Рабочая программа по обучению грамоте (азбука) для 1 класса. УМК "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме
Рабочая программа по обучению грамоте (азбука) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А. Ф. Азбука. 1 класс. - М: «Просвещение», 2012г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramotechtenie.doc | 250 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
1) Рабочая программа по обучению грамоте (азбука) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А. Ф. Азбука. 1 класс. - М: «Просвещение», 2012г.
Обучение грамоте проводится в 1 классе с сентября в течение 23 учебных недель. В течение этого времени ведется работа по развитию фонематического слуха детей; обучению их первоначальному чтению; расширению и уточнению представлений детей об окружающей действительности в ходе чтения: организации экскурсий, наблюдений; обогащению словаря учащихся и развитию устных (слушание и говорение) и отчасти письменных (письмо) видов речи.
Обучение первоначальному чтению носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие детей и высокий уровень сознательности чтения, речи. На уроках дети учатся делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, устанавливать порядок следования звуков в слове, связь между звуками.
Они учатся обозначать звуки буквами, составлять и читать слоги и слова, овладевают процессом сознательного, правильного и плавного слогового и частично целым словом чтения предложений и связных текстов.
Знания и умения, полученные учащимися на уроках обучения грамоте, применяются ими в процессе коллективного чтения-рассматривания детских книг на специальных занятиях внеклассным чтением (проводятся 1 раз в неделю, отводится 15-20 минут во второй половине урока чтения).
Обучение грамоте реализует следующие цели и задачи обучения:
- формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины мира;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, первоначальные навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении, формирование эстетического отношения к искусству слова;
- овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- воспитание интереса к чтению и книге;
- обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле;
- развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
- освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и повествования небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
- пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Методическая основа обучения грамоте по «Русской азбуке» раскрывается в следующем:
- построение обучения грамоте с учетом частотности букв и связанных с ними звуков, а также порядка следования в «Русской азбуке» букв и относящихся к ним звуков;
- одновременное изучение парных по твердости и мягкости согласных звуков;
- непременное усвоение детьми слогов-слияний, а также овладение плавным слоговым чтением;
- использование цветовых сигналов при обозначении звуков, изучение их главных свойств и признаков.
Обучение первоначальному чтению и письму осуществляется на основе современного варианта аналитико-синтетического метода, который учитывает новейшие данные лингвистической, педагогической и методической науки, носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие детей и высокий уровень сознательности чтения, речи. На уроках дети учатся делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, устанавливать порядок следования звуков в слове, связь между звуками. Они учатся обозначать звуки буквами, составлять и читать слоги и слова, овладевают процессом сознательного, правильного и плавного слогового и частично целыми словами чтения предложений и связных текстов.
В период обучения грамоте уделяется большое внимание умению различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, устанавливать их взаимосвязи и последовательность, обращаться к помощи звукобуквенных и слоговых схем, схематической записи предложений; совершенствованию речевого аппарата учащихся и выработке отчетливого и достаточно громкого правильного произношения слов, слогов, звуков.
На уроках обучения грамоте развивается умение слушать, осмысленно и полно воспринимать речь окружающих. Дети учатся говорить перед классом, отвечать на вопросы учителя, пересказывать прочитанное, рассказывать о своих наблюдениях за изменениями природы и характера труда людей в разное время года, о содержании детских книг, отдельных иллюстраций, репродукций картин и т. п.
В процессе проведения занятий у школьников формируется первоначальный навык чтения как один из важнейших видов речевой и мыслительной деятельности. В 1 классе дети овладевают сознательным, правильным, плавным слоговым чтением с частичным переходом на чтение целыми словами, элементарными умениями и навыками работы с текстом и книгой.
Совершенствованию звуковой, произносительной речи детей, устранению недочетов произношения уделяется постоянное внимание как на уроках обучения грамоте, так и на других уроках по каждому из предметов начального цикла в процессе общения с детьми. Знания и умения, полученные учениками на уроках обучения грамоте, применяются ими в процессе коллективного чтения- рассматривания детских книг на специальных занятиях внеклассным чтением.
Цели и задачи программы по обучению грамоте , соответствуют целям и задачам школы и МО.
2) Программа создана на основе:
1. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования 2009 года.
2. Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённого приказом Минобразования №1312 от 09.03.2004г.
3. Авторской программы Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А. Ф. Азбука. 1 класс. - М: «Просвещение», 2012г.
3) Данная программа классифицируется как компилятивная.
4) Место и роль учебного курса.
Рабочая программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Содержание программы носит воспитывающий и развивающий характер. При проведении уроков используются беседы, интегрированные уроки, работа в группах, организационные игры и т.д. Содержание курса «Обучение грамоте» позволяет осуществить его связь с другими предметами, изучаемых в начальной школе: с уроками рисования (различные штриховки, раскрашивания), окружающего мира (расширение знаний об окружающей действительности, природе и общества), с математикой (развитие логического, образного мышления).
Весь процесс обучения грамоте сориентирован на учебник «Русская азбука». Содержание обучения грамоте обеспечивает решение трех основных задач его периодов: добукварного (подготовительного); букварного (основного); послебукварного (заключительного).
Первый - подготовительный период - делится на 2 ступени: вводную - безбуквенную и изучение пяти гласных букв и связанных с ними звуков; второй - букварный (основной) период - посвящен изучению первых согласных звуков и их буквенных обозначений, знакомство с буквами ъ, ь; третий - послебукварный период - повторно - обобщающий и закрепляющий все пройденное.
Используются на уроке учебно-наглядные пособия из методического кабинета начальных классов.( Касса букв, компакт-диск, набор букв).
5) Рабочая программа рассчитана на 92ч. в год: 4 часа в неделю, составлена на основе авторской программы Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А. Ф. Азбука. 1 класс. - М: «Просвещение», 2012г.
Список научно-методической литературы для ученика
1. Горецкий В.Г, Кирюшкин В.А.. Учебник: Азбука. 1 класс. - М: «Просвещение», 2012г.
2. Горецкий В.Г. Обучение грамоте. Тесты. 1 класс. - М.: Просвещение, 2012г
Список научно-методической литературы для учителя
- Жиренко О.Е. Поурочные разработки по обучению грамоте. 1 класс. М.: «ВАКО», 2012г.
- Горецкий В. Г. Обучение грамоте и развитию речи. 1 класс. - М.: Просвещение, 2012 г.
- Горецкий В. Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму: книга для учителя - М.: Просвещение, 2012 г.
- Левина С. А. Обучение грамоте. 1 класс: поурочные планы по учебнику В. Г. Горецкого - Волгоград: Учитель, 2012 г.
- Игнатьева Т.В. Поурочные разработки по обучению грамоте. 1 класс. -М.: «ЭКЗАМЕН», 2012г.
- Карягина Н.Н, Развитие орфографической грамотности младших школьников: технология работы, конспекты уроков. - Волгоград: Учитель, 2011 г.
5. Лисицына Т.В. Русский язык. 1-4 классы: активные формы и методы обучения. - Волгоград: Учитель, 2011 г.
6. Яценко Н. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению. 1 класс: универсальное пособие. - М: Просвещение, 2011 г.
7.Илюхина, В. А. Письмо с секретом. Преодоление трудностей при обучении письму. - М.: Просвещение, 2007 г.
8.Илюхина, В. А. Чудо-прописи. КДУ. - М.: Просвещение, 2009 г.
9.Крылова, О. К Тесты по обучению грамоте. 1 класс. К учебнику В. Г. Горецкого «Русская азбука». - М.: Просвещение, 2012 г.
10.Малахова М.М.Русский язык в загадках. 1—4 классы: разрезные карточки. - Волгоград: Учитель, 2012г.
11.Субботина О.В.Русский язык: тематические и обобщающие тесты. - Волгоград: Учитель, 2012 г.
12.Сухин Н. Г. Азбучные игры. 1 класс. - М.: Просвещение, 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
№п/п | Наименование разделов | Кол – во часов | Планируемые результаты | Элементы содержания раздела | Система оценки | Дата проведения |
1 | Подготовительный этап | 20 | Уметь отличать пись менную речь от уст ной, звук от буквы; выделять гласный звук, подбирать слова с заданным звуком; делить слова на сло ги, находить ударный слог | Графическое изобра жение слова, предложе ния. Звукобуквенный анализ слов. Слогооб разующая роль глас ных. | ||
2 | Букварный этап | 58 | Знать алфавит. Уметь давать харак теристику звукам.; узнавать графичес кий образ букв, чи тать сочетания букв, слогов, предложений; анализировать слова, производить звуко буквенный анализ; ра ботать с текстом. | Знакомство с новыми звуками, буквами, чтение слов с изученными буквами. Сознательное, правильное, слоговое чтение. Соотнесение картинок и слов. Работа с текстом, ответы на вопросы | ||
3 | Послебукварный этап | 14 | Уметь осознанно и полно воспринимать содержание читаемо го учителем произве дения; пересказывать текст; различать жан ры художественной литературы; отвечать на вопросы;создавать небольшой устный текст на заданную те му; читать вырази тельно и наизусть. | Знакомство с творчес твом детских писате лей. Участие в диалоге при обсуждении прос лушанного произведе ния. Умение ставить вопросы по содержа нию прочитанного, отвечать на них. Декла мация стихотворных произведений |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ВСЕГО- 92 часа, В НЕДЕЛЮ – 4 ч
Дата | |||||
№ п/п | Тема урока | Кол –во часов | Тип урока | проведения | |
план | фак | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Добукварный период ( 20 ч) | |||||
1 | Мой первый школьный учебник «Русская азбука». | 1 | Комбинированный | 03.09 | |
2 | Речь устная и письменная. | 1 | Комбинированный | 04.09 | |
3 | Предложение.Слово | 1 | Комбинированный | 05.09 | |
4 | Предложение.Слово.Слог. | 1 | Комбинированный | 06.09 | |
5 | Слог.Ударение.Ударные и безударные слоги. | 1 | Комбинированный | 10.09 | |
6 | Слово. Предложение. Слог.Ударение. | 1 | Комбинированный | 11.09 | |
7 | Звуки в речи. | 1 | Комбинированный | 12.09 | |
8 | Гласные и согласные звуки. | 1 | Комбинированный | 13.09 | |
9 | Образование слога | 1 | Комбинированный | 17.09 | |
10 | Обозначение звуков на письме и при печатании. | 1 | Комбинированный | 18.09 | |
11 | Гласный звук [а], буквы А, а | 1 | Комбинированный | 19.09 | |
12 | Гласный звук [а], буквы А, а | 1 | Комбинированный | 20.09 | |
13 | Гласный звук [о], буква О, о | 1 | Комбинированный | 24.09 | |
14 | Гласный звук [о], буква О, о | 1 | Комбинированный | 25.09 | |
15 | Гласный звук [и], буквы И, и | 1 | Комбинированный | 26.09 | |
16 | Гласный звук [и], буквы И, и | 1 | Комбинированный | 27.09 | |
17 | Гласный звук [ы], буква Ы, ы | 1 | Комбинированный | 01.10 | |
18 | Гласный звук [ы], буква Ы, ы | 1 | Комбинированный | 02.10 | |
19 | Гласный звук [у], буква У, у | 1 | Комбинированный | 03.10 | |
20 | Гласный звук [у], буква У, у | 1 | Комбинированный | 04.10 | |
Букварный период (58ч) | |||||
21 | Согласные звуки (н),(н,). Буквы Н,н. | 1 | Комбинированный | 08.10 | |
22 | Чтение слогов и слов с буквой н. | 1 | Комбинированный | 09.10 | |
23 | Согласные звуки (с), (с,). Буквы С, с. | 1 | Комбинированный | 10.10 | |
24 | Чтение слогов и слов с буквой с. | 1 | Комбинированный | 11.10 | |
25 | Согласные звуки (к), (к). Буквы К, к. | 1 | Комбинированный | 15.10 | |
26 | Чтение слогов и слов с буквой к. | 1 | Комбинированный | 16.10 | |
27 | Согласные звуки (т), (т,). Буквы Т,т. | 1 | Комбинированный | 17.10 | |
28 | Чтение слогов и слов с буквой т. | 1 | Комбинированный | 18.10 | |
29 | Согласные звуки (л), (л,). Буквы Л,л. | 1 | Комбинированный | 22.10 | |
30 | Чтение слогов и слов с буквой л. | 1 | Комбинированный | 23.10 | |
31 | Согласные звуки (р), (р,). Буквы Р, р.. | 1 | Комбинированный | 24.10 | |
32 | Чтение слогов и слов с буквой р. | 1 | Комбинированный | 25.10 | |
33 | Согласные звуки (в), (в,). Буквы В, в.. | 1 | Комбинированный | 06.11 | |
34 | Чтение слогов и слов с буквой в. | 1 | Комбинированный | 07.11 | |
35 | Гласные буквы Е, е. | 1 | Комбинированный | 08.11 | |
36 | Буква Е – показатель мягкости, согласного звука | 1 | Комбинированный | 12.11 | |
37 | Согласные звуки (п), (п,). Буквы П, п. | 1 | Комбинированный | 13.11 | |
38 | Чтение слогов и слов с буквой п. | 1 | Комбинированный | 14.11 | |
39 | Согласные звуки (м), (м,). Буквы М, м. | 1 | Комбинированный | 15.11 | |
40 | Чтение слогов и слов с буквой м. | 1 | Комбинированный | 19.11 | |
41 | Согласные звуки (з), (з,). Буквы З, з. | 1 | Комбинированный | 20.11 | |
42 | Чтение слогов и слов с буквой з. | 1 | Комбинированный | 21.11 | |
43 | Согласные звуки (б), (б,). Буквы Б,б. | 1 | Комбинированный | 22.11 | |
44 | Чтение слогов и слов с буквой б. | 1 | Комбинированный | 26.11 | |
45 | Согласные звуки (д), (д,). Буквы Д, д. | 1 | Комбинированный | 27.11 | |
46 | Чтение слогов и слов с буквой д. | 1 | Комбинированный | 28.11 | |
47 | Гласные буквы Я, я. | 1 | Комбинированный | 29.11 | |
48 | Буква Я – показатель мягкости согласных звуков | 1 | Комбинированный | 03.12 | |
49 | Согласные звуки (г), (г,). Буквы Г, г | 1 | Комбинированный | 04.12 | |
50 | Чтение слогов и слов с буквой г. | 1 | Комбинированный | 05.12 | |
51 | Мягкий согласный звук (ч). Буквы Ч, ч. | 1 | Комбинированный | 06.12 | |
52 | Сочетание ча,чу. Чтение слов с буквой ч | 1 | Комбинированный | 10.12 | |
53 | Буква Ь – показатель мягкости согласных | 1 | Комбинированный | 11.12 | |
54 | Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой ь | 1 | Комбинированный | 12.12 | |
55 | Твёрдый согласный звук (ш). Буквы Ш, ш. | 1 | Комбинированный | 13.12 | |
56 | Сочетание ши. Чтение слогов и слов с буквой ш. | 1 | Комбинированный | 17.12 | |
57 | Твёрдый согласный звук (ж). Буквы Ж.ж. | 1 | Комбинированный | 18.12 | |
58 | Сочетание жи. Чтение слогов и слов с бук вами Ш и Ж. | 1 | Комбинированный | 19.12 | |
59 | Гласные буквы Ё,ё. | 1 | Комбинированный | 20.12 | |
60 | Обозначение буквой ё гласного звука (о) после мягких согласных. | 1 | Комбинированный | 24.12 | |
61 | Мягкий согласный звук (й). Буква Й. | 1 | Комбинированный | 25.12 | |
62 | Чтение слогов и слов с буквой й. | 1 | Комбинированный | 26.12 | |
63 | Согласные звуки (х), (х,). Буквы Х, х. | 1 | Комбинированный | 27.12 | |
64 | Чтение слогов и слов с буквой х. | 1 | Комбинированный | 31.12 | |
65 | Буквы Ю, ю. | 1 | Комбинированный | 14.01 | |
66 | Обозначение буквой ю гласного звука (у) после мягких согласных. | 1 | Комбинированный | 15.01 | |
67 | Твёрдый согласный звук (ц). Буквы Ц, ц. | 1 | Комбинированный | 16.01 | |
68 | Чтение слогов и слов с буквой ц. | 1 | Комбинированный | 17.01 | |
69 | Гласная буква Э. | 1 | Комбинированный | 21.01 | |
70 | Чтение слогов и слов с буквой э. | 1 | Комбинированный | 22.01 | |
71 | Мягкий согласный звук (щ,). Буквы Щ, щ. | 1 | Комбинированный | 23.01 | |
72 | Чтение слогов и слов с буквой щ. | 1 | Комбинированный | 24.01 | |
73 | Согласные звуки (ф), (ф,). Буквы Ф, ф. | 1 | Комбинированный | 28.01 | |
74 | Чтение слогов и слов с буквами ф и в. | 1 | Комбинированный | 29.01 | |
75 | Разделительный мягкий знак | 1 | Комбинированный | 30.01 | |
76 | Разделительный твёрдый знак | 1 | Комбинированный | 31.01 | |
77 | Алфавит.Чтение слов с изученными буква ми | 1 | Комбинированный | 04.02 | |
78 | Алфавит. Звуки и буквы | 1 | Комбинированный | 05.02 | |
Послебукварный этап (14ч ) | |||||
79 | К.Ушинский «Наше отечество» | 1 | Комбинированный | 06.02 | |
80 | В. Крупин «Первоучители словенские» | 1 | Комбинированный | 07.02 | |
81 | Первый букварь | 1 | Комбинированный | 18.02 | |
82 | А.С.Пушкин «Только месяц показался» | 1 | Комбинированный | 19.02 | |
83 | Л.Н.Толстой . Рассказы. | 1 | Комбинированный | 20.02 | |
84 | Великий педагог и писатель К.Д.Ушинс кий | 1 | Комбинированный | 21.02 | |
85 | К. И. Чуковский « У меня зазвонил теле фон» «Путаница» | 1 | Комбинированный | 25.02 | |
86 | В.В. Бианки «Первая охота» | 1 | Комбинированный | 26.02 | |
87 | С.Я. Маршак «Угомон». «Дважды два» | 1 | Комбинированный | 27.02 | |
88 | М.М. Пришвин «Предмайское утро», «Глоток молока» | 1 | Комбинированный | 28.02 | |
89 | А.Л.Барто «Помощница», «Зайка», «Игра в слова» | 1 | Комбинированный | 01.03 | |
90 | С.В. Михалков «Котята» | 1 | Комбинированный | 04.03 | |
91 | Б.В. Заходер «Два и три», «Песенка-азбука» | 1 | Комбинированный | 05.03 | |
92 | В.Д. Берестов. «Песья песня», «Прощание с другом | 1 | Комбинированный | 06.03 |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.Печатные пособия: плакаты по чтению; тесты; портреты писателей;
2.Экранно – звуковые пособия: диски «Обучение грамоте 1 класс».
3.Технические средства обучения: компьютер; диапроектор; интерактивная доска «SMART»;
4.Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, образцы письменных букв).
5.Касса букв и сочетаний.
6.Детские книги разных типов из круга детского чтения.
7.Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.
8.Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа по обучению грамоте разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Она содержит следующие разделы:-Пояснительная записка-Общая характеристика предмета-Результаты изучения курса (мет...
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс УМК "Школа России"
1. Пояснительная записка2. Календарно - тематическое планирование...
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс. УМК "Школа России" ФГОС
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс. УМК "Школа России" ФГОС...
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс УМК Школа России
Данная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО...
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс УМК Школа России
Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс УМК Школа России...
Рабочая программа по обучению грамоте. 1 класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по УМК "Школа России" соответствует всем требованиям ФГОС НОО. Содержит пояснительную записку, краткую характеристику учебного предмета, требования к...
Рабочая программа по обучению грамоте (азбука) для 1 класса УМК "Школа России"
Рабочая программа по обучению грамоте (азбука) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образ...