Методическая разработка урока по теме «Правописание приставок и предлогов»
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Юрченко Кристина Максимовна

Методическая разработка урока по теме «Правописание приставок и предлогов»

Класс - 3

УМК «Школа России»

Тема – Правописание приставок и предлогов

Цель -  формировать умения различать предлоги и приставки, правильно писать их и употреблять в речи.

Задачи:

- учить различать приставку и предлог на письме;

- формировать умение формулировать определения и правила;

- актуализировать знания по теме прошлых уроков;

- учить определять и формулировать тему и цель урока;

- актуализировать знания о разных типах орфограмм;

- развивать фонематический слух;

- развивать умение работать в паре и проводить самооценку.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по теме «Правописание приставок и предлогов»

Дата – 13.12.18

Класс - 3 «А»

УМК «Школа России»

Тема – Правописание приставок и предлогов

Цель -  формировать умения различать предлоги и приставки, правильно писать их и употреблять в речи.

Задачи:

- учить различать приставку и предлог на письме;

- формировать умение формулировать определения и правила;

- актуализировать знания по теме прошлых уроков;

- учить определять и формулировать тему и цель урока;

- актуализировать знания о разных типах орфограмм;

- развивать фонематический слух;

- развивать умение работать в паре и проводить самооценку.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Настраиваемся на урок. Проверьте свое рабочее место,  у каждого на парте должен лежать учебник по русскому языку, тетрадь с проверочными и контрольными работами,  ваша рабочая тетрадь, ручка, карандаш, линейка. Встаньте все ровненько, садитесь.

2. Минутка чистописания

- Пропишите в своей тетрадке то, что указано на доске

(про, пробег)

3. Актуализация знаний.

- Какую тему вы изучали на прошлом уроке? (правописание суффиксов и приставок)

- Верно, давайте с вами вспомним правило (спрашиваю двух учеников)

- Найдите в тексте слова с приставками. Приставки назовите. (на слайде). Дети называют слово и приставку.

На улице пошел снег. Все дороги были усыпаны.  Ребята побежали гулять, чтобы поиграть в снежки, прокатиться на санках, поваляться в снегу.  

4. Подведение к теме урока

- Посмотрите на доску (по, от, из, со, на). Что на ней написано? (приставки, предлоги)

- Мнения разделились. Докажите, что на доске есть приставки, приведя пример (примеры детей)

- А теперь докажите, что на доске есть предлоги с помощью примера (примеры детей)

- Получается, что в русском языке есть одинаковые предлоги и приставки, но как же их различить?

- Как вы думаете, какая тема и цель нашего урока? Чему мы должны будем научиться? (правописание приставок и предлогов, различать приставки и предлоги и правильно их писать)

5. Работа по учебнику

- Откройте учебник на с. 131, упражнение 257. Прочитайте задание. Устно, по цепочке составляем словосочетания. (дети составляют словосочетания). 

- Запишите в тетрадках число, классная работа,  а ниже - два словосочетания из этого упражнения – доехал до …, отплыл от … . Один ученик у доски.

- Чем является ДО в словосочетании? (в первом случае – приставка, а во втором – предлог)

- Чем является ОТ в словосочетании? (в первом случае – приставка, а во втором – предлог)

- Выделите карандашом приставку и подчеркните предлог. Нам нужно  доказать, что ДО и ОТ в первом случае является приставкой. Но прежде, чем сделать это, давайте вспомним:

- Что такое приставка? (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)

- Как пишется приставка со словом?  (Приставка с корнем на письме не разделяется, пишется слитно)

- А как нам доказать, что данная часть слова является приставкой?  (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой)

- Можем ли мы доказать, что в словах доехал и отплыл ДО и ОТ являются приставками? Докажите. (Подбирают однокоренные слова или с другой приставкой)

- А что такое предлог?(Предлог – это слово, которое служит для связи слов в предложении).

- Как мы пишем предлоги? (Предлог с другими словами пишется раздельно)

- Попытайтесь между предлогом и следующим за ним словом вставить вопрос или другое слово.(выполняют)

- Можем ли мы то же самое сделать в слове с приставкой? (нет)

- Что же надо сделать, чтобы не ошибиться в написании предлога? (Надо между предлогом и словом поставить вопрос или другое слово.)

- Прочитайте в своем учебнике на стр. 132 сведение (+на слайд). Мы с вами были правы?( Да)

- Это сведение вам нужно выучить, чтобы правильно употреблять на письме приставки и предлоги.

- Откройте упражнение 260. Прочитайте задание. Читаем стихотворение К. Козловского.

- Что нам нужно сделать дальше? Прочитайте задание. (читают задания к упражнению)

- Записали в тетрадке упражнение 260. Пишем аккуратно, разборчивым почерком. (Кто-то работает у доски, остальные в тетрадке)

Дети списывают стихотворение, раскрывая скобки, выделяя предлоги и приставки. Дети, работающие у доски, объясняют написание предлогов и приставок.

- Можете ли вы привести мне пример словосочетания, где предлог будет употребляться с глаголом?

- Посмотрите в учебнике сведение на стр. 133. Внимательно прочитайте. Вы должны это запомнить!

6. Физкультминутка

Игра на внимание.

1. Слова с приставками - 1 хлопок.

2. Слова с предлогами - 2 хлопка.

(За)горой, ((за)бежал, (с)вернула, (с)крыши, (на)бумаге, (на)резать, (на)листе, (на)чертили.

7. Закрепление пройденного материала

- Посмотрите на слайд. Прочитайте задание. Записываем в тетрадку предложения. Кто-то работает в тетради, а кто-то у доски.

Ло…ки (от)плыли (от)берега.

Мальчик (на)шёл (на) дороге монетку.

Со…нце (за)шло (за)тучу.

Всадник (с)лез  (с) коня.

- Докажи, почему в этом предложении ОТ в первом случае является приставкой, а во втором предлогом. (подбирает однокоренное слово без приставки или с другой приставкой, между предлогом и словом ставит вопрос или другое слово)

- Что за орфограмма в слове лодки? (Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне слова

- Вспомни правило, что мы должны сделать, чтобы определить, какую букву писать? (надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук стоял перед гласным звуком или звуками л, м, н, р, в)

- Как проверим? (лодки-лодочка, пишем Д)

*по такому же принципу остальные предложения.

- Что за орфограмма в слове солнце? (непроизносимый согласный звук в корне слова)

- Что нужно сделать, чтобы определить, какую букву писать? ( надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчетливо)

- Подбирай. (солнце – солнышко)

-Посмотрите на слайд.

(На)другую, воробей, ветки, (пере)летел, (с)одной.

Можно ли назвать то, что написано, предложением? Почему?(Нет, потому что слова не связаны по смыслу)

- Составьте из представленных слов предложение. Раскройте скобки, выделите приставку и предлоги, сделайте синтаксический разбор предложения. Один ребенок к доске.

Воробей перелетел с одной ветки на другую. (простое, повеств., невоскл, распростр.)

8. Работа в парах на карточках

- В правом верхнем углу напишите две фамилии - свою и своего соседа. Выполняйте задания.

В карточках:

1. Распределите данные ниже слова в нужные столбцы, записав только соответствующий номер.

  1. часть слова
  2. отдельное слово
  3. пишется отдельно
  4. пишется слитно
  5. для связи слов в предложении
  6. для образования новых слов
  7. надо подобрать однокоренное слово
  8. надо между … и словом поставить вопрос или другое слово

Приставка

Предлог

2. Преврати слова с приставками в слова с предлогами, запишите на карточке. Выдели приставку и подчеркни предлоги.

Пример:  Наручная повязка - повязка на руке.

Настенный календарь -…

Подземный переход - …

Подводные камни-…

Настольная лампа- …

Сразу после выполнения – совместная проверка (вывожу на слайд). У кого неправильно – исправляют ошибки.

9. Самостоятельная работа

- Откройте ваши тетради для проверочных и контрольных работ на стр. 50. Сегодня на уроке мы с вами повторили правила прошлых уроков, изучили новые. С помощью этих правил, вы с легкостью справитесь с этой работой. Я даю вам 5 минут на выполнение тренировочного теста. Работайте самостоятельно, аккуратно.

- Передаем тетрадки вперед.

10. Подведение итогов.

- Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли ли мы ее?

- Как на письме отличить приставку от предлога?

- Что нужно сделать для того, чтобы убедиться, что перед нами предлог?

11. Рефлексия

Раздаю листочки.

- Оцените свою работу на уроке. Если вам было все понятно и трудностей не возникало – нарисуйте солнышко, если было все понятно, но временами возникали трудности – солнышко с тучкой, если что-то было непонятно и возникало много трудностей – тучку.

12. Домашнее задание

Страница 132-133 учить правило, упражнение 259. Записали в дневник.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме "Правописание приставок и предлогов"УМК "Школа России"

На этапе актуализации  знаний использован приём интерактивного обучения "Ручеёк".   ...

Конспект урока по теме: "Правописание приставок и предлогов"

Предлагаю вашему вниманию конспект урока  русского языка в 3 классе по теме: "Правописание приставок и предлогов"....

Урок по теме: «Правописание приставок и предлогов»

: фФормировать умения различать предлоги и приставки, правильно писать их и употреблять в речи,За: учить различать приставку и предлог на письме; группировать орфограммы по типу орфограммы.РРРазвивать...

Технологическая карта урока по теме "Правописание приставок и предлогов"

В данном материале дана технологическая карта урока русского языка в 3 классе, (1 урок по теме), УМК "Школа России". Прилагаются образцы карточек для индивидуальной и парной работы....

Методическая разработка урока по теме " Правописание местоимений с предлогами"

Тип урока: урок усвоения новых знанийУМК:      Образовательная программа «Школа 2100»...