Проект урока. Русский язык. 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
"Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uroka_russkogo_yazyka_3_klass.docx | 44.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока учителя начальных классов МБОУ «Школа №64» Немятовой Натальи Николаевны
Учебный предмет – русский язык
УМК «Начальная школа ХХI века»
Русский язык 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в двух частях, С. В. Иванов, А. О. Евдокимова и др. – М.: Вентана- Граф, 2013
Рабочая тетрадь в 2 ч. Пишем грамотно. М. И. Кузнецова. – М.: Вентана- Граф, 2013
Программа «Русский язык» 2-4 классы/ авторы: С. В. Иванов. –М. Вентана-Граф, 2011
Тема урока «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]».
Тип урока: изучение нового материала.
Задачи урока:
- создать условия для наблюдения за способами обозначения звука [ы] после [ц] в разных морфемах;
- научить обозначать звук [ы] после звука [ц] буквами «и» или «ы» в различных частях слова;
- развивать орфографическую зоркость;
- развивать умение применять алгоритм правила, классифицировать слова;
- развивать умение оценивать свою деятельность и деятельность товарищей;
- формировать внутреннюю позицию ученика на уровне положительного отношения к занятиям русским языком.
Ожидаемые результаты:
- Предметные: формирование грамматических и орфографических понятий, предопределенных дидактическими задачами урока; ученики смогут на практике применять теоретические знания: грамотно писать слова с данной орфограммой, видеть её в тексте и слышать в устной речи.
- Метапредметные:
(познавательные) умение выделять необходимую информацию, структурировать знания, анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать;
(регулятивные) умение ставить, принимать и решать учебную задачу, осуществлять контроль и оценку учебной деятельности;
(коммуникативные) умение вести учебный диалог, взаимодействовать друг с другом;
- Личностные: развитие умения самостоятельно делать свой выбор, формирование положительной мотивации к изучению родного языка.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, учебник, тетради, тест (на листках), модели.
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:
Учащиеся умеют выполнять разбор слова по составу, умеют определять в какой части слова находится изученная орфограмма.
Этапы урока и хронометраж:
№ п/п | Название этапа | Хронометраж |
1 | Организационный момент. | 1 мин |
2 | Мотивация к учебной деятельности. | 3 мин |
3 | Актуализация знаний. | 2 мин |
4 | Выявление места и причины затруднения. | 2 мин |
5 | Построения проекта выхода из затруднения. | 5 мин |
6 | Реализация построенного проекта. | 8 мин |
7 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | 8 мин |
8 | Физкультминутка. | 1 мин |
9 | Самостоятельная работа с самопроверкой. | 5 мин |
10 | Включение в систему знаний и повторение. | 3 мин |
11 | Рефлексия учебной деятельности. | 2 мин |
Содержание урока:
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Теоретическое обоснование: формируемые УУД |
1 | Орг. момент | Ребята, поднимите на меня свои глазки. Я посмотрю, всё ли у вас в порядке. Мы сегодня будем снова раскрывать тайну русского языка. | Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работать будем старательно, Слушать будем внимательно. | |
2 | Мотивация к учебной деятельности | - Начнём с минутки чистописания. Послушайте стишок. Цапля – царственная птица. - На что вы обратили внимание? - Давайте повторим написание буквы Цц, а также написание слогов с данной буквой: ца цо цу ци цы це - Что вы заметили при произношении некоторых слогов? - Хотите узнать, почему так происходит? -Тогда за работу. | - Часто встречается в словах звук [ц]. Дети прописывают букву и слоги. - Одинаковые сочетания звуков могут быть обозначены разными буквами. | Личностные УУД: - сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку Регулятивные УУД: - целеполагание, ориентация на предстоящую деятельность на уроке |
3 | Актуализация знаний | Учитель предлагает определить какая пропущена буква в словах и на какое правило. Слайд №1: у…кий, см…треть, звёз…ный, п…лёт, ч…рный, и…кусать, нарц…сс | Учащиеся определяют орфограмму, подбирают проверочные слова. | Познавательные УУД: -развитие мыслительных операций анализа, сравнения, повторение способов действий Регулятивные УУД: - оценка – осознание учащимися того, что уже усвоено. |
4 | Выявление места и причины затруднения | - Почему возникла трудность в последнем слове? В чём особенность? - Мы вернёмся к этому слову позднее. - Ребята, как будет называться тема сегодняшнего урока? - И чему мы можем научиться на этом уроке? | - Мы не знаем правило, которым можно здесь воспользоваться. После ц пишется буква и или ы? - Узнать, когда звук [ы] записывается буквой ы, а когда буквой и; - Научиться применять это правило на практике; - Научиться писать слова с этой орфограммой. | Познавательные УУД: формулирование проблемы. Регулятивные УУД: оценка – выделение того, что еще подлежит усвоению Познавательные УУД: общеучебные |
5 | Построения проекта выхода из затруднения. | Учитель предлагает понаблюдать за словами: Слайд №2: цирк синицы секция циркуль скворцы акация цифра птенцы станция - Что общего у всех слов 1-го столбика? - Найдите нужную схему. - В какую часть слова входит орфограмма в словах 2-го столбика? - Найдите нужную схему. - Какое общее буквосочетание есть на конце слов 3-го столбика? - Найдите нужную схему. - От чего зависит выбор написания буквы ы или и? | - Во всех этих словах звук [ы] обозначен буквой и, орфограмма находится в корне слов. - Орфограмма находится в окончании слова и обозначается буквой ы. - В словах, оканчивающихся на –ция, пишется буква и. - От того, в какой части слова находится орфограмма. | Познавательные УУД: систематизация, обобщение, общеучебные – знаково-символические действия, работа с моделями |
6 | Реализация построенного проекта. | - Давайте сформулируем правило. Учитель предлагает ознакомиться с правилом в учебнике на с.121. - Что ещё вы заметили в правиле? Слайд №3: -Запомнить слова, в корне которых пишется буква ы, поможет предложение: Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц!» Цыц – это окрик, обозначающий запрет говорить, кричать, петь. И в однокоренных словах пишется буква ы: цыганский, цыганёнок, цыпки, цып-цып, цыканье. - Давайте запишем слова –исключения в тетради. - Мы достигли первой цели, узнали правило. - Давайте поучимся применять правило на практике. (учебник с.121-122) Воспользуемся алгоритмом из учебника. В качестве примера возьмём слово «нарц…сс», с которым у нас возникла проблема. 1-й пункт алгоритма … - Что надо сделать? 2-й пункт алгоритма … - Что делаем? | -Учащиеся обобщают сведения. - Существуют слова-исключения: цыган, цыплёнок, цыц, на цыпочках. - Дети читают текст и составляют алгоритм: (Слайд №4) - Разбираем слово по составу. Определяем, что орфограмма в корне. - Проверяем, не является ли слово исключением или родственным ему; если не исключение – пишем «и», если исключение – пишем «ы». - Слово «нарцисс» не исключение, значит пишем букву «и». | ПознавательныеУУД: обобщение, переработка языковой информации, оформление её в устной форме Регулятивные УУД: Соблюдение намеченной последовательности действий Познавательные УУД: логические – построение логической цепи рассуждения. |
7 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - Переходим к третьей цели. Потренируемся в написании слов с новой орфограммой. Работаем в парах. Учебник с. 122 упр.1. Прочитаем задание. Что требуется выполнить? - Проверяем… - Какие слова вы не выписали? - Кому было трудно? Учитель знакомит учащихся со значением слов циклон и цилиндр. Слайды №5, №6. | Дети выполняют задание. Дети зачитывают столбики, доказывают правильность написания слов. - Слова на –ция. | Регулятивные УУД: умение осуществлять взаимный контроль. Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, определять способ взаимодействия. Познавательные УУД: повторение ключевых понятий темы урока |
8 | Физкультминутка | Загадки, составленные по типу «Доскажи словечко»: «Этот зверь тебе знаком – Ест мышей, пьёт молоко. Но на кошку не похож, Весь в колючках длинных …» «Он ходит, голову задрав, Не потому, что важный граф, Не потому, что гордый нрав, А потому, что он …» «К солнышку подняв свой рог, Дремлет толстый, неуклюжий …» | Ученики договаривают отгадки, изображают походку, движения животного. | Физкультминутка позволяет переключить внимание детей, сменить вид деятельности. |
9 | Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с учебником, с.122 упр.2. Выписать только те слова, в которые нужно вставить букву и. – В каких случаях это бывает? | Учащиеся работают по учебнику. Самопроверка. Слайд №7. | Регулятивные УУД: контроль. Личностные УУД: мотивация успеха (дети готовы к его качественному выполнению) |
10 | Включение в систему знаний и повторение. | Учитель предлагает детям выполнить тест. (Приложение 1) Затем обменяться работами, проверить друг у друга, обсудить результаты. | Регулятивные УУД: умение осуществлять взаимный контроль, вносить коррективы. Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, вступать с ним в учебный диалог. | |
11 | Рефлексия учебной деятельности. | Слайд №8. - Продолжите предложения: Сегодня я узнал … Сегодня я научился … Мне было трудно … - Оцените свою работу в тетради по линеечкам. Показатели – правильность и чистота. Учитель ставит отметки и хвалит за активную работу. - Для закрепления дома выполним следующие задания: Рабочая тетрадь - урок 50, упр.1 и 3 (всем). А упр.2 (тем, кто хочет учиться преодолевать трудности). По желанию – подобрать ещё слова с новой орфограммой, которые нам ещё не встречались. - Спасибо за дружную работу на уроке! | Продолжают высказывания. Оценивают работу в тетрадях. Записывают домашнее задание. | Регулятивные УУД: оценивание степени освоения новых знаний Личностные УУД: каждый ребенок оценивает свою работу на конкретном уроке Познавательные УУД: общеучебные – информационный поиск. Личностные УУД: выбор д/з связан с самоопределением. Д/з - дифференциация по уровню творчества. |
Самоанализ урока
Бланк №1
№ п\ п | Порядковый № в схеме, данной в ч. 3 | Параметр оценки | Балл (3,2,1) | |
Само-оценка учителя | Оценка преподавателя НИРО | |||
1 | 1 | Сложность содержания, его соответствие возможностям учащихся | 3 |
|
2 | 2 | Реализация компетентностного подхода | 2 |
|
3 | 3 | Творческий или репродуктивный характер учебных заданий, их целесообразность и обоснованность | 2 |
|
4 | 4 | Развивающая направленность заданий | 2 |
|
5 | 6 | Логика построения урока | 3 |
|
6 | 7. | Формы учебной работы, их разнообразие и оптимальность выбора | 2 |
|
7 | 8 | Методы обучения и методические приемы, целесообразность их выбора | 2 |
|
8 | 9 | Характер используемой наглядности | 2 |
|
9 | 10 | Целесообразность и функциональность используемых средств обучения | 3 |
|
10 | 12 | Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учет их индивидуальных особенностей | 2 |
|
11 | 13 | Формирование мотивационного компонента учебной деятельности | 3 |
|
12 | 14 | Постановка учебных задач. Организация целеполагания | 3 |
|
13 | 15 | Формирование познавательных УУД | 3 |
|
14 | 16 | Формирование регулятивных УУД | 3 |
|
15 | 17 | Формирование коммуникативных УУД | 2 |
|
Всего баллов | 37 |
|
Анализ соответствия структурных частей проекта урока
Бланк №2
№ п/п | Структурные части проекта и параметры их оценки | Балл (3,2,1) | |
Самооценка учителя | Оценка преподавателя НИРО | ||
1 | Наличие общих сведений о проекте и соблюдение правил оформления зачетной работы | 3 |
|
2 | Качество диагностического блока проекта | - |
|
3 | Правильность формулировки темы и задач урока, наличие сведений об оборудовании урока | 2 |
|
4 | Соблюдение требований к плану урока | 3 |
|
5 | Качество теоретического обоснования | 2 |
|
6 | Адекватность самоанализа урока (объективность выставления учителем баллов за свой конспект) | 3 |
|
Литература
- Деменева Н.Н. Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках математики: Методическое пособие для учителей начальных классов. – М., 2005.
- Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2006.
- Планируемые результаты начального общего образования. /Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2011.
- Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие /Под ред. Н.Н. Деменевой. — М.: АРКТИ, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока русского языка 2 класс "Алфавит"
Здесь вы найдёте историю возникновения алфавита, происхождение названия, упражнения для закрепления и повторения. Всё я постаралась подать в игровой форме....
Проект урока русского языка 1 класс "Правописание ЦИ - ЦЫ"
Проект данного урока разработан по программе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. Он позволит организовать работу учащихся так, чтобы дети сами открыли для себя способ обозначения звука Ы после Ц, сформулирова...
ОС «Школа 2100»Проект урока русского языка во 2 классе «Закрепление знаний об изученных орфограммах» (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 2 класс.)
На данноу уроке учащиеся имеют возможность повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах; разработать и создать тренировочное пособие по теме «Орфограммы в корне»; развивать внимание, ...
Проект урока русского языка в 4 классе Тема урока: «Однородные члены предложения»
Цели: Создать условия для: освоения детьми понятия однородных членов предложения; их особенностей а) одинаковой синтаксической роли в предложении; б) зависимости от одного и того же слова....
Проект урока русского языка в 4 классе (по ФГОС) Автор: Дубоделова Нина Ивановна, учитель начальных классов, МКОУ "Волчихинская СОШ №2. Тема урока: Сочинение по репродукции картины И. Грабаря «Февральская лазурь».
Сочинение по репродукции И.Грабаря "Февральска лазурь"...
Проект урока русского языка русский язык 2 класс
Урок русского языка 2 класс по теме "Слог"...
Проект урока русского языка в 1 классе по теме «Слог как минимальная произносительная единица» (по курсу «Русский язык», автор В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)
Представлен проект урока русского языка с использованием электронного приложения к уроку.....