Задание: Изобразить контрастные состояния природы (море нежное, ласковое, бурное, тревожное, радостное и т.д.) индивидуально, с помощью подбора цветовой гаммы.
Материалы: бумага (белая или цветная), акварель, гуашь, карандаши или цветные мелки, банка с водой, кисти, тряпка..
Зрительный ряд: репродукции и слайды: И. Левитана, В. Серова, А. Саврасова, А. Куинджи, Н. Ромадина, А. Герасимова, И. Грабаря, Г. Нисского, А. Рылова, К. Юона, И. Айвазовского, С. ЖуковскогоМ. Сарьяна и другие; рисунки детей.
Литературный ряд: сказки А. С. Пушкина «О царе Салтане», «О рыбаке и рыбке», стихотворения по теме.
Музыкальный ряд: П. Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Времена года», К. Дебюсси, А. Моцарта и т.д.
24, 25. Выражение характера человека через украшения.
Задание: 1) Украсить кокошник заданной формы (предварительно вырезать по трафарету воротника), дополнительно можно вырезать из плотной бумаги зеркальце, сумочку, гребешок и тоже украсить.
2) Украсить богатырские доспехи (предварительно вырезать по трафарету из плотной бумаги щит, шлем, меч) так, чтобы было видно, что они принадлежат воину, который защищает, и воину, который угрожает.
Материалы: гуашь, заготовки из больших листов бумаги, широкая и тонкая кисти, линейка, циркуль, трафареты.
Зрительный ряд: слайды с произведениями художников (Н. Рерих, Н. Аргунов «Портрет крестьянки», Д. Левицкий «Портрет дочери»), иллюстрации детских книг (И. Билибин), фотографии старинной русской одежды, оружия, кружев, женских и мужских костюмов, украшений разных народов.
Литературный ряд: народные песни.
26. Украшение и реальность.
Задание: Вырезать элемент морозного узора, в основе технологии вырезания узоров из бумаги лежат приемы работы мастеров народного искусства в технике «вырезанки». Ученики наклеивают свои элементы узора на общий фон (белый, цветной).
Материалы: кисть, цветная (синих и серых оттенков) и белая плотная бумага, клей, ножницы.
Зрительный ряд: фотографии и слайды морозных узоров.
Литературный ряд: стихотворения, загадки по теме.
27. «Морской бой Салтана и пиратов». Выражение намерений через украшение.
Задание: Украсить два сказочных флота — добрый и злой. Украшения подобрать такие, которые выражали бы намерения — добрые и злые.
Материалы: гуашь, кисти, клей, булавки.
Зрительный ряд: слайды и репродукции произведений художников, иллюстрации детских книг: И. Билибин картины к сказке «Сказка о царе Салтане»; произведения народного искусства; Н. Рерих «Заморские гости».
Литературный ряд: сказка А. С. Пушкина «О царе Салтане».
28. «Замок Снежной Королевы». Дом для сказочных героев.
На данном уроке предлагается работа в смешанной технике (фон — пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование).
Задание: 1) Конструирование из альбомных листов разные домики.
2) Фон — заставка для сказочного города (или домика).
Материалы: бумага, ножницы, клей, коробки небольших размеров, гуашь, кисти.
Зрительный ряд: слайды и репродукции архитектурных сооружений.
«Как говорит искусство»
Начиная с этой четверти на выразительность средств нужно обращать внимание постоянно. Ты хочешь это выразить? А как, чем?
На уроках идет разговор о языке искусства, рассматривается, какими же средствами достигается выражение отношения, каким образом художник добивается выражения своего отношения в работе.
На доступном уровне идет знакомство с элементами профессионального языка художников: с линией, цветом, пятном, объемом, а также ритмом как средствами композиции. Это пока первое знакомство, первые представления о методах и средствах художественного языка. В последующих классах эта тема будет углубляться.
29. Цвет как средство выражения: «теплые» и «холодные» цвета.
Задание: Дети рисуют костер на фоне ночного неба.
Материалы: бумага, гуашь без белой и черной красок, кисти.
Зрительный ряд: методические таблицы «Цветовой круг», «Теплые и холодные цвета»; слайды угасающего костра, огня.
Литературный ряд: загадки по теме.
30. Цвет как средство выражения: «тихие» (глухие) и «звонкие» цвета («весенняя земля»).
Задание: Умение наблюдать борьбу цвета в жизни. Изображение весенней земли (индивидуально по памяти и впечатлению). Если есть дополнительные уроки, их можно дать на сюжеты создания "теплого царства" (Солнечного города), "холодного царства" (Снежной королевы), добиваясь колористического богатства внутри одной цветовой гаммы.
Материалы: гуашь, крупные кисти, большие листы бумаги.
Зрительный ряд: слайды весенней земли, грозового неба, тумана, методические пособия по цветоведению.
Литературный ряд: М.Пришвин рассказы, С.Есенин стихи о весне.
Музыкальный ряд: Э.Григ. "Утро" (фрагмент из сюиты "Пер Гюнт")
31. Графические упражнения. Линия как средство выражения. Ритм линий.
Задание: Изображение весеннего лесного пейзажа с использованием графических упражнений. Обязательно в рисунке должны быть ручьи.
Материалы: пастель или цветные мелки.
Литературный ряд: М.Пришвин "Лесной ручей".
Музыкальный ряд: А.Арсенский "Лесной ручей", "Прелюдия"; Э.Григ "Весной".
32. Линия как средство выражения. Характер линий.
Задание: Изображение ветки с определенным характером и настроением (индивидуально или по два человека, по впечатлению и по памяти): нежные и могучие ветки, при этом надо акцентировать умения создавать разные фактуры углем, сангиной.
Материалы: гуашь, кисть, палочка, уголь, сангина и большие листы бумаги.
Зрительный ряд: крупные, большие весенние ветки (береза, дуб, сосна), слайды с изображением веток.
Литературный ряд: японские трехстишия (танки).
33. «Птицы». Ритм пятен как средство выражения.
Задание: Элементарные знания о композиции. От изменения положения на листе даже одинаковых пятен изменяется и содержание композиции. Ритмическое расположение летящих птиц (работа индивидуальная или коллективная).
Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: наглядные пособия.
Музыкальный ряд: фрагменты с выраженной ритмической организацией.
34. Обобщающий урок года.
Материалы: методические таблицы, репродукции работ художников, слайды, проектор, предметы, изделия народных промыслов; раздаточный материал к заданиям и т.п.
Требования к уровню подготовки учащихся 2 классов
Учащиеся 2 класса должны
знать/понимать:
- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, размер, характер, сочетание оттенков цвета, колорит и т.п.);
- основные средства композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, цветовые отношения, выделение главного центра);
- простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т.д.;
- начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, собственная и падающая тени), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
- о делении цветового круга на группу «холодных» и «теплых» цветов, промежуточный зеленый, на хроматические и ахроматические цвета;
- начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека;
- начальные сведения о художественной народной резьбе по дереву, украшении домов, предметов быта, керамике, вышивке, дизайне;
- роль фантазии и преобразования форм и образов в творчестве художника;
- о деятельности художника (что и с помощью каких материалов может изображать художник);
- особенности работы акварельными и гуашевыми красками, а также назначение палитры.
уметь:
- высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;
- стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
- использовать формат листа (горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;
- использовать навыки компоновки;
- передавать пространственное отношение (изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних — выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных и т.п.);
- применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов, уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;
- менять направление штриха, линии, мазка согласно форме;
- составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических фигур;
- лепить несложные объекты (фрукты, животных, фигуры человека, игрушки);
- составлять аппликационные композиции из разных материалов (аппликация, коллаж)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для самостоятельной творческой деятельности;
- обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
- Викторины
- Кроссворды
- Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
- Тестирование
Формирование универсальных учебных действий
Личностные УУД:
- ценностно-смысловая ориентация учащегося;
- действие смыслообразования;
- нравственно-этическое оценивание
Коммуникативные УУД:
- умение выражать свои мысли;
- разрешение конфликтов, постановка вопросов;
- управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные УУД:
- целеполагание;
- волевая саморегуляция;
- коррекция;
- оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные действия
Общеучебные:
- умение структурировать знания;
- смысловое чтение;
- знаково-символическое моделирование;
- выделение и формирование учебной цели.
Логические:
- анализ объектов;
- синтез, как составление целого из частей;
- классификация объектов;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- построение логической цепи рассуждения.
Учебно-методическое обеспечение
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования второго поколения
Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2008. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).
Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы/ Под руководством Б. М. Неменского./ Неменский Б. М.-М., 2007.
Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие./ Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева – М., 2008.
Неменская Л. А. Изобразительное искусство: ты изображаешь, украшаешь и строишь: учеб. Для 1 кл. нач. шк./Л. А. Неменская. – М., 2009.
Коротеева Е. И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2009.
Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских и др.]; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2010.
Неменская Л. А. Изобразительное искусство: каждый народ – художник: учеб для 4 кл. нач. шк. / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2009.
Приложение
Пример викторины:
- Ответьте на вопросы. Правильный ответ — 1 балл.
- Как называется наука, которая рассказывает о цвете? (Цветоведение)
- Как называется картина, на которой изображается природа? (Пейзаж)
- Какой жанр называется «мертвая натура»? (Натюрморт)
- Изображение лица человека называется жанром ... (Портрет)
Сосчитайте баллы и поставьте себе оценку.
- Решение кругового кроссворда.
Слово в ответе на вопрос начинается с такой же буквы, как и последняя буква в слове предыдущего ответа.
а) тот, кто придумывает внешний облик зданий. (Архитектор)
б) что получается у тебя на альбомном листе в конце урока? (Рисунок)
в) произведение художника-модельера. (Костюм)
г) пейзаж, его разновидность с изображением моря. (Марина)
д) изображение животных в живописи. (Анималистика)
е) разновидность красок, разведенных водой, - отсюда и название. (Акварель)
ж) время года, часто изображаемое художниками-пейзажистами. (Лето)
з) глина, обработанная особым образом. (Обжиг)
и) то, что придумывает художник по геральдике. (Герб)
к) основа для изображения, материал, на котором рисуют художники, и вы тоже. (Бумага)
- Игра «Угадай героя и нарисуй его».
Можно провести соревнование между командами-рядами.
Она красива и мила,
Хоть имя ей дала зола. (Золушка)
Любит маленьких детей,
Любит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор ... (Айболит)
Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше.
Вместе с Карлсоном
Прыгал с крыш
Шалунишка наш ... (Малыш)
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный
Кто же это? (Буратино)
- Упражнение «Найди недостаток в портрете».
Цель: закрепить знания о составных частях лица: лоб, брови, веки, ресницы, нос, рот, уши, волосы и другие.
Материал: таблица с изображением одного лица с разными недостатками.
- Мозаика «Натюрморт».
Задание: собрать натюрморт из разрезанных частей карточки — лото подготовить из репродукций известных картин в жанре натюрморта, можно из ксерокопий тех репродукций, что висят в классе.
- Задание: «Симметрия».
Дорисовать вторую половинку рисунка, повторяя первую. Игру можно провести, дорисовывая рисунок на плакате, или один ученик рисует на доске одну половину (бабочка, лист, ваза, лицо и т.п.), а другой (из другой команды) дорисовывает, сохраняя симметричность.
- Какое слово здесь лишнее?
Кисть, палитра, пенал, акварель, бумага
(Пенал)
8. Вид изобразительного искусства, в котором художник создает объемные изображения, называется… (Скульптура).
9. Какое слово здесь лишнее?
Человек, портрет, художник, архитектура, портретист.
(Архитектура)
Пример тестирования:
Фамилия участника ___________________________________________________
Из предложенных ответов выберите правильные и подчеркните.
№ п/п | Вопрос | Ответы | Баллы |
1. | Художник И. Левитан рисовал: | А) натюрморты Б) пейзажи В) портреты | |
2. | Композиция рисунка – это: | А) проведение тонких линий Б) карандашный набросок В) размещение предметов на листе бумаги | |
3. | Какие цвета являются «теплыми»? | А) красный, желтый, оранжевый Б) голубой, синий, фиолетовый В) красный, желтый, синий Г) оранжевый, зеленый, фиолетовый | |
4. | Перечисли основные цвета: | А) голубой, фиолетовый, коричневый Б) черный, белый, серый В) красный, синий, желтый Г) розовый, зеленый, оранжевый | |
5. | Основными видами изобразительного искусства являются: | А) скульптура Б) рисование В) живопись Г) лепка Д) графика |
При подведении итогов выявляются две позиции:
- неточность ответа, которая оценивается как ноль баллов
- точность ответа оценивается в 1 балл
Общий подсчет баллов:
Первый уровень…………………………………….. меньше 4 баллов
Второй уровень ………………………………………от 5 до 6 баллов
Третий уровень ……………………………………....от 7 до 8 баллов
I уровень (фрагментарно-исполнительский)
Тестируемый имеет представление об изобразительном искусстве, но в пределах обыденного его понимания. Знания его неглубоки, а вот интерес к конкретным навыкам и умениям в определенных видах изобразительного искусства выражен сильнее. Этому обучающемуся надо, посоветовать, больше заниматься художественно-творческой деятельностью, для того, чтобы почувствовать вкус к самому творческому процессу.
II уровень (художественного мастерства)
Тестируемый неплохо ориентируется в области изобразительного искусства, владеет общими искусствоведческими знаниями и хорошо знаком со спецификой отдельных видов народных промыслов, хорошо ориентируется в видах изобразительного искусства.
III уровень (творческий)
У тестирующего есть глубина представлений о природе художественного процесса, и он хорошо знаком со средствами выразительности изобразительного искусства, с его видами. У него есть интерес к различным видам деятельности (изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструктивной).
Пример кроссворда:
4 | 5 | 6 | |||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||
7 | 10 | ||||||||||||||||
3 | 8 | 9 | |||||||||||||||
По горизонтали: 1- название красок, изобразительного материала; 2- рисунки к тексту сказок, рассказов, стихотворений и т. д.; 3 – элемент городецкого узора.
По вертикали: 4 – название народного промысла; 5 – живописное произведение, самостоятельное по назначению; 6 – подготовительный рисунок к произведению, отражающий поиски наилучшей композиции; 7 – название красок, изобразительного материала; 8 – принадлежность художника; 9 – известный художник-анималист; 10 – инструмент художника, изобразительный материал.
Ответы на кроссворд. По горизонтали: гуашь, иллюстрация, купавка. По вертикали: гжель, картина, эскиз, акварель, палитра, Ватагин, карандаш
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по основным предметам УМК "Начальная школа 21 века" 1класс ФГОС
Рабочие программы составленны по программе УМК " Начальная школа 21 века"с учётом ФГОС 1 класс (содержат характеристику учебной деятельности, ууд,)...
Рабочие программы по основным предметам УМК "Начальная школа 21 века" 2класс ФГОС
Рабочие программы разработаны в соответствии с ФГОС...
рабочая программа по математике 3 класс. "Начальная школа 21 века" .ФГОС.
Рабочая программа по математике 3 класс, УМК "Начальная школа ХХI века" содержит пояснительную записку, тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся с учетом ФГОС(УУД), календарн...
рабочая программа по музыка 3 класс начальная школа 21 века ( ФГОС)
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и авторской программы «Изобразительное искусс...
Рабочие программы и КТП 1 класс "Начальная школа 21 век" ФГОС
соответствует всем требованиям к оформлению рабочей программы и КТП с УУД...
Рабочая программа по математике 4 класс "Начальная школа 21 века" ФГОС
Рабочая программа курса математика составлена на основе авторской программы В.Н Рудницкая (М.: Вентана – Граф 2013 г.), которая входит в комплект программ концепции «Начальная школа ХХI века» ру...
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...