урок 110 «Правописание гласных на конце наречий»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Худякова Ангелина Михайловна

Программа "Начальная школа 21 века", русский язык, 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 110_01.03.17_pravopisanie_glasnyh_na_kontse_narechiy.docx52.14 КБ

Предварительный просмотр:

«Начальная школа XXI века»

            Предмет: русский язык, 4 класс

           Тема:  урок 110 «Правописание гласных на конце наречий»

Тип урока: применение знаний и способов действий, решение частной задачи

Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по закреплению правописания гласных на конце наречий.

Задачи  предметные – содействовать усвоению знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках наречия, о правописании гласных на конце наречий с приставками в-, на-, за-, из-(ис-), до-, с-, графически объяснять написание гласных на конце наречий.

Планируемые результаты: личностные УУД – формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе; понимания предложений и оценок учителей и товарищей; понимания причин успехов в учебе; интереса к познанию русского языка;

способствовать формированию метапредметных УУД:

регулятивных – принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

познавательных – строить сообщение в устной форме; находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; строить понятные для партнера высказывания;

коммуникативных – выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию.

Оборудование урока: учебник «Русский язык» 4 класс, автор С.В. Иванов; карточки для групповой работы.

Ход урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и приемы организации деятельности

Организационный момент

1-2 мин

- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу!

Я рада видеть ваши улыбки, и думаю, что нам всем этот урок принесет радость общения друг с другом. Я желаю вам творческих успехов и удачи.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Фронтальная; беседа.

Чистописание

2-3 мин

- Запишем число, классная работа.

- Как всегда урок мы начнём с минутки чистописания, на которой повторим правописание прописных букв Е и З.

Записывают под контролем учителя.

Индивидуальная; практические упражнения.

Словарно-орфографическая работа

5-7 мин

Проведем словарный диктант:

Искусство, капитан, килограмм, километр, корабль, металл, перрон, представление, приглашение, путешествие, финиш, фиолетовый, хозяин, шоссе, экипаж.

Записывают слова под диктовку.

Фронтальная; словарный диктант.

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний

5-7 мин

- Запишите предложение под диктовку:

Справа от дороги расположились купцы заморские.

Направо повели своих коней крестьяне.

- Выполните синтаксический разбор предложения.

- Сделайте морфологический разбор имени существительного от дороги.

План разбора:

  1. 1) Часть речи. Общее значение.

2) Морфологические признаки:

- начальная форма (именительный падеж единственного числа).

Постоянные признаки:

- собственное или нарицательное;

- одушевлённое или неодушевлённое;

- род;

- склонение.

Непостоянные признаки:

- падеж;

- число.

3) Синтаксическая роль (член предложения).

Выполняют синтаксический разбор.

Определяют:

- по интонации (невосклицательное);

- по наличию грамматических основ (простое);

- по наличию второстепенных членов (распространенное).

Выполняют морфологический разбор:

От дороги – им. сущ.

  1. Морфологические признаки:

- н.ф. – дорога

Постоянные признаки:

- нарицательное;

- неодушевленное;

- ж. р.;

- 1 скл.

Непостоянные признаки:

- Р. п;

- ед. ч.

Дополнение (от чего?)

Фронтальная; практические упражнения.

Самоопределение к деятельности: постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

5-6 мин

Решить кроссворд в группе:

  1. Из данных словосочетаний выберите и запишите наречие, обозначающее признак действия: чтение вслух;  читать наизусть;
  2. Выберите и запишите наречие с суффиксом а: налев.., издалек.., вправ…
  1. Какое слово в предложении является наречием? Он быстро побежал за кошкой.
  2. Из данных словосочетаний выберите и запишите наречие, обозначающее признак предмета: свидание вслепую, рассмотрели вчера.
  3. Из данных словосочетаний выберите и запишите наречие, обозначающее признак признака: прийти поздно, очень красивый.
  4. Какой морфемы нет у наречия?
  5. Назовите главный признак наречия.

- Ребята, над какой частью речи мы продолжим сегодня работать?

- На какие вопросы отвечает наречие?

- Каким членом предложения чаще всего является?

- Только ли обстоятельством может быть наречие?

- Если наречие зависит от имени прилагательного или наречия, какие к нему зададим вопросы?

- Что в таком случае обозначает наречие?

- Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с правописанием гласных на конце наречий.

- Повторите правило

- Какую цель перед собой поставим?

Работают с кроссвордом в группе:

1.

Н

а

и

з

у

с

т

ь

2.

и

з

д

а

л

е

к

А

3.

б

ы

с

т

Р

о

4.

в

с

л

Е

п

у

ю

5.

о

Ч

е

н

ь

6.

о

к

о

н

ч

а

н

И

я

7.

н

е

и

з

м

Е

н

я

е

м

о

с

т

ь

- Над наречием.

-        Где? Куда? Откуда? Когда? Как? Почему? Зачем?

-        Обстоятельством.

- в словосочетаниях «сущ. + нареч.» наречию задаются вопросы какое? Какая? Какие? В предложении такие наречия являются определениеми (яйцо всмятку).

-        насколько? в какой степени? в какой мере?

- в какой степени проявляется признак.

- В наречиях с приставками в-, на-, за- на конце пишется суффикс –о. В наречиях с приставками из-(ис-), до-, с- на конце пишется суффикс –а.

-Закрепить навыки правописания суффиксов о и а на конце наречий.

Групповая, фронтальная; решение кроссворда, беседа.

Первичное закрепление

5 мин

Стр. 69, упр. 3:

1 человек у доски.

Выполняют упражнение:

Насухо, досуха, дочиста, начисто, слева, налево, справа, направо.

Фронтальная; работа с книгой.

Физкультминутка

2 мин

Все ребята дружно встали  Выпрямится.

И на месте зашагали. Ходьба на месте.

На носочках потянулись,  Руки поднять вверх.

А теперь назад прогнулись.   Прогнуться назад, руки положить за голову.

Как пружинки мы присели   Присесть.

И тихонько разом сели.                 Выпрямится и сесть.

Повторяют за учителем.

Фронтальная.

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

5-7 мин

 Запишите текст под диктовку, выделяя суффиксы у наречий:

В лесу еще свеж… и сыр… от утренней росы. Мокрые ветки то слев…, то справ… ложатся на плечи. Сначал… нужно повернуть направ…, и через двадцать шагов будет родник. Но нужн… быть внимательным: здесь водятся гадюки. Правда, людей они не трогают, боятся. Но ногой лучш… на неё не наступать. Интереснее издалек… наблюдать, как изредк… поглядывает на тебя серо-зелёная гадючка. Угрожающ… прошипит что-то на своём гадючьем языке и быстро: скроется в зарослях.

Пишут текст под диктовку.

В лесу еще свежо и сыро  от утренней росы. Мокрые ветки то слева, то справа ложатся на плечи. Сначала нужно повернуть направо, и через двадцать шагов будет родник. Но нужно быть внимательным: здесь водятся гадюки. Правда, людей они не трогают, боятся. Но ногой лучше на неё не наступать. Интереснее издалека  наблюдать, как изредка  поглядывает на тебя серо-зелёная гадючка. Угрожающе прошипит что-то на своём гадючьем языке и быстро: скроется в зарослях.

Фронтальная; практические упражнения.

Домашнее задание

1-2 мин

Сочинение-миниатюра на тему «Как я готовлю уроки»

(используя наречия: снова, слева, справа, сбоку, сначала, досконально, вначале и другие).

Записывают задание в дневник.

Фронтальная.

Подведение итогов занятия

1-2 мин

- Каким правилом мы сегодня руководствовались при выполнении заданий.

- Что вам больше всего понравилось и запомнилось на уроке?

Отвечают на вопросы учителя.

Фронтальная; беседа.

Рефлексия

2 мин

- Ребята, выразите свое отношение к уроку при помощи наречия.

На уроке мне было…

Выражают отношение к уроку.

хорошо, ужасно, интересно, скучно, страшно

Фронтальная; беседа

1.

Н

а

и

з

у

с

т

ь

2.

и

з

д

а

л

е

к

А

3.

б

ы

с

т

Р

о

4.

в

с

л

Е

п

у

ю

5.

о

Ч

е

н

ь

6.

о

к

о

н

ч

а

н

И

я

7.

н

е

и

з

м

Е

н

я

е

м

о

с

т

ь

  1. Из данных словосочетаний выберите и запишите наречие, обозначающее признак действия: чтение вслух;  читать наизусть;
  2. Выберите и запишите наречие с суффиксом а: налев.., издалек.., вправ…
  1. Какое слово в предложении является наречием? Он быстро побежал за кошкой.
  2. Из данных словосочетаний выберите и запишите наречие, обозначающее признак предмета: свидание вслепую, рассмотрели вчера.
  3. Из данных словосочетаний выберите и запишите наречие, обозначающее признак признака: прийти поздно, очень красивый.
  4. Какой морфемы нет у наречия?
  5. Назовите главный морфологический признак наречия.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

  1. Из данных словосочетаний выберите и запишите наречие, обозначающее признак действия: чтение вслух;  читать наизусть;
  2. Выберите и запишите наречие с суффиксом а: налев.., издалек.., вправ…
  1. Какое слово в предложении является наречием? Он быстро побежал за кошкой.
  2. Из данных словосочетаний выберите и запишите наречие, обозначающее признак предмета: свидание вслепую, рассмотрели вчера.
  3. Из данных словосочетаний выберите и запишите наречие, обозначающее признак признака: прийти поздно, очень красивый.
  4. Какой морфемы нет у наречия?
  5. Назовите главный морфологический признак наречия.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

  1. Из данных словосочетаний выберите и запишите наречие, обозначающее признак действия: чтение вслух;  читать наизусть;
  2. Выберите и запишите наречие с суффиксом а: налев.., издалек.., вправ…
  3. Какое слово в предложении является наречием? Он быстро побежал за кошкой.
  4. Из данных словосочетаний выберите и запишите наречие, обозначающее признак предмета: свидание вслепую, рассмотрели вчера.
  5. Из данных словосочетаний выберите и запишите наречие, обозначающее признак признака: прийти поздно, очень красивый.
  6. Какой морфемы нет у наречия?
  7. Назовите главный морфологический признак наречия.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

  1. Из данных словосочетаний выберите и запишите наречие, обозначающее признак действия: чтение вслух;  читать наизусть;
  2. Выберите и запишите наречие с суффиксом а: налев.., издалек.., вправ…
  3. Какое слово в предложении является наречием? Он быстро побежал за кошкой.
  4. Из данных словосочетаний выберите и запишите наречие, обозначающее признак предмета: свидание вслепую, рассмотрели вчера.
  5. Из данных словосочетаний выберите и запишите наречие, обозначающее признак признака: прийти поздно, очень красивый.
  6. Какой морфемы нет у наречия?
  7. Назовите главный морфологический признак наречия.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

  1. Из данных словосочетаний выберите и запишите наречие, обозначающее признак действия: чтение вслух;  читать наизусть;
  2. Выберите и запишите наречие с суффиксом а: налев.., издалек.., вправ…
  3. Какое слово в предложении является наречием? Он быстро побежал за кошкой.
  4. Из данных словосочетаний выберите и запишите наречие, обозначающее признак предмета: свидание вслепую, рассмотрели вчера.
  5. Из данных словосочетаний выберите и запишите наречие, обозначающее признак признака: прийти поздно, очень красивый.
  6. Какой морфемы нет у наречия?
  7. Назовите главный морфологический признак наречия.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

  1. Из данных словосочетаний выберите и запишите наречие, обозначающее признак действия: чтение вслух;  читать наизусть;
  2. Выберите и запишите наречие с суффиксом а: налев.., издалек.., вправ…
  3. Какое слово в предложении является наречием? Он быстро побежал за кошкой.
  4. Из данных словосочетаний выберите и запишите наречие, обозначающее признак предмета: свидание вслепую, рассмотрели вчера.
  5. Из данных словосочетаний выберите и запишите наречие, обозначающее признак признака: прийти поздно, очень красивый.
  6. Какой морфемы нет у наречия?
  7. Назовите главный морфологический признак наречия.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

  1. Из данных словосочетаний выберите и запишите наречие, обозначающее признак действия: чтение вслух;  читать наизусть;
  2. Выберите и запишите наречие с суффиксом а: налев.., издалек.., вправ…
  3. Какое слово в предложении является наречием? Он быстро побежал за кошкой.
  4. Из данных словосочетаний выберите и запишите наречие, обозначающее признак предмета: свидание вслепую, рассмотрели вчера.
  5. Из данных словосочетаний выберите и запишите наречие, обозначающее признак признака: прийти поздно, очень красивый.
  6. Какой морфемы нет у наречия?
  7. Назовите главный морфологический признак наречия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка в 4 классе. «Правописание гласных на конце наречий»

Тема: . «Правописание гласных на конце наречий» Цель: познакомить с правописанием гласных на конце наречий            Совершенствовать каллиграфичес...

Урок русского языка по теме "Правописание гласных на конце наречий" (4 класс)

Урок русского языка по теме "Правописание гласных на конце наречий". Данный урок является 6 уроком по теме "Наречие" и представляет собой урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Работа на...

Презентация к уроку русского языка по теме "Правописание гласных на конце наречий" (4 класс)

В течение всего урока шла работа над правописанием суффиксов -а, -о в наречиях. На уроке дети учились анализировать, делать выводы. К этому уроку была составлена презентация, которая была хорошим помо...

Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание гласных на конце наречий"

Данный урок поможет:уточнить представления детей о наречии;познакомить с правописанием суффиксов –а и –о в наречиях;продолжить работу по формированию орфографической зоркости;продолжить работу над кал...

Урок русского языка в 4 классе ( "Начальная школа 21 века"). Тема: «Правописание гласных на конце наречий»

План-конспекут урока русского языка в 4 классе (программа "Начальная школа 21 века") может быть полезен опытным учителям и молодым педагогам. Тема урока - "Правописание гласных на конце наречий". Урок...

Тема урока: "Правописание гласных на конце наречий"

Цель урока: Формирование навыка правописания гласных на конце наречий.Задачи:образовательные:·         Уточнение представления детей о наречии;·...