Конспект урока литературного чтения на тему: «Гласные буквы Я я»
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Конспект урока литературного чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока литературного чтения | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Гласные буквы Я я»
Дидактическая цель:
Образовательная:
способствовать знакомству детей с звуками [йа] [а], буквой Я я ; выработать умение читать и находить слова с буквой Я я.
Развивающая:
способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, обобщать; развивать память внимание, логическое мышление.
Воспитательная:
создать условия для воспитания патриотизма
Планируемые результаты:
Предметные: научатся работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию; способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
Метапредметные:
Регулятивные: научатся определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника.
Познавательные: научатся ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; давать ответы на вопросы.
Коммуникативные: научатся слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Личностные: научатся воспринимать речь учителя, непосредственно не обращенную к учащемуся; сохранять мотивацию к учёбе; выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества.
Материально - техническое обеспечение: наглядный материал, презентация, компьютер, доска, учебник «Азбука» 1 класс 1 часть В.Г Горецкий
Ход урока:
I. Мобилизующая часть
- Добрый день, ребята.
- Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.
-Давайте улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Настраиваемся хорошо и слаженно работать.
II. Актуализация опорных знаний. Постановка целей и зада урока
- В начале урока мы повторим то, что уже знаем. Итак..
1)звуки бывают гласные и… (согласные)
твёрдые и…(мягкие)
звонкие и…(глухие)
2). Звуки мы слышим, а буквы…(пишем)
3). В слове столько слогов, сколько… .(гласных)
4). Какие гласные обозначают твердость предыдущего согласного? ( а,о,ы,у).
5) Какие гласные обозначают мягкость предыдущего согласного? ( и,е)
6) Какие буквы мы называем хитрыми? ( Е)
- Почему? (В начале слова и после гласной обозначают два звука.)
- Я предлагаю вам проговорить чистоговорки, с помощью разных эмоций (восклицательно, вопросительно, повествовательно), в разном темпе( медленно, быстро):
1) Яркие яблочки с ярмарки для Яночки.
2) В ящике ядовитая ящерица.
3) Яхта легка и послушна моя, я бороздить на ней буду моря.
- Молодцы ребята, давайте вспомним, почему «Яночки» написано с заглавной буквы? ( Потому что это имя собственное)
- А теперь вам задание от Кощея, он приготовил для вас сложные загадки. Ну что готовы?
• Если б не было его,
Не сказал бы ничего. ( Язык)
• Может и разбиться,
Может и свариться.
Если хочешь, в птицу
Может превратиться. (Яйцо)
• Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но — ах! —
Удрала, а хвост в руках. ( Ящерица)
• Эта старушка не любит детей
Часто пугают ей малышей.
У бабушки есть костяная нога,
Зовут же старуху…(Яга)
- Хорошо, ребята, вы отлично справились с заданием, отгадали загадки. А теперь ответьте на такой вопрос, а какая же буква объединяет все эти слова? Конечно же это буква Я. Ребята эта буква волшебная, а что в ней особенного мы узнаем на сегодняшнем уроке.
- Вы наверняка уже догадались о чем мы будем сегодня говорить, сформулируйте тему нашего урока.
- Верно, тема нашего урока «Гласные буквы Я я». А какие мы поставим перед собой цели?
- Вы абсолютно правы, сегодня мы познакомимся с гласной буквой «Я», научимся находить и читать слова с буквой «Я», определять место в слове буквы «Я», различать, где я обозначает два звука [йа], а где один [а].
III. Формирование новых знаний, умений, навыков
1.Беседа по предметной картинке.
- А теперь задание для всех на внимательность. Найдите слово, которое есть у меня на экране, но нет на ваших карточках. Я помогу вам найти слово, загадав загадку.
Круглые, румяные
Мы растем на ветках:
Любят нас и взрослые
И маленькие детки. ( Яблоки )
- Верно, ребята, а вы знали, что яблоки богаты витаминами, они полезны в любом виде - свежие, запеченные, сушеные. Стоматологи советуют кушать яблоки каждый день для хорошего роста зубов. Яблоки проявляют свои полезные качества и при лечении простудных заболеваний и гриппа. Теплый отвар или настой на воде из яблок ( яблочный чай ) хорошо воздействует при кашле или хрипоте. Употребляйте яблоки всей семьей каждый день и тогда вы будете здоровы и полны сил.
- Давайте прочитаем стихотворение о яблоке в учебнике на с. 116. Назовите слова, которые описывают яблоко.
2. Слого – звуковой анализ с опорой на схему.
- Произнесите слово Я-Б-ЛО-КИ по слогам и определите их количество
- Произнесите слово еще раз и определите ударный слог.
- Посмотрите на схему в учебнике и определите из чего состоит ударный слог.
- Произнесите слияние еще раз и определите первый звук. [й]
- Посмотрите на схему и охарактеризуйте этот звук.
- Произнесите этот слог еще раз и определите второй звук . [а]
- Охарактеризуйте его.
- Посмотрите на схему, которая находится ниже, какому слову она соответствует? ( Яблоня)
- Верно, давайте произнесем слово Я-Б-ЛО-НЯ по слогам и определим их количество.
- Произнесите слово еще раз и определите ударный слог.
- Посмотрите на схему данного слова и определите из чего состоит ударный слог.
- Произнесите слияние еще раз и определите первый звук. [й]
- Посмотрите на схему и охарактеризуйте этот звук.
- Произнесите этот слог еще раз и определите второй звук . [а]
- Охарактеризуйте его.
-Произнесите последний слог и определите второй звук. [а]
- Посмотрите на схему и охарактеризуйте этот звук.
- Какой вывод мы можем сделать? Для обозначения двух звуков [йа] служит одна буква «Я». Эта буква обозначает два звука , если стоит в начале слова или после гласной и один звук после мягкого согласного.
3. Знакомство с буквой её характеристика
- Два звука, образовавших слияние [й а], принято обозначать не двумя буквами, а одной. И такой буквой является буква Я.( слайд 4,5)
И сегодня она королева нашего урока..
- Буква Я шагает гордо.
Всем на свете буква Я.
Доложить готова:
- А вы знаете, кто Я?
Вы не знаете, кто Я.
Я не только буква Я -
Буква,
Слог и слово Я!
- Подумайте на что похожа буква Я?
- Поглядите-ка, друзья, смастерил скворечник я.
А в скворечник залетела вместо птички буква «Я»
- А теперь давайте обратим внимание , как выглядит печатная и письменная буква. ( демонстрация изображений с письменным и печатным вариантом)
Я - сказала про себя:
Хоккеист известный я.
Шайба прямо в цель летит
Гол! Закончен алфавит.
.- Выложите букву из палочек, найдите её в кассе букв. Теперь напишем букву в воздухе. Чем похожи и чем отличаются буквы Я – я?
Физкультминутка
- А теперь мы немного отдохнем, если в слове, которое я произнесу, есть Я - приседают мальчики, если нет - девочки.
Яблоня, ворона, ящик, валик, янтарь, пила, моя, страна, родная, Россия
IV. Формирование практических умений и навыков
1.Чтение, составление и печатание слов, разнообразных по составу
- Откройте учебник на с. 112 прочитайте слова в столбиках.
- Теперь прочитайте слова с буквой «Я» в начале слова, в середине слова, в конце слова.
- Найдите слова обозначающие один предмет, много предметов.
- Понаблюдайте, как большой предмет может превратиться в маленький, прочитав слова на с.115 . Прочитайте слова, которые обозначают большой предмет, маленький.
- Обратите внимание на с.117 даны слова в столбиках, определите в каком слове буква «Я» обозначает один звук, а в каком – два.
2. Чтение текста, соотношение его с сюжетной картинкой
- Отгадайте загадку:
Великан стоит в порту,
Освещая темноту,
И сигналит кораблям
Заходите в гости к нам. (Маяк)
- А что такое маяк?(Предлагают свои ответы)
- Где можно узнать значение этого слова?
- Верно, в толковом словаре. Сейчас мы с ним поработаем и найдем значение слова маяк
- Маяк- башня с сигнальными огнями на берегу моря или острове, для ориентировки проходящих кораблей (судов)
- Давайте рассмотрим иллюстрацию на с.112
- Что и кто на ней изображен? Что происходит на данной картинке?
- А теперь давайте проверим ваши предположения, прочитав текст.
- Задайте вопросы друг другу по содержанию текста, а теперь ответьте на мои.
- Почему на море стало темно?
- Куда торопятся суда?
- Что им встречается на пути?
- Что помогает судам смело идти в порт?
- Найдите в тексте слова с буквой Я. Определите её место в слове.
- Откройте учебник на с.114, прочитайте название текста. Кому не известна данная ягода? Может кому- нибудь приходилось собирать землянику? Сейчас мы узнаем, что это за удивительная ягода.
- Давайте прочитаем текст. Перечислите героев рассказа. Прочитаем текст по ролям, но сначала определим кто с какой интонацией будет говорить.
- Изучите иллюстрации данные к тексту.
- Подумайте, почему имена героев написаны с заглавной буквы? (Это имена собственные )
3. Лингвистические упражнения
- Рассмотрите рисунки на с.117, соотнесите рисунки и названия птиц. Составьте схему к слову, в котором два слога. Теперь проделаем тоже самое на с.115 и составим схемы к каждому слову. Назовите кустарники, которые могут расти в саду, деревья.
4. Развитие речи
- Прочитайте стихотворение на с.111 , почему слово «Земля» написали с большой буквы? Какие еще значения имеет данное слово? Давайте проверим ваши предположения, откройте с.113 прочитайте, какие значения имеет слово «Земля»
- Вы были правы, а какие вы еще знаете слова, которые пишутся одинаково, но не имеют ничего общего в значении? Прочитайте на с.116 пример такого слова. О каких языках идет речь?
- Рассмотрите на с.110-111 карту нашего государства. Расскажите, где вы родились? Как называется город или село, где вы живете? Есть ли река рядом с вашим домом? Как она называется? Попробуйте составить рассказ со словами: Россия, Родина, Москва, Земля.
- А сейчас я предлагаю поработать в парах и подумать над значением данных пословиц:
1-й ряд: Русские трудом славны.
2- й ряд: Жить- Родине служить.
3-й ряд: Всякому мила своя сторона.
V. Итог урока. Рефлексия.
- Вот и подходит к концу наш урок. Ребята, с каким новым звуком мы сегодня знакомились? А с какою буквой? Буква Я , гласная или согласная? Чему мы сегодня научились?
- Сейчас я предлагаю вам оценить свою работу. Поднимите пальцы вверх, кто всё понял и у кого всё получалось на уроке. У кого всё получалось, но были затруднения, поставьте большие пальцы навстречу друг другу. Кто ещё не понял новый материал и нужно поработать, опустите пальцы вниз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по теме:"Гласные буквы Я, я"
Гласные буквы Я, я....
Конспект урока литературного чтения в 1 классе «Буква У(у)».
Урок литературного чтения в 1 классе «Буква У(у)». УМК "Начальная школа XXI века"...
Конспект урока литературного чтения в 1 классе "Буквы С, с"
Данный урок проходит в школьном музее Боевой славы, т. к. целью урока является формирование патриотического чувства у первоклассников. Дети знакомятся со звуками и буквами на основе слов и предм...
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ "Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Делу время, потехе час" (1 КЛАСС)
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ "Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Делу время, потехе час" (1 КЛАСС) СОСТАВЛЕН В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС...
Конспект урока литературного чтения по теме «Согласные звуки [д], [д’]. Буквы д, Д».
Урок литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "Перспективная начальная школа", по теме «Согласные звуки [д], [д’]. Буквы д, Д»...
Конспект урока литературного чтения на тему: Звук [и]. Буква И и
Конспект урока литературного чтения...
Методическая разработка конспекта урока литературного чтения на тему "Звук (Й), буква Й"
Методическкая разработка конспекта урока литературногот чтения на тему "Звук (Й), буква Й"...