Обучение грамоте (Азбука)
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Воронченко Галина Леонидовна

Тема: Буквы Г, г. Звуки [г], [г`]

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_bukvy_g_g._zvuki_g_g.docx79.95 КБ
Файл gg.pptx1.08 МБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте (Азбука) 13.11.2015 год.

Тема: Буквы Г, г. Звуки [г], [г`]

Тип: урок открытия новых знаний в рамках деятельностного подхода.

Цель: Сформировать способность учащихся к новому способу действия.

Задачи:
1
. Дать представление о буквах Г, г, звуках [г], [г’]
2. Обеспечить условия для формирования навыка чтения слов с изученной буквой, развивать фонематический слух, речь, внимание, мышление.
3. Способствовать воспитанию внимательности, аккуратности, усидчивости, эстетических чувств, любви и бережного отношения к окружающему миру.

Планируемые результаты
Предметные.
Обучающийся получит возможность научится:

  • давать характеристику согласным звукам;
  • узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;
  • читать слова с изученными буквами;
  • группировать и систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков;
  • классифицировать предметы по общему признаку;

Метапредметные.  

Регулятивные УУД:

  • организовывать своё рабочее место под руководством учителя;
  • осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
  • уметь проговаривать последовательность действий на уроке;
  • Оценка

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике;
  • понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
  •  способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

  • соблюдать простейшие нормы речевого этикета;
  •  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия;
  •  формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

   Личностные.

  • принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • проявлять уважение к своим одноклассникам в ходе дискуссии по теме урока;
  • формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • внутренняя позиция школьника;
  •  учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;
  •  ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

Ход урока

1. Орг. момент.

Громко прозвенел звонок-     (Слайд 1)    
Начинается урок.                        
Наши ушки на макушке,            
Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

2. Актуализация знаний.

- Сегодня к нам на урок пришли два брата-гномика: Гоша и Гена. (Слайд 2) Пришли они к нам не одни, а с буквами. Пока они шли светило яркое солнышко, им было весело, они играли и смеялись. (Слайд 3)

Вдруг набежала туча, загремел гром, полил дождь, началась сильная гроза. (Слайд 4)

 Наши гномики растерялись, но они вспомнили, что у них есть зонтики. ( на доске 2 зонта с шапочками белого цвета и карточки с изученными буквами).

Буквы так испугались дождя, что забыли под каким зонтом им надо прятаться. Давайте, ребята, поможем буквам.  Какие буквы спрячем под первый зонт? ( гласные) Под второй зонт? ( согласные) (На зонты вешаются красная и синяя шапочки)

-Молодцы, ребята, не дали буквам намокнуть, спрятали все буквы правильно.

- Назовите гласные, которые обозначают твёрдость согласного.

– Назовите гласные, которые обозначают мягкость согласного

– Назовите гласные, которые обозначать два звука, в каких случаях?

3. Формулирование темы урока, постановка цели

-Как вы думаете, почему сегодня у нас в гостях гномики Гоша и Гена?

(Они помогут нам познакомиться с новыми звуками, новой буквой)

- Что мы узнаем на уроке?

 (Какие звуки обозначает новая буква,

 гласные или согласные звуки, мягкие или твёрдые, звонкие или глухие )

- Чему научимся?

(Читать слоги, слова, предложения с новой буквой)

Физкультминутка  (Слайд 5)

Гномик по лесу гулял,                (ходьба на месте)
Колпачок свой потерял.             (наклоны в стороны,
Колпачок был непростым,         вперёд – «ищем пропажу»)
 Со звоночком золотым.             (хлопки в ладоши)
Гному кто точней подскажет,     (прыжки на месте)
Где искать в лесу пропажу?         (ходьба на месте)

4.Изучение нового материала  

           

  • Анализ слов и составление схем слов ( 2 ученика работают за доской, остальные на местах)

Разделим слово Гоша на слоги  Го-ша. Назовите первый звук [г].

Какой это звук гласный или согласный, почему? Звонкий или глухой, почему?

Разделим слово Гена на слоги, Ге-на. Назовите первый  звук [г,].

Какой это звук гласный или согласный, почему? Звонкий или глухой, почему?

  • Сравнение схем. В чём отличие? ( 1 звук)

Произнесём эти звуки по очереди, чем отличаются?

- А теперь сделаем вывод. С какими звуками познакомили нас два брата? ([г][г′])

- Какие это звуки?

Эти звуки обозначаются буквой  Г ( На доске появляется буква Г )

  • - На что похожа буква Г?     ( ответы детей)  

 1)   Стоит подобно кочерге.

        И подобно кочерге

        Горбит спину буква Г

2)   Г – крючок обыкновенный.

      Но в труде – помощник верный!   (Слайд 6)

  • Придумать слова  с новой буквой? ( ответы детей)

  • Игра «Не ошибись!» ( на доске картинки: гриб, гитара, гусь, голубь, герб….  Разделить слова на 2 группы:  ( произнести слова)

- слова , в которых первый звук [г].

- слова , в которых первый звук [г’].

  • Игра « Что любит буква?»  

- Что вы можете рассказать о букве Г? Все слова должны начинаться с этой буквы.

- Каким видом спорта она любит заниматься? (гимнастикой, греблей, …..)

- Что любит рисовать? (грибы, горы,…..)

- Что любит есть? ( груши, гранаты, грибы,…..)

- Какие цветы любит? ( георгины, гладиолусы, герань, ….)

-Во что одевается? ( галстук, гольфы, гетры, ….)

- На каких музыкальных инструментах играет? ( гитара, горн,гусли,…)

               

5. Закрепление  нового материала                                                                   а

  • 1.Чтение слогов слияний.   ( на доске схема )                            Г           о            

- Гоша предлагает подружить букву Г буквами гласных звуков.                      у

( К букве Г добавляем гласные и чтение слогов хором)                                      и

Г протянула руку букве А получилось ГА.                                                           е  

А потом и букве О, получилось ГО.                                                                          

И конечно букве У, получилось ГУ.

Подружилась с буквой И, получилось ГИ.

А с буквой Е, получилось ГЕ.

-Буквы подружились и получились слоги.

Физкультминутка

   Гоша шёл, шёл, шёл.     ( шагаем на месте)

   Белый гриб нашёл.         ( рука под козырёк, повороты головы)

   Раз грибок, два грибок    ( наклоны)

   Положил их в кузовок.    ( присесть на место)

  • Работа   по учебнику над текстом.

- Посмотрите на иллюстрацию. Что и кого вы видите?

- О чём будет текст?

  • Чтение выделенных слов.

- Прочтите слова, написанные с заглавной буквы.

-Почему слова Галя и Гена написаны с большой буквы ? (Имена людей!)

  • Чтение текста учащимися про себя.
  • Чтение вслух (1 человек).

- Оправдалось наше предположение?

- Объясните смысл слов: боровик, поганка ( это грибы)

- Какие грибы в корзине у Гали?

 - Какие грибы в корзине у Гены?

 - Как выглядит гриб – боровик? (прочитать в тексте)

- Чем отличается боровик от поганки?   (Слайд 7, 8)

 -Грибы бывают съедобные и несъедобные. (ядовитые). Никогда не собирайте грибы сами!

6.Итог урока

С какой буквой познакомили нас  гномики?

- Какие звуки обозначаем буквой г?

- Что узнали о звуках [г], [г`]?

- Чему научились на  уроке?

 7.Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Какие задания выполняли?

-Какие из них понравились больше всего?

- Какие вызвали затруднения?

Оценка деятельности

 Кто остался доволен своей работой на уроке поднимите руки. А кому нужно ещё потренироваться в чтении слов и предложений с новой буквой? Этим мы займёмся на следующем уроке обучения грамоте.

Гоша и Гена довольны  вашей работой и дарят вам букву Г  (Слайд 9)

Я тоже довольна вашей работой и дарю вам свою улыбку ( на листе нарисована улыбка, присоединяю её к букве Г)  и ставлю за урок оценку…..5 ( буква Г с улыбкой похожи на цифру   5)

Прощаться пришла пора

И азбуку закрыть пора!

С ней узнали много слов

И много всяких всячин,

И если ты запомнил их

Не зря урок потрачен.                  (Слайд 10)

 ( Если остаётся время, даю раскраски с игрой «Найди букву Г» ( проверка – гитара)

L:\обучение грамоте Гг\для презентации\3.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 10

Молодцы !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное пособие при обучении грамоте " азбука в стихах"

Пособие поможет при изучении букв. Буква-картинка. Для читающих детей стихи....

рабочая программа Обучение грамоте. Азбука. 1 класс Климанова УМК Перспектива

Программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование с УУД, технологические карты....

Обучение грамоте (Азбука) Буквы Г, г. Звуки [г], [г`]

Данный урок по учебно-методическому комплекту Горецкого «Азбука» является не только уроком открытия нового знания, но и уроком-исследованием. На протяжении всего урока дети не...

Рабочая программа по обучению грамоте (азбука) для 1 класса. УМК "Школа России"

Рабочая программа по обучению грамоте (азбука) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образ...

Календарно-темптическое планирование по обучению грамоте ("Азбука") УМК "Школа России"

Календарно-тематическое планирование разработано в соответствии с авторской  прогрммой  Горецкого В.Г., методических рекомендаций авторов "Азбуки"....

КТП обучение грамоте "Азбука" Перспектива

КТП по курсу обучениае грамоте "Азбука" УМК "Перспектива" с УУД по ФГОС...

Рабочая программа и КТП по обучению грамоте (азбука) Горецкий В. Г. "Школа России" 1 класс ФГОС

Рабочая программа разработана на основе  авторской программы Канакина В.П., Горецкий В.Г. , Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкина М.В.    УМК «Школа России»     Моск...