Рабочая программа учебного курса «Функциональная грамотность» название курса для обучающихся 2 классов
рабочая программа (2 класс)

Дегтярева Светлана Леонидовна

Данна программа соответствует нормам и требованиям ФГОС. Поможет педагогу в распределении материала в течении всего учебного года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost.docx35.97 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Рабочая программа внеурочной деятельности по основам функциональной грамотности  для 1-4 класса «Читаем, считаем, наблюдаем» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 06.10.2009 №373). Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. В начальной школе закладываются основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель — это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек владеющий техникой чтения, приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения, навыки для решения максимально широкого диапозона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде. В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно - научную грамотность, финансовую грамотность. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы внеурочной деятельности 7 - 10 лет.

Сроки реализации программы внеурочной деятельности – 4 года.

Объём часов, отпущенных на занятия:

1 класс - 33 часа

2 класс- 34 часа,

3 класс - 34 часа,

4 класс - 34 часа,

Продолжительность одного занятия 40 минут.

Цель программы: формирование знаний и умений, необходимых для полноценного функционирования человека в современном обществе.

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.  

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

           Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления; воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

         Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.  

   Целью изучения блока «Глобальная компетентность» является изучение местных, глобальных проблем и вопросов межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и

коллективного благополучия.

 Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:

  • формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;
  • совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
  • учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
  • учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;
  • развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
  • обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;
  • воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
  • учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
  • поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным.

Программа данного курса представляет занятия познавательного вида деятельности для учащихся 2 класса, 34 часа в год (1 час в неделю).

        

Содержание программы 2 класс (34 ч)

     Читательская грамотность: понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного;

    Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.

     Финансовая грамотность: деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.

      Естественно - научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.

    Читательская грамотность  

Михаил Пришвин. Беличья память. И. Соколов-Микитов. В берлоге. Лев Толстой. Зайцы. Николай Сладков. Веселая игра. Обыкновенные кроты. Эдуард Шим. Тяжкий труд. Про полевого хомяка. Про бобров.

    Математическая грамотность  

        Про беличьи запасы. Медвежье, потомство. Про зайчат и зайчиху. Лисьи забавы. Про крота. Про ежа. Про полевого хомяка. Бобры строители.

Креативное мышление        

История со словом «фотоальбом». Рассказы по картинкам.

   Финансовая грамотность

 Беличьи деньги. Поврежденные и фальшивые деньги. Банковская карта.

Безопасность денег на банковской карте. Про кредиты. Про вклады. Ловушки для денег.

    Естественно-научная грамотность        

Про белочку и погоду. Лесные сладкоежки. Про зайчишку и овощи. Лисьи норы.

Корень часть растения. Занимательные особенности яблока. Про хомяка и его запасы.

   Глобальная компетентность        

Комплексное задание «Футбол и дружба». Комплексное задание «Случай в гостях»

Планируемые результаты освоения курса

    Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

-  осознавать личную ответственность за свои поступки;

- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;

- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

-овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

- проявлять познавательную и творческую инициативу;

- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию;

- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;- оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.

Коммуникативные:

- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах работы в группе;

- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

-  умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

-умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

- способность проводить математические рассуждения;

- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;

- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

- понимание и правильное использование финансовых терминов;

- представление о семейных расходах и доходах;

- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;

- представление о различных видах семейных доходов;

- представление о различных видах семейных расходов;

- представление о способах экономии семейного бюджета.

Предметные результаты изучения блока «Глобальная компетентность»:

- способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения (например, бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство, экологические риски, конфликты, культурные различия и стереотипы);

- овладение навыками и взглядами, необходимыми для жизни во взаимосвязанном мире;

-способность использовать знания о мире и критически мыслить при рассуждении о глобальных событиях;

- способность задавать вопросы, анализировать информацию, объяснять явления и вырабатывать собственную позицию;

- способность находить, анализировать и критически оценивать сообщения СМИ;

- способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения;

- способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного, социального или культурного происхождения или пола.

Предметные результаты изучения блока «Креативное мышление»:

- умение генерировать новые идеи на основе существующей информации, например, текста или изображения;

- практика в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание любимой сказки;

- стимулирование развития воображения и фантазии, творческую активность детей

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество

часов

всего

Контрольные работы

практические работы

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Раздел 1. Читательская грамотность (8ч)

1.1.

Михаил Пришвин. Беличья память.

1

0,5

1.2

И. Соколов-Микитов. В берлоге.

1

0,5

http://skiv.instrao.ru

1.3

Лев Толстой. Зайцы.

1

0,5

http://skiv.instrao.ru

1.4

Николай Сладков. Веселая игра.

1

0,5

1.5.

Обыкновенные кроты.

1

0,5

1.6.

Эдуард Шим. Тяжкий труд.

1

0,5

1.7

Про полевого хомяка.

1

0,5

1.8.

Про бобров.

1

0,5

Раздел 2. Математическая грамотность (8ч)

2.1

Про беличьи запасы.

1

0,5

2.2

Медвежье, потомство.

1

0,5

http://skiv.instrao.ru

2.3

Про зайчат и зайчиху.

1

0,5

2.4

Лисьи забавы.

1

0,5

2.5

Про крота.

1

0,5

2.6

Про ежа.

1

0,5

http://skiv.instrao.ru

2.7

Про полевого хомяка.

1

0,5

2.8.

Бобры строители.

1

0,5

Раздел 3. Креативное мышление (2ч)

3.1

История со словом «фотоальбом».

1

0,5

3.2

Рассказы по картинкам.

1

0,5

http://skiv.instrao.ru

Раздел 4. Финансовая грамотность (7ч)

4.1

Беличьи деньги.

1

0,5

4.2

Поврежденные и фальшивые деньги.

1

0,5

http://skiv.instrao.ru

4.3

Банковская карта.

1

0,5

4.4

Безопасность денег на банковской карте.

1

0,5

4.5

Про кредиты.

1

0,5

 4.6

Про вклады.

1

0,5

4.7

Ловушки для денег.

1

0,5

Раздел 5. Естественно-научная грамотность (7ч)

5.1

Про белочку и погоду.

1

0,5

http://skiv.instrao.ru

5.2

Лесные сладкоежки.

1

0,5

http://skiv.instrao.ru

5.3

Про зайчишку и овощи.

1

0,5

http://skiv.instrao.ru

5.4

Лисьи норы.

1

0,5

5.5

Корень часть растения.

1

0,5

http://skiv.instrao.ru

5.6

Занимательные особенности яблока.

1

0,5

5.7

Про хомяка и его запасы.

1

0,5

Раздел 6. Глобальная компетентность (2ч)

6.1.

Комплексное задание «Футбол и дружба»

Комплексное задание «Случай в гостях»

1

0,5

http://skiv.instrao.ru

6.2.

Комплексное задание «Случай в гостях»

1

0,5

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса "Литературное чтение" для учащихся 4 класса, обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР.

Рабочая программа учебного курса "Литературное чтение" для учащихся 4 класса, обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР....

Рабочая программа учебного курса «Финансовая грамотность» для 1-2 классов

Рабочая программа по учебному курсу «Финансовая грамотность» для 1- 2 классов разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования Федерального ...

Рабочая программа по курсу функциональной грамотности «Основы естественнонаучной грамотности», 3 класс, 2022

Рабочая программа по курсу функциональной грамотности «Основы естественнонаучной грамотности»  разработана на основе ФГОС, требований к результатам освоения основной образовательной п...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Изобразительная деятельность» во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год

АДАПТИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Изобразительная деятельность» во 2-ом  классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Функциональная грамотность»

Программа курса внеурочной деятельности для второго класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта н...

Рабочая программа по курсу "Функциональная грамотность". 4 класс

Программа "Функциональная грамотность" учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника....

Рабочая программа по курсу «Функциональная грамотность»

Программа курса внеурочной деятельности для третьего класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ...