Календарно-темптическое планирование по обучению грамоте ("Азбука") УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование разработано в соответствии с авторской прогрммой Горецкого В.Г., методических рекомендаций авторов "Азбуки".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_chteniyu_1_klass.docx | 104.79 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА РУБЦОВСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10 «КАДЕТСКИЙ КОРПУС ЮНЫХ СПАСАТЕЛЕЙ»
«ПРИНЯТО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
На заседании МО зам. Директора по УВР Директор МБОУ СОШ №10 ККЮС
Протокол №_______ Козликина О.В. О.Н. Смирнова
от «__»___________ ____________________ ____________________________
руководитель МО от «__»__________________ приказ № ___________________
Сердюкова Т.Е. от «_______» _______________
_________________
Рабочая программа
по русскому языку для 1 «Г» класса
(обучение чтению, обучение письму, русский язык)
на 2014-2015 учебный год
ступень обучения - начальное общее образование
уровень – базовый
Составитель: Глушкова Н.Г.
Рубцовск, 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, и авторской программы Канакиной В.П.,Горецкого В.Г. «Русский язык» (Сборник рабочих программ «Школа России», М.: «Просвещение», 20011г.,) «Обучение грамоте» методическое пособие с поурочными разработками (пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2012г.)
Обоснование выбора УМК «Школа России»
- вошел в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ;
- реализует требования Стандарта.
Цели и задачи обучения
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Общая характеристика курса
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварныйпериод является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный(заключительный)— повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Место курса «Русский язык» в учебном плане
В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте[1] и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.
Информация о внесенных изменениях
В программу внесены изменения с учетом методических рекомендаций авторов программы В.Г.Горецкого, Н.М.Белянковой.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание курса
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.[2]
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительныхь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика[3]. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок.Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок.Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне.Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительныходушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто?и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных.Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных.Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог.Знакомство с наиболее употребительными предлогами.Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щни др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительныео и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Кол-во часов по разделам
Обучение грамоте 207ч.
№ | Раздел | Кол-во часов | Кол-во часов | |||
Авторская программа | Рабочая программа | Авторская программа | Рабочая программа | |||
Добукварный период (31ч) | ||||||
Обучение чтению | 14ч | 14ч | Обучение письму | 17ч. | 17ч. | |
Букварный период(120ч.) (резерв учебного времени в букварный период 10ч.) | ||||||
Обучение чтению | 53ч. | 53ч | Обучение письму | 67ч. | 67ч. | |
Послебукварный период (36ч.) (резерв учебного времени в послебукварный период 10.) | ||||||
Обучение чтению | 16ч. | 16ч | Обучение письму | 20ч. | 20ч. | |
итого | 92ч. | 92ч. | итого | 115ч. | 115ч. | |
Итого 207 часов |
Количество часов по разделам
Русский язык 50ч.
№ | Раздел | Кол-во часов | |
Авторская программа | Рабочая программа | ||
Наша речь | 2ч | 2ч | |
Текст, предложение, диалог | 3ч | 3ч | |
Слова, слова, слова… | 4ч | 4ч | |
Слово и слог. Ударение | 6ч | 6ч | |
Звуки и буквы | 34ч | 34ч | |
Повторение | 1ч | 1ч | |
итого | 50ч | 50ч |
Обучение чтению 92 часа
№ | Раздел, тема урока | № урока по теме | Требования ФГОС Планируемые результаты | Вид контро ля | Дата | |||
Метапредметные | Предметные | Личностные | По плану | Фактически | ||||
Добукварный период Обучение чтению(14) | ||||||||
1 | «Азбука» — первая учебная книга. | 1 | Научатся: Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей, вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения. Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в учебнике, пользоваться моделями предложений, звуковыми схемами слов, приведенными в учебниках, высказываться в устной форме, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку). Коммуникативные: принимать другое мнение и позицию, формулировать собственное мнение и позицию. | Научатся ориентироваться в «Азбуке», называть условные знаки, объяснять их значение, рассказывать, как правильно обращаться с учебной книгой, практически различать речь, устную и речь письменную. | Научатся: Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков, развивать этические чувства (стыда, вины, совести), проявлять эмпатию – понимание чувств других, сопереживание | |||
2 | Здравствуй, школа! Устная и письменная речь. Предложение. | 2 | Научатся выделять из устной речи предложение; делить предложение на слова. | текущий | ||||
3 | Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Предложение и слово. | 3 | Научатся принимать и осуществлять решение учебной задачи; делить слова на слоги; определять количество слогов в словах; выделять ударный слог при произнесении слова; отвечать на итоговые вопросы урока. | текущий | ||||
4 | Люби всё живое. Слово и слог. | 4 | Научатся слушать, различать и воспроизводить некоторые не- речевые звуки; произносить и слышать изолированные звуки; точно следовать инструкциям учителя. | Научатся: Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков, развивать этические чувства (стыда, вины, совести), проявлять эмпатию – понимание чувств других, сопереживание | текущий | |||
5 | Не нужен и клад, когда в семье лад. Слог. Ударение. | 5 | Научатся принимать и осуществлять решение учебной задачи; делить слова на слоги; определять количество слогов в словах; выделять ударный слог при произнесении слова; отвечать на итоговые вопросы урока. | Научатся: Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков, | текущий | |||
6 | Согласие крепче каменных стен. Звуки в окружающем мире и речи. | 6 | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей, вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения. Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в учебнике, пользоваться моделями предложений, звуковыми схемами слов. | Научатся слушать, различать и воспроизводить некоторые не- речевые звуки; произносить и слышать изолированные звуки; точно следовать инструкциям учителя | Научатся: Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков, | текущий | ||
7 | Край родной, навек любимый. Гласные и согласные звуки. | 7 | Научатся анализировать слово с опорой на его модель; наблюдать за артикуляцией гласных и согласных звуков, выявлять различия. | Научатся: Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков, развивать этические чувства (стыда, вины, совести), проявлять эмпатию – понимание чувств других, сопереживание | текущий | |||
8 | Век живи, век учись. Как образуется слог? | 8 | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей, вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения. Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в учебнике, пользоваться моделями предложений, звуковыми схемами слов. Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, формулировать собственное мнение и позицию. | Научатся работать со схемами - моделями слов, находить и называть слог слияние и примыкающие звуки на слух и с опорой на схему. | Научатся: Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков. | индивидуальный | ||
9 | Повторение - мать учения. | 9 | Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков, развивать этические чувства (стыда, вины, совести), проявлять эмпатию – понимание чувств других, сопереживание | текущий | ||||
10 | Азбука - к мудрости ступенька. Звук [а]. БуквыА, а; их функции. | 10 | Научатся выделять звук (а) из потока речи, обозначать звук буквами А, а; понимать цель урока и добиваться ее достижения; контролировать свою учебную деятельность | текущий | ||||
11 | Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функция в слоге- слиянии. | 11 | Научатся выделять гласный звук в слове, подбирать слова с заданным звуком, находить соответствия между произносимыми словами и предъявленными звукобуквенными схемами-моделями | текущий | ||||
12 | Нет друга - ищи, а нашёл - береги. Звук [и]. БуквыИ, и; их функция в слоге-слиянии. | 12 | Научатся выделять звук (и) из потока речи, обозначать звук буквами И,и. | текущий | ||||
13 | Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Звук [ы]. Буква ы, её функция в слоге- слиянии. | 13 | Научатся выделять звук (ы) из потока речи, обозначать звук буквами ы; производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (шары); устанавливать причинно – следственные связи. | текущий | ||||
14 | Ученье - путь к уменью. Гласный звук [у]. БуквыУ, у, их функция в слоге-слиянии. | 14 | Научатся выделять звук (у) из потока речи, обозначать звук буквами; следовать инструкции учителя при выполнении задания. | текущий | ||||
Букварный период Обучение чтению (53 ч) (Уроки обучения чтению с 65-го по 76-й являются резервными и проводятся по усмотрению учителя) | ||||||||
15 | Труд кормит, а лень портит. Звуки [н], [н']. Буквы Н, н | 1 | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей, вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения. Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в учебнике, пользоваться моделями предложений, звуковыми схемами слов, приведенными в учебниках, высказываться в устной форме, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку). Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, формулировать собственное мнение и позицию. | Научатся выделять звук (н) из потока речи, обозначать звук буквами; производить слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками; заменять существительные местоимениями; устанавливать причинно-следственные связи. | Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков | текущий | ||
16 | Старый друг лучше новых двух. Звуки [с], [с']. БуквыС, с | 2 | Научатся читать предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. | текущий | ||||
17 | Каков мастер, такова и работа. Звуки [к], [к']. БуквыК, к | 3 | Научаться производить слого-звуковой анализ слов с изученными звуками; выделять звуки в процессе слого-звукового анализа, обозначать звуки буквами С, с; обобщать и конкретизировать при построении ответа на вопросы. | Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться в нравственном содержании поступков, развивать этические чувства (стыда, вины, совести), проявлять эмпатию – понимание чувств других, сопереживание | текущий | |||
18 | А. С. Пушкин. «Сказки». Звуки [т], [т'] | 4 | индивидуальный | |||||
19 | Согласные звуки [т], [т']. БуквыТ, т | 5 | Научатся давать характеристику звукам, узнавать графический образ букв; читать сочетания букв, слогов, предложений, коротких текстов; обобщать и систематизировать классифицировать изученные буквы. | текущий | ||||
20 | К. И. Чуковский. «Сказки». Звуки [л], [л']. Буквы Л, л | 6 | текущий | |||||
21 | А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Согласные звуки [р], [р']. Буквы Р, р | 7 | Научатся выделять новые звуки в процессе слого-звукового анализа; характеризовать выделенные звуки; соотносить новые звуки и букву, их обозначающую; читать слоги слияния и слова с ранее изученными буквами; ставить задачи, выдвигать гипотезы, делать выводы. | текущий | ||||
22 | Век живи, век учись. Звуки [в], [в']. БуквыВ, в | 8 | текущий | |||||
23 | Русская народная сказка. Звуки [й'э], ['э]. БуквыЕ, е | 9 | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме, ориентироваться на разные способы решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте. Коммуникативные: стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия. | Научатся производить слого-звуковой анализ слова (ели): определять кол-во слогов, звуков в каждом слоге, делать вывод о том, что в слове ели два слога-слияния. | Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке. | индивидуальный | ||
24 | Красуйся, град Петров! Звуки [п], [п']. Буквы П. п | 10 | текущий | |||||
25 | Москва - столица России. Звуки [м], [м']. Буквы М, м | 11 | текущий | |||||
26 | Закрепление сведений о букве М. Обобщение изученного о буквах и звуках | 12 | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме, ориентироваться на разные способы решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте. Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи. | Научатся выделять новые звуки (м),(м,) из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги, слова, короткие тексты с изученной буквой; строить самостоятельно связные высказывания о столице России; определять цели выполняемого задания | Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке. | текущий | ||
27 | О братьях наших меньших. Звуки [з], [з']. Буквы 3. з | 13 | Научатся выделять новые звуки (з), (з,) из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги, слова, короткие тексты с изученной буквой. | текущий | ||||
28 | Закрепление умения чтения предложений с буквами 3, з | 14 | текущий | |||||
29 | А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане...». Звуки [б], [б']. БуквыБ, б | 15 | Научатся выделять новые звуки (б), (б,) из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги, слова, короткие тексты с изученной буквой; наблюдать за изменением слова (столб – столбы). | текущий | ||||
30 | Закрепление знаний о буквахБ, 6. Сопоставление букв Б - П | 16 | Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке | текущий | ||||
31 | Чередование звонких и глухих согласных. Чтение текстов с изученными буквами. | 17 | индивидуальный | |||||
32 | Терпение и труд всё перетрут. Звуки [д], [Д*]- Буквы Д. д. | 18 | текущий | |||||
33 | БуквыД, д (закрепление). Сопоставление буквД - Т в слогах и словах. | 19 | текущий | |||||
34 | Россия - Родина моя. Звуки [й'а], ['а]. Буквы Я, я. Двойная роль букв Я, я | 20 | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: ориентироваться на разные способы решения задач Коммуникативные: стремиться к координации, формулировать собственное мнение. | Научатся читать слоги, слова, короткие тексты с изученной буквой; выполнять стилистический анализ текста; изменять форму слова | Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке | текущий | ||
35 | Сад, садовые растения. Чтение текстов с буквой Я | 21 | текущий | |||||
36 | Чтение текстов с изученными буквами. | 22 | Научатся устанавливать сходство и различие в произнесении ( б),( п ) и ( б,), ( п, ); различать парные согласные в словах по глухости и звонкости. | индивидуальный | ||||
37 | Не делай другим того, чего себе не пожелаешь. Звуки [г], [г']. Буквы Г, г. | 23 | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме, ориентироваться на разные способы решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, . Коммуникативные: стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия. | Научатся выделять новые звуки (г), (г,) из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги, слова, короткие тексты с изученной буквой; осуществлять самоконтроль. | Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке | текущий | ||
38 | Закрепление знаний о буквах Г, г. Смысловая связь слов в предложении | 24 | текущий | |||||
39 | Делу время, а потехе час. Звук [ч']. Буква Ч. Правописание сочетаний ЧА — ЧУ | 25 | Научатся производить слого-звуковой анализ слова (маяк); объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах; производить слого-звуковой анализ слова с гласным звуком (а) после мягкого согласного (с опорой на схему - модель) | текущий | ||||
40 | Буква Ч (закрепление) | 26 | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: ориентироваться на разные способы решения задач Коммуникативные: стремиться к координации, формулировать собственное мнение. | Научатся выделять звук (ч,) из слов, устанавливать с помощью учителя, что звук (ч,) всегда мягкий, глухой; обозначать звук буквой; читать слова с изученной буквой; добывать информацию, дополняющую прочитанные текст. Научатся производить слого-звуковой анализ слова гусь;обозначать буквой ь мягкость согласных на конце и в середине слов; обнаруживать разницу в количестве звуков и букв. | Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке | текущий | ||
41 | Красна птица опереньем, а человек уменьем. Буква Ь как показатель мягкости согласных звуков. | 27 | текущий | |||||
42 | Ь как показатель мягкости согласных звуков. | 28 | текущий | |||||
43 | Мало уметь читать, надо уметь думать. Звук [ш]. Буквы Ш, ш | 29 | Научатся выделять звук (ш) из слов, наблюдать за произношением нового звука в словах, устанавливать на основе наблюдений, что звук (ш) глухой и всегда твердый; отвечать на вопросы: «Какая буква пишется в сочетании ши?» | Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке | индивидуальный | |||
44 | Буква Ш(закрепление) | 30 | текущий | |||||
45 | Где дружбой дорожат, там враги дрожат. Звук [ж]. БуквыЖ, ж | 31 | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: ориентироваться на разные способы решения задач Коммуникативные: стремиться к координации, формулировать собственное мнение. | Научатся выделять звук (ж) из слов, наблюдать за произношением нового звука в словах, устанавливать на основе наблюдений, что звук (ж) глухой и всегда твердый; отвечать на вопросы: «Какая буква пишется в сочетании жи?» | Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке. | текущий | ||
46 | БуквыЖ, ж, сочетания ЖИ — ШИ (закрепление) | 32 | текущий | |||||
47 | Люби всё живое. Звуки [й'о], ['о]. БуквыЁ, ё | 33 | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме, ориентироваться на разные способы решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте. Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи. | Научатся производить слого-звуковой анализ слова ёжик; формулировать способ чтения буквы ё в начале слов и после гласных в середине и на конце слов; работать в паре при осуществлении взаимоконтроля. Научатся производить слого-звуковой анализ слова трамвай; делать вывод: буква й обозначает согласный звук, не входящий в слияние. | Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке. | текущий | ||
48 | БукваЁ(закрепление) | 34 | текущий | |||||
49 | Жить - Родине служить. Звук [й']. Буква Й | 35 | текущий | |||||
50 | Без труда хлеб не родится никогда. Звуки [х], [х']. Буквы X, х | 36 | Научатся выделять новые звуки (х), (х,) из слов пастух, пастухи, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги, слова, короткие тексты с изученной буквой; осуществлять самоконтроль. | текущий | ||||
51 | Чтение текстов о животных. Закрепление знаний о буквах X, х | 37 | текущий | |||||
52 | Обобщающий урок. Чтение текстов морально-этического характера. Звуки [х], [х']. Буквы X, х | 38 | Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке | индивидуальный | ||||
53 | С. Я. Маршак. «Сказка о глупом мышонке». Звуки [й'у], ['у]- Буквы Ю, ю | 39 | Научатся производить слого-звуковой анализ юла; называть особенность буквы ю; организовывать исследовательскую деятельность при работе с текстом. | текущий | ||||
54 | Буквы Ю, ю (закрепление) | 40 | текущий | |||||
55 | Делу время, потехе час. Звук [ц]. Буквы Ц, ц | 41 | Научатся производить слого-звуковой анализ слова кузнец с опорой на схему; характеризовать звук и обозначать буквой | текущий | ||||
56 | Звук [ц], буквы Ц, ц (закрепление) | 42 | текущий | |||||
57 | Как человек научился летать. Звук [э]. БуквыЭ, э | 43 | ||||||
58 | Гласный звук [э], буквыЭ, э (закрепление) | 44 | Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме. | Научатся производить слого-звуковой анализ слова эхо; устанавливать, что звук (э) –знакомый, т.к. раньше уже выделяли его в слогах-слияниях и обозначали буквой е | Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке | текущий | ||
59 | Русская народная сказка «По щучьему велению». Звук [щ']. Буквы Щ, щ. Правописание сочетаний ЧА — ЩА, ЧУ-ЩУ | 45 | Научатся выделять новые звуки (характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги, слова, короткие тексты с изученной буквой; осуществлять самоконтроль; распределять роли для чтения по ролям; устанавливать сходство и различие в произнесении (ф) и (в), (ф,) и (в,). | индивидуальный | ||||
60 | Звук [щ'], буквы Щ, щ (закрепление) | 46 | текущий | |||||
61 | «Играют волны, ветер свищет...» Звуки [ф], [ф']. Буквы Ф. ф | 47 | текущий | |||||
62 | Бог не в силе, а в правде. Буквы Ь и Ъ | 48 | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме, ориентироваться на разные способы решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте. Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи. | Научатся производить фонетический анализ слова листья с опорой на схему; производить фонетический анализ слова съел с опорой на схему; читать стихотворные тексты ; озаглавливать тексты на основе выбора ключевых слов. | Различать звуки: гласные и согласные, согласные твердые и мягкие. Характеризовать особенности гласных, согласных звуков. Моделировать звуковой состав слова (с использованием фишек разного цвета). Анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели. Соотносить заданное слово с соответствующей ему моделью, выбирая ее из ряда предложенных. Сравнивать модели звукового состава слов: находить сходства и различия. Пользоваться монологической и диалогической формой речи. | текущий | ||
63 | Доброе дело - великое счастье. Отработка техники чтения. | 49 | индивидуальный | |||||
64 | Русский алфавит. | 50 | текущий | |||||
65 | Повторение изученного. | 51 | текущий | |||||
66 | Повторение изученного. | 52 | текущий | |||||
67 | Повторение изученного. | 53 | текущий | |||||
68 | Повторение изученного. | 54 | ||||||
69 | Повторение изученного. | 55 | Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке | текущий | ||||
70 | Повторение изученного. | 56 | Научатся производить фонетический анализ слова листья с опорой на схему; производить фонетический анализ слова съел с опорой на схему; читать стихотворные тексты ; озаглавливать тексты на основе выбора ключевых слов. | индивидуальный | ||||
71 | Повторение изученного. | 57 | Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке Личностные: | текущий | ||||
72 | Повторение изученного. | 58 | текущий | |||||
73 | Повторение изученного. | 59 | текущий | |||||
74 | Повторение изученного. | 60 | текущий | |||||
75 | Повторение изученного. | 61 | текущий | |||||
76 | Повторение изученного. | 62 | индивидуальный | |||||
Послебукварный период Обучение чтению (16 ч) | ||||||||
77 | В. Д. Берестов. «Читалочка». Е. И. Чарушин. «Как мальчик Женя научился говорить букву «р» | 1 | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме, ориентироваться на разные способы решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте. Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи. | Научатся выполнять анализ слов, текстов; правильно строить высказывание; выражать собственное мнение об изучаемом объекте | Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке | текущий | ||
78 | «Наше Отечество» К. Д. Ушинского.. Повторение изученного. Письмо слов, предложений о Родине | 2 | Научатся читать текст самостоятельно; анализировать текст; строить предположения. | текущий | ||||
79 | Чтение и анализ статьи В. Н. Крупина «Первоучители словенские». | 3 | Научатся дополнять текст информацией, почерпнутой из различных источников; пересказывать текст на основе опорных слов. | Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке | текущий | |||
80 | «Первый букварь» В. Н. Крупина. | 4 | Научатся отвечать на вопросы; находить в тексте дополнительную информацию; участвовать в коллективном обсуждении проблемы при работе с текстом | текущий | ||||
81 | А. С. Пушкин. Отрывок из «Сказки о мёртвой царевне» | 5 | Научатся участвовать в коллективном проекте; продуктивно взаимодействовать с учителем и одноклассниками. | текущий | ||||
82 | Л. Н. Толстой. Рассказы для детей | 6 | Научатся строить ассоциативные ряды; отвечать на вопросы по тексту и оценивать результаты выполнения задания. | Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке | текущий | |||
83 | Рассказы К. Д. Ушинского «Худо тому, кто добра не делает никому», «Вместе тесно, а врозь скучно» | 7 | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные: использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме, ориентироваться на разные способы решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, Коммуникативные: стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные: использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме, ориентироваться на разные способы решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, Коммуникативные: стремиться к координации, формулировать собственное | Научатся находить в тексте ключевые слова и слова – ориентиры; пересказывать текст с опорой на ключевые слова. | текущий | |||
84 | Сказка К. И. Чуковского «Телефон» | 8 | Научатся обобщать анализировать конкретизировать и доказывать; участвовать в коллективной деятельности. | текущий | ||||
85 | К. И. Чуковский. «Путаница» | 9 | Научатся определять жанровые особенности текстов. | текущий | ||||
86 | В. В. Бианки. «Первая охота» | 10 | Научатся участвовать в коллективном проекте; проявлять творческую инициативу. | Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке | текущий | |||
87 | С. Я. Маршак. «Угомон», «Дважды два» | 11 | Научатся: декламировать стихотворение С. Маршака (читать наизусть), правильно, осознанно и выразительно читать небольшие тексты, рассуждать на заданную тему; определять тему выставки на основе предложенных вариантов. | текущий | ||||
88 | М. М. Пришвин. «Предмайское утро», «Глоток молока» | 12 | Научатся ориентироваться в содержании литературного текста. | текущий | ||||
89 | А. Л. Барто. «Помощница», «Зайка» | 13 | Научатся составлять план действий; определять уровень усвоения нового материала. | Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке | индивидуальный | |||
90 | А. Л. Барто. «Игра в слова» | 14 | Научатся выражать свое мнение о произведении; оценивать содержание литературного произведения, поступки его героев. | текущий | ||||
91 | С. В. Михалков. «Котята». Б. В. Захо- дер «Два и три». В. Д. Берестов. «Пёсья песня», «Прощание с другом» | 15 | Научатся определять настроение поэтического произведения; осуществлять самоконтроль на основе коллективно выработанных критериев оценивания учебной деятельности. | текущий | ||||
92 | Презентация проекта «Живая азбука». Конкурс чтецов. | 16 | текущий |
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение.
Закон «Об образовании».
Сборник рабочих программ «Школа России». М.: «Просвещение»,2011г.
«Обучение грамоте» методическое пособие с поурочными разработками (пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2012г.
Литература для учителя
Жиренко О.Е. Поурочные разработки по обучению грамоте. 1 класс. М.: «ВАКО», 2011г.
Горецкий В. Г. Обучение грамоте и развитию речи. 1 класс. - М.: Просвещение, 2010 г.
Горецкий В. Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму: книга для учителя - М.: Просвещение, 2009 г.
Левина С. А. Обучение грамоте. 1 класс: поурочные планы по учебнику В. Г. Горецкого - Волгоград: Учитель, 2010 г.
Игнатьева Т.В. Поурочные разработки по обучению грамоте. 1 класс. -М.: «ЭКЗАМЕН», 2011г.
Карягина Н.Н, Развитие орфографической грамотности младших школьников: технология работы, конспекты уроков. - Волгоград: Учитель, 2009 г.
5. Лисицына Т.В. Русский язык. 1-4 классы: активные формы и методы обучения. - Волгоград: Учитель, 2009 г.
6. Яценко Н. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению. 1 класс: универсальное пособие. - М: Просвещение, 2008 г.
7.«Русский язык» Сборник диктантов и самостоятельных работ. Авторы: В.П.Канакина, Г.С.Щёголева М.: «Просвещение», 2014г.
Основная учебная литература для учащихся
- Учебник: Азбука.Ч.1,2 1 класс. - М: «Просвещение», 2012г.
- В.П.Канакина , В.Г.горецкий Учебник «Русский язык», М.: «Просвещение»,2012г.
- В.Г.горецкий «Прописи» М.: «Просвещение», 2014г.
4. Горецкий В.Г. Обучение грамоте. Тесты. 1 класс. - М.: Просвещение, 2012г.
5. CD диск (электронное пособие «Обучение грамоте» 1 класс .В.Г.Горецкий и др.) М.: «Просвещение»
Электронные образовательные ресурсы.
Презентации с сайтов:
[1] На уроки обучения чтению в период обучения грамоте выделяются часы учебного плана по литературному чтению (92 ч).
[2] Курсивом обозначен материал для ознакомления. Он не является обязательным для усвоения и не выносится в требования, предъявляемые к учащимся.
[3]Изучается во всех разделах курса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по обучению грамоте фгос школа России 1 класс
Тематическое планирование по письму фгос школа Росии 1 класс...
Рабочая программа по обучению грамоте (азбука) для 1 класса. УМК "Школа России"
Рабочая программа по обучению грамоте (азбука) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образ...
Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму
Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....
Рабочая программа и КТП по обучению грамоте (азбука) Горецкий В. Г. "Школа России" 1 класс ФГОС
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Канакина В.П., Горецкий В.Г. , Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкина М.В. УМК «Школа России» Моск...
КТП по обучению грамоте (азбука) Горецкий В. Г. "Школа России" 1 класс ФГОС
КТП составлено на основе авторской программы Канакина В.П., Горецкий В.Г. , Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкина М.В. УМК «Школа России» Москва «Просвещение» 2011; прим...
Рабочая программа по обучению грамоте (азбука) для 1 класса УМК "Школа России"
Рабочая программа по обучению грамоте (азбука) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образ...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА Обучение грамоте (азбука) 1 КЛАСС по программе «Школа России» на тему: «Согласные звуки [б], [б’]. Буква Б, б»
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКАОбучение грамоте (азбука)1 КЛАССпо программе «Школа России»на тему: «Согласные звуки [б], [б’]. Буква Б, б»...