Обучение грамоте (Азбука)
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе программы и учебника «Азбука» Н.Г.Агарковой, Ю.А. Агаркова, Н.М. Лавровой УМК «Перспективная начальная школа» 2013 г. (в сборнике «Программы по учебным предметам 1-4 классы», автор Р.Г. Чуракова – М.: Академкнига/учебник 2011 г. – 233с.) в соответствии с содержанием ФГОС второго поколения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramoteazbuka.doc | 220 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе программы и учебника «Азбука» Н.Г.Агарковой, Ю.А. Агаркова, Н.М. Лавровой УМК «Перспективная начальная школа» 2013 г. (в сборнике «Программы по учебным предметам 1-4 классы», автор Р.Г. Чуракова – М.: Академкнига/учебник 2011 г. – 233с.) в соответствии с содержанием ФГОС второго поколения
Цели и задачи обучения
Теоретической основой обучения грамоте (чтению и письму) является традиционный звуковой аналитико-синтетический принцип в его современной интерпретации. В учебном процессе этот принцип реализуется через графическое действие, имеющее сложную фонемно-буквенную природу и реализующееся через звуковой анализ произносимых и воспринимаемых на слух слов; перекодирование их звуковой формы в графическую (в процессе письма) и наоборот (в процессе чтения), а также понимание значения воспроизведенных языковых единиц – слов, сочетаний слов, предложений и текста.
Цель обучения: обучение первоначальному чтению и письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных языковых знаний и умений.
Задачи:
1. Овладение графическим действием в период усвоения грамоты.
2. Формирование первоначальных представлений об основных единицах системы русского языка (звук, слово, словосочетание, предложение, текст), развитие фонематического слуха.
3. Усвоение форм печатных и письменных буквенных знаков.
УМК, используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения
- Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.. Азбука 1 класс: учебник/под ред. М.Л. Каленчук. – М: Академкнига /Учебник, 2013 – 128с.;
- Тетради по письму №1,2,3
- Н.М. Лаврова, Пишу и проверяю себя. Начала формирования регулятивных УУД. 1 класс, тетради №1,2. – М: Академкнига /Учебник,2013;
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе
Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по безотметочной системе и направлен на диагностирование образовательного результата освоения программы. Используются следующие формы контроля и учёта учебных достижений учащихся:
индивидуальная работа по карточкам, устный опрос, пересказ текста, тесты, анализ произведения, проверка техники чтения, зрительные, выборочные и предупредительные диктанты.
Предметные результаты
• на слух различать структурные единицы языка: слово, предложение, текст;
• знать, называть и различать по форме структурные единицы графической системы – элементы печатных и письменных букв русского алфавита.
Уметь:
• составлять предложения из 2–4 слов и рассказы из 3–4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек;
• правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменными принадлежностями, правильно писать все элементы письменных букв по алгоритмам и под счет, правильно называть их.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать/понимать:
- различать звуки и буквы русского языка;
- различать гласные – ртораскрыватели, произносящиеся без преграды в ротовой полости, и согласные – ртосмыкатели, образующиеся при наличии преграды;
- определять на слух ударные и безударные гласные;
- делить звучащее слово на слоги, один из которых (ударный) произносится с большей силой и длительностью;
- определять согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие;
уметь:
- акцентированно произносить звуки в заданной последовательности в слове, выделять один из них (в соответствии с заданием учителя) и давать ему полную характеристику;
- обозначать звуки речи с помощью условных графических символов (кружков, квадратов) – создавать звуковую схему-модель слова;
- читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически;
- обозначать звуки буквами и условными значками;
- читать в схемах и текстах «Азбуки» буквенную запись слов по слогам и орфоэпически;
- перекодировать звуковую форму слов из условно-графической в буквенную и наоборот;
- правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания;
- писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритму;
- выполнять три вида соединения букв в слогах и словах;
- при письме под счет чередовать напряжение мышц руки с расслаблением;
- конструировать печатные и письменные буквы из элементов-шаблонов;
- определять слова, которые называют предметы, их признаки, действия, а также слова-помощники (предлоги, союзы), которые служат для связи основных слов в предложении; использовать графические символы для их обозначения в модели предложения;
- членить устное высказывание на предложение и текст, изображать эти единицы языка графически;
- правильно записывать предложение и собственные имена при списывании и диктанте.
Универсальные учебные действия обучающихся (УУД)
1. Личностные:
- мотивация учебной деятельности через оказание помощи героям, которые в этом нуждаются, через обращение к читательскому опыту школьников;
- ценностное отношение к природному миру;
- смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: особое восприятие мира, характерное для поэтов, а также для всех людей, которые любят и чувствуют природу.
2. Познавательные:
- умение работать с источниками информации;
- умение проводить сравнение вариантов ответов для выбора правильного;
- развитие способности к осмысленному и внимательному чтению;
- умение осуществлять анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков;
- установление причинно-следственных связей: между поступком человека и реакциями на него;
- умение применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.
3. Регулятивные:
- умение следовать точной инструкции учителя и условным обозначениям учебника и тетради;
- умение осуществлять контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности;
- проявление волевой саморегуляции как способности к волевому усилию.
4. Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог, высказывать свою точку зрения;
- умение строить монологическое высказывание;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;
- умение обосновывать собственное мнение и позицию;
- умение адекватно учитывать позицию собеседника.
Тематическое планирование
Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.. Азбука 2ч в неделю, всего-66ч (50ч.+16ч-Литературное чтение)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Стр.уч. | Дата пров. | |||||
предметные | личностные | метапредметные | ||||||||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | план | факт | ||||||
1 | Знакомство с первой книгой – «Азбука» Речь устная и письменная | 1 | Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Составление предложений по иллюстрациям. Слушание текста сказки. Знать элементы книги. Знакомство с моделями единиц русского языка, условными обозначениями. Пересказ её содержания с использованием иллюстраций. Формирование наглядно-образного представления | Формирование внутренней позиции школьника на основе положи-тельного отношения к школе, при-нятие образа «хорошего ученика» (знакомство с героями школьниками Машей и Мишей). Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний (сказка «Заюшкина избушка»). | Умение использовать знаково-символические средства (условные обозначения, модели единиц русского языка). Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель (плакат с изображением мишени со стрелой в центре; отрывок из стихотворения Е. Ильина; стихотворение «Зяблик»). Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания при работе со сказкой. Умение использовать знаково-символические средства | Формулировать и удерживать учебную задачу. Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при правильной посадке за пар-той, работе с книгой. | Умение слушать и вступать в диалог. Продолжить знакомство с учителем и одноклассниками.Умение строить монологич.высказывание. Уметь договариваться о распределении ролей в совместной деятельности | с.1-5 | ||
2 | Текст. Предложе-ние. Слово. | 1 | Слушание текста сказки. Соотнесение иллюстраций с частями текста. Пересказ содержания сказки Словесное рисование пропущенных фрагментов сказки. | Развитие готовности к сотрудниче-ству.Уважительное отношение к чужому мнению.Мо-тивация учебной деятельности (сказка «Колобок»). | Умение анализировать содержание текста и находить недостающие фрагменты. Формирование умения читать дидактические ил-люстрации. Умение осознанно и произвольно строить речевые вы-сказывания при работе со сказкой. | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (рассказывание сказки со сло-весным рисованием). |
Умение строить монологич. высказывание. Умение слушать собеседника. | с.6 | ||
3 | Предложе-ние. «Как хлеб на стол пришел» | 1 | Знать структурные единицы языка: предложение, высказывание. Речь устная и письменная. Предложение как единица письменной речи. Высказывание как единица устной речи. Знакомство с моделями, обозначающими высказывания и предложения. | Мотивация учебной деятельности на основе жизненного опыта ребенка и через введе-ние заданий зани-мательного характера (загадки, ска-зка про комбайн). Формирование учебно-познавательно- го интереса к новому учебному материалу. Развитие навыков сотрудничества | Понимание и преобразование информации. Формирование умения читать дидактические иллюстрации. Умение анализировать содержание текста и находить недостающие фрагменты. Сравнение моделей предложения и высказывания с целью установления их сходства. | Способность к волевому усилию при работе с книгой. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (восстановление картинки, отсутствующей в ряду). | Умение слу-шать и вступать в диалог. Уме-ние предлагать помощь и со-трудничество. Уметь догова-риваться о рас-пределении ролей в совместной деятельности. | с.7 | ||
4 | Слова-предметы. «Доброе дело» | 1 | Первичное представление о тексте как определенной последовательности предложений и слов, связанных между собой по смыслу и интонационно | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель (Определение типа и цели урока?). Формирование понятия «текст» через анализ моделей. Формирование понятия «слово-название предмета» (модели-прямоугольники | Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. Взаимоконтроль | с.8 | ||||
5 | Текст «Попугай». Живые и неживые предметы. | 1 | Актуализация знаний о словах-названиях предметов, моделях текста, предложения, слова. Формирование представлений о словах-названиях предметов, которые отвечают на вопрос «что это?», называющих неживые предметы. | Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний (работа с моделями слова, предложения, текста; текстом «Доброе дело»). | Формирование умения читать дидактические иллюстрации. Выполнение заданий с использованием материальных объектов (конверт для конструирования, наборное полотно).Формирование понятия «слово-название предмета» через работу на цветном фоне (модели-прямоуголь-ники розового цвета). | Формулировать и удерживать учебную задачу. Взаимоконтроль Анеаса и результатов деятельности при работе в группе в парах. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки | Умение строить монологическ. высказывание. Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. | с.9 | ||
6 | Слова-действия. «Неудачная прогулка».
| 1 | Формирование представлений о словах-названиях действия, которые отвечают на вопрос «что делает?». Закрепление представлений о содержании и структуре текста. Знакомство с временной последовательностью событий. | Развитие навыков сотрудничества со сверстниками. | Формирование умения читать дидактические иллюстрации. Выполнение заданий с использованием материальных объектов (конверт для конструирования, фишки).Формирование понятия «словоназвание действия» через работу на цветном фоне (модели-прямоугольники голубого цвета). Формирование понятия «слово-название признака» через работу на цветном фоне (модели-прямоугольники желтого цвета). | Уметь удерживать учебную задачу. Взаимоконтроль. Планирование учебного сотрудничества. | Умение строить понятные для партнера высказывания. Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Уметь обращаться за помощью. Уважительное отношение к иному мнению. | с.10 | ||
7 | Слова-признаки. «Догадли-вая лягушка».
| 1 | Формирование представлений о словах-названиях признака, которые отвечают на вопрос «какой, какая?». Закрепление | Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация (действие интриги) | Использовать речь для регуляции своей деятельности. Формулировать и удерживать учебную задачу. | с.11 | ||||
8 | Слова-помощники «Наши – гости» Текст. Предложе- ние. Слово. | 1 | Правильное воспроизведение образцов моделей слов и предложений. Знакомство со словами-помощниками. Предлоги. Союзы. Слово. Предложение. Текст. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний. Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. | Формирование умения читать дидактические иллюстрации. Выполнение заданий с использованием материальных объектов (конверт для конструирования, наборное полотно). Умение испо-льзовать знаково-символические средства (модели единиц русско-го языка, шаблоны печ. букв). | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно. Взаимоконтроль, контроль своей деятельности по ходу и по результатам выполнения заданий. | Планирование учебного сотрудничестваУважительное отношение к иному мнению. Умение организовать работу в группе. Уметь формули-ровать свои затруднения. Понимание возможности различных позиций и точек зрения | С.12 | ||
9 | Буквы А а Звук (а), | 1 | Гласный звук (а) – ротораскрыватель. Обозначение звука (а) с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. Самоопределение. Мотивация учебной деятельности при выполнении заданий на основе имеющихся знаний. | Анализ объектов с целью выделения в них существенных призна-ков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой. Умение работать с дидактическими иллюстрациями (соотнесение загадок и рисунков к ним). Проводить сравнение вариантов ответов для выбора правильного (Выбери схему…). Умение работать с дидактическими иллюстрациями. | Умение следовать точной инструкции учителя. Самоконтроль результата учебной деятельности (рисунок отгадки); контроль (таблица в игре «Кто знает, пусть продолжает»). | Предлагать помощь и сотрудничест-во, строить понятные для партнера высказывания, обращаться за помощью, слушать собеседника (работа в группах). Умение вести устный диалог при ответах на вопросы, обращаться за помощью, слушать собеседника (работа в парах). | с.13 с.14 | ||
10 | Звук (о) Буквы О, о | 1 | Гласный звук [о]. Большая\ малая буквы О, о | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. Мотивация учебной деятельности при выполнении заданий на основе имеющихся знаний. Самоопределе-ние. | Анализ объектов с целью выделения в них существенных при-знаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозна-чаемых новой буквой. Умение работать с дидактическими ил-люстрациями (соотнесение загадок и рисунков к ним). Проводить сравнение вариантов ответов для выбора правильного (Выбери схему). .Выполнение заданий с использованием материальных объектов (наборное полотно, конверт для конст-руирования). Проводить сравнение, выбирая верное решение (что общего у этих слов?). | Умение следовать точной инструкции учителя. Взаимоконтроль результата учебной деятельности (составление в паре предложения с отгаданным словом | с.15 | |||
11 | Звук (у) Буквы Уу | 1 | Гласный звук [у]. Большая\ малая буквы У, у | Предлагать помощь и сотрудничест во. Умение вести устный диалог при ответах на вопросы. | с.16 | |||||
12 | Звук [ э ] Буквы Э, э | 1 | Гласный звук [э]. Большая\ малая буквы Э, э | Анализ объектов с целью выделения в них существенных призна-ков: сравнение моделей с целью выделения звуков | Умение следовать точной инструкции учителя. Взаимоконтроль результата учебной деятельности | Предлагать по-мощь и сотруд-ничество, стро-ить понятные для партнера высказывания, обращаться за помощью. | с.17 | |||
13 | Звук (Ы), буква ы | 1 | Гласный звук [ы]. Буква ы. | Мотивация учебной деятельности при выполнении заданий на основе имеющихся знаний. | Умение работать с дидактическими иллюстрациями. Выполне-ние заданий с использованием материальных объектов (наборное полотно, конверт для конст-руирования). Проводить сравнение, выбирая верное решение (что общего у этих слов?). | Умение следовать точной инструкции учителя. Взаимопроверка и самопроверка. | Предлагать помощь и сотрудничество. Умение вести устный диалог при ответах на вопросы. | с.18 | ||
14 | Звук (И), буквы И, и | 1 | Гласный звук [и]. Большая/малая буквы И, и Звук [и] и буква И как значащее слово в предложении | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. | Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с це-лью выделения звуков, обозначаемых новой буквой. Умение работать с дидактическими ил-люстрациями (определение по рисункам слов, из которых выделяется звук, обозначаемый новой буквой). | Умение следовать точной инструкции учителя. Контроль (проверка с помощью карточек). | Предлагать помощь и сотрудничество, строить понятные для партнера высказывания, обращаться за помощью, слушать собеседника (работа в парах). | с. 19 | ||
15 | Слог, ударение. | 1 | Слог, ударение. Ударный\ безударный гласный звук, Ударный\ безударный слог. Смысло- различительная роль ударения. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. | Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой. Умение работать с дидактическими иллюстрациями (определение по рисункам слов, из которых выделяется звук, обо-значаемый новой буквой). | Умение следовать точной инструкции учителя. Взаимопроверка, контроль (по карточкам). | Предлагать помощь и сотрудничест-во. Умение вести устный диалог при ответах на вопросы. | с.20 | ||
16 | Звуки [м] [м,], буквы М,м. | 1 | Согласные звуки [м] [м,], модели согласных звуков. Большая\малая буквы М м И – показатель мягкости предшествующих согласных звуков. Твердость и мягкость звуков. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. | Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой. Умение работать с дидактическими иллюстрациями (определение по рисункам слов, из которых выделяется звук, обо-значаемый новой буквой). | Умение следовать точной инструкции учителя. Взаимопроверка. | Предлагать помощь и сотрудничест-во. Умение вести устный диалог при ответах на вопросы. | с.21 | ||
17 | Звуки [н] [н,], буквы Н, н. | 1 | Согласные звуки [н] [н,], Большая\ малая буквы Н,н. Две работы буквы И. | Мотивация учебной деятельности при выполнении заданий на основе имеющихся знаний. | Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой. | Умение следовать точной инструкции учителя. Взаимопроверка. | Предлагать помощь и сотрудничест во. Умение вести устный диалог при ответах на вопросы. | с.21 | ||
18 | Звуки [л] [л,], буквы Л, л. | 1 | Согласные звуки [л][л,]. Большая\ малая буквы Л, л. Две работы буквы И. | Мотивация учебной деятельности при выполнении заданий на основе имеющихся знаний. Самоопределение. | Выполнение заданий с использо-ванием материальных объектов (наборное полотно, конверт для конструирования).Проводить сравнение, выбирая верное решение (сравните порядок букв гласных на двух наборных полотнах). Установление причинно-следс-твенных связей (качества гласных звуков). | Умение следовать точной инструкции учителя. Взаимопроверка. | Предлагать помощь и сотрудничест во. Умение вести устный диалог при ответах на вопросы. | с.22 | ||
19 | Звуки [р][р,], буквы Р, р. | 1 | Согласные звуки [р][р,]. Большая\ малая буквы Р,р. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. | Формирование умения работать по условным обозначениям (голубая дуга под звуковой моделью, черточка)..Выполнять действие по заданному алгоритму (работа со словами одинаковыми по написанию, но разными по значению). | Умение следовать точной инструкции учителя. Взаимопроверка. | Умение строить монологиче- ское высказывание. Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности (конструирование букв, при чтении строк). | с.23 | ||
20 | Звук [й,], буква й. | 1 | Звук [й,] всегда мягкий, буква й. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. | Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой. Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное (какими звуками отличаются мо-дели этих двух слов?). | Формулирование и удержание учебной задачи (Над чем нам нужно подумать на уроке, что узнать?). Взаимоконтроль | Договарив. о распределении ролей в совместной деятельности (конструирование букв, при чтении строк). | с.24-25 | ||
21 | Буквы Я, я в начале слова и после [й, а]. | 1 | Буквы Я, я в начале слова и перед гласной – два звука: [й, а] | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. | Формулирова-ние учебной задачи (Над чем нам нужно подумать на уроке, что узнать?). Взаимоконтроль и самоконтроль (чтение со звательной интонацией). | Умение строить монологическ. высказывание. | с.26-27 | |||
22 | Буква я – показатель мягкости предшествующего согласного | 1 | Буква я - показатель мягкости предшествующего согласного | Формирование учебно-познавательно- го интереса к новому учебному материалу. | Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой. Выполнение заданий с использованием материальных объектов (наборное полотно, конверт для конструирования).Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков: формирование понятия «звук» через анализ моделей.
| Формулирование и удержание учебной задачи (Над чем нам нужно подумать на уроке, что узнать?). Взаимоконтроль (обсудите составленную модель в парах, согласны ли дети с такой моделью). | с.28-31 | |||
23 | Буквы Ё, ё в начале слова и после гласной – два звука: [й, о]. | 1 | Буквы Ё, ё в начале слова и после гласной – два звука: [й, о]. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.
| Формулирова-ние и удержание учебной задачи (Над чем нам нужно подумать на уроке, что узнать?). Взаимоконтроль. | с.32-34 | ||||
24 | Буква ё – показатель мягкости предшествующего согласного | 1 | Буква ё – показатель мягкости предшествующего согласного | Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и разли-чное. Выполнение заданий с использованием материальных объектов Выполнение заданий с использованием материальных объектов (наборное полотно, конверт для конструи-рования). | с.35-36 | |||||
25 | Буквы Ю, ю в начале слова и перед гласной – два звука: [й, у]. | 1 | Буквы Ю, ю в начале слова и перед гласной – два звука: [й, у] | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. | Формулирование и удержание учебной задачи (Над чем нам нужно подумать на уроке, что узнать?). | с.37 | ||||
26 | Буква ю – показатель мягкости предшествующего согласного | 1 | Буква ю – показатель мягкости предшествующего согласного | Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний | Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой. | Взаимоконтроль (Соседи по парте проверьте друг у друга работы). | Договари-ваться о распределении ролей в со-вместной деятельности | с.38 | ||
27 | Буквы Е, е в начале слова и перед гласной – два звука: [й, э] | 1 | Буквы Е, е в начале слова и перед гласной – два звука: [й, э] | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. | Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой. Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное (сравнение текущей страницы с предыдущими).Выполнение заданий с использованием материальных объектов (наборное полотно, конверт для конструирова-ния).Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных приз-наков: формирование понятия «звук» через анализ моделей. | Формулирование и удержание учебной задачи (Над чем нам нужно подумать на уроке, что узнать?). Взаимоконтроль (Соседи по парте проверьте друг у друга работы). | Умение строить монологическое высказывание (составление рассказа по картинке). Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности (конструирование букв, при чтении строк). | с.39 | ||
28 | Буква е – Показатель мягкости предшествующего согласног | 1 | Буква е – Показатель мягкости предшествующего согласного. | Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний (Какую работу выполн. | Взаимоконтроль (Соседи по парте проверьте друг у друга работы). | Умение строить монологи (составление двух рассказов по каждой ил-люстрации). | с.40 | |||
29 | Буква ь для обозначения мягкости согласных | 1 | Буква ь для обозначения мягкости согласных | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. | Формулирование и удержание учебной задачи (Над чем нам нужно подумать на уроке, что узнать?). Взаимоконтроль (Соседи по парте проверьте друг у друга работы). | Умение строить монологическ. высказывание (составление рассказа по картинке). | с.41 | |||
30 | Звуки [д][д,], буквы Д, д. | 1 | Согласные звонкие звуки [д][д,]. Большая\ малая буквы Д,д. | Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний (Какую работу выполняет буква ю?). | Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой. Выполнение заданий с использованием материальных объектов (наборное полотно, конверт для конструирования). Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков: формирование понятия «звук» через анализ моделей. | Взаимоконтроль (Соседи по парте проверьте друг у друга работы). | проверка гласных зву-ков, обозначаю-щих твердость предшествующих согласных в слоге, выставленных на наборном полотне | с. 42 | ||
31 | Звуки [т][т,], буквы Т,т. | 1 | Согласные глухие звуки [т][т,]. Большая\ малая буквы Т,т. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. | Формулирование и удержание учебной задачи (Над чем нам нужно подумать на уроке, что узнать?). Взаимоконтроль | Договарива-ться о распределении ролей в совместной деятельности (конструирование букв, при чтении строк). | с.43 | |||
32 | Звуки [з][з,], буквы З, з. | 1 | Согласные звонкие звуки [з] [з,], Большая\ малая буквы З,з | Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний (Какую работу выполняет буква е?). | Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой. Выполнение заданий с использованием материальных объектов (наборное полотно, конверт для конструирования). Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков: формирование понятия «звук» через анализ моделей. Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное (с. 47, сравнение пар слов по звучанию и значению). Работа с текстом и иллюстрациями: поиск нужных частей текста, нужных строчек (с. 47, «Данила»); работа на цвет-ном фоне.. | Взаимоконтроль (Соседи по парте проверьте друг у друга работы). | Дого-вариваться о распределении ролей в совместной деятельности (проверка гласных зву-ков, обозначаю-щих твердость предшествующих согласных в слоге, выставленных на наборном полотне | с.44 | ||
33 | Звуки [с][с,], буквы С, с. | 1 | Согласные глухие звуки [с] [с,], Большая\ малая буквы С,с. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу (Что необычного вы заметили сегодня на странице «Азбуки»?). | Применение установленных правил в планировании способа решения. | Умение строить монологи-ческое высказывание. | с.45 | |||
34 | Звуки [г] [г,], буквы Г, г | 1 | Согласные звонкие звуки [г] [г,], Большая\ малая буквы Г,г Работа со скороговоркой на стр.62 | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. | Самоконтроль (по звуковой модели, по опорным словам) и взаимоконтроль | с. 46-48 | ||||
35 | Звуки [к][к,], буквы К, к | 1 | Дифференциация звуков по звонкости-глухости. Работа со скороговоркой | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. | Формирование умения ис-кать информацию в учебной книге (обращение к с. 52).Подведение под понятие на основе распо-знавания объектов, выделения существенных признаков: формирование понятия «звук» | Взаимоконтроль (при работе в группах). | Договарива-ться о распределении ролей в совместной деятельности (групповая работа). | с.49-52 | ||
36 | Звуки [в][в,], буквы В,в | 1 | Согласные звонкие звуки [в] [в,], Большая\ малая буквы В,в Работа со скороговоркой. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. | Работа с текстом и иллюстрации-ями: поиск нужных частей текс-та, нужных строчек (текст «Затеи Деда Мороза»).Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существен-ных признаков: через анализ пар слов на цветном фоне. | Выбирать действия в соответствии с постав-ленной задачей (поиск слов со звуками [з][з,], поиск женских и мужских имен в предложениях). | Умение строить монологи ческое высказывание. | с.53-55 | ||
37 | Звуки [ф][ф,], буквы Ф,ф. | 1 | Согласные глухие звуки [ф] [ф,], Большая\ малая буквы Ф,ф | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. | Выполнение заданий с использованием материальных объектов (наборное полотно, конверт для конструирования). Анализ объектов с целью выделения в них су-щественных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой бук-вой. | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (выполняют модели слов и предложений по предложенным условным обозначениям). | с.56-59 | |||
38 | Звуки [б],[б`] Буквы Б,б. | 1 | Знакомство с новыми звуками и новой буквой б. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. | Работа с текстом и иллюстрациями: работа на цветном фоне. Работа с текстом и иллюстрациями: поиск нужных частей текста, нужных строчек (текст «Не дразни гусей»). | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (работа по алгоритму). | с.60-62 | |||
39 | Звуки [п], [п`], буквы П п. | 1 | Знакомство с новыми звуками и новой буквой п. Дифференциация звуков по твердости – мягкости. | Мотивация учебной деятельности на основе имеющихся знаний. Работа с текстом, в котором обсуждаются проблемы любви, уважения и взаимоотношений родителей и детей (текст «Зайка»). | Формирование умения осущес-твлять сравнение и выделять об-щее и различное (сравнение зву-ков, слов, написанных на цветном фоне). Работа с текстом и иллюстрациями: работа на цветном фоне. Работа с текстом и иллю-страциями: поиск нужных частей текста, нужных строчек (текст «Зайка»). | Использовать речь для регуляции своего действия (эксперимент по сравнению на слух звуков [г][г,]–[к][к,]). Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (выделение из скороговорки слов со звуками [г][г,]–[к][к,]). | Умение строить монологическ.высказывание (отвечают на вопросы). Уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; слушать собеседника; строить понятные для партнера | с.63-66 | ||
40 | Звук [ж], буквы Ж,ж | 1 | Знакомство с новыми звуками и новой буквой ж. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. | Выполнение заданий с использованием материальных объектов (наборное полотно, конверт для конструирования).Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное (сравнение звуков, слов, написанных на цветном фоне по звучанию и значению). Работа с текстом и иллюстрациями: работа на цветном фоне. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой. | Взаимоконтроль (при работе в группе). | с.67-69 | |||
41 | Звук [ш], буквы Ш, ш | 1 | Сравнение звуков [ж] – [ш], выбор слов с изучаемыми звуками. Дифференциация звуков [ж] – [ш] по звонкости-глухости | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. | Взаимоконтроль (при работе в группе). | Формулиро вать свои затруднения, обращаться за помощью (отгадывание слов по звуковой схеме использование не более 3 вопросов). | с.70-72 | |||
42 | Звук [й] после разделитель-ного мягкого знака перед буквами Е,Ё,Ю,Я | 1 | Знакомство с понятием «разделительный мягкий знак». Умение читать новые звуковые модели. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (работа по алгоритму). | с.73-77 | ||||
43 | Звуки [х] [х,], буквы Х, х | 1 | Знакомство с новыми звуками [х][х'] и новыми буквами Х и х. Чтение звукобуквенных моделей, выделение нового звука. | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. | Работа с текстом и иллюстра-циями: поиск нужных частей те-кста, нужных строчек (текст «Медвежата и жук»).Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков: формирова-ние понятия «звук» через анализ моделей. | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (выполнение заданий по тексту «Медвежата и жук»). | с. 78-83 | |||
44 | Звук [ч,], буквы Ч,ч | 1 | Знакомство с новыми звуками [ч'] и новыми буквами Ч и ч. Чтение звукобуквенных моделей, выделение нового звука. Определение места буквы Ч в алфавите: перед какой знакомой буквой находится буква Ч. | Мотивация учебной деятельности через игру («Сломанный телефон»). | Поиск нужных слов: работа на цветном фоне. Работа с текстом и иллюстрациями: поиск нужных частей тек-ста, нужных строчек, слов («Мишка и лужи», «Веселые стихи»). Формирование понятия «смыслоразличительная роль звука» через анализ пар слов на цветном фоне (жар-шар…) | Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
| Умение формулировать собственное мнение и позицию. | с.84-88. | ||
45 | Звук [щ], буквы Щ, щ Звук [ц], буквы Ц, ц | 1 | Знакомство с новыми буквами Щ, щ и звуком [щ]. Чтение звукобуквенных моделей, выделение нового звука. Определение места буквы Щ в алфавите: перед какой знакомой буквой находится буква Щ. Знакомство с новыми буквами Ц, ц и звуком [ц]. Чтение звукобуквенных моделей, выделение нового звука. Определение места буквы Ц в алфавите | Развитие навыков сотрудничества при работе в парах и группах Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение выслушивать другую точку зрения (при работе в парах и группах). Мотивация учебной деятельности через чтение текстов шуточного характера, через отгадывание загадок. | Анализ объектов с целью выделения в них существенных призна-ков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых изучаемыми сочетаниями букв; обнаружение особенностей букв е,ё,ю,я: использование букв для обозначения звука[й,] после раз-делительного ъ. Умение работать с дидактическими иллюстрациями (сотнесе-ние загадок и рисунков к ним). | Умение следовать точной инструкции учителя. Взаимоконтроль при работе в группе и паре. Самоконтроль результата Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при перечитывании одного и того же текста, выполняя различные упражнения («Финиш», «Буксир») и отвечая на вопросы. Взаимоконтроль при работе в группе и паре. | Проявлять активность, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Умение вести устный диалог при ответах на вопросы. Предлагать помощь и сотрудничест-во, строить понятные для партнера слушать собеседника, договарива-ться о распределении ролей в совместной деятельности (работа в группах и в парах). | с.89-91 | ||
с.92-94. | ||||||||||
46 | В.Д. Берестов «Верблюжонок» Г. Цыферов «Что у нас во дворе?» | 1 | Знакомство с творчеством В.Д. Берестова, Г. Цыферова | Работа с текстом: поиск слов с новым звуком, поиск нужных предложений Фор-мирование умения работать по условным обозначениям (согласный мягкий глухой звук, конструирование печатной буквы, сравни пары слов по звучанию и значению, прочти в ускоренном темпе).. Выполнение заданий с ис-пользованием материальных объектов (наборное полотно, кон-верт для конструирования). Формирование умения работать по условным обозначениям | с.95-96, 98-99 | |||||
47 | Творчество К.И.Чуковского Весёлые стихи | 1 | Знакомство с творчеством К. Чуковского | Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию при перечитывании одного и того же текста, выполняя различные упражнения | Формулиро-вать свои затруднения, адекватно оценивать поведение окружающих, обращаться за помощью. | с.97, 100-102. | ||||
48
| М.Бородицкая«Сини-чья скоро-говорка» А. Блок «Ветхая избушка» | 1 | Чтение стихотворения А. Блока «Ветхая избушка». Слушание и анализ стихотворения А. Усачева «Бегает цыпленок…». | |||||||
Формирование мотивации учебной деятельности через чтение текста шуточного характера (Тощий Тимка всех тощей…). Смыслообразов и нравственно-этическая ориентация: воспитание эмпатии при сопереживании сказочным героям («Дружище»). | Работа с текстом: поиск слов с новым звуком, поиск нужных предложений Выполнение заданий с ис-пользованием материальных объектов (наборное полотно, кон-верт для конструирования). Поиск нужных слов: работа на цветном фоне. Формирование умения работать по условным обозначениям (согласный мягкий глухой звук, конст-руирование печатной буквы, сравни пары слов по звучанию и значению, прочти в ускоренном темпе). | Умение ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем (Можно ли применить уже усвоенные знания к новым звукам и буквам?). Выбирать действия в соответ-ствии с поставлен-ной задачей.Само-контроль результата учебной деятельности | Предлагать помощь и сотрудничест-во, строить понятные для партнера высказывания, обращаться за помощью, слушать собеседника, договарива-ться о распределении ролей в совместной деятельности (работа в группах и в парах). | с.103-106 с.110-113 | ||||||
49 | Ю. Мориц «Попры-гать – поиграть». Б. Заходер «Песня игрушек» Г.Граубин «Шишко-пад» Творчество С.Маршака | 1 | Знакомство с произведением Ю. Морица Слушание стихотворения Б. Заходера «Песня игрушек». Работа над выразительностью чтения. Знакомство со стихотворением В. Берестова «Читалочка». Знакомство с понятием «алфавит», чтение изученных букв в алфавитном порядке. | Формирование ценностного отношения к природному миру Развивать память, внимание, воображение, фонематичес-кий слух Воспитание чувства любви, добра, радости общения друг с другом на основе произв.автора. Формирование навыков сотрудничества в разных ситуациях. Воспитание здоровьесбере-гающего поведения. Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости (отношение игрушек к детям и отношение детей к игрушкам). Формирование навыка выразитель-ного чтения стихотворений наизусть | ||||||
Прививать стремление к самостоятельному чтению художественной литературы, проникать в глубину произведения, определять его идею. Умение осознанно выбирать интонацию, темп чтения, необходимые паузы в соответствии с особенностями текста. Соотносить сюжет иллюстрации с соответствующим фрагментом текста. | Умение слушать собеседника и строить понятные устные высказывания. Умение участвовать в коллективном обсуждении информации, формулировать собственное мнение | с. 114-115 | ||||||||
с. 116-119 с.120-124 | ||||||||||
Выполнение заданий с использованием материальных объектов (составление фамилии автора на наборном полотне). Работа с текс-том: перечитывание текста с разными задачами (поиск нужных частей текста, нужных строчек). | Адекватно воспринимать предложения учителя и товарищей по исправлению ошибок. | Умение слушать собеседника и строить понятные устные высказывания. | ||||||||
50 | В.Берестов «Читалочка Прощание с учебником «Азбука» | 1 | Работа с текстом: перечитывание текста с разными задачами (поиск нужных частей текста, нужных строчек) (Б. Заходер «Песня игрушек»). Умение осознанно выбирать интонацию, темп чтения, необходимые паузы в соответствии с особенностями текста. Соотносить сюжет иллюстрации с соответствующим фрагментом текста. | Волевая саморегуляция как способ-ность к волевому усилию при слушании текста, перечит-ывании текста самостоятельно, а затем с интонацией, соответствующ. содержанию и знакам препинания ( Б. Заходер «Песня игрушек»). | Умение выполнять работу по цепочке, проявлять активность во взаимодействии и слушать собеседника. | с.125-127 |
Всего:50ч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебное пособие при обучении грамоте " азбука в стихах"
Пособие поможет при изучении букв. Буква-картинка. Для читающих детей стихи....
рабочая программа Обучение грамоте. Азбука. 1 класс Климанова УМК Перспектива
Программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование с УУД, технологические карты....
Обучение грамоте (Азбука) Буквы Г, г. Звуки [г], [г`]
Данный урок по учебно-методическому комплекту Горецкого «Азбука» является не только уроком открытия нового знания, но и уроком-исследованием. На протяжении всего урока дети не...
Рабочая программа по обучению грамоте (азбука) для 1 класса. УМК "Школа России"
Рабочая программа по обучению грамоте (азбука) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образ...
Календарно-темптическое планирование по обучению грамоте ("Азбука") УМК "Школа России"
Календарно-тематическое планирование разработано в соответствии с авторской прогрммой Горецкого В.Г., методических рекомендаций авторов "Азбуки"....
Обучение грамоте (Азбука)
Тема: Буквы Г, г. Звуки [г], [г`]...
КТП обучение грамоте "Азбука" Перспектива
КТП по курсу обучениае грамоте "Азбука" УМК "Перспектива" с УУД по ФГОС...