Программа учебного курса " Трудные случаи орфографии"
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Савенкова Наталья Александровна

Программа «Трудные случаи орфографии» предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnyy_kurs_trudnye_sluchai_orfografii.docx46.27 КБ

Предварительный просмотр:

Программа курса

«Трудные случаи орфографии»

2017г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данная программа рассчитана на 4 года обучения (134 учебных часа). Занятия проходят по одному часу в неделю. Продолжительность занятий 45 минут. Программа построена с учетом возрастных особенностей младших школьников (возраст 6,5-10 лет,1-4 классы).

Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.

Программа «Трудные случаи орфографии» предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося.

Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность.        Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей:

1 часть – вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя.

2 часть – рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание других.

3 часть – завершающая. Цель этой части занятий – создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.

В программе выделены 3 блока:

1 блок «От А до Я» рассчитан на 1 год обучения. Дети знакомятся со звуками и буквами, их различием, учатся грамоте.

2 блок «Секреты  русского  языка» рассчитан на 2 и 3 год обучения. Он включает в себя изучение в занимательной форме следующих разделов русского языка: фонетики, орфографии, словообразования, лексики, морфологии.

3 блок «К тайнам слова» рассчитан на 4 год обучения. Дети подробно, в занимательной форме изучают синонимы, антонимы, паронимы, архаизмы. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц. Дети узнают, откуда пришли названия известных детям слов, с которыми они встречаются в повседневной жизни и на уроках.

        В каждый блок включены уроки речевого творчества с целью развития активного самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребенка.

Основной целью педагога является через игру, занимательные упражнения прививать любовь к русскому языку, сформировать коммуникативные компетенции учащихся, навык грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

 ЗАДАЧИ КУРСА

- овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;

- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;

- овладение умениями правильно писать и читать, находить «ошибкоопасные» места; составлять логические высказывания разной степени сложности;

- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

- воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремлениесовершенствовать свою речь;

I ступень (1 год обучения)

  • научить анализировать и кратко характеризовать звуки речи;
  • дать понятие «буквы», научить соотносить звуки и буквы;
  • научить отличать гласные и согласные звуки;
  • научить детей делить слова на слоги, определять место ударения;
  •  научить детей работать над проектом «Мой алфавит»;
  • упражнять в сочинении сказочных историй про буквы;
  • воспитывать умение сопереживать, прийти на помощь;

II ступень (2 год обучения)

  • дать представления об основных разделах русского языка: фонетике,орфографии, словообразовании, лексике;
  • научить пользоваться словарями русского языка;
  • научить писать сочинения-миниатюры;
  • воспитывать уважение к товарищам, умение слушать друг друга;

III ступень (3 год обучения)

  • углубить представления детей об основных разделах русского языка:фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;
  • дать представление о морфологии;
  • использовать словари русского языка;
  • научить составлять рассказы с использованием пиктограмм, сочинять загадки;
  • воспитывать аккуратность, трудолюбие, взаимопомощь;

IV ступень (4 год обучения)

  • развить интерес к изучению тайн русского языка;
  • воспитать умение видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное;
  • углубить уже имеющиеся знания о лексике;
  • изучить и исследовать конкретные лексические понятия;
  • способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у обучающихся;
  • научить овладеть нормами речевого этикета в ситуациях повседневного общения;
  • создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
  • научить обобщать, делать выводы;
  • стимулировать стремление уч-ся к самостоятельной деятельности;
  • воспитывать ответственность, самостоятельность.

Ожидаемые результатыобучения по программе:

учащиеся должны

1 год обучения

  • научиться анализировать и кратко характеризовать звуки речи;
  •  усвоить понятие «буквы», научиться соотносить звуки и буквы;
  • научиться отличать гласные и согласные звуки;
  • научиться  делить слова на слоги, определять место ударения;
  •  научиться  работать над проектом «Мой алфавит»;
  • научиться  сочинять сказочные истории про буквы;
  • научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним.

2 год обучения

  • должны получить представления об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;
  • научиться пользоваться словарями русского языка;
  • научиться писать сочинения-миниатюры;
  • научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним

3 год обучения

  • углубить знания об основных разделах русского языка:фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;
  • получить представление о морфологии;
  • научиться пользоваться словарями русского языка;
  • научиться составлять рассказы с использованием пиктограмм, сочинять загадки;
  • научиться уважительному отношению к товарищам, умению слушать друг друга

4 год обучения

  • знать об основных терминах, связанных с лексикой;
  • знать откуда пришли к нам некоторые слова и выражения, пословицы, поговорки, загадки;
  • уметь правильно употреблять изученные слова в речи;
  • уметь подбирать синонимы и антонимы;
  • уметь различать слова- паронимы, омоформы, архаизмы и неологизмы.

Формы и методы работы.

Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип моей программы: «От игры к знаниям». Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.

Виды игр:

  • на развитие внимания и закрепления терминологии;
  • игры-тренинги;
  • игры-конкурсы (с делением на команды);
  • сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
  • интеллектуально-познавательные игры;
  • интеллектуально-творческие игры.

Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому на уроке должны сменяться виды деятельности: игра, гимнастика ума,  логика и многое другое.

Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:

  • сказочные сюжеты уроков;
  • сочинение своих сказок

Учебно-тематический план.

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Теория

Практика

Дата

теор

факт

1 год обучения.

1 блок «От А до Я»

От звука к букве.

24ч

4ч.

20ч

1

Игровое занятие. Зачем нужна речь?

2

Поговорим о гласных и согласных звуках.

3

Путешествие в мир гласных звуков.

4

Путешествие в мир согласных звуков.

5

Игровое занятие «Я знаю звуки речи»

6

Игры с буквами Л-М и звуками, которые они обозначают.

7

Встреча с буквой Н. Игра (Н) или (Н,).

8

В гостях у сказки «Про букву Р».

9

Подружитесь вместе с нами: а-я,  о-ё, у-ю, ы-и, э-е.

10

Зачем нам нужен ь?

11

В гостях у парных согласных З-С, Б-П.

12

В гостях у парных согласных Г-К, Д-Т.

13

В гостях у парных согласных В-Ф, Ж-Ш.

14

Знаем твердо жи и ши пишем только с буквой и.

15

Знаем твердо ча ища пишем только с буквой а.

16

Знаем твердо чуи щу пишем только с буквой у.

17

Раскрываем тайны букв Ё, Е, Ю, Я  в начале слова, после гласных.

18

Внимание! Ъ и ь разделительные знаки.

19

Занятие-конкурс «Что мы знаем о звуках и буквах»

20

Отгадываем загадки о буквах.

21

Сочиняем загадки о буквах.

22

Встреча с буквой й.

23

В гостях у шипящих.

24

Город Буквоград.

Мой алфавит (работа над проектом)

25

Мой алфавит. Начало работы над проектом.

26

Мой алфавит. Создание книжки – малышки.

27

Мой алфавит. Оформление книжки – малышки.

28

Мой алфавит. Презентация проектов.

Уроки речевого творчества.

29

«Что такое творчество?»

30

«Я и мое настроение»

31

«Мои летние каникулы»

32

Итоговое занятие «Спасибо, азбука!»

Итого:

2 год обучения.

2 блок «Секреты русского языка»

1.

В мире фонетики

Что изучает фонетика?

Легко ли быть согласным звуком?

Мягки ли мягкие согласные?

Звук под «маской».

Самый долгий слог.

Буквы в слове переставим – много новых слов составим.

Урок-игра: «Все о фонетике»

2.

Уроки речевого творчества.

«Автопортрет»

«Моя дружная семья»

3.

В мире орфографии.

Зачем изучать графику?

Писать ли, как слышится, или что такое орфография?

Обиженные гласные. Мы идем по адресу: Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь.

В стране сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши.

Про чк, чн, чт, нч, рщ…

Ъ и Ь – помощники в словах

4.

В мире словообразования

Корень- родоначальник, или что такое словообразование?

5.

В мире слов, или что такое лексика?

К тайнам слова. Синонимы.

К тайнам слова. Антонимы.

Игры в слова и со словами.

6.

Итоговое занятие.

Викторина «Знаешь ли ты русский язык?»

Итого:

3 год обучения.

2 блок «Секреты русского языка»

1.

В мире фонетики

Загадки согласных.

Удивительные гласные.

Забавные игры со слогами.

2.

Уроки речевого творчества.

Рисование и составление рассказа на тему: «Я люблю…»

Эмоции и творчество. Моя любимая игрушка.

Сочинение и рисование на тему: «Мой друг»

3.

В мире орфографии

Зоркий глаз. Орфограммы в словах.

4.

В мире словообразования

Как разобрать и «собрать»слово?

Как откопать древний корень, или этимологический разбор.

5.

В мире морфологии

Колонны слов, или что такое морфология

В гостях у существительного!

Здравствуй, имя прилагательное!

Его величество – Глагол!

Универсальные заменители: поговорим о местоимении

Слова-помощники

Урок-игра: «Части речи все нужны! Части речи все важны!»

6.

В мире слов, или что такое лексика?

В стране синонимов.

В стране антонимов.

В стране омонимов.

Многозначность слова.

КВН «В мире слов».

Игры в слова и со словами

7.

Урок-игра «Мой любимый русский язык»

Итого:

4 год обучения

3 блок «К тайнам слова»

1.

Лексическое значение слова.

2.

Прямое и переносное значение слова.

3.

Ударение меняет значение.

4.

Пестрое семейство синонимов

5.

Великое противостояние антонимов.

6.

Слова-двойники. Омонимы.

7.

Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов.

8.

Похожи, но не одинаковы. Паронимы.

9.

Из глубины веков. Архаизмы.

10.

Устойчивые сравнения.

11.

Фразеологические сочетания.

12.

Шарада

13.

Поиграем в слова

14.

Откуда ты, имя?

15.

Отчество и фамилия

16.

Времена года

17.

Крутится-вертится шар голубой

18.

В гостях у сказки

19.

Что нужно школьнику

20.

Скатерть-самобранка

21.

Растения- почему их так называют? Составление словарика на тему: «Растения»

22.

Птицы и звери - почему их так называют?

23.

О том, что мы носим.

24.

Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай».

Итого:


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

1 год обучения. 1 блок «От А до Я» - 32ч.

  1. От звука к букве-24ч.

Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных звуков.

Деление слова на слоги. Определение места ударения.

Различение звука и буквы. Буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного.

  1. Мой алфавит (работа над проектом) – 4ч.

Знакомство с русским алфавитом. Правильное называние букв русского алфавита. Алфавитный порядок слов. Работа над проектом. Создание книжки-малышки «Мой алфавит».

  1. Уроки речевого творчества – 3ч.
  • «Что такое творчество?»(Раскрытие сущности творчества. Сочинение рассказов, чистоговорок, фантастических историй. Словотворчество.).
  • «Я и мое настроение» (Разговор о разных чувствах, веселом и грустном настроении человека. Беседа по рассказу В. Драгунского «Заколдованная буква». Сочинение на тему «Весело, грустно». Рисование веселых и грустных рисунков.).
  • «Мои летние каникулы». Сочинение и рисование по данной теме.
  1. Итоговое занятие «Спасибо, Азбука!» - 1ч

Праздничное представление детей, исполняющих роли букв алфавита.

2 год обучения. 2 блок «Секреты русского языка» - 34ч.

  1. В мире фонетики – 13ч

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный- безударный; согласный твердый- мягкий; парный- непарный; согласный звонкий- глухой; парный- непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии  с нормами современного русского  литературного языка. Фонетический разбор слова.

  1. Уроки речевого творчества – 2ч
  • «Автопортрет» (Беседа о человеке, его внешности, о характере. Составление сочинения-миниатюры на тему «Какой я?». Рисование автопортрета. Игры на отгадывание имен.).
  • «Моя дружная семья» (Беседа о самых близких людях, дружной семье. Рисование своей семьи. Подготовка сочинения-миниатюры «Моя семья», «Мы с мамой и папой на прогулке».).
  1. В мире орфографии – 11ч

Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря. Игры на применение правил правописания:

  • сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щув положении под ударением;
  • сочетания чк-чн, чт, щн;
  • перенос слов;
  • правописание гласных и согласных в корне слова;
  • разделительные Ь и Ъ
  1. В мире словообразования – 2ч

Овладение понятием «родственные (однокоренные)» слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

  1. В мире слов, или что такое лексика? – 5ч

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Игры в слова и со словами.

  1. Итоговое занятие. Викторина «Знаешь ли ты русский язык?» - 1ч

Смотр знаний по русскому языку.

3 год обучения. 2 блок «Секреты русского языка» - 34ч

  1. В мире фонетики – 6 ч

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласны звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный- безударный; согласный твердый- мягкий; парный- непарный; согласный звонкий- глухой; парный- непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии  с нормами современного русского  литературного языка. Фонетический разбор слова. Углубление знаний по фонетике, полученных в течение 2 года обучения. Забавные игры со слогами.

  1. Уроки речевого творчества – 3ч
  • Рисование и составление рассказа на тему «Я люблю…» (Разговор о том, кого и что любят дети. Работа с фразеологизмами. Составление рассказа с пиктограммами на тему «Я люблю…», «Что я люблю?».
  • Рисование на тему «Я люблю…»). Эмоции и творчество. Моя любимая игрушка (Разговор с детьми о любимых игрушках. Игры с игрушками и загадки об игрушках. Рассказ учителя «Из истории матрешки», составление словарика, выполнение рисунков к словам. Составление рассказа и рисование любимой игрушки.).
  • Сочинение и рисование на тему «Мой друг» (Разговор о дружбе, о важности умения дружить, быть хорошим другом. Пословицы о дружбе, стихи. Сочинение-миниатюра на тему «Мой друг». Рисование друга, подруги).
  1. В мире орфографии – 2ч

Углубление знаний по фонетике, полученных в течение 2 года обучения.Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря. Игры на применение правил правописания:

  • сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щув положении под ударением;
  • сочетания чк-чн, чт, щн;
  • перенос слов;
  • правописание гласных и согласных в корне слова;
  • разделительные Ь и Ъ
  1. В мире словообразования- 5ч

Совершенствование умения различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. Этимологический разбор.

  1. В мире морфологии – 7ч

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз, частица. Значение частей речи и употребление их в речи.

  1. В мире слов, или что такое лексика? – 10ч

Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Знакомство с омонимами. Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слов. Применение словарей.

  1. Итоговое занятие. Урок-игра «Мой любимый русский язык»- 1ч

Смотр знаний по русскому языку.

4 год обучения. 3 блок «К тайнам слова» - 34ч

  1. Лексическое значение слова.-1ч.

Углубление знаний о лексическом значении слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка.

  1. Прямое и переносное значение слова.-1ч.

Особенности прямого и переносного значения слов.

  1. Ударение меняет значение. -2ч.

Особенности русского ударения.

  1. Пестрое семейство синонимов.-2ч.

Особенности синонимического ряда слов. Правильное употребление слов- синонимов в речи.

  1. Великое противостояние антонимов.-2ч.

Особенности антонимического ряда слов. Правильное употребление слов- антонимов в речи.

  1. Слова-двойники. Омонимы. -1ч.

Расширение знаний и представлений детей об омонимах. Правильное употребление слов- омонимов в речи.

  1. Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов.-1ч.

Разновидности омонимов: омоформы, омофоны, омографы. Их употребление в речи.

  1. Похожи, но не одинаковы. Паронимы. -1ч.

Особенности слов- паронимов. Их употребление в речи.

  1. Из глубины веков. Архаизмы.-1ч.

Особенности устаревших слов- архаизмов. Правильное употребление и понимание архаизмов в речи.

  1. Устойчивые сравнения.-1ч

Особенность устойчивых сравнений русского языка. Правильное употребление сравнения в речи.

  1.  Фразеологические сочетания-3ч.

Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление фразеологизмов в речи. Обогащение словарного запаса образными выражениями.

  1. Шарада -1ч.

Знакомство с особой загадкой-шарадой. Составление собственных шарад.

  1. Поиграем в слова-1ч.

Знакомство с особыми филологическими загадками-метаграммами, логогрифами, перевертышами.

  1. Откуда ты, имя?-1ч.

Откуда пришли названия имен. Какие имена носили люди в Древней Руси?

  1. Отчество и фамилия-1ч.

Откуда пришли отчество и фамилия в русский язык (историческая справка).

  1.  Времена года -4ч.

Откуда пришли названия месяцев, как назывались месяцы в Древней Руси.

  1. Крутится-вертится шар голубой-1ч.

Что означают названия материков, частей света.

  1. В гостях у сказки.-1ч.

Откуда пришли названия, которые встречаются в русских сказках.

  1. Что нужно школьнику.-1ч.

Откуда пришли названия некоторых ученических принадлежностей, учебных предметов.

  1. Скатерть-самобранка.-1ч.

Откуда пришли названия блюд и продуктов, которыми пользуется человек.

  1. Растения- почему их так называют? Составление словарика на тему: «Растения» -1ч.

Откуда пришли названия некоторых растений.

  1. Птицы и звери - почему их так называют?-1ч.

Откуда пришли названия животных.

  1.  О том, что мы носим.-1ч.

Что означают названия некоторых предметов одежды.

  1. Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай».-1ч.

Обобщение знаний, полученных во время занятий в 3 блоке «К тайнам слова»

Ресурсное обеспечение.

Информационно- методические ресурсы.

Для того, чтобы дети шли в ногу со временем и овладели информационно-коммуникационными технологиями, запланированы занятия в компьютерном классе. Школа располагает достаточными техническими средствами: есть телевизор, музыкальный центр, экран, проектор, компьютер.

Научно-методические ресурсы.

        Для того, чтобы качественно подготовить занятия, будут использоваться научные и методические издания, обозначенные в конце программы.

Организационные ресурсы.

        Для воплощения данной программы в жизнь существует достаточно благоприятное культурно-образовательное пространство.

В школе имеется библиотека, где дети могут найти дополнительную литературу. Это поможет раскрыть их интеллект, будет способствовать познавательной и творческой активности.

Наглядность.

В процессе реализации программы будут использоваться картинки, фотографии, презентации, словари.

Литература для учителя.

  • Аржакаева Т. Психологическая азбука для первоклашек. Развивающие уроки./Школьный психолог № 13,2000
  • Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997
  • Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка.- СПБ: «Речь»,2002
  • Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка . Т 1-4 – М: Русский язык,1981
  • Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2000
  • Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986
  • Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. – М, 1987
  • Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. Языка. – М: Просвещение,1981
  • Иванова В. А. Занимательно о русском языке. Л: Просвещение,1990
  • Люстрова З. Н. Друзьям русского языка. – Ш: Знание,1982
  • Винокурова Н. К. Подумаем вместе. М.: Рост,1998
  • Ломакин П. И. В мире слов. Ч. 3. М.:Издат-школа,1998
  • Львова С. И. Люби и знай родной язык. М. : Русское слово,2000
  • Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учеба, и отдых: русский язык. Ярославль: Академия развития, 1997
  • Елизарова Е. М. К тайнам слова: занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку, занятия в группе продленного дня. – Волгоград: Учитель, 2008
  • Каландарова Н. Н. Уроки речевого творчества: 2 класс. – М.:ВАКО,2009
  • Ладыженская Т. А.Речевые уроки: книга для учителя нач. классов. – М.:Просвещение,1995

Литература для детей.

  • Чуковский К. И.Стихи и сказки. От двух до пяти/Предисловие В. Смирновой. – М.: Дет.лит, 1981
  • Сказки, загадки.Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка . Т 1-4 – М: Русский язык,1981
  • Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2000
  • Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986
  • Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. – М, 1987
  • Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. Языка. – М: Просвещение,1981
  • Полякова А. В. Превращения слов: книга для уч-ся нач. классов. – М.: Просвещение ,1991

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА Название курса: «Русский язык»4 класс

Программа учебного курса "Русский язык" 4 класс(программа "ПЕРСПЕКТИВА")...

Рабочая программа Учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль «Светская этика»

«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости…», — эти слова А.С. Пушкина могут стать эпиграфом к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»...В этой работе собраны ...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС

Программа учебного курса «Технология» для 1 класса   по технологии  и авторской программы  курса «Технология»  Н. А. Цирулик по ФГОС...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса   по технологии  и авторской программы  курса «Технология»  Н. А. Цирулик по ФГОС...

Рабочая программа учебного курса «Функциональная грамотность» название курса для обучающихся 2 классов

Данна программа соответствует нормам и требованиям ФГОС. Поможет педагогу в распределении материала в течении всего учебного года....