Русский язык "Знакомство с правилом написания ь на конце имен существительных после шипящих и его освоение". «Снова о ь» УМК Гармония
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Тема урока: Знакомство с правилом написания ь на конце имен существительных после шипящих и его освоение. «Снова о ь»
Цель: Создать условия для формирования умения работать в паре при открытии способа написания мягкого знака на конце имен существительных после шипящих и его освоения.
Оборудование:
- проектор;
- интерактивная доска SMART Board ;
- программа Smart Notebook
- учебник, рабочие тетради, ТПО.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: Знакомство с правилом написания ь на конце имен существительных после шипящих и его освоение. «Снова о ь»
Цель: Создать условия для формирования умения работать в паре при открытии способа написания мягкого знака на конце имен существительных после шипящих и его освоения.
Оборудование:
- проектор;
- интерактивная доска SMART Board ;
- программа Smart Notebook
- учебник, рабочие тетради, ТПО.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | Методический комментарий |
I . Этап мотивации | |||
- Ребята! Сегодня на уроке нам предстоит открыть новые знания. Это нелёгкий труд. Помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Поприветствуйте друг друга. «Привет сосед, улыбнись мне в ответ, я хочу чтобы ты не грустил. Всем улыбки сегодня дарил.» | Дети приветствуют друг друга, даря хорошее настроение. | Стремление к проявлению доброжелательных отношений с партнерами (К) | Для создания положительного микроклимата на уроке ребята обращаются друг к другу, улыбаются, желают хорошей работы своим одноклассникам. |
II. Этап актуализации и пробного учебного действия | |||
- Как вы думаете, все ли о работе мягкого знака вы знаете? Слайд №2 - Прочтите задание. Кто может ответить? -Откройте шторку. Какую работу выполняет ь в данных словах? - Какое слово вызвало затруднение? - Знаете, какую работу здесь выполняет ь? Попробуйте определить тему урока. | Высказывают предположения Вспоминают все, что они знают про правописание мягкого знака Определяют, какую работу выполняет ь в каждом конкретном случае. Находят проблему Высказывают предположения. Формулируют тему урока. | Становление коммуникативного мотива изучения русского языка (Л) Анализировать, сравнивать факты языка, делать умозаключения.(П) Выполнять учебные действия в устной форме.(Р) Участвовать в общей беседе, выполнять правила речевого поведения. Высказывать свои предположения по обсуждаемым вопросам, слушать высказывания собеседников.(К) | Дети вспоминают уже изученный материал, вспоминают все, что они знают по данной теме и затем соотносят свои знания с данными примерами. Выявляют слово, которое не подходит ни к одному изученному правилу. Определяют проблему. |
III. Планирование | |||
- Как мы будем узнавать новое: сами или с моей помощью? | Предлагают способ | Планирование действий | Учащиеся предлагают способ, т.е. как они будут открывать новые знания. Скорее всего они захотят сами разобраться в данной проблеме. |
IV. Решение учебной задачи | |||
Слайд №3 Работа в парах - Выполните в парах задание. - Сравните слова. Чем они все похожи? - Чем отличаются слова каждого столбика? - Какой вывод вы сделали? Вы открыли новое знание, а теперь давайте попробуем - сформулировать учебную задачу урока Слайд №4 - для того, чтобы успешно решать орфографическую задачу, нужно знать и понимать правило написания. Попробуем сами составить это правило. - Дополните схему и проговорите ее словами. -как будем действовать, чтобы правильно написать существительные с шипящим звуком на конце? - сравним наш алгоритм с тем, что предлагают авторы? - правы или нет? | ( упр.503 ТПО Сравнивают слова, определяют их грамматические признаки Делают умозаключение о написании ь в именах существительных женского рода с шипящим на конце. Фиксируют вывод схематически, формулируют и аргументируют его, выводят орфографическое правило. Определяют способ действия для решения орфографической задачи, сверяют его с учебником. | Слушать высказывания собеседников. Делиться приобретенной информацией с другими (К) Понимать, принимать и сохранять учебную задачу, планировать и осуществлять действия для ее решения. Выполнять учебные действия в речевой и умственной форме. Осуществлять самоконтроль.(Р) Читать учебный текст, вычерпывать из него нужные сведения, дополнять свои знания, понимать информацию в модельном виде, переводить ее в словесную форму. Осознавать общий способ действия для решения задачи, применять его при решении конкретных задач (П) | Работая в ТПО, советуясь друг с другом в парах, исследуя слова, сравнивая их, ребята находят способ решения орфографической задачи. Озвучивают его. Далее работают одновременно с интерактивной доской и тетрадью, где дописывают существительные ж. и м. рода в нужный столбик. Учащиеся заполняют схему, формулируют правило. Составляют алгоритм действий для решения задачи. Далее ребята сравнивают полученный алгоритм с авторским. Если ребята решат изучение нового материала начать с чтения правила и алгоритма, все это есть в учебнике. |
V. Этап первичного закрепления | |||
Слайд №5 1. Работа по теме урока -Проговорите еще раз свои действия при решении орфографической задачи. -совместим упражнения с физкультминуткой. Поиграем в игру «Карусель». Прокатиться на карусели сможет тот, кто правильно решит орфографическую задачу. 2. Работа в парах. Упр.506 -что нужно сделать в данном упражнении? - как бы вы хотели выполнить его? | Планируют свои действия и осуществляют их при работе со словами. Применяют алгоритм для решения орфографических задач. Проверяют правильность выполнения. | Понимать, принимать и сохранять учебную задачу, планировать и осуществлять действия для ее решения. Выполнять учебные действия в речевой и умственной форме. Осуществлять самоконтроль.(Р) Читать учебный текст, вычерпывать из него нужные сведения, дополнять свои знания, понимать информацию в модельном виде, переводить ее в словесную форму. Осознавать общий способ действия для решения задачи, применять его при решении конкретных задач (П) | Ребята еще раз проговаривают алгоритм решения задачи, выполняют задание слайда №5 интерактивной доски цепочкой, проговаривая алгоритм, остальные дети записывают слова в тетрадь. Поводят самопроверку. Отработав алгоритм во фронтальной работе, переходят дети к работе в парах, помогают друг другу, если не справляются самостоятельно, просят о помощи. |
VI. Этап самостоятельной работы | |||
- настало время проверить, как же вы поняли правило, которое мы сегодня открыли. Слайд №6 Проверь себя. - хотели бы вы еще поупражняться в написании имен существительных? - Какое упражнение можно выполнить? Д/з упр 507 | Самостоятельно записывают слова. Осуществляют взаимоконтроль. Записывают домашнее задание | Понимать, принимать и сохранять учебную задачу, планировать и осуществлять действия для ее решения. Осуществлять взаимоконтроль.(Р) Применять общий способ при решении конкретных задач (П) | Учащиеся читают открывающееся слово с орфографической задачей, решают ее и записывают слово в тетрадь (5 слов). После выполнения работы, дети меняются тетрадями и производят взаимоконтроль с последующим исправлением допущенных ошибок. Рассмотрев упражнения учебника на предложенных страницах, дети выбирают упражнение, которое поможет закрепить новое знание. |
VII. Этап контроля и оценки | |||
Слайд №7 С каким новым знанием мы сегодня познакомились? -Какую цель мы ставили перед собой? - удалось ли достичь поставленных задач? - какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем? | Подводят итоги своей деятельности. Анализируют работу на уроке. | Осуществлять самоконтроль, самооценку. (Р) Анализировать и оценивать правильность умозаключений, ясность выражения мысли(К) Устанавливать причинно следственные связи(П) | |
VIII. Рефлексия | |||
Кто и как помогал тебе на уроке при решении задач? В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным или неуспешным? | Становление положительного отношения к изучению языка. Элементы способности оценивать свои достижения и трудности (Л) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Знакомство с правилом написания ь на конце имен существительных после шипящих" русский язык, 3 класс
Урок деятельностной направленности - "открытие" нового знания.Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия (овладеть приемом правописания ь на конце имен сущес...
Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс
Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс...
Проект урока по русскому языку "Знакомство с правилом написания Ь на конце имен существительных после шипящих"
Проект урока по русскому языку в 3 классе по программе "Начальная школа 21 века"...
Конспект урока по русскому языку по теме Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих
Конспект урока по русскому языку по теме "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" (3 класс)...
Карточка по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"
Учащимя предлагается вставить пропущенные буквы, пользуясь правилом....
Конспект урока русского языка по теме «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»
конспект...
Сценарий урока русского языка "Гласные О и Е на конце имен существительных после шипящих и Ц"
Данная публикация содержит материал к уроку русского языка в 3 классе по УМК "Начальная школа XXI века". Урок разработан в соответствии с ФГОС с использованием технологии деятельностного мет...