Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Правописание слов с мягким знаком  на конце и в середине слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов МКОУ СОШ №1

Атлуханова Лейла

Абдурагимовна

Русский язык. 2 класс.

В.П.Канакина, В.Г. Горецкий.

конспект подготовила: Атлуханова Лейла Абдурагимовна,

учитель начальных классов МКОУ "Магарамкентская

СОШ №1 им. М. Гаджиева".

Тема урока: Правописание слов с мягким знаком  на конце и в середине слова.

Основные цели:

Образовательные: развитие фонематического слуха, формирование умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; закрепить знания учащихся в правописании слов с мягким знаком на конце и в середине слова;

Воспитательные: формирование умения работать в паре, воспитывать интерес к                 учебному предмету; повышение учебной мотивации;

Развивающие: развивать мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, обобщение; развитие памяти, воображения, способствовать расширению кругозора и объема словарного запаса учащихся.

Используемые педагогические технологии:

-технология деятельностного метода,

-ИКТехнологии,

-личностно-ориентированная технология

 

Педагогические методы и приемы: беседа, подводящий диалог, проблемная ситуация, решение проблемной ситуации-"открытие " нового знания

Время реализации урока – 40 минут

Знания, умения и навыки, которые актуализируют/приобретут/закрепят/ ученики в ходе урока:

-закрепят  знания уже о правописании слов с ь знаком на конце и в середине слова;

- обобщат знания о ь знаке;

- научатся овладевать практическими способами переноса слов с ь знаком,

- разовьют  мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение;

- будет  воспитываться  интерес к  учебному предмету;

- расширят  кругозор у учащихся

В результате деятельности на уроке  у учащихся формируются следующие универсальные учебные действия:

1.Регулятивные – умение решать проблемы

2.Коммуникативные – вести диалог

3.Познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.

4.Личностные – повышается культура школьника, максимальная личная эффективность в коллективной деятельности

Оборудование: компьютер, мультипроектор, презентация слайдов, карточки для работы в группах, учебник "Русский язык" В.П.Канакина, В.Г.горецкий 2 класс, дидактический материал к учебнику "Русский язык" 2 класс. В.П.Канакина.

Ход урока: ( Слайд 1

I.Организационный момент.

Встаньте ровно и красиво, прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно и скорей начнем урок.

Давайте проверим

Все ль на месте

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят

И внимательно глядят?

II. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Ребята, послушайте загадки

И мальчишки, и девчонки очень любят нас зимой,

Режут лёд узором тонким, не хотят идти домой.

Мы изящны и легки, мы - фигурные...(коньки)  

( СЛАЙД 2 )

Под крышей — четыре ножки,

А на крыше — суп да ложки.

( Стол)

Если ты устал играть,

То ложишься на…

(Кровать)

-Как назвать эти предметы одним словом?  (мебель )

( СЛАЙД 3)

-Что объединяет эти слова? ( слайд 4)

- Где стоит ь? (ь в середине  и в конце слова)

- Кто готов назвать тему нашего урока?

III. Cообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.

(ПРАВОПИСАНИЕ Ь В КОНЦЕ  И СЕРЕДИНЕ СЛОВА ПЕРЕД ДРУГИМИ СОГЛАСНЫМИ.)      

(СЛАЙД 5)

-Для чего служит мягкий знак ?

(обозначает мягкость согласного звука)

- Ребята, откройте тетради.

-Учитель. Я тетрадь свою открою

                  И наклонно положу.

                  Я, друзья, от вас не скрою,

                  Ручку я вот так держу.

                  Сяду прямо, не согнусь

                  За работу я возьмусь

 Правильно их положите и запишите: число , классная работа.

1. Каллиграфическая минутка

Мы будем писать много слов, в которых встречается мягкий знак, поэтому давайте вспомним соединения .

ь льт льч льд льц

2. Словарная работа

Сегодня на уроке мы познакомимся со словарными словами , которые являются отгадками на наши загадки.

Отгадкой на первую загадку было слово КОНЬКИ,

Запишите, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную букву.

-Ребята, а как вы думаете, слова конь и коньки – однокоренные?

- А вот и нет. Сейчас это не однокоренные слова, слишком далеко разошлись их значения. А раньше это были однокоренные слова. Дело в том, что раньше полозья коньков спереди украшали фигурками, похожими на лошадиную голову. Предполагают, что название «коньки» возникло потому, что передняя часть деревянных «бегунков» обычно украшалась конской головой.

Если вы это запомните, вам будет проще запомнить безударную гласную в слове.

(СЛАЙД 6)

- А какие же тогда слова будут однокоренными?

(Коньки, конёк, конькобежец – спортсмен, который бегает на коньках)

Следующее слово над которым мы поработаем –это слово МЕБЕЛЬ.

-Запишите, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную букву.

А какая мебель стоит у вас в комнате?

(столы, стулья, диваны и т.п)

-Ребята, написания этих слов вы должны запомнить.

III. Первичное закрепление материала

- Я сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте и  найдите слова с мягким знаком:

МЯГКИЙ ЗНАК – ХИТРЫЙ ЗНАК

НЕ СКАЗАТЬ ЕГО НИКАК.

ОН НЕ ПРОИЗНОСИТСЯ,

НО В СЛОВО ЧАСТО ПРОСИТСЯ.

ПОЧЕМУ У ДОМА УГОЛ

ПРЕВРАТИЛСЯ СРАЗУ В УГОЛЬ?

БЕЗ ПОЖАРА, ПРОСТО ТАК?

(Это сделал  мягкий знак!)

-Поднимите, руки, кто запомнил слова с мягким знаком, которые встретились в этом стихотворении?  

- Какие? (уголь, сказать)

(слова вывешиваются на доску на карточках. )

- Сколько в каждом слове звуков, букв,

Уголь- 5 букв, 4 звука;

Сказать – 7 букв, 6 звуков;

(СЛАЙД 7)

- Почему?

Вывод : Ь - не имеет звука.

2.Самостоятельная работа

А сейчас поработаем самостоятельно.

(СЛАЙД 8)

Измените слова так, чтобы мягкий знак стоял в середине слова.

Конь-…

зверь-…

пень-…

день-…

уголь-…

Ребята, кто закончил, запишите ещё своих 2 слова с ь в середине .

(Например: окунь — окуньки, огонь – огоньки)

- Выполним самопроверку.

(СЛАЙД 9)

- Кто выполнил всё без ошибок? Поднимите руки. Молодцы!

-Какую роль выполняет ь в этих словах?

Вывод: Обозначает мягкость согласного звука.)

- Ребята, а ь может стоять в начале слова?

Так чем же особенная буква ь?

(Сначала отвечают устно)

(СЛАЙД 10)

  • у нее нет собственного звука;
  • обозначает мягкость согласного, стоящего перед ним;
  • не может стоять в начале слова;
  • не имеет заглавной буквы

Физкультминутка

Хомка-хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щеки моет, шейку трет.

Подметает хомка хату

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать. (Дети имитируют все движения хомячка.)

IV. Творческое применение и добывание знаний.

  1. Словарный диктант.

- А сейчас мы проверим, как вы научились писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова. Я читаю загадки, а вы записываете только отгадки.

Первое слово с большой буквы, остальные через запятую.

- Слушаем внимательно!

(Слайды 11-16 )

1.Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова

Целый час, а может два. (Огонь)

2. Одну меня не съешь,

А без меня - не вкусна еда. (Соль)

3. Летом бродит без дороги

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

4. У двух матерей по пять сыновей

Одно имя всем. (Пальцы)

5. Без ног приходит,

Без языка рассказывает. (Письмо)

6. Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт-

Заплачет она и умрёт. (Сосулька)

(СЛАЙД 17)

- Ребята, когда вы записывали слова, хватило ли вам строчки, чтобы записать?

- А кому из вас пришлось воспользоваться переносом?

- Какие слова вы перенесли?

-А как правильно перенести слова с ь знаком?

- Давайте вспомним правила переноса слов .

( рассказывают правило)

  1. Коллективная работа

- Открываем учебники на стр.126 упр.206

- Читаем задание.

( Читает один ученик, устно подбирают однокоренные слова)

-Что еще нам нужно сделать в этом упражнении?

(Читают второе задание)

- А теперь запишем по образцу.

(Образец пишу на доске. Выделяю корень, подчёркиваю ь )

Пишут по очереди у доски.

- Какое ещё задание нам нужно выполнить?

-Какие слова выделенные? ( на доске)

-Самостоятельно разделите их для переноса вертикальной чертой

(Разделяют слова для переноса)

ПРОВЕРИТЬ ( сверьте с доской)

Какое правило переноса мы применили?

Работа в парах.

(РАЗДАТЬ КАРТОЧКИ С ЗАДАНИЯМИ)

(Рабочая тетрадь №131 , с 60)

V. Домашнее задание

Упр.209 с. 128 (Слайд 18)

V. Итог урока

  • Чему учились на уроке?
  • Какую роль играет Ь на конце и в середине слова?
  • Как переносить слова с Ь в середине?

-

VI. Рефлексия

(СЛАЙД 19)

- Вы все сегодня много и хорошо работали. Предлагаю вам оценить каждому свою работу с помощью предложений. Выберите и прочитайте, что вы ощутили сегодня на уроке.

На уроке мне

  • Всё было понятно
  • Было трудно
  • Было интересно
  • Прибавилось знаний

- Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Мы вместе справились со всеми трудностями на уроке .

И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.

( Слайд)

Оценки за урок получают…….

МКОУ "Магарамкентская СОШ №1 им. М.Гаджиева"                 

                                                                                                       Утверждаю:

                                                                                                                      Директор МКОУ

                                                                                                            СОШ №1 им.М Гаджиева

                                                                                                            Кадирова Г.С._______

                           

                            Учитель:

                            Атлуханова Лейла Абдурагимовна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме «Правописание парных согласных звуков в конце и в середине слова» по новым ФГОС

Урок русского языкав 3 А классе по теме«Правописание парных согласных звуков в конце и в середине слова»...

Разработка урока на тему "Правописание мягкого знака на конце и в середине слова. Перенос слов с мягким знаком"

Разработка урока на тему "Правописание мягкого знака на конце и в середине слова. Перенос слов с мягким знаком" (программа "Школа России")...

Плакат "Правописание слов с ь на конце и в середине слова перед согласным"

Плакат "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова" 2 класс...

Конспект урока во 2 классе по русскому языку "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласными"

Конспект урока во 2 классе по русскому языку "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным"....