Конспект урока по русскому языку "Изменение глагола по временам" во 2 классе для детей с ТНР
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку  "Изменение глагола по временам" во 2 классе для детей с ТНР 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izmenenie_glagola_po_vremenam_moe.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. 2 класс.

Тема: «Изменение глаголов по временам».    

Цели:

  1. «открытие» учащимися нового знания: употребление глаголов в разных временных формах, изменение глаголов по временам;
  2. развивать умение ставить вопросы к глаголам, употребленным в разных временных формах, изменять глаголы по временам;
  3. развивать мышление, речь, память; обогащать словарный запас;
  4. формировать мотивацию учебно – познавательной деятельности; формировать умение общаться в коллективе для достижения общей цели.
  5. Воспитывать коммуникативные навыки

Оборудование:

  1. компьютер;
  2. медиапроектор;
  3. экран;
  4. раздаточный материал для работы в парах и домашнее задание.


Технологическая карта урока

Этап урока

Время

Деятельность

Прогнозируемые результаты

Учителя

Учащихся

Предметные

УУД

1.Организационный этап

1 мин.

Приветствует учащихся; включает учащихся в учебную деятельность;

формирует самооценку готовности к уроку.

Оценивают свою готовность, настрой на работу.

Определить содержательные рамки урока;

Личностные:

-выражать положительное отношение к процессу познания.

Коммуникативные:

-Умение слушать и слышать;

Регулятивные:

-организовывать свое рабочее место;

  1. 2.Каллиграфическая минутка

2 мин

Предлагает прописать слова и  словосочетания в тренажерах по чистописанию (стр. 5, урок 4)

Пишут в тренажере по чистописанию предложенные слова и словосочетания.

Закреплять навыки письма

Личностные: формировать потребность в аккуратном красивом письме, бережном отношении к своей работе

Регулятивные: работать по образцу, рассчитывать время для выполнения задания

  1. 3.Актуализация знаний

5 мин

Предлагает повторить  определение глагола, найти и исправить ошибки в предложениях. (изменить число глагола)

Отгадывают загадки. Составляют звуковые схемы к заданным словам.

Отвечать на вопросы, находить отгадки, делать звуковой анализ слова,

Коммуникативные:

-Умение сосредотачиваться и слушать вопросы, выдвигать свои версии, принимать мнение окружающих

Познавательные: умение предполагать, представлять результат своей деятельности;

  1. 4.Постановка проблемной ситуации

4мин

Предъявление предложений с неверно употребленными временными формами

Пытаются найти ошибки в предъявленных предложениях. Выдвигают версии как можно изменить форму глагола

Применять имеющиеся знания, строить связные высказывания, выдвигать версии, варианты решения проблемы

Регулятивные:

-Умение предполагать, представлять результат своей деятельности;

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний;

  1. 5.Самоопределение темы и целей урока

2мин

Предлагает детям определить тему и цель урока.

Самостоятельно или с помощью учителя формулируют тему и цель урока.

Формулировать тему и цель урока. Разрабатывать план урока.

Регулятивные:

- планировать свою деятельность,

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний,

  1. 6. Открытие» нового знания.

10 мин

Предлагает подобрать глаголы к вопросам Что делаем? Что делали? Что будем делать? А также самостоятельно сформулировать название временных форм глаголов. Предлагает самостоятельно дать определение разных времен глагола.

Подбирают слова к вопросам Что делаем? Что делали? Что будем делать? Самостоятельно или с помощью учителя сформулировать название временных форм глаголов. Предлагает самостоятельно дать определение разных времен глагола. Совместно с учителем формулируют, а затем хором проговаривают правило определения времени глагола.

Пользуясь нужными правилами, развивать орфографическую зоркость

Познавательные: умение формулировать суждение ,совместно со сверстниками

Коммуникативные:

-Умение сосредотачиваться и слушать вопросы, выдвигать свои версии, принимать мнение окружающих

  1. 8.Физпауза

1 мин.

- Давайте, ребята, проведем физминутку и, заодно, закрепим знания по данной теме.

- Я буду называть глаголы. Если глагол ед. ч. – поднимаем руки, если глагол мн.ч. – приседаем.

Личностные:

-Выражение положительных эмоций;

-Снятие утомления, повышение внимания

Коммуникативные:

-Принимать и учитывать мнение окружающих

  1. 9.Закрепление навыка  определения времени глагола в парах

5 мин

Предлагает выполнить упражнение на карточках в парах.  

Выполняют упражнение на карточках в парах, изменяя глагол по временам, при ответе на вопросы.

- закрепление правила  правописания  сочетаний жи-ши в словах

Познавательные:

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности, создание алгоритмов деятельности,

Регулятивные:

-работать по образцу, рассчитывать время для выполнения задания, - контроль и оценка процесса и результатов деятельности, создание алгоритмов деятельности,

11.Закрепление навыка изменения времени глагола с использованием элементов разноурвневой дифференциации

6 мин

Организует работу с выполнением упражнений ,предлагает выбрать упражнение разного уровня сложности.

Выбирают задания с разным уровнем сложности, выполняют задания в карточках

закрепление правила  правописания  сочетаний жи-ши в словах, словосочетаниях

Регулятивные:

-умение предполагать, представлять результат своей деятельности;

Познавательные:

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности, создание алгоритмов деятельности,

12.Рефлексия

2 мин.

Предлагает проанализировать и оценить результаты своей и совместной  работы на уроке.

Учащиеся анализируют и оценивают свою работу на уроке и настроение (отличное, хорошее, не очень, устал и т. п.)

Вспоминают различные этапы урока. Анализируют, что особенно хорошо получилось, что не совсем хорошо

получилось и почему

Анализ и повторение пройденного на уроке

Личностные:

-Способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении,

- выражение положительного отношения  к процессу познания,

Регулятивные:

- Умение анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины;

-Умение оценивать результаты своей работы

Коммуникативные:

- -Умение проявлять активность в деятельности.

13. Домашнее задание

1 мин

Предлагает для выполнения домашнее задание

Задают уточняющие вопросы.

Закрепление знаний при самостоятельном выполнении задания

Коммуникативные:

-Умение использовать различные источники  для получения информации и знаний совместно с родителями

Ход урока.

1. Организационный момент. (1 мин)

-Ребята, какое сегодня прекрасное утро! Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Какое сейчас у вас настроение?

2. Каллиграфическая минутка (2 мин)

Откройте тренажеры по чистописанию и красиво запишите указанные в нем слова и словосочетания. Не забывайте о правилах правильной посадки за партой, положении ручки, локтей, а также о положении тетради.

Но сначала разомнем и помассируем пальчики.

Погрейте ладони!

Помассируйте каждый пальчик.

3.  Актуализация знаний (5мин)

Давайте  вспомним, что мы изучали на последних уроках. Дайте определение глагола.

Глагол- это часть речи, обозначает действие предмета,  отвечает на вопросы что делать? что сделать?

- Что мы узнали о глаголах на прошлом уроке?

Глаголы изменяются по числам.

Какие числа глаголов вы знаете?

Ед и мн. Число

 

Игра «Самый внимательный».

Посмотрите на предложения, найдите и исправьте ошибки.

  • Легкие облака летит по небу.                                 (летят)
  • Ярко светят солнышко.                                        (светит)
  • Весело порхает бабочки.                                (порхают)
  • В небе летают чайка.                                        (летают)                        
  • Звонко зажужжала пчелы.                                 (зажужжали)

-Что вы сейчас делали?                        

Изменяли числа глаголов.

- Зачем вы это делали?                

-Чтобы получились правильно составленные предложения

- Как вы определяли число глаголов?

Если глагол обозначает действие одного предмета, значит он стоит в форме ед.ч. А если глагол обозначает действие нескольких предметов, то он в форме мн.ч.)

4. Постановка проблемной ситуации                                

- Сегодня по дороге в школу я шла и любовалась городскими улицами, дворами, природой нашего замечательного города.

- Придя в класс, я записала несколько предложений о том, что увидела. Вот они.

  • Птицы улетают в далекие страны. Во дворах лежит снег. Дети пускают по лужам бумажные кораблики.

- Удивили вас мои предложения?

- Что вас удивило в них?

Птицы улетают осенью, а дети пускают кораблики весной.

- Как быть? Из предложения слов не выкинуть. А записать их надо сейчас.

Попробовать изменить форму глаголов

- А как это сделать? Вы умеете? Значит, нам нужно сегодня научиться это делать.

5. Самоопределение темы и целей урока (2 мин)

 Как вы думаете, что мы будем делать на уроке русского языка? Какая тема сегодняшнего урока? Как вы считаете, чему мы научимся на этом уроке?

7.  «Открытие» нового знания. (10 мин)

- Для того, чтобы понять как можно изменить глаголы, мы с вами отправимся в путешествие на Машине Времени.

- Куда можно попасть на Машине времени?                        (в прошлое, в будущее)

- Сейчас мы с вами находимся здесь. А где мы находимся в настоящий момент?

                                                                (В школе, на уроке)

-  Что мы делаем сейчас?

Примерные ответы детей(Сейчас мы сидим в классе. Играем, учимся, пишем в тетради).

- Запишите в тетрадь вопрос.                        

(Что делаем?)

- Где мы сейчас были?                                                 (В настоящем)

- Что обозначают глаголы, которые вы сейчас записали?

                        (Действие, которое совершается сейчас, в настоящее время)

- Сделайте вывод.

Вывод: глаголы могут быть в форме настоящего  времени.

Запишите в тетради. Что делаем?- н.в

- Молодцы!

- А сейчас в путь. Пристегиваем ремни. Куда мы отправляемся? Что было с вами 2 года назад?

                                                                        (Назад, в прошлое)

- Внимание! Где мы оказались?

                                                                        (В детском саду)

- Чем вы занимались в детском саду?                Примерные ответы детей        

(Там мы играли, рисовали, пели, танцевали)

- Перед вами глаголы,  которые вы употребили.

                                                                (танцевали, рисовали, играли)

- На какой вопрос отвечают эти глаголы?                (Что делали?)

- Запишите в тетрадь вопрос и глаголы.

                                                (Что делали? танцевали, рисовали, играли)

- Где мы сейчас были?                                         (В прошлом)

- Что обозначают глаголы, которые вы записали?

(Действие, которое уже совершилось в прошлом)

- Сделайте вывод.

Вывод: глаголы могут быть в форме прошедшего времени.

- Совершим еще один перелет. Как вы думаете куда?                 (В будущее).

- Я что нас ждет в будущем?                                                (Летние каникулы).

- Что будем делать летом?                        

                Летом мы будем  купаться, будем загорать, будем играть.)

- Перед вами глаголы, которые вы употребили.                        

(будем купаться, будем загорать, будем играть)

- На какой вопрос отвечают эти глаголы?                        (Что будем делать?)

- Запишите в тетрадь вопрос и глаголы.                        

(Что будем делать? Будем купаться, будем загорать, будем играть)

- Где мы сейчас были?                                                 (В будущем)

- Что обозначают эти глаголы?                                                

(Действие, которое совершится в будущем)

.

- Что еще вы заметили у глаголов в будущем времени?

( они состоят из двух слов)

- Сделайте вывод                                                

Вывод: глаголы могут быть в форме будущего  времени.

- Итак, мы с вами совершили полет во времени. Где мы побывали?

                                                                (В прошлом, настоящем, будущем)

- Сделайте общий вывод.                                 

(Вывод: глаголы  могут быть в форме прошедшего, настоящего или будущего времени)

- Что обозначают глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени?

(Они обозначают действия, которые происходили в прошлом, происходят в настоящем, произойдут в будущем)

- Какой еще можно сделать вывод?                     

(Глаголы могут изменяться по временам)

- Какой глагол побывал с нами во всех временах?                 (играть)

7.  Физпауза.

- Давайте проведем физминутку а, заодно, закрепим знания о глаголе.

- Я буду называть глаголы. Если глагол ед. ч. – поднимаем руки, если глагол мн.ч. – приседаем, а если существительное – кружимся

8. Первичное закрепление полученных знаний

- Итак, глаголы могут быть в форме прошедшего времени, настоящего и будущего, могут изменяться по временам.

- Может это новое знание поможет нам исправить мои предложения?

- Прочитайте еще раз предложения.

  • Птицы улетают в далекие страны. Во дворах лежит снег. Дети пускают по лужам бумажные кораблики.

- Назовите глаголы в этих предложениях.

- В каком времени они употреблены? Почему?

(Глаголы стоят в настоящем времени, потому что действие происходит в данный момент).

- Как можно исправить предложения?

(Нужно изменить время глаголов: заменить настоящее время  на прошедшее и будущее).

- В каком времени должен стоять глагол в первом предложении?

                                                                        (В прошедшем)

- Почему?

-  Исправьте предложение.

(Птицы улетели в далекие страны)

- Что вы скажите про второе предложение?

(Здесь не надо менять время глагола, потому что снег лежит сейчас)

- Третье предложение. В каком времени должен стоять глагол здесь?

                                                                        ( В будущем)

- Почему?

- Исправьте предложение.

(Дети будут пускать по лужам бумажные кораблики.)

- Запишите к себе в тетрадь любое предложение, которое вам понравилось больше всего.

- Молодцы!

6. Самостоятельная работа.

- Итак, вы узнали, что глаголы могут изменяться по времени.

- А сейчас потренируемся изменять временную форму глаголов. Поработаете в парах.

- У вас на партах лежат карточки, для каждого ряда на ней записан свой глагол.

- Что вам нужно сделать?                                 

(изменить глагол по временам)

- Какие  у вас есть помощники на карточках?                                 (Вопросы)

Дети выполняют задание на карточках.

7. Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке? Как вы узнали? Каким способом?

- Чему учились на уроке?

- Что было трудным?

- Все смогли безошибочно выполнять задания?

- Значит, какую задачу поставим перед собой на следующий урок?

Оценивание работы учащихся

8.  Инструктаж по домашнему заданию.

- Составить и записать текст из 3-5 предложений  про весну, используя глаголы только будущего времени.

- Почему глаголы должны быть только будущего времени?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку "Изменение глагола по числам" 3 класс с презентацией

Урок русского языка. 3 класс Программа "Школа России" ФГОС,...

Конспект урока по русскому языку "Изменение глаголов по временам" 3 класс

Данный материал содержит конспект урока, презентацию и приложение по теме "Изменение глаголов по временам" 3 класс. В конспекте представлена работа с электронными ресурсами....

Конспект урока по русскому языку "Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам" 4 класс УМК "Школа России"

Конспект урока для 4-го класса по Русскому языку.Тема: "Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам"УМК "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку «Изменение глаголов по временам», 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по временамПланируемые результаты:Предметные:- Знать определение глагола;- Уметь определять время глагол;- Уметь изменять глаголы по вре...