Технологическая карта урока «Постановка задачи на письмо окончаний русских слов без пропуска букв» (УМК системы Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова)
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Методическую разработку урока русского языка можно использовать по системе Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова в 3 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока по русскому языку. 3 класс | 721 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока «Постановка задачи на письмо окончаний русских слов без пропуска букв»
(УМК системы Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова)
Этапы урока | Формируемые умения: предметные, УУД | Слайды | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Создание ситуации успеха. | УУД: Предметные: - называть части слова; - формулировать основной закон русского письма Регулятивные – умение мобилизовать свои силы для работы. Личностные: осознавать границу знания/незнания; стремиться к ее преодолению. | Слайд 1 Слайд 2 | Проверяет готовность к уроку, выдерживая паузу; устанавливает эмоциональный контакт. - Наш урок я начну с загадки. - Оно бывает то сурово, То рождено теплом души... Им можно радости прибавить И радость людям отравить. Им можно лёд зимой расплавить И камень в крошку раздолбить. - Нет ничего сильнее слова. - Прочитаем стихотворение, которое мы учили во 2 классе. - А что мы узнали о слове в 3 классе? - Какому закону подчиняется правописание орфограмм слабых позиций в приставках и суффиксах? - Вы можете напомнить модели, правописания орфограмм слабых позиций в приставках и суффиксах? Откройте нетбуки и составьте модели. | Включаются в ситуацию урока, настраиваются на совместную работу - Это слово. - Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай - не спеши, Оно бывает то сурово, То рождено теплом души... Им можно радости прибавить И радость людям отравить. Им можно лёд зимой расплавить И камень в крошку раздолбить. Оно одарит иль ограбит.. Пусть ненароком, пусть шутя. Подумай, как бы им не ранить Того, кто слушает тебя. В.А. Солоухин - Как устроено слово (его состав). - Учимся писать приставки и суффиксы. - Основному закону русского письма. По сильной позиции пишем слабую. Работа с нетбуками (модель 1:1) Учащиеся составляют модели 1 человек у доски. |
Слайд 3 Слайд 4 | - Молодцы, с моделями вы справились А сможете ли вы их использовать при работе со словами? - Я предлагаю поработать со словами, в которых есть слабые позиции в значимых частях слова. Прочитайте задание и расскажите порядок вашей работы. - Проверим себя и оценим по критериям, которые у вас даны на следующем слайде. «5» - 0 ошибок «4» - 1-2 ошибки «3» - 3 ошибки «2» - 4 и более ошибок - Кто выполнил работу без ошибок? - У кого 1-2 ошибки? - У кого больше ошибок? Замечательный результат. Физкультминутка для глаз | Карточка 1 (приложение 1) 1. Прочитаю слова. 2. Выделю в словах ту часть слова, в которой пропущена орфограмма. 3. Подберу проверочное слово 4. Вставлю пропущенную букву. 5. Запишу модель Самостоятельная работа. 1 учащийся у доски Самопроверка | ||
II. Постановка учебной задачи | УУД: Предметные: - уметь работать с текстом; - проверять о.с.п. в корне, приставке и суффиксе; - выделять в основе слова значимые части. Регулятивные: – принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: – формулировать учебную задачу; - преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую. Коммуникативные: – участвовать в коллективном обсуждении учебных проблем; точно выражать свои мысли. | Слайд 5 Слайд 6 | Создание ситуации инт. разрыва - Со словами вы справились. В русском языке мы общаемся не только отдельными словами, а составляя высказывания и тексты. А в тексте вы сможете вставить орфограммы? - Прочитаем текст, в котором используются некоторые слова, с которыми вы работали. Ты ж_вешь в мир_ слов. Каждое слово - это мал_нькое чудо. У слова своя долгая и интересная жизнь. Как человек, оно рождается, растёт, стареет и умирает. П_дружись со слов_м - и ты _ткроешь удивительную страну родного языка. - О чём этот текст? - С чем сравнивается слово? - Что происходит со словом? - Как понимаете эти слова? - К чему призывает автор текста? - Вставьте пропущенные орфограммы. - Во всех ли словах удалось проверить орфограммы? - В какой части слова не удалось проверить? Почему? Фиксация инт. разрыва - Какой вопрос возникает? ?
| Читают текст на листе. - О слове - Маленькое чудо. С человеком. - Оно рождается, растёт, стареет и умирает. - Подружись со словом - и ты откроешь удивительную страну родного языка. Выделяют части слова. Вставляют пропущенные буквы. 1 учащийся у доски - В окончании |
III. Решение учебной задачи, моделирование | УУД: Предметные: – различать изменения слова и родственные слова; - выделять в слове окончание и основу. Регулятивные: – сохранять учебную задачу; контролировать и оценивать свои действия и их результаты; производить коррекцию на основе содержательной оценки. Познавательные: – анализировать объект, выделяя существенные признаки, делать умозаключения; моделировать существенные признаки; работать с информационными источниками. Коммуникативные: – договариваться в процессе решения задачи, точно выражать свои мысли. | Слайд 7 Слайд 8 | Моделирование - Можно ли проверить эти орфограммы, как в других частях слова? – Как при помощи модели можно это показать? - Постройте модель, которую будем использовать при проверке о.с.п. в окончаниях. □ = □ + -
Решение учебной задачи. - Можете ли вы рассказать, какое окончание будет тем же? - Что вы знаете об окончании? - Какие значения есть у окончаний? - Попробуем с этим разобраться? В тексте подчеркните слова (выделите маркером), которые повторяются. - Назовите эти слова. А что это за слова? (изменения или родственные) - Как вы это докажите? - Запишите слова друг под другом на листе. (оно одно и много: слово, слова) - Выделите окончания этих слов. На что указывает окончание –о? -а? Моделирование - Как это показать при помощи модели? Ч - Как вы считаете, все ли мы узнали о работе окончания? Все ли секреты слова открыли? | - Работа в нетбуке. Составление модели. 1 учащийся у доски ? - Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении Самостоятельная работа. - Изменения одного и того же слова. - Записывают слова: слово и слова друг под другом. - Изменяется только окончание, а основа одинаковая. Работа на тех же листах 1 учащийся у доски |
Слайд 9 | - Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Продолжим дружить со словом - и открывать удивительную страну родного языка. | |||
IV. Рефлексия |
| Рефлексия изученного. – Какая у нас будет задача на следующих уроках? – Что было интересно (сложно; непонятно) на уроке? Домашнее задание. По листу рассказать родителям про наш урок и поместить лист в тетрадь открытии. | - открывать работу окончания, учиться писать окончания слов |
Приложение 1
Вставь пропущенную букву. Выдели часть слова, в которой находится орфограмма. | Запиши проверочное слово | Модель, которую использовал при проверке. |
1. п…дружись, п… бережье, п… стелить | __________________ | |
2. уд…вительная ж….вёшь сл…ва | _______________ _______________ ________________ | |
3. пчельн…к, чайн…к, скворечн…к | _________________ |
Приложение 2
Ты ж_вешь в мир_ слов.
Каждое слово - это мал_нькое чудо. У слова своя долгая и интересная жизнь.
Как человек, оно рождается, растёт, старе_т и умира_т. П_дружись со слов_м - и ты _ткроешь удивительную страну родного языка.
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3-м классе (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). Работа окончаний слов, называющих признаки. Постановка учебной задачи.
Урок русского языка в 3-м классе (система Эльконина Д.Б. - Давыдова В.В) по теме "Работа окончаний слов, называющих признаки". Тип урока: постановка учебной задачи. Цель урока: создать условия для опр...
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Зачем нужны изолинии?" 3 класс "Развивающая система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова."
"Зачем нужны изолинии?"...
Презентация к уроку русского языка по теме: «Постановка задачи на письмо окончаний русских слов без пропуска букв» (УМК системы Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова)
Презентация к уроку русского языка для интерактивной доски....
Приложение к уроку русского языка по теме: «Постановка задачи на письмо окончаний русских слов без пропуска букв» (УМК системы Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова)
приложение можно использовать на уроке русского языка, как рабочий материал....
Технологическая карта урока «Проверка орфограмм в личных окончаниях в словах с приставкой вы-» (УМК системы Эльконина Д. Б.-Давыдова В. В., 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление обучающихся с алгоритмом проверки орфограмм в личных окончаниях глаголов с приставкой вы-....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ, "Обозначение согласных по твердости, мягкости с помощью букв У, Ю", система Эльконина-Давыдова, 1 класс
Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование умения обозначать твёрдость и мягкость согласных с помощью букв «У», «Ю» .Задачи урока:Дидактические:1) ф...
Технологическая карта урока математики 3 класс "Сопоставление уравнений, построенных на действиях разных ступеней" (УМК "Система развивающего обучения" Эльконин Д.Б, Давыдов В.В)
Тема урока: «Сопоставление уравнений, построенных на действиях разных ступеней» ...