Урок русского языка 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Предварительный просмотр:
1 класс
Тема урока
«ПЕРЕНОС СЛОВ»
Цели деятельности учителя: ознакомить обучающихся с правилами переноса слов; развивать умения видеть «опасные» места в словах и правильно писать слова с изученными орфограммами; закрепить орфоэпические и каллиграфические навыки.
Планируемые результаты (предметные): овладевают речевыми умениями как средством целостного осуществления речевого поступка; стремятся к приобретению комплекса знаний по предмету; объясняют значения термина (понятия) «буква»; знают и применяют правило переноса слов; рассуждают об особенностях букв: ы, ь, ъ; осваивают каллиграфическое написание этих букв; слушают грамматическую сказку и участвуют в обсуждении ее содержания; формулируют вывод о роли «двух братцев» – ь и ъ в речи; называют звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударный; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твердые, мягкие, парные и непарные); не смешивают понятия «звук» и «буква»; делят слово на слоги, ставят ударение; пишут большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях; ставят пунктуационные знаки конца предложения; списывают с печатного образца и пишут под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Запись даты в тетради.
II. Орфоэпическая тренировка.
Личностные УУД: понимают значение знаний для человека и принимают его; осознают роль языка и речи в жизни людей; учатся формировать границы собственного знания и «незнания»; ориентируются на выполнение моральных норм.
Регулятивные УУД: контролируют свои действия по точному и оперативному ориентированию в орфоэпическом словаре, на основе сверки с контрольной карточкой (с образцом учителя).
Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в письменной форме; учатся работать в паре – обмениваются информацией, обсуждают расстановку ударения, взаимодействуют, сверяют работы друг друга по контрольной карточке, умеют слушать и принимать мнение партнера.
1. Работа по карточкам-заданиям.
Каждый ученик получает карточку со словами, в которых он должен расставить ударение.
I вариант: договóр, заржáветь, каталóг, комбáйнер, километр, квартал, столяр, баловать, ремень, магазин.
II вариант: намéрение, петля, процéнт, шофёр, досуг, маляр, (она) начала, красивее, газопровод, сантиметр.
2. Взаимоконтроль. Учащиеся меняются заданиями с целью взаимопроверки. В случае разногласия сверяются с контрольной карточкой, прикрепленной на закрытой доске.
3. Хоровое произношение слов по вариантам с выделением ударного слога (чтение на доске слов с контрольной карточки, сверка выполненной работы).
III. Работа над каллиграфией.
Личностные УУД: в процессе становления каллиграфического навыка и умения речевого поступка руководствуются принципом адекватного мотивационного отношения к учебной деятельности; используют знания и сформированные учебные действия в конкретных жизненных ситуациях; приобретают личный опыт интегрированного обучения, умения мотивированно организовывать свою деятельность, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную цель и практическую задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; выполняют инструкцию.
Познавательные УУД: понимают смысл плаката при чтении и воспроизведении на слух, отвечают на вопросы, объясняют значение термина «буква»; делают вывод о роли мягкого и твердого знаков в словах; сравнивают собственные написания с образцом; анализируют слова (односложные, двусложные, трехсложные; по количеству звуков и букв, слогов, подвижное ударение).
Коммуникативные УУД: формулируют собственное мнение; оформляют свои мысли в устной форме; слушают и учитывают мнения партнеров, понимают речь других участников образовательного процесса; дают в устной форме оценку соответствия содержания ответа одноклассника вопросу (заданию) и исполнения его выступления.
1. Работа по рисунку.
– Рассмотрите рисунок в тетради на с. 9.
– Догадайтесь, куда спешит улитка.
– Какие буквы живут в этом домике? ( Буквы ы ъ, ь.)
– Нарисуйте улитку на строчке.
Учитель демонстрирует образец на доске: сначала е-образные рожки, затем туловище и «домик».
– Какие буквы алфавита не могут начинать слова? (Буквы ь, ъ, ы.)
– Есть ли такие заглавные буквы?
– Буквы ь, ъ, ы имеют одинаковые элементы в написании. Обратите внимание на их соединения с другими буквами.
Ученики проговаривают написание букв и прописывают их по образцу.
2. Грамматическая сказка.
ДВА БРАТЦА
Однажды в волшебной стране появились два странных незнакомца. Один из них мягко ступал по земле, а другой с силой и твёрдостью от неё отталкивался. Были они похожи друг на друга, вот только прически у них различались. Первого, который мягко ступал и имел короткую стрижку, звали Мягким знаком. Второго – в кепке с маленькой твёрдой косичкой – Твёрдым знаком. И были эти незнакомцы братьями. Долго бродили они по свету, прежде чем попали в эту удивительную страну, где жили гласные и согласные звуки, умеющие с помощью Волшебного платья превращаться в буквы.
Понравилось братьям в этой стране и решили они в ней остаться. Были они видимыми буквами. Вот только невидимыми звуками стать не смогли, так как не было у них волшебных платьев. Но им нравилось всегда быть видимыми.
С тех пор жителей в волшебной стране стало не 31, а 33.
Хоть и были ъ и ь родными братьями, но характеры имели разные.
Мягкий знак был добрым и ласковым, старался всё смягчить.
Он очень вежлив, Мягкий знак,
Не любит споров он и драк.
Он в слове мать и в слове дочь,
И тихом лунном слове ночь.
Чтоб никого не огорчить,
Он всё старается смягчить.
А Твёрдый знак отличался молчаливостью и твёрдостью. Там, где он появлялся, слышалась чёткость.
Часто ссорились два брата, так как каждому хотелось занять самое почётное место в алфавите. Услышала однажды буква А их спор и вмешалась:
– Друзья! Ваш разговор – никчемные слова, –
Услыша этот спор, сказала А,
– Вы оба хороши, достойны чести,
Когда стоите в нужном месте.
И указала Мягкому и Твёрдому знакам их законные места. И с тех пор они никогда не ссорятся, так как выполняют разные роли.
3. Анализ слов.
– Прочитайте слова в тетради на с. 9.
– Какую роль в словах играют буквы ъ и ь?
– Назовите односложные слова, двусложные, трехсложные слова.
– В каких словах букв и звуков поровну?
– Запишите слова, диктуя их по слогам.
– Подчеркните мягкий и твёрдый знаки.
– Послушайте загадку, отгадайте ее.
Со звуком [с] я не вкусна,
Но в пище каждому нужна.
С [м] берегись меня, не то
Я съем и платье, и пальто.
(Соль – моль.)
– Назовите слова с ь и ъ. Определите роль мягкого и твёрдого знаков в этих словах.
– Запишите в тетрадь названные слова, подчеркните ь и ъ.
Ученики по очереди выходят к доске, записывают слова, остальные учащиеся пишут в тетрадях.
Соль, моль, берегись, съем, платье, пальто.
4. Упражнение для самоконтроля.
– Пусть самая красивая буква из трёх (ы, ь, ъ) встретит улитку в домике.
Лучшую из букв ученики вписывают в окошко домика.
Гостей всегда мы рады встретить,
Приветить, чаем напоить
И самым лучшим одарить –
С таким законом надо жить!
– Как вы думаете, будет ли улитка довольна, если у хозяина дома будет такой жизненный закон?
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Все в порядок приведите
И писать, друзья, начните.
IV. Словарная работа.
Личностные УУД: эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции; положительно рассуждают о необходимости вырабатывать умения грамотного письма и орфографической зоркости.
Регулятивные УУД: контролируют свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике, тетради; учатся высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника, рисунками.
Познавательные УУД: умеют работать с основной учебной, дополнительной литературой и другими источниками информации; устанавливают взаимосвязь между объемом знаний, умений, навыков и исследовательских умений как интегрированных сложных умений; приобретают умения по разработке собственного алгоритма решения познавательных задач.
Коммуникативные УУД: умеют работать в коллективе, уважать мнение других участников образовательного процесса, высказывать личное отношение к произведению (тексту, стихотворению), проблеме, объясняя свою позицию, использовать речь для регуляции своего действия.
1. Самостоятельная работа.
– Выпишите из стихотворения П. Ефимова слова с безударной гласной, которую нельзя проверить, а надо запомнить.
Запись на доске:
На столе у малыша
Три цветных карандаша,
Выбирай себе любой:
Красный, жёлтый, голубой.
Мальчуган нашёл тетрадь,
Стал в ней домик рисовать.
Запись в тетради:
Карандáш, голубóй, жёлтый, тетрáдь, рисовать.
– Какую роль играет мягкий знак в словах тетрадь, рисовать? (Обозначает мягкость согласных.)
– Найдите слова, отвечающие на вопрос «что?».
– Какие слова отвечают на вопрос «какой»?
– Найдите слова, отвечающие на вопрос «что делать?».
2. Работа по рисункам в учебнике на с. 18–19.
– Какие слова составили ученики? (Корова, собака, мяч.)
– Правописание этих слов надо запомнить.
– Послушайте сказку, почему слово собака нужно писать с буквой о.
Жила давно бака. Она умела лаять, вилять хвостом, сторожить дом, любила выть на круглую луну, которая похожа на букву «о», и захотела с ней писаться.
– Ну хорошо, – сказали ей, – будем писать тебя «бока».
– Нет, я так не хочу! С какого ещё бока?! – обиделась бака. Я не хочу так называться! Я просто хочу писаться с «о». И стали её писать с «о». Вот так: с «о» бака. А потом просто собака.
Так и до сих пор пишут.
По О. Соболевой
3. Работа над сравнением слов.
– Сравните написание слов:
ночь мяч
речь врач
дочь грач
– Чем отличаются слова?
– Запомните эти написания.
V. Актуализация опорных знаний.
Регулятивные УУД: принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа или выполненного действия.
Познавательные УУД: преобразовывают информацию из одной формы в другую; формулируют ответы на вопросы учителя; выполняют задания для актуализации собственных знаний о слоге и слове; делают выводы по итогам наблюдений.
1. Беседа.
– Какую работу выполняют гласные в словах? (С помощью гласных можно определить количество слогов в слове, гласные образуют слог.)
– Какое правило помогает определить количество слогов в слове? (Есть правило: сколько в слове гласных, столько и слогов.)
– Что можно составить из слов?
– Сколько слогов может быть в слове? Ответьте стихотворением.
– Как определить, сколько в слове слогов?
– Что можно составить из слов?
2. Игра «Молчанка».
У детей карточки с цифрами 1, 2, 3. Учитель называет слова, а ученики поднимают карточку, где указано, сколько в слове слогов. Учитель может показывать ученикам карточку с записанными на ней словами: обед, что, топор, сапоги, ещё, диван, девочка, мальчик, картон, чемодан, шёл, ягода и др.
VI. Постановка проблемного вопроса.
Регулятивные УУД: определяют и формулируют учебно-познавательную проблему и цель деятельности на уроке с помощью учителя.
– Как вы поступите, если начали писать слово, а места на строке не хватает? (Мы перенесем это слово.)
– Как вы думаете, переносить слова с одной строки на другую нужно по правилам или так, как захочет пишущий? Что бы вы предложили?
– Кто догадался, какую учебно-познавательную и практическую задачу мы поставим перед собой?
– Сегодня мы узнаем правила переноса, потренируемся в переносе слов.
VII. Открытие новых знаний.
Личностные УУД: осознанно проявляют положительные личностные качества (ответственность, самостоятельность, чувство взаимопомощи и доброжелательности); осознают роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции.
Регулятивные УУД: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения познавательной задачи; учатся высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника, работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); находят ответы на вопросы в тексте, таблице; руководствуются орфографическими правилами; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывают информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД: осознанно строят речевые высказывания; оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушают и понимают речь других.
1. Работа на доске под руководством учителя.
– Запишите предложение:
Бродит стадо по лугам.
– Разделите каждое слово на слоги. (Ученики карандашом проводят вертикальные линии: Бро|дит ста|до по лу|гам.)
– Вот так можно перенести эти слова с одной строки на другую (Учитель показывает запись, выполненную заранее: Бро-дит ста-до по лу-гам.)
2. Заучивание правила.
Здесь порядок очень строгий.
Делим все слова на слоги,
Переносим по слогам:
Бро-дит ста-до по лу-гам.
3. Проблемный вопрос.
– Можно ли перенести с одной строчки на другую слова: мяч, дочь, сад, дуб?
– Почему нельзя? (В этих словах один слог, поэтому разделить их нельзя.)
– Определите количество слогов в словах: моя, яма, семья.
– Можно ли перенести эти слова с одной строки на другую?
Запомните: одну букву, даже если она составляет слог, нельзя оставлять на строке или переносить.
4. Выполнение упражнения 18, с. 18 (по заданиям учебника).
Дополнительный вопрос:
– Как можно перенести слова: бараны, лошади, ослики, коровы? (2 способа: ло-шади, лоша-ди и т. д.)
Бродит стадо по лугам,
Щиплет травку тут и там.
Ты до травки дотянись,
Низко-низко наклонись,
Влево-вправо повернись
И на месте покружись.
Динамическая пауза; игра «Слог, слово»
– Если услышите слог, сделайте хлопок в ладоши; если услышите слово, присядьте к полу.
Слова для игры: лес, от, оса, птица, под, на, школа, по, цена, у.
5. Работа по таблице «Правила переноса слов».
– Рассмотрите таблицу, сформулируйте правила переноса.
ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА СЛОВ | |
Нужно переносить груп-па кас-са пись-мо отъ-ехал май-ка зай-ка | Нельзя переносить су-ббота алл-ея ма-льчик об-ъехал ле-йка ча-йка |
– Прочитайте правила переноса слов в учебнике на с. 21.
6. Упражнение в делении слов для переноса.
Ученики выполняют на доске и в тетрадях с объяснением: огонь, подъем, коньки, змея, лейка, масса.
VIII. Закрепление пройденного.
Личностные УУД: осознают границы собственного знания и «незнания»; адекватно позитивно оценивают себя и свои поступки.
Регулятивные УУД: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные УУД: ориентируются в тексте учебника; находят ответы на вопросы в тексте, необходимые для выполнения учебных заданий; структурируют собственные знания.
Коммуникативные УУД: формулируют понятные для всех участников образовательного процесса высказывания.
1. Выполнение упражнения 19, с. 19 (по заданию учебника).
Дополнительные вопросы:
– Какие слова во втором и третьем предложениях нельзя перенести? Почему?
– Разделите устно слова третьего предложения для переноса.
2. Познавательно-занимательные задания.
– Послушайте метаграмму (загадку, в которой из загаданного слова путём замены одной буквы на другую получается новое слово).
– Какие слова зашифрованы? О каких словах идёт речь?
С ч над морем я летаю, С г в машинах я бываю, С м меня ты надеваешь, С л собаку называешь, | (Чайка.) (Гайка.) (Майка.) (Лайка.) |
– Разделите эти слова для переноса.
IX. Итог урока. Рефлексия.
Регулятивные УУД: осуществляют итоговый контроль по результату; адекватно воспринимают оценку учителя.
Личностные: осознанно формулируют вывод о качестве своей деятельности на уроке и уровне своих знаний по теме, идентифицируя себя с понятием «хороший ученик».
– Прочитайте в тетради на зелёной полосе слова и расскажите о правилах переноса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...
Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»
Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века» ...
Конспект урока русского языка Класс: 4 В.
Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....
Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»
Актуальность проекта Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...
Презентация к урокам русского языка. класс.
В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Конспект урока русского языка класс
Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...