Конспект урока русского языка на тему: "Понятие об окончании"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Цели урока:           Образовательные:

- ознакомить с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie_ob_okonchanii.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

в 3 классе

Тема урока:           Понятие об окончании.

Тип урока:             Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Учебник:                Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учебник для 3 класса.

Цели урока:           Образовательные:

- ознакомить с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении.

Развивающие:

- формировать умение выделять окончание в слове;

- формировать умение образовывать формы слова с помощью окончаний;

- развивать мышление, память, внимание, способность к самоконтролю.

Воспитательные:

- воспитывать уважительное, бережное отношение к литературному слову;

- воспитывать любознательность, пытливость при получении знаний;

- воспитывать чувство взаимоуважения, взаимовыручки; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность.

Оборудование:         компьютерная презентация урока, карточки с

                        индивидуальным заданием.

Ход урока:

  1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

На доске: «Воля и труд дивные всходы дают».

– Как  вы понимаете слова пословицы?
– Вы готовы приложить  свою волю в работе на уроке?
– Тогда за работу!

На доске: УЛица, на УЛице, УЛицей, УЛицу.

- Прочитайте слова (корневое морфемное чтение: я читаю слово, голосом выделяя корень, дети повторяют за мной).

- Это однокоренные слова?

- Чем отличаются формы слова УЛица?

- Сегодня на уроке мы будем учиться выделять в словах окончания; определим роль окончания в слове и в предложении.

II. Чистописание.

Компьютерная презентация: Игра «Доскажи словечко».

«Кто один имеет рог?

Отгадайте! (носорог

«Собаки, не троньте верблюда,

Для вас это кончится худо:

Он ловко дерется с врагами

Своими большими (ногами)».

- Назовите первый звук в словах-отгадках. Дайте характеристику этому звуку. Какой буквой он обозначается на письме?

- Сегодня на уроке мы будем работать над написанием строчной и заглавной буквами Н, н.

III. Повторение.

  1. Проверка домашнего задания (Учебник с. 60 упр. 128).

- Прочитайте однокоренные слова, которые вы записали (корневое морфемное чтение).

ПАМЯТЬ – ПАМЯТник, ПАМЯТный; ЛЁТчик – ЛЕТать, ЛЁТный.

- Объясните значение записанных слов.

- Прочитайте предложение, которое вы записали (корневое морфемное чтение).

2. Индивидуальная работа (на карточках).

- К выделенным словам подберите и запишите (корневое морфемное письмо: дети записывают слова, выделяя корни зеленым цветом) однокоренные слова, которые обозначают предмет:

МОРОЗная ночь –

ХОЛОДное утро –

ГОРная река –  

ДУБовая роща –

3.Фронтальная работа.

На доске:

переЛЁТ, ЛЁТчик, ЛЕТучий, приЛЁТ, ЛЕТо

ЗОЛОТо, поЗОЛОТа, ЗОЛа, ЗОЛОТистый

ГОРистый, ГОРа, ГОРевать, ГОРная

- Прочитайте слова (корневое морфемное чтение).

- Найдите «лишнее» слово. Спишите только однокоренные слова (корневое морфемное письмо).

IV. Изучение нового материала.

  1. Работа над правописанием безударных проверяемых гласных с опорой на словарь корневых морфем. Изучение корней, который начинаются с гласных букв Е, И, Я (Куропаткина Т.И. Работа над правописанием безударных проверяемых гласных с опорой на словарь корневых морфем. с. 6: корни, которые начинаются с гласных букв).

Первый этап: чтение слов учителем; работа над значением непонятных слов; подбор родственных слов. Медленно читаю одно слово за другим из первой колонки («А»), выясняю значение непонятных учащимся слов с точки зрения их семантики.

  1. Понятие об окончании.

Работа с текстом (компьютерная презентация).

- Прочитайте текст (корневое морфемное чтение).

НАШа ДАЧа – за ГОРОДом. КАЖДое ЛЕТо МЫ ЕЗДим на (ДАЧа). За (ДАЧа) расКИнулся ПРУД. ХОРОШо ЛЕТом на (ДАЧа)!

- Связаны ли слова в предложениях? Что нужно сделать, чтобы предложения были понятны?

- Что мы изменили у слов в скобках?

- Изменился ли смысл этого слова?

- Для чего нужно было изменить окончание в слове «ДАЧа»?

- Для чего служит окончание?

- Выпишите словосочетания, в которые входит слово «ДАЧа» (корневое морфемное письмо).

3. Наблюдение за окончаниями (Учебник с. 60 упр. 130).

- Прочитайте (корневое морфемное чтение).

Единственное число                                               Множественное число

ГОРОДская УЛица                                               ГОРОДские УЛицы

ГЛУБокое ОЗЕРо                                                  ГЛУБокие ОЗЁРа

МАШИНа ЕДет                                                    МАШИНы ЕДут

- Сравните слова в единственном и множественном числе. Чем они отличаются?

- Спишите слова (корневое морфемное письмо).

- Взаимопроверка работы в парах.

4. Работа с правилом (Учебник с. 60).

Окончание – это изменяемая часть слова.

ПАРТа – ПАРТы. СТОЛ – над СТОЛом. РАБотает – РАБотают. БОЛЬшой – БОЛЬшие.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

V. Закрепление изученного материала.

1. Распознавание форм одного и того же слова и однокоренных слов (Учебник с. 60 упр. 130).

- Прочитайте текст (корневое морфемное чтение).

ГОЛУБи ОЧЕНЬ БЫСТРо и ТОЧНо ВОЗВРАЩаются в СВОи ГОЛУБятни. ГОЛУБЬ ВСЕГДА приЛЕТает ТУДА, отКУДА Его уВЕЗли.

- Найдите слово, которое стоит в форме единственного и множественного числа. Это разные слова или это формы одного слова?

- Найдите однокоренные слова. Выпишите их (корневое морфемное письмо).

2. Восстановление деформированных предложений (Учебник с. 61 упр. 132).

- Прочитайте слова в строчках (корневое морфемное чтение). Составьте из них предложения.

ШКОЛЬники, ДЕЛают, ЗАРЯДка, УТРом;

УЧеники, НАШего, ЛЮБят, КЛАСС, СПОРТ;

уКРЕПЛяет, СПОРТ, ЗДОРОВье.

- Почему пришлось изменить окончания в словах ЗАРЯДка, КЛАСС?

- Для чего служит окончание, какова его роль в нашей речи?

- Прочитайте сведения на с. 61.

- Для чего служит окончание?

- Запишите предложения (корневое морфемное письмо).

Фронтальная проверка работы.

VI. Итог урока.

– Наш урок подходит к концу.

«Славно дети потрудились,
Вижу – многого добились».

– Пора подвести итоги. Какую цель вы ставили?
– Достигли цели?
– У кого остались вопросы?
– Что показалось интересным?
– С какой новой информацией познакомились?
– Оцените свою работу на уроке.

VI. Домашнее задание.

1. Выучить правила об окончании и его роли в предложении.

2. Выполнить тренировочное упражнение (Учебник с. 61 упр. 133).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока руссого языка по теме "Понятие о глаголе"

Урок русского языка по теме «Понятие о глаголе» предназначен для учащихся 3 классов. Материал урока помогает детям в игровой форме дать ответ на вопрос «Что такое глагол?» Урок был проведён в рамках Г...

Разработка урока русского языка по теме "Понятие о словах, обозначающих признаки предметов

Проблемный урок по русскому языку по теме "Понятие о словах, обозначающих признаки предметов" во 2 класса...

Урок русского языка по теме: "Понятие определения. Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении"

Урок русского языка по теме: "Понятие определения. Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении" по УМК "Перспективная начальная школа". Второй урок по этой теме....

Урок русского языка по теме: "Понятие определения. Синтаксическая функция имен прилагательных" 3класс, УМК "Перспективная начальная школа"

Урок русского языка по теме: "Понятие определения. Синтаксическая функция имен прилагательных" 3класс, УМК "Перспективная начальная школа"...