Урок по теме: «Правописание приставок и предлогов»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Филиппова Галина Ивановна

: фФормировать умения различать предлоги и приставки, правильно писать их и употреблять в речи,

За: учить различать приставку и предлог на письме; группировать орфограммы по типу орфограммы.

РРРазвивать орфографическую зоркость;  фонематический слух; умение сотрудничать, сравнивать, обобщать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_pravopisanie_pristavok_i_predlogov.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: «Правописание приставок и предлогов»

Класс: 3

 Учитель: Филиппова Г.И.

Цель урока: формировать умения различать предлоги и приставки, правильно писать их и употреблять в речи.

Задачи: учить различать приставку и предлог на письме; группировать орфограммы по типу орфограммы.

Развивать: орфографическую зоркость; развивать фонематический слух; умение сотрудничать, сравнивать, обобщать.

Воспитывать: аккуратность; культуру поведения.

Метапредметные результаты: работа в парах,группах

Регулятивные универсальные учебные действия: 

             -Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно,

 соотносить свои действия с поставленной целью.

             - Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями

 выполнения, результатом действий на определённом этапе.

Познавательные универсальные учебные действия: 

            - Ориентироваться в учебном материале: определять круг своего незнания;

 осуществлять свой выбор учебного действия по заданию ;  

Коммуникативные универсальные учебные  действия: участвовать в работе пары:

распределять роли, договариваться друг с другом.

Организационный момент урока. Мотивация  к учебной деятельности.

 Громко прозвенел звонок.

       Начинается урок.

       Наши ушки – на макушке,

       Глазки широко открыты.

       Слушаем, запоминаем,

        Ни минуты не теряем.

- Для чего нужно выполнять эти правила?

- Я приглашаю вас на урок русского языка.

- Ребята, с каким настроением вы пришли на урок?

-Ребята, посмотрите друг другу в глаза. Пожелайте удачи своему соседу по парте.

- Нам на уроке предстоит большая работа.

II. Сообщение темы урока.

1. Работа в парах: разгадайте кроссворд и постарайтесь сформулировать тему урока.

- Сформулируйте тему урока? (Правописание приставок и предлогов.)

1. Проверка домашнего задания.

- Прочитайте стихотворение.                                                                                                                  - Какие слова произносятся одинаково? Что они обозначают?                                                                 - Назовите предлоги и приставки. Обоснуйте.                                                                                         - Что такое приставка? Для чего она служит?                                                                                          - Что такое предлог? Для чего он служит?

2. Подготовка к уроку руки учащихся – массаж «пальчикам»:

3. Найди в словаре значение слова «проворный» (Толковый словарь Ожегова. Проворный- быстрый, торопливый. )

- Значит, будем работать……(быстро, без ошибок)

3. Чистописание. (Запись на доске:    в   во  за  на  над  по  под  про  с  о  об  от к кроме для)

     -Что записано на доске?

     -Почему записаны в две строки?

    -Устно приведите примеры с предлогами и приставками.

    - Запишите предлоги и приставки, чередуя до конца строки.

-Я предлагаю вам послушать текст и услышать в нём слова с приставками. Будьте внимательны!

Актуализация знаний.

    Закрутила метель. Белка поспешила к гнезду. Гнездо у зверька тёплое. Забралась белка в гнездо, прикрылась пушистым хвостиком. Холодный ветер и мороз не страшны зверьку. Утихла непогода. Вылезла белка из гнезда. Она ловко поскакала с дерева на дерево.

Задание: запишите слова с приставками. Выделите приставки.

- Какие слова записали?

Как написали приставки со словами?   Почему?

- Есть ли среди них слова требующие проверки?  Почему?

       Упражнение для глаз.

Работа по теме урока.

Н/Д   /На доске карточки с частями слов для каждого ряда (работа группами). /

- Что нужно сделать?  (Нужно из частей составить слова)

-  Запишите каждый своё слово и разберите его по составу. 

1 группа - а, по, ход, к;  (походка)

2 группа – по, а, к, крас;  (покраска)

3 группа– бел, по, к, а. (побелка)

(Задания ученики выполняют на магнитной доске.  Походка,    покраска,   побелка.)

- С чего начинаются все эти слова? (Все слова начинаются с приставки  по-)

- Что такое приставка? 

- Как пишется приставка? 

- Какую роль она выполняет? 

Определить на слух – будет ли в следующих словах «по» приставкой: по дороге, по улице, по дому? 

(Демонстрация карточки со словами :  (по)улице, (по)дороге)

_ Чем здесь является «по»? («По»  является предлогом)

_ Что такое предлог? (Это слово.)

- Как пишутся предлоги с другими словами? (Предлоги с другими словами пишутся раздельно.)

Прочитайте сведение на стр. 130.

     Сможем ли мы сразу безошибочно записать слова с одинаковыми приставками и предлогами?  (Мы не сможем сразу правильно записать эти слова, так как нам не хватает новых знаний.)

- Так какую цель себе поставим на уроке?

- Почему в словосочетаниях в первом случае по- пишется слитно со словом, а во втором раздельно?

Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику. Сравнение предлогов и приставок. Обобщение.

- Прочитайте первую часть задания к упражнению 253.

-Какой частью речи выражено слово скатились? ( Слово скатились выражено глаголом)

- Как вы думаете, почему в этом слове «с» пишется слитно? (Так как это приставка. )

- Запомнимте, что предлоги перед глаголами не употребляются!

- Учтите, что приставки «з» не бывает.

Постановка проблемы, "открытие" детьми нового знания.

- Какой части речи выражено слово  с горы?

Как здесь написана бука «с»?

Как же в таких случаях быть и написать правильно, грамотно определив, что это - приставка или предлог?

- Вы видите одинаковые приставки и предлоги, а написаны со словами по- разному.

 -Возникла ситуация, когда необходимо "открытие", новое знание.

- Выскажите свои суждения.  (Ответы детей)

- Попытайтесь между с - предполагаемым предлогом или приставкой и следующим за ним словом поставить вопрос или другое слово.

Д. с(чего?) горы, с высокой горы.

- Итак, чтобы не ошибиться в написании предлога со следующим за ним словом, что необходимо сделать?                 

   (Нужно  между ними вставить вопрос или другое слово, и если это можно сделать, то это ПРЕДЛОГ.   А если нельзя, то это приставка.)

 -   Проверим наше утверждение.    Сведения на стр. 147 (памятка 6).

 Выполнение упражнения  254.

Желательно составить распространённые предложения с этим словосочетанием и связать с зимой.

 (Дети скатились с высокой горы.)

побежали по…     (Ребята побежали по скользкому льду)

вошли  во ….  (Мальчики вошли  во двор.)

- Разбор 1-ого предложения по членам предложения.

Закройте в предложении предлог, прочитайте что получилось? (Нет связи слов в предложении)

Закройте приставку. Что заметили? (Изменился смысл.)

Вывод: между приставкой и предлогом в предложении есть смысловая зависимость (оттолкнулся от берега, приплыл к берегу)

Различие между предлогами и  приставками в учебнике на стр. 132.

- Что такое предлог?        Что такое приставка?   

- Для чего служит предлог? Для чего служит приставка?

3.  -Как пишется предлог со словом?

- Как пишется приставка?

Слайд   Различие между предлогами и приставками

Составим  Алгоритм наших суждений, которым будем пользоваться на уроках.

Возьмите схему (алгоритм) и давайте ёё заполним, применив полученные знания.

  Проверка. 

Минутка отдыха.

Цель: автоматизировать учащихся (сенсорно-координационный тренажер).

По одному ученику из группы комментирует, все остальные дети записывают.

Образец рассуждения:

Проверим написание слов «влетела в комнату». Слово «влетела» обозначает действие, предлог при таком слове не употребляется, писать надо слитно.

«В комнату» – обозначает предмет, значит «в» может быть предлогом. Проверим, поставим вопрос: во что? – «в комнату»; в какую комнату? – «в большую». «В» – это предлог, отдельное слово; оно связывает слова «влетел» и «комнату».)

Работа группами (5 групп).

Природа  (до) жила (до) весны. (1 группа)

(С) текает  вода (с) сосулек.  (2 группа)

Скоро (по) бегут (по) дорогам ручейки. (3 группа)

(На) деревьях (на) бухнут почки.   (4 группа)

(За) ивой (за) зеленеет весь лес.  (5 группа)

Признаки какого времени года здесь описаны? (….весны)

Развитие речи.

Работа в группах 3 группы.

.- Я предлагаю  вам составить несколько предложений по любой из картин. Докажите, что в нём есть слова с приставками и предлогами.

Физкультминутка.

  Упражнение в распознавании предлогов и приставок. (упр. 256 - письменно)

- Прочитайте текст.

Определите тему текста. Озаглавьте его.

- Найдите в тексте слова с приставками. Докажите, что в этих словах есть приставки. ! Воспользуйтесь алгоритмом рассуждений.

- Найдите слова, которые употреблены с предлогом. Докажите, что это предлоги.

- Для чего служат предлоги.

- Спишите. Выделите приставки и подчеркните предлоги. (Самопроверка.)

Как же пишутся приставки со словами?

Как пишутся предлоги со словами?

Разбор 1- ого предложения по членам  (Зимой море замёрзло.)

Рефлексия.

- Спишите, раскройте скобки.

Хороша у Алёны коса,                                                                                                                                              И трава на лугу ей (по)косу.                                                                                                                     Скоро лугом пройдётся коса:                                                                                                        Приближается время к (по)косу.

- Объясните написание выделенных слов.

-Назовите приставку и предлог.

- Оцените свою работу на уроке.                                      

 Домашнее задание.  № 255 (с. 130).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание приставок и предлогов"

Открытый урок русского языка в 3 классе с использованием презентации, технологии межпредметной интеграции и технологии проблемного обучения....

Разработка интегрированного урока (русский язык + информатика и ИКТ, 2 класс) на тему:«Правописание приставок и предлогов. Использование алгоритмов»

Урок интересен тем, что на русском языке дети нетолько пишут в тетради, но и работают на персональных компьютерах. Также используется на уроке интерактивное оборудование....

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Правописание приставок и предлогов"

Урок русского языка составлен для детей с задержкой психического развития без ФГОС.  На всех этапах урока предусмотрено использование разборных схем-опор. Схемы-опоры позволяют наглядно объяснить...

План-конспект урока по теме "Правописание приставок и предлогов"УМК "Школа России"

На этапе актуализации  знаний использован приём интерактивного обучения "Ручеёк".   ...

Конспект урока по теме: "Правописание приставок и предлогов"

Предлагаю вашему вниманию конспект урока  русского языка в 3 классе по теме: "Правописание приставок и предлогов"....

Технологическая карта урока по теме "Правописание приставок и предлогов"

В данном материале дана технологическая карта урока русского языка в 3 классе, (1 урок по теме), УМК "Школа России". Прилагаются образцы карточек для индивидуальной и парной работы....

Методическая разработка урока по теме «Правописание приставок и предлогов»

Методическая разработка урока по теме «Правописание приставок и предлогов»Класс - 3УМК «Школа России»Тема – Правописание приставок и предлоговЦель -  формировать уме...