№ п/п | Этап урока | Микроцель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Осуществляемые учебные действия (познавательные) |
1. | Этап мотивации к учебной деятельности | выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | – Дети, вам тепло? (Да!) – В классе у нас светло? (Да!) – Прозвенел уже звонок? (Да!) – Это начался урок? (Да!) – Хотите учиться? (Да!) – Значит, можно всем садиться!(Да) -Внимательно слушай – и все услышишь. Внимательно смотри - и все увидишь. Думай – и все поймешь.
| формирование положительной учебной мотивации |
2. | Этап актуализации пробного действия | подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | За горами, за долами, За дремучими лесами Есть страна удивительная. Правит этой страной Существительное. Существительное? Что это такое? Я хочу о нём узнать. Кто из вас сейчас, ребята, О нём может рассказать?
- Говорят, оно умеет, Если надо изменяться, А ещё оно умеет, как – то весело склоняться! Может, вы расскажете?
Осень, больница, кольцо, пальто, стрельба, заинька, козлёнок, грач, ночь, тюльпан. – Что общего во всех словах?
– На какие III группы разделили бы слова?
- А теперь давайте с вами Поиграем со словами. Говорят, у них есть Род. Каждый нам их назовёт. В руки карточки возьмите, Нужный род нам покажите. - Какие знания вам сейчас пригодились?
– Разделите на II группы.
- Давайте вспомним роль мягкого знака в словах. - Предположите о чем мы будем говорить сегодня на уроке, опираясь на последнее задание? Какой секрет откроем?
|
рассказывают о существительном, как части речи
рассказывают о изменении существительных а) по числам: Ед. ч., Мн. ч. , стена – стены, б) по падежам (склоняются). И.п. кто? что? Р.п. кого? чего? Д.п. кому? чему? В.п. кого? что? Т.п. кем? чем? П.п. о ком? о чём?
Наблюдение, анализ Отвечают на вопросы кто? что? Существительные. Делят слова на группы
Определяют мужской род, женский род, средний род
Есть ь и нет ь. Разделительный, для мягкости Формулируют тему урока |
3. | Этап выявления места и причины затруднения. | организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | – Вы о жителях страны многое узнали И сегодня на уроке дружно отвечали. Но в стране волшебной этой Есть ещё один секрет. - Откроем его?
- Как назвать, одним словом? - Часть суток с вечера до утра, (ночь). - Приспособление, с помощью которого открывают замок , (ключ). - Сооружение из кирпича, для отопления дома, (печь). - Суп со свёклой и другими овощами, (борщ). - Небольшой серый грызун с острой мордочкой, (мышь). - Бывает устная и письменная , (речь). - Человек, который играет на скрипке, (скрипач). - Ребёнок женского пола, (дочь). - Верхняя одежда, которую надевают во время дождя, (плащ).
-Давайте проверим, как написали вы и как надо было правильно написать эти слова.
- Вы удивлены? -В каких словах допустили ошибки? -А как вы думаете, почему вы допустили ошибки?
|
учащихся по цепочке записывают на доске слова, остальные в тетрадях,
Открываются слова, написанные заранее на слайде, дети проверяют и удивляются
Дети предлагают свои версии |
4. | Этап построения проекта выхода из затруднения. | постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. | - А как нам получить новое знание? - Обратимся еще раз к написанным словам, что их объединяет? - Попробуем определить тему нашего урока.
| Выбор действия для получения нового знания Определяют тему "Почему у имён существительных в одних случаях пишется мягкий знак на конце слов, а в других нет?"
|
5. | Этап реализации построенного проекта. | реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | – Давайте попробуем всё- таки выяснить причину такого написания имён существительных. - Упр.503
– Что объединяет все слова. – Найдите признак, по которому слова объединены в группу. – Какое обобщение вы можете сделать?
- Где мы можем проверить наш вывод. – Сравните его с сообщением авторов учебника на с. 64. - А сейчас я предлагаю поработать в паре и составить памятку о написании ь на конце имён существительных после шипящих. -Подвиньте листы, которые лежат у вас на партах, обсудите в паре, как надо действовать , чтобы не ошибиться в написании ь на конце имён существительных после шипящих. 1. Это имя_______________________________? 2. Есть ли _____________________звук на конце слова? 3.Определяю _________________. 4. Слово стоит в ____________________форме? 5. Женский род – _______, мужской род – ______
|
Вывод: В именах существительных в начальной форме с шипящими на конце всегда есть орфограмма, потому что выбираем, писать или не писать ь.
Работа в парах
Составление памятки. 1. Это имя существительное? 2. Есть ли шипящий звук на конце слова? 3.Определяю род. 4. Слово стоит в начальной форме? 5. Женский род – Ь пишу, мужской род – Ь не пишу.
|
|
|
| Физминутка Потрудились – отдохнуть нужно без сомненья Дружно быстренько встаём – выполним движенья. -Ребята, я буду называть имена сущ. женского и мужского рода с шипящим на конце. Если это имя сущ. женского рода - приседают девочки, а если мужского рода - приседают мальчики. Шалаш, мышь, меч, плащ, вещь, тишь, ёж, печь, грач, рожь, нож, товарищ, ложь.
|
Физминутка
|
6. | Этап первичного закрепления с проговариванием в речи. | усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | - Сейчас в парах вы выполните задание, которое я приготовила для вас, чтобы вы проверили, как научились писать слова с новой орфограммой. Вам надо найти ошибки, допущенные в словах. плащь | помощ | лещ | лучь | мячь | грачь | мыш | ёрш | ночь | гаражь | стрижь | чижь |
| Работа в парах, исправляют ошибки |
7. | Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. | является интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях. | 1) – Найдите и запишите слова с шипящими буквами на конце имен существительных. I вариант – записывает слова без ь. II вариант – записывает слова с ь. Шалаш.., багаж.., тиш.., товарищ.., вещ.., сторож.., еж.., глуш.., реч.., душ..
2) Работа на нетбуках в программе «Отличник». (можно скачать по адресу http://www.otlichnyk.ru/) | Самостоятельная работа.
|
8. |
Этап включения в систему знаний и повторений. | повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. |
- Какие задачи поставим на следующий урок? - Чем будем заниматься? |
Предположение детей |
9. | Этап рефлексии учебной деятяельности. | самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | - Вы хорошо сегодня поработали, оцените свою работу, продолжив предложения -я научился….. - я узнал….. -мне было интересно …. - у меня вызвало затруднение ….. - хочу сказать спасибо……
| Самооценка своей деятельности |