Рабочая программа по русскому языку, 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Марина Викторовна Попова

Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с ФГОС НОО, 3 класс, "Школа России", КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_russkomu_yazyku_3_kl.doc526.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципального образования город Саяногорск

средняя общеобразовательная школа №5

655600 Республика Хакасия г. Саяногорск, Советский мкр., д.11. Тел. 8(39042) 68900

Рабочая программа
по русскому языку 3 класс

составлена на основании приказа МОиН РФ №1577 от 31.12.15 г. «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденных приказом МОиН РФ № 1897 от 17.12.10 г.»

     Составитель:

    Попова Марина Викторовна,

    учитель начальных классов

               

г. Саяногорск, 2017 г

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета

1.В личностном направлении:

- принятие базовых ценностей:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»;

- уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов,

- освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу;

- оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей;

2. В метапредметном направлении:

Регулятивные УУД:

-  самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;

- самостоятельно определять важность или  необходимость выполнения различных задания в учебном  процессе и жизненных ситуациях;

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя,  самостоятельно;

- определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя;

- определять правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов;

- корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе;

- использовать в работе дополнительную литературу;

- оценка своего задания по  параметрам, заранее представленным учителем.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  

- ссамостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель,  иллюстрация и др.)

- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;

- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

- критично относиться к своему мнению;

- понимать точку зрения другого;

- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

3. В предметном направлении:

Учащиеся научатся:

- различать язык и речь, анализировать высказывания о русском языке;

- различать текст и предложения;

- различать типы текстов, классифицировать предложения по цели высказывания;

- различать простые и сложные предложения; выделять в предложении словосочетания;

- распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении;

- работать со словарями, находить в тексте фразеологизмы;

- распознавать части речи, однокоренные слова;

- определять наличие в слове изученных орфограмм, выделять в словах корень;

- распознавать однокоренные слова и группировать их;

- различать однокоренные слова и синонимы;

- выделять все части слова, работать с памяткой «Как разобрать слово по составу»;

- образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов;

- составлять описательный текст по картине;

- находить в словах орфограммы, подбирать проверочные слова, объяснять написание

  слов с орфограммами, группировать слова по типу орфограмм;

- работать с орфографическим словарём;

- оценивать результаты выполненного задания;

- распознавать имена существительные среди других частей речи, различать  одушевлённые, неодушевлённые, собственные и нарицательные, определять род падеж  имён существительных, правильно писать существительные с шипящими на конце;

     - распознавать глаголы среди других частей речи, узнавать неопределённую форму  глагола, определять число, время, род (в прошедшем времени) глаголов и изменять их по числам, временам и родам (в прошедшем времени), правильно писать глаголы с частицей не,

оценивать результаты выполненного задания.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
  • составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
  • использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
  • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
  • находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
  • осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
  • соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова.
  • осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
  • замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
  • размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
  • приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
  • производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
  • замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
  • применять правила правописания:
  • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
  • е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
  • запятая при обращении;
  • запятая между частями в сложном предложении;
  • безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
  • при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь.


II. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности и  формируемых УУД

Класс – 3 (170 ч.)

Основное содержание по темам

Основная цель

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Формируемые УУД

(по разделам)

1

2

3

4

Язык и речь (3 ч)

Наша речь и наш язык. Виды речи. Развитие речи. 

Анализ работы по развитию речи. 

Формировать умение распознавать виды речи; развивать устную речь.

Различать язык и речь. Анализировать высказывания  о русском языке, находить выразительные средства русской речи в высказываниях русских поэтов и писателей.

Составлять текст по рисунку.

ПУУД общеучебные – иметь первоначальные представления о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; понимать, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознавать значение русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения; проявлять позитивное отношение к правильной устной и письменной речи, умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения.

РУУД – принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие.

КУУД – слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

ЛУУД – проявлять уважительное отношение к иному мнению, принимать и осваивать социальную роль обучающегося, иметь мотивы учебной деятельности, осознавать личностный смысл учения.

Текст. Предложение. Словосочетание (16 ч)

Текст. Типы текстов. Предложение. Виды предложений по цели высказывания, по интонации. Предложения с обращениями. Главные и второстепенные члены предложения. Простое и сложное предложение.

Словосочетание.

Систематизировать знания о признаках текста; учить определять тип текста; формировать умение редактировать текст; распознавать предложения по цели высказывания, по интонации, с обращениями. Развивать умение распознавать в предложении главные и второстепенные предложения, учить устанавливать связи в предложении. Развивать умения распознавать простое и сложное предложение.

Обобщить знания о словосочетании. Формировать умение выполнять разбор предложения по членам, развивать устную речь.

   Различать текст и предложения. Определять тему и главную мысль текста. Различать типы текстов и выделять его части. Восстанавливать деформированный текст. Обосновывать знаки препинания в конце предложения. Находить обобщение в предложении. Устанавливать связь слов в предложении. Определять главные и второстепенные члены предложения.

ПУУД – общеучебные – понимать, что язык представляет собой основное средство человеческого общения; иметь позитивное отношение к правильной устной речи; владеть первоначальными представлениями о нормах русского языка, безошибочным письмом; применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных текстов, владеть умением проверять написанное; использовать знаково- символические средства представления информации, речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач, различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации; осмысленно читать тексты различных стилей и жанров в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

логические – владеть логическими действиями анализа, синтеза, обобщения.

РУУД – принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять средства ее осуществления, планировать, контролировать,
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

КУУД – слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

ЛУУД – проявлять уважительное отношение к иному мнению, иметь мотивы учебной деятельности, установку к работе на результат; осознавать личностный смысл учения.

Слово в языке и речи (20 ч)

Лексическое значение
слова. Как определить лексическое значение
слова? Однозначные и многозначные слова.

Синонимы и антонимы. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы.

Части речи: имя существительное; имя прилагательное; Глагол; Числительное. Однокоренные слова.

Звуки и буквы. Гласные звуки. Согласные звуки. Звонкие и глухие согласные.

Разделительный мягкий знак.

Формировать умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, учить работать с толковым словарём;

Формировать умения распознавать синонимы и антонимы, омонимы, различать слово и словосочетание.

Формировать умения находить фразеологизмы,

 умения распознавать части речи,  умение распознавать одушевлённые, неодушевлённые, нарицательные и собственные имена существительные.

Ознакомить с новой частью речи- именем числительным.

Совершенствовать умения находить однокоренные слова, выделять в словах корень, развивать мышление.

Формировать представление  о различиях между звуком и буквой, учить распознавать ударные и безударные гласные звуки.

Учить распознавать парные и непарные по твёрдости-  мягкости, глухости – звонкости согласные звуки, шипящие звуки ж.ш, ч.щ.,

Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по словарю. Находить синонимы, антонимы, омонимы. Различать слово и словосочетание. Находить в тексте фразеологизмы, объяснять их значение, однокоренные слова, выделять корень. Различать слово и слог, звук и букву. Определять наличие в слове изученных орфограмм. Узнавать изученные части речи среди других слов в предложении. Распознавать имя числительное по вопросам.

ПУУД – общеучебные – использовать речевые средства для решения познавательных задач, различные способы поиска информации; владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с поставленными задачами; логические – владеть
логическими действиями анализа, синтеза.

РУУД– принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять средства ее достижения; владеть навыками планирования, контроля, оценки учебных действий в соответствии с поставленной задачей.

КУУД – слушать взрослого и сверстников, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

ЛУУД – иметь установку к работе на результат, проявлять уважительное отношение к иному мнению, осознавать личностный смысл учения; иметь мотивы учебной деятельности, установку к работе на результат; проявлять познавательный интерес к предмету, осознавать границы своего знания и «незнания», находить выходы из спорных ситуаций; владеть навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса.

Состав слова (46 ч)

Состав слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Чередование согласных
в корне слова. Формы слова. Окончание. Суффикс. Приставка. Образование слов с помощью суффиксов. Правописание суффиксов

Основа слова. Разбор слова по составу.

Общее представление
о правописании слов с орфограммами в значимых частях слов. Правописание слов с безударными гласными в корне.

Правописание слов
с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.

Правописание слов
с непроизносимыми согласными в корне.
Правописание слов
с удвоенными согласными.

Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов.

Уточнить представления о признаках родственных слов, формировать умение выделять корень в словах.

Познакомить со сложными словами. Познакомить с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении. Развивать умение находить окончания в словах. Познакомить с приставкой, как значимой частью слова, формировать умения выделять приставки в словах, разбирать слова по составу. Познакомить с суффиксом, как значимой частью слова, формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать новые слова при помощи суффиксов.

Различать и группировать однокоренные слова, выделять корень. Находить чередующиеся звуки в корне. Выделять в слове окончание, корень, приставку, суффикс, основу. Определять в слове наличие изученных и изучаемых орфограмм. Работать с орфографическим словарём.

ПУУД – общеучебные – находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий; строить несложные рассуждения; логические – осуществлять анализ, синтез,
сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала, как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.

Р УУД– принимать учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполнять учебные действия в умственной и громкоречевой форме, планировать свои действия для решения задачи, учитывать правило в планировании способа решения.

К УУД– строить монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; участвовать
в диалоге, общей беседе, совместной деятельности.

ЛУУД – ориентироваться на здоровый образ жизни, придерживаться здорового режима дня; вырабатывать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения. Проявлять интерес к познанию русского языка, языковой деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; вырабатывать элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного моментов изучения русского языка; владеть навыками сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; проявлять чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию, осознавать себя носителем этого языка, проявлять этические чувства (доброжелательность), понимать чувства одноклассников; открыто осмысливать и оценивать свою деятельность на уроке.

Части речи (75 ч)

Части речи. Имя существительное.

Имя прилагательное.

Глагол. Личные местоимения.

 

Формирование умение распознавать части речи.

Имя существительное.

Познакомить с обобщённым лексическим значением имён существительных. Формировать умения распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, определять число имён существительных, изменять их по числам. Развивать умение определять род имён существительных. Познакомить с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имён существительных. Формировать умение определять падеж имён существительных.

Имя прилагательное

Познакомить с именем прилагательным и его ролью в речи. Познакомить с изменением имён прилагательных по родам, развивать умение определять род имён прилагательных. Определять падеж имён прилагательных.

Местоимение

Дать представление  о местоимении как части речи, формировать умение распознавать местоимения.

Формировать умение определять лицо, число, род Глагол

Формировать умения распознавать глаголы среди других частей речи, употреблять глаголы в речи. Формировать умения распознавать глаголы в неопределённой форме, определять число, изменять глаголы по числам, по временам, развивать умение определять род глаголов в прошедшем времени. Учить писать глаголы раздельно с частицей не. 

Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Определять род и число имён существительных и прилагательных. Изменять форму числа имён существительных и прилагательных, классифицировать по роду. Изменять имена существительные и прилагательные по падежам. Распознавать художественное и научное описание текста. Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: род, лицо, число, заменять существительные местоимениями. Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Распознавать род, число и форму глаголов. Раздельно писать частицу НЕ с глаголами.

ПУУД –  общеучебные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; осуществлять поиск нужной информации в учебнике; понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике.  Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме; извлекать информацию из учебного текста; ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях). логические: осуществлять анализ объектов, делать  выводы, устанавливать  причинно-следственные связи, овладевать  умением смыслового восприятия учебного текста; осуществлять  анализ и сравнение.

Р УУД– принимать и сохранять  учебную задачу, уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

 Владеть  первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; понимать  выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

КУУД – воспринимать текст с учетом поставленной задачи; оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Осуществлять контроль, коррекцию и оценку своих действий предложения или небольшого текста; проявлять готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;  

договариваться, приходить к общему решению; использовать  в общении правила вежливости; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации. Полно и точно выражать свои мысли; принимать участие в работе парами; активно используют речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; составлять  небольшие устные и письменные тексты, приводить убедительные доказательства.

ЛУУД – осваивать социальную роль обучающегося, проявлять  мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; иметь  установку на безопасный, здоровый образ жизни, мотивацию к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; проявлять  самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.

Повторение (10ч)

Части  речи.

 Текст.

Слово, предложение Правописание окончаний имён прилагательных

Правописание приставок и предлогов Правописание безударных гласных

Обобщение знаний об имени существительном

Обобщение знаний об имени числительном.

Обобщение знаний о глаголе

Обобщить полученные знания

   Различать текст и предложения. Определять тему и главную мысль текста. Различать типы текстов и выделять его части.

Узнавать изученные части речи среди других слов в предложении.

Определять в слове наличие изученных и изучаемых орфограмм. Работать с орфографическим словарём.

РУУД – принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие.

ПУУД –  понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; осуществлять поиск нужной информации в учебнике; понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике.

 К УУД– строить монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; участвовать
в диалоге, общей беседе, совместной деятельности.

ЛУУД – иметь установку к работе на результат, проявлять уважительное отношение к иному мнению, осознавать личностный смысл учения; иметь мотивы учебной деятельности, установку к работе на результат; проявлять познавательный интерес к предмету, осознавать границы своего знания и «незнания», находить выходы из спорных ситуаций; владеть навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса.

        

Обязательный минимум диагностического материала

Тема

Вид работы

Цель      выполнения  работ                      

Сроки

проведения

(четверть,месяц)

1

Повторение изученного во 2 классе.

Административная входная контрольная работа

Проверить знания, умения, навыки  в результате сопутствующего повторения программы за 2 класс.

1 четверть, сентябрь

2

Предложение.

Контрольный диктант  

Проверить знания, умения, навыки по теме «Предложение», выявить уровень сформированности навыков в правописании, умения оформлять предложение, писать слова без пропусков букв, обозначать твёрдые и мягкие согласные, разделительный мягкий знак.

1 четверть

октябрь

3

Слово в языке и речи.

Административная контрольная работа за  I полугодие.

Проверить навыки грамотного письма, умения находить в предложениях главные члены, определять части речи, находить однокоренные слова, выделять в словах корень.

2 четверть

декабрь

4

Состав слова.

Контрольный диктант.  

Проверить навыки правописания слов с изученными орфограммами, умения разбирать слова по составу.

3 четверть

март

5

Части речи.

Административная итоговая контрольная работа за  II полугодие.  

Проверить знания, умения, навыки по программе 3 класса.

 4 четверть

апрель

6

Итоговая комплексная работа

Работа с текстом

Определить уровень сформированности метапредметных результатов у учащихся по математике по итогам освоения программы за 3 класс

4 четверть, май


Календарно-тематическое планирование

Русский язык

Класс 3  (168 час)

дата

факт

№  урока

тема

Виды контроля

Выполнение

практической части

д.

т.

к.р.

и ..з.

ком. р

п

адм к.р.

внекл. чт.

РК

экскурсия

р/р

ну

ИКТ

ПМП

ДНР

Язык и речь (3 ч)

1

Наша речь  и наш язык.

2

Виды речи
Составление текста по рисунку.

р/р

3

Наш язык

Текст. Предложение. Словосочетание (16 ч)

4

Текст.

5

Типы текстов. Коллективное составление рассказа по репродукции картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы

р/р

6

Предложение.

7

 Виды предложений по цели высказывания.

8

Виды предложений по интонации.

9

Предложение с обращением.

10

 Обучающее изложение «Путешественница»

р/р

11

Главные и второстепенные члены предложения.

12

Распространенные и нераспространенные пред-
ложения.

13

Главные и второстепенные члены предложения. Упражнение в разборе предложений по членам предложения.

14

Административная входная контрольная работа.

адм

15

Работа над ошибками. Закрепление пройденного материала

16

Простое и сложное предложение. Упражнение в различии сложного и простого предложения.

17

Простое и сложное предложение. Союзы в сложном предложении. Составление сложных предложений
из двух простых.

18

Словосочетание. 

19

Словосочетание. Коллективное составление рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень».

р/р

Слово в языке и речи (20 ч)      

20

 Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

21

Синонимы и антонимы.

22

 Омонимы.

23

 Слово и словосочетание. Чем словосочетание отличается от слова.

24

Фразеологизмы.

25

Обучающее изложение «Ёлочка»

р/р

26

Анализ работы по развитию речи. 

Работа над ошибками.

27

Части речи. Составление текста-натюрморта по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды».

р/р

28

Имя существительное. Местоимение

29

 Имя прилагательное.

30

Глагол.

31

Имя числительное.

32

Однокоренные слова.

33

Проект «Рассказ о слове».

п

34

Звуки и буквы. Гласные звуки.

35

Звуки и буквы. Согласные звуки.

36

Обучающее изложение «Как медведь сам себя напугал»

р/р

37

Анализ работы по развитию речи. Работа над ошибками. Обобщение и закрепление изученного

38

Контрольный диктант по теме  «Предложение»

д

39

Работа над ошибками. Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак

Состав слова (46 ч)  

40

Что такое корень слова?

41

Как найти в слове корень?

42

Сложные слова. Правописание сложных слов

43

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

44

Формы слова. Окончание.

45

Что такое приставка? Как найти в слове приставку7

46

Значение приставок.

47

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс.

48

 Суффикс – значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов.

49

Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе».

р/р

50

Анализ творческих работ. Что такое основа слова?

51

Основа слова. Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарем.

52

Обобщение знаний о составе слова. Разбор слова по составу. Проверочная работа.

53

Обобщение знаний о составе слова.

54

Обучающее изложение «Скворцы»

р/р

55

Анализ работы по развитию речи. Обобщение знаний о составе слова. Неизменяемые и изменяемые слова.

56

Проект «Семья слов».

п

57

Правописание частей слова. Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слов.

58

Правописание слов с безударными гласными в корне.

59

Правописание слов с двумя безударными гласными в корне.

60

Правописание слов с безударными гласными в корне. Исторические чередования в корне.

61

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.

62

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Проверочная работа.

63

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.

64

Обучающее изложение «Клесты»

р/р

65

Анализ работы по развитию речи. Правописание слов с  парными глухими и звонкими согласными

66

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

67

Правописание слов с непроизносимыми  согласными в корне.

68

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

69

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

70

Правописание слов с удвоенными согласными.

71

Правописание слов с удвоенными согласными.

72

Правописание суффиксов и приставок. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком

73

Административная контрольная работа за I полугодие 

адм

74

Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок.

75

Обучающее сочинение по репродукции картины
В. М. Васнецова «Снегурочка».

р/р

76

Анализ творческих работ. Правописание суффиксов и приставок.

77

Правописание суффиксов и приставок.

78

Правописание приставок и предлогов.

79

Правописание приставок и предлогов

80

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком

81

Правописание слов с разделительным твёрдым и мягким знаками

82

Правописание слов с разделительным твёрдым и мягким знаками

83

Обучающее изложение «Скворец Лёва»

р/р

84

Анализ работы по развитию речи. Правописание слов с разделительным твёрдым и мягким знаками

85

Проект «Составляем орфографический словарь»

п

Части речи (73 ч)

86

Части речи

87

 Имя существительное и его роль в речи.

88

 Имя существительное и его роль в речи

89

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

90

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

91

Обучающее подробное изложение повествовательного текста.

р/р

92

Собственные и нарицательные имена существительные.

93

Собственные и нарицательные имена существительные. Проект «Тайна имени».

п

94

Изменение имен существительных по числам.

95

Число имён существительных

96

Род имен существительных.

97

Род имен существительных.

98

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

99

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

100

Обучающее изложение

р/р

101

Анализ работы по развитию речи. Упражнение в написании имен существительных, оканчивающихся на шипящий звук

102

Склонение имён существительных

103

Падеж имён существительных

104

Изменение имен существительных по падежам.

105

Сочинение по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

р/р

106

Именительный падеж имён существительных.

107

Родительный падеж имён существительных.

108

Дательный падеж имён существительных.

109

Винительный падеж имён существительных.

110

Творительный падеж имён существительных.

111

Предложный падеж имён существительных.

112

Упражнения в определении падежей имён существительных.

113

Обобщение знаний о падежах имен существительных

114

Сочинение по репродукции картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

р/р

115

Упражнения в определении падежей имён существительных.

116

 Проект «Зимняя страничка».

п

117

Имя прилагательное. Лексическое значение имен прилагательных.

118

Связь имен прилагательных с именами существительными. Сложные прилагательные.

119

Роль имен прилагательных в тексте.

120

Текст - описание.

121

Сочинение-высказывание по репродукции картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь».

р/р

122

Род имён прилагательных

123

Изменение имен прилагательных по родам.

124

Изменение имен прилагательных по родам.

125

Число имён прилагательных

126

Число имён прилагательных

127

Изменение имён прилагательных по падежам

128

Контрольный диктант по теме «Состав слова»

д

129

Работа над ошибками. Изменение имён прилагательных по падежам

130

Имя прилагательное. Обобщение знаний.

131

Имя прилагательное. Обобщение знаний.

132

Обобщение знаний об имени прилагательном.

133

Изменение имен прилагательных по числам. Составление объявления описательного характера

р/р

134

Проект «Имена прилагательные в загадках».

п

135

Местоимение. Личные местоимения.

136

Изменение личных местоимений по родам

137

Наблюдение над употреблением в тексте местоимений.

138

Местоимение. Ознакомление с особенностями текста-письма.

139

Обучающее изложение

р\р

140

 Глагол. Значение и употребление глаголов в речи.

141

Упражнение в определении лексического значения глагола.

142

Глаголы в неопределенной форме.

143

Упражнение в распознавании глаголов в неопределенной форме.

144

Число глаголов.

145

Изменение глаголов по числам.

146

Времена глаголов.

147

Времена глаголов. 2-е лицо глаголов

148

Административная контрольная работа за год.

адм

149

Работа над ошибками. Изменение глаголов по временам.

150

Упражнение в определении времени глагола.

151

Обучающее изложение

р\р

152

Род глаголов в прошедшем времени.

153

Комплексная  проверочная  работа.

ком

154

 Род глаголов в прошедшем времени.

155

Правописание частицы не с глаголами.

156

Правописание не с глаголами.

157

Обобщение знаний о глаголе.

158

Обобщение знаний о глаголе.

159

Обобщение знаний о глаголе.

160

Обобщение знаний о глаголе.

Повторение  (10 ч.)

161

Обобщение и систематизация изученного о частях речи.

162

Обобщение и систематизация изученного о частях речи.

163

Повторение. Текст.

164

Обобщение изученного о слове, предложении.

165

Правописание окончаний имён прилагательных

166

Правописание приставок и предлогов.

167

Правописание безударных гласных

168

Обобщение знаний об имени существительном

169

Обобщение знаний об имени числительном.

170

Повторение. Обобщение знаний о глаголе.

Итого

170

2

1

6

3

20


ПРИЛОЖЕНИЕ.

Входная контрольная работа по русскому языку в 3 классе № 1

Диктант.

                                                                          Осень  в парке.

        В парк пришла осень. Трава увяла. Цветы на клумбах пожухли. Учитель Глеб Иванович с учениками гуляют по парку. Мальчики ищут шишки. Девочки составили букеты из ярких листьев. В кустах шуршит ежиха с ежатами. Стучат по стволам дятлы. Скачут по ветвям рыжие белки.

Грамматическое задание:

  1. Подчеркнуть имена собственные.
  2. В первом  предложении подчеркнуть главные члены предложения.
  3. В третьем  предложении в словах поставить ударение.
  4. В третьем предложении подчеркнуть мягкие согласные.

Входная контрольная работа по русскому языку в 3 классе № 2

Диктант.

Дождь.

Летний денёк. Мы шли домой через лес. Вдруг набежала тучка. Подул ветер. Хлынул сильный дождь. Закачались деревья и кусты. Мы спрятались под густой елью. Пробежал ёжик. На земле ползали муравьи. Скоро дождик кончился. На листьях заблестели водяные капли. Над цветами закружились шмели.

Грамматическое задание:

  1. Во  втором  предложении в словах поставить ударение.
  2. В третьем предложении подчеркнуть мягкие согласные.
  3. В третьем   предложении подчеркнуть главные члены предложения.

Контрольная работа по русскому языку в 3 классе за I четверть № 1

по теме «Предложение»

Диктант.

Осенью.

      Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрывалась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.

Слова для справок: ходим, воздухом.

Грамматическое задание

  1.  Запишите цифрой, сколько слов в первом предложении.
  2. Слова русский, листья разделите для переноса.
  3. В третьем предложении подчеркните грамматическую основу, выпишите словосочетания.

Контрольная работа по русскому языку в 3 классе за I четверть № 2

по теме «Предложение»

Диктант.

           Осенью.

        Осенью скворцы, грачи и ласточки улетают на юг. Там тепло и много корма.

А звери встречают зиму.

        Белка сушит на ветках деревьев грибы. В дупле у белки мягкое гнездо. Ёж много ест. Ловит жучков, червей. Из травы  и сухих листьев делает гнездо. И медведь много ест. Копит жир. Зимой он спит в берлоге.

Слова для справок: делает.

Грамматическое задание

  1. Запишите цифрой, сколько слов в первом предложении.
  2. Слова деревьев, листьев разделите для переноса.
  3. В четвёртом  предложении подчеркните грамматическую основу, выпишите словосочетания.

Контрольная работа по русскому языку в 3 классе за  II четверть № 1

по теме «Слово в языке и речи»

Диктант.

Прощание с осенью.

        В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.

        Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным.  Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла.  Хрустят листья и трава на тропе у дома.

Слова для справок: стало, подмёрзла.

Грамматическое задание

  1. В  первом предложении подчеркните подлежащее и сказуемое, определите часть речи.
  2. Выпишите из текста два однокоренных слова, выделите в них корень.
  3. Выпишите из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.

Контрольная работа по русскому языку в 3 классе за  III четверть № 1

по теме «Состав слова»

Диктант.

          В лютый зимний холод  всякая птица спешит к жилью человека. Там легче добыть  пищу. Голод убивает обычный страх. Люди перестают пугать осторожную лесную живность. Тетерев и куропатка залетают в хранилища с зерном.  Русаки ночью постоянно скачут в сад и огород. Ласки устраивают охоту на мышей в подвалах. Белки прибегают щипать душистое сено из стогов.

     Однажды через открытую дверь в сторожку влетела синичка. Она стала клевать крошки на столе.

Слова для справок: постоянно

Грамматическое задание

  1. Разберите по составу слова: сторожка, зимний, душистые.
  2. Подберите однокоренные слова к слову лесную.
  3. Выпишите из текста два глагола с приставками. Приставки выделите.

Контрольная работа по русскому языку в 3 классе за  учебный год  № 1

по теме «Части речи».

Диктант.

Утро.

         Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни.

       Всё радостно потянулось к солнцу.  Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.

Грамматическое задание

  1. Выпишите из текста два слова с безударными гласными в корне. Рядом запишите проверочные слова.
  2. Выпишите из текста два слова с приставками. Приставки выделите.
  3. Разберите предложения по членам:

1 вариант: второе предложение.

2 вариант: третье предложение.

Контрольная работа по русскому языку в 3 классе за  учебный год  № 2

по теме «Части речи».

Диктант.

Соловьиная песня.

        Закатилось солнце. Угасает длинный день. Смолкают голоса птиц. Наступает тишь. Но вот в сумраке вечера послышалась новая птичья песня. Певец пробует свой сильный чудесный голос. Щёлкнул, издал протяжный свист. Помолчал чуточку, снова засвистал, залился трелью.

      Кто это так хорошо поёт в сумерках? Вот он сидит на суку. Сам серый. Ростом с воробья.

     Птичка подняла головку, открыла клюв. Легко и свободно плывёт в ночной тишине соловьиная песня.

Грамматическое задание

  1. Выпишите из текста два слова с безударными гласными в корне. Рядом запишите проверочные слова.
  2. Выпишите из текста два слова с приставками. Приставки выделите.

  1. Разберите предложения по членам:

1 вариант: второе предложение.

2 вариант: третье предложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...