Правописание удвоенных согласных на стыке корня и суффикса.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Шаркова Светлана Александровна

Конспект урока русского языка 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx191.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 3 классе:

 «Правописание удвоенных согласных на стыке корня и суффикса».

Цель урока:  содействовать формированию умения находить и писать   орфограмму «удвоенная согласная на стыке суффикса и корня».

       Задачи:

  1. Формировать умения  учащихся находить  в словах орфограмму « удвоенные согласные»  и грамотно писать слова с этой орфограммой на примере словообразовательного анализа слов с основой на -Н и с суффиксом -НИК---НИЦ  -Н
  2. Содействовать развитию умения учащихся разбирать слова по составу.
  3. Расширить словарный запас слов с удвоенными согласными.
  4. Способствовать воспитанию здорового образа жизни.

УУД:

предметные

личностные

регулятивные

коммуникативные

умение находить орфограммы в указанных словах, разбирать слова по составу

формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе

умение принимать и сохранять учебную задачу в течение урока, развитие умения целеполагания, анализа информации

умение принимать роль в учебном сотрудничестве с одноклассниками и учителем

Оборудование: учебник,  листы самооценки, индивидуальные схемы состава слов, раздаточные картинки, задания для работы в группах, составляющие «Алгоритма» для групп, электронная энциклопедия, мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия»,  мультимедийная презентация.

1. Мотивация к учебной деятельности.

- Девиз урока: ВСЁ РАЗВЕДАТЬ, ВСЁ УЗНАТЬ,

                        СВОИХ ОШИБОК НЕ СКРЫВАТЬ!  (Слайд 1)

Вы согласны с этими словами? Сегодня на уроке мы с вами  попытаемся открыть ещё одну маленькую тайну русского языка.

 Чистописание: пп   рр   нн  сс бб  лл   гг

-Что это написано на доске? (Согласные буквы) Какое задание вы можете предложить? (Разделить на группы)

(- На звонкие и глухие, парные и непарные) -Лишнее? (гг). Как можно сказать, одним словом все эти согласные? (Двойные согласные) 

Тема урока: Слова с двойными согласными ( появляется на доске)

Ребята, вы оценивать свою работу будете сами на отдельных  листах по 3 бальной системе, ФИКСИРУЯ свои ошибки в отдельную колонку. (Слайд 2)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии Игра «Плюс, минус» (Слайд  №3 ) 1. Корень - часть слова, без которой слово не может существовать?. (да) 2.Чтобы найти корень, нужно подобрать родственные слова (да) 3. Суффикс служит для связи слов в предложении (нет) 4. Верно, выполнен перенос слов: рас-свет, то-нна, грам-м (нет) 5.Удвоенная согласная может быть только в корне (нет)Обсуждение.Сверка с эталоном на экране. Самооценка.-Соберите предложение, вставьте пропущенные буквы. Обсудите варианты в паре: иммунитет падиржи - вот наш ценый совет

Поддержи иммунитет - вот наш ценный совет. Что такое иммунитет? Поиск определения в толковом словаре. В написании какого слове вы испытали большее затруднение? (ценный)

3.Постановка цели и задач урока. Так над чем вы хотели бы поработать сегодня? Попробуйте сформулировать тему нашего урока (тема урока появляется на доске). Тема урока: Слова с двойными согласными на стыке корня и суффикса- А какие цели мы должны перед собой поставить? (Учиться писать слова с двойными согласными настыке корня и суффикса слова)- Что нужно уметь хорошо делать для написания слов с удвоенной согласной. Хорошо уметь разбирать слова по составу. Сформулируйте вывод. Мы его поместим в корзину мыслей (на доске) Вывод 1: Знать состав слова.http://www.squiglysplayhouse.com/ArtsAndCrafts/ColouringPictures/Easter/BasketEmpty.gif

 - Давайте вспомним, как нужно разобрать слово по составу?  ФИЗМИНУТКА. ( Карточки с частями слова развешены по классу) Найдите глазками окончание, основу, корень, приставку, суффикс. 

4. Выявление места и причины затруднения Следующее задание «Мы - исследователи» (Слайд 4) Даны слова. Какое задание можете предложить? ( Разделить на группы.)  Как вы думаете, по какому признаку можно это сделать? ( В первый столбик – слова с одной буквой –Н, а во второй – с двумя буквами –НН). Сильный    синий     барабанный    лунный дальний сменный

5.  Построение проекта выхода  из затруднения Какую цель ставим перед собой?  (Узнать, почему одни прилагательные пишутся с одной буквой –Н, а другие   с двумя буквами –НН. Повторим правила работы в группе ) Обсудите в группах составление алгоритма: как написать правильно слово с двойной согласной. http://www.pic4you.ru/allimage/y2011/05-18/8232/914971-thumb.gif

 Сбор алгоритма в группах (4-ках) в виде лимона, мяча, солнце, улыбки.) Чем связаны слово иммунитет и эти предметы?

 Вывод 2: Знать алгоритм.

Если корень оканчивается на букву Н, суффикс начинается на букву Н, то пишется две буквы Н.

Запиши слово с транскрипцией. [бл’иный’э]  БЛИННЫЕ,  [старон’ица] СТОРОННИЦА.

Вывод 3: На месте удвоенной согласной мы слышим долгий звук

6. Первичное закрепление во внешней речи в парах. Работа с учебником.  
Образуйте от основ данных слов при помощи суффикса НИК однокоренные существительные.Проговорите написание слова по алгоритму друг другу.
Взаимопрверка  Выделяем окончание и основу слова
Малина – малинник Осина – осинник Двор – дворник   Цветы – цветник.
малин/ + -ник- + □ = малин/ник/                осин + ник=осинник

Далее дети объясняют (с помощью электронной энциклопедии), что означают другие слова: конник, сторонник,сонник.) Оценка товарища. 

7. Физминутка: «Слова в движении»»  Эмма, Инна, Алла, класс, телеграмма и рассказ,  русский, касса, масса, тонна, пассажир, шоссе, колонна.

8. Индивидуальная работа с учебником: упражнение №158.

  Вставить пропущенные суффиксы. Самооценка (Слайд 5).С помощью каких суффиксов образованы слова с двойными согласными? (ник, н, енн)  

 Вывод 4: Слова с двойными согласными имеют суффиксы н, ник, енн, ниц 

9. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу РАБОТА  ПО  КАРТОЧКАМ  (Слайд 7) РАЗНОУРОВНЕВЫЕ  ЗАДАНИЯ Выписать слова с пропущенными буквами, поставив в начальную форму. Разобрать по составу.

1,2 группа: Нам здоровья не купить,
За ним нужно всем следить.
Лучше с
ран. их лет начать,
Ни минуты не терять.

Против грипп..а нам полезна всегда витамин..ая еда.   Кон. ый спорт, хо..кей, ба..сейн- я сторон. ик таких идей.

У здоровья есть враги,
С ними дружбы не води!
Где-то здесь
тихоня  лень,
С ней борись ты каждый день.

3,4  группа: Работа с предметными карточками  - раздаточным материалом.

10. Включение в систему знаний и повторение    

 1) Игра «Без слов»: Учитель произносит слова с двойными согласными в корне, на стыке приставки, суффикса,  а учащиеся с помощью индивидуальных карточек

показывают ту часть слова, в которой имеется орфограмма.  

  2) Написать текст без ошибок, обозначить корень: 1 вариант Ра(н,нн)ее (о,а)се(н,нн)ее утро. Уже р(о,а)(сс,с)вело. Гл(е,и,я)жу сквозь (о,а)ко(н,нн)ое ст(и,е)кло в тума(н,нн)ую дал(ь). 2 вариант Я з(о,а)ву с собой  без(з))заботную с(о)баку (С,с)трелку. Мы идём в с(а,о)с(н,нн)овую рощ(у,ю). Мы любим утре(нн)ие крос(с)ы.

 Проверка (Слайд 8)

11. Рефлексия учебной деятельности. Анализ своих ошибок, подсчёт баллов.

 12. Домашнее дифференцированное задание. Сочинить рассказ о спорте с использованием слов с двойными согласными или написать 10 слов с суффиксами н, ник, ниц, разобрать их по составу.

Список использованных источников:

1. Полякова, А. В. Русский язык. Учебник для 3 класса в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2010.

2.  Полякова, А. В. Творческие учебные задания по русскому языку  – М.: Просвещение, 2008

3. Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык 3  класс»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Удвоенная согласная на стыке приставки и корня

Подробный план урока по теме: "Удвоенная согласная на стыке приставки и корня"...

Урок русского языка 3 класс "Написание удвоенной буквы согласного на стыке корня и суффикса" УМК "Перспективная начальная школа"

Разработка урока  русского языка  в 3 классе по теме: "Правописание удвоенной буквы согласного на стыке корня и суффикса"...

Русский язык "Почему появляются удвоенные согласные на стыке приставки и корня"

Конспект урока со слайдами. Урок открытия нового построен на основе деятельностного метода обучения детей....

Разработка урока русского языка 3 класс "Правописание удвоенных согласных на стыке корня и суффикса"

Урок открытия нового знания по указанной теме проведён в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова с использованием компьютерных технологий. Урок разработан в соответствии с ФГОС, направл...

Презентация урока русского языка 3 класс "Правописание удвоенных согласных на стыке корня и суффикса"

Программа А.В.Поляковой 3 класс. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, включает различные виды работы: в группах, парах, индивидуально, предполагает ведение листа самооценки с фиксацией ...

Открытый урок русского языка в 3 Б классе по теме «Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне, на стыке приставки и корня, корня и суффикса»

Открытый урок русского языка  по теме: "Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне, на стыке  приставки и корня, корня и суффикса"  УМК "Школа России"...