- Здравствуйте, ребята. - Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть ещё одну маленькую тайну русского языка. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах и группах. Я рада, что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний. _____________________________ мм пп лл рр (запись на доске) - Как всегда урок свой мы начнём с минутки каллиграфии. Посмотрите на доску и скажите, что общего в предложенных мною элементах? (Согласные, удвоенные) - Попробуйте разделить эти буквы на две группы. ( одинаковые элементы при написании: м, л и п, р) - Какая буква может быть лишней? (п – обозначает глухие согласные звуки) - Запишите данные соединения себе в тетрадь в алфавитном порядке, соблюдая при этом высоту букв и наклон. - Проверка. В каком порядке записали буквы? (л, м, п, р) - Приведите примеры слов, в которых встречаются данные соединения. - Что общего в написании этих слов? (У них есть удвоенная согласная). - В какой части слова находятся эти удвоенные согласные? (В корне) - Кто из вас может показать графическое обозначение удвоенной согласной в корне? (один ученик чертит схему на доске) с с
- Слова удвоенная согласная и корень – это ключевые слова нашего сегодняшнего урока. (Вывешиваю карточки с этими словами на доску). Остальные ключевые слова вы должны будете сами подсказать мне в ходе занятия. В этих словах заключена тайна нашего урока. И сегодня мы попытаемся её раскрыть. Мы познакомимся ещё с одной новой орфограммой русского языка и её графическим обозначением. Я уверена, что каждый из вас сможет сделать для себя маленькое открытие.
(Слайд 1 презентации к уроку).
- Прочитайте слова и подумайте, на какие группы их можно разделить. (Ребята предлагают свои варианты)
Коллекти…, расск…зал, аккор…, масса…, отт…лкнул, подд…ржал Слайд 1. |
- Сколько групп вы можете выделить? (2).
- Какие слова отнесём к 1 группе? (коллектив, аккорд, массаж)
- По какому признаку мы объединили слова в эту группу? (пропущена парная согласная в конце слова).
- Какие слова отнесём ко 2 группе? (рассказал, оттолкнул, поддержал)
- По какому признаку мы объединили слова в эту группу? (пропущена безударная гласная в корне).
- Итак, у нас с вами получилось 2 группы слов:
(Слайд 2).
коллекти… расск…зал акко… отт…лкнул масса… подд…ржал Слайд 2. |
- Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. - Проверка. Прочитайте слова 1 столбика и скажите, какие буквы вставили. Каким правилом пользовались, когда записывали слова. - Прочитайте слова 2 столбика и скажите, какие буквы вставили. Каким правилом пользовались, когда записывали слова. - Что общего в словах 1 и 2 столбика? (Удвоенная согласная) Проблемные вопрос. - В какой части слова находится удвоенная согласная в этих словах? (вызвать слабого ученика, который даст частично правильный ответ – в корне) - Оцените ответ. - Ваши мнения разошлись. (Одни говорят, что удвоенная согласная находится в корне, а другие считают, что не только в корне)
- Значит, на какой вопрос мы с вами попытаемся сегодня
ответить? (Всегда ли удвоенная согласная находится в корне слова?)
- Работа в парах. Понаблюдайте за двумя группами слов с удвоенной согласной, сравните их, вчитайтесь в слова. Возможно, вы сможете увидеть что-то интересное в словах каждого столбика, и свои наблюдения графически обозначить.
Проверка.
1) - Что вы можете сказать о словах 1 столбика? (Удвоенная согласная находится в корне.)
- Докажите. (Чтобы выделить корень, подбираю однокоренные слова…)
- Как графически обозначили свои наблюдения?
2) - Что вы можете сказать о словах 2 столбика? (В них удвоенная согласная находится и в приставке и в корне).
- Докажите. (Чтобы выделить корень, подбираю однокоренные слова… Перед корнем выделяю приставку …)
- Как графически обозначили свои наблюдения.
- Если в наших словах мы выделили приставки рас -, от -, под -, значит, они должны встречаться и в других словах. (Приведите примеры таких слов)
Сообщение нового
- В какой части слова возникла удвоенная согласная в словах 2 столбика? (Между приставкой и корнем.) - Кто из вас знает, как называется такое место в слове? - Прочитайте об этом на следующем слайде (Слайд 3).
Стык – это место, где приставка и корень соединяются вплотную. Слайд 3 |
- Что вы узнали нового?
- Давайте сделаем вывод: Всегда ли удвоенная согласная находится в корне слова?
- Что мы с вами сделали? (Открытие)
- Как вы думаете, это орфограмма? (Да, это написание по правилу) - А как она называется? (Варианты ответа). - Орфограмма называется – удвоенная согласная на стыке приставки и корня.
Работа в парах.
- А теперь попробуйте найти в парах ответ на следующий вопрос: Всегда ли на стыке приставки и корня возникает удвоенная согласная? (Обсуждение в парах)
- Вывод: Если приставка заканчивается на согласную, а корень начинается с этой же согласной, то на стыке приставки и корня пишется удвоенная согласная.
- Нарисуйте схему слова и обозначьте орфограмму удвоенная согласная на стыке корня и приставки (один ученик чертит на доске, а все - оценивают)
с с - Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Слайд 3).
Удвоенная согласная на стыке приставки и корня. Слайд 4 |
- Какие ещё ключевые слова будут отражать тему и проблему урока? (Орфограмма, приставка, стык).
Вывешиваю карточки с ключевыми словами на доску.
- Когда же возникает удвоенная согласная на стыке приставки и корня? 1) стр. 108 №159.
Спиши слова. Объясни графически, почему в них пишется удвоенная согласная буква.
Рассыпать, рассмотреть, рассвирепел, расследование, оттащу, ссохлись.
- Прочитайте задание. - Начинаем выполнять с комментированием. Образец комментирования даёт учитель на примере первого слова. (Пишу слово рассыпать, выделяю в нем корень –сып, приставку рас-. Так как приставка заканчивается на согласную с, а корень начинается с этой же согласной, то на стыке приставки и корня пишется удвоенная согласная сс, подчеркиваю новую орфограмму одной чертой).
- Вывод: когда же на стыке приставки и корня образуется удвоенная согласная.
2) стр. 108 № 160.
- Сейчас мы с вами станем на некоторое время исследователями. Объектами исследования будут слова из упр. 160. Мальчики должны выписать слова с удвоенной согласной в корне, а девочки – слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня. Орфограмму обозначить.
Массаж, рассмешил, кроссворд, оттолкнул, аттестат, одноклассник, оттаял, ввинтил, оттуда.
- Проверка. Какие слова выписали мальчики? Где находится удвоенная согласная? Как графически обозначили орфограмму?
массаж кроссворд аттестат одноклассник - Какие слова выписали девочки? Где находится удвоенная согласная? Как графически обозначили орфограмму?
рассмешил оттолкнул оттаял ввинтил оттуда - Оцените свою работу: 1 - понятность задания 2 – трудность выполнения 3 - правильность - Кто выполнил всю работу правильно? - Кто допустил одну ошибку? - Кому было трудно? В чем была трудность?
- Вывод. В какой части слова может находиться удвоенная согласная? ( В корне и на стыке приставки и корня) - Когда же на стыке приставки и корня образуется удвоенная согласная?
3) Работа в группах (задание творческого характера).
- Сейчас вам надо будет подумать, как правильно написать предложенные слова и обсудить, какие шаги и в каком порядке нужно выполнить, чтобы данные слова написать без ошибок. Надеюсь, что в выполнении этого задания вам помогут знания, полученные на сегодняшнем уроке. (Каждая группа получает карточку с заданием).
1) Подумайте, как правильно написать слова.
бе(с, сс)полезно ра(с, сс)писание бе(с, сс)трашный
2) Обсудите, какие шаги, и в каком порядке надо выполнять, чтобы правильно писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня.
|
Проверка: - Как записали предложенные слова. Докажите. (Слайд 5).
бесполезно расписание бесстрашный Слайд 5 |
- Какие шаги, и в каком порядке надо выполнять, чтобы правильно писать слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня. (Шаги появляются по мере называния на слайде 6)
Прочитай слово. Выдели корень. Выдели приставку. Сравни согласные буквы на стыке приставки и корня. Сделай вывод. Запиши слово. Обозначь орфограмму. Слайд 6. |
- Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока? - Что нового узнали на уроке? - Когда удвоенная согласная возникает на стыке приставки и корня? Что было для вас самым интересным на уроке? - Что было сложным? Вызвало затруднения? Самооценка. - Возьмите карточки человечков с разной мимикой и оцените свою работу на уроке
человечек с улыбкой усвоил новое знание и научился его применять на практике. человечек с прямым ротиком усвоил новое знание, но ему еще нужна помощь. человечек с грустной улыбкой расстроился, тема сегодняшнего урока осталась для него непонятной.
- Как вы думаете, каким будет домашнее задание? - С. 111, Упр. 5 (списать слова и объяснить графически, почему в этих словах написаны удвоенные буквы) - По желанию составить словарь слов, в которых пишется удвоенная согласная на стыке приставки и корня. (На следующем уроке эти дети могут выступить в роли учителя при проведении словарного диктанта). |