Урок русского языка в 3 классе по теме: "Правописание приставок и предлогов"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Урок русского языка составлен для детей с задержкой психического развития без ФГОС.  На всех этапах урока предусмотрено использование разборных схем-опор. Схемы-опоры позволяют наглядно объяснить новый материал, закрепить и подвести итог проделанной работе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx279.52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка. 3 класс.

(Программа для детей с задержкой психического развития)

Тема:  Правописание приставок и предлогов

Цели: 1. Закреплять умение дифференцировать приставку и предлог, применять правило написания приставки и предлога.

 2.Направить работу учащихся на создание собственного словарика фразеологических оборотов и устойчивых сравнений, использование их в устной речи.

3. Развивать умение делать выводы, используя опоры.

Оборудование урока: текст поздравительной телеграммы; схема-опора «Правописание предлогов и приставок»; демонстрационные тексты фразеологических оборотов для фронтальной работы; дидактический раздаточный материал для работы в парах и индивидуально с фразеологическими оборотами, пониманием их лексического значения, правописанием предлогов и приставок.

1. Актуализация знаний.

-Ребята, к какому празднику мы так замечательно украсили наш класс? Как вы думаете, что еще делают люди накануне праздника? Правильно, отправляют поздравления. Я тоже получила телеграмму, но без вашей помощи не могу ее прочитать.

ПО ЗДРАВЛЯЮ СНОВЫМ ГОДОМ!  

Что же в тексте неверно? Приведите доказательства вашей точки зрения.

Ответы детей: что делаю? Поздравляю – это глагол, глаголы с предлогами не употребляются.

С (каким?) новым – между предлогом и словом можно вставить еще слово.

ПОЗДРАВЛЯЮ С НОВЫМ ГОДОМ!

В чем, ребята, вы сейчас убедились, исправляя ошибки в телеграмме?

Ответы детей: надо различать приставки и предлоги.

2. Определение темы и цели  урока.

- Какова цель нашего урока?

Ответы детей: научиться различать приставки и предлоги применять доказательства.

3. Воспроизведение теоретического материала.

Давайте вспомним, что мы знаем о приставке и предлоге.

Предлог

Приставка

Часть речи

Часть слова

Пишется раздельно

Пишется слитно со словом

Можно вставить слово или вопрос

Нельзя вставить слово или вопрос

Не употребляется с глаголами

Употребляется с глаголами

Служит для связи слов в предложении

Служит для образования новых слов

Идет фронтальная работа по сравнительной таблице-схеме, 2 ученика собирают материал в таблице у доски. Делается вывод о правописании предлогов и приставок с опорой на таблицу.  Составляется алгоритм работы:

  1. Определить часть речи
  2. Попробовать вставить слово или вопрос

4. Упражнения в правописании приставок и предлогов.

Прочитайте, пожалуйста, словосочетания на доске. Во всех словосочетаниях пропущено одно и тоже слово. Кто же догадается по смыслу, какое это слово?

На доске:   водить (за) …        остаться (с) …         держать … (по)ветру       (за) дирать …        (за) рубить (на) …         встретиться … (к) …

Верно, ребята. Это слово «нос». На табличках открывается отгаданное слово, дети читают фразеологизмы и объясняют их лексическое значение. Свое толкование фразеологизмов уточняют по словарю.

Затем идет работа по правописанию приставок и предлогов в предложенных фразеологизмах с опорой на коллективно собранную схему-опору. Дети по очереди комментируют запись фразеологизмов, приводят доказательства.

5.Закрепление материала.

 Работа в парах по карточкам. Задание: подобрать к данным фразеологизмам их лексическое значение.

Братья (по) оружию         (вы)вести (на) чистую воду         бить (в) набат        

(В)стать (с) левой ноги        (для) (от)вода глаз                      (за)ткнуть (за) пояс                                    

(За)варить кашу               (на) седьмом небе                      пуд соли (с)ъесть

Члены одного коллектива, всегда готовые помочь друг другу

Настойчиво обращать всеобщее внимание на грозящую опасность

Быть в плохом настроении

Разоблачить чьи-то темные дела

Отвлечь внимание от главного, ввести в заблуждение

Оказаться лучшим, значительно превзойти кого-то

Затеять сложное, хлопотное или неприятное дело

Очень счастлив, доволен

Прожить долгое время вместе, хорошо узнать кого-то

6. Проверка самостоятельной работы.

Чтение фразеологических оборотов и толкование их смысла в парах. Коллективное обсуждение правильности сделанных высказываний, приведение примеров из жизни детей, подтверждающих их высказывания.

7. Запись фразеологизмов в тетрадь.

Дифференцированное задание:

1 группа: записать фразеологизмы, в которых встречаются и приставки, и предлоги;

2 группа: записать фразеологизмы, в которых встречаются только приставки.

3 группа: записать фразеологизмы, в которых встречаются только предлоги.

8. Взаимопроверка.

Работа в группах. Проверяется правильность отбора фразеологизмов в соответствии с заданием. 

9. Подведение итогов работы.

Как различить на письме приставку и предлог?  Какой фразеологический оборот поможет вам, если еще не все получается?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 4 класс по теме «Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже».

Тип урока: изучение нового материала.Цель:расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже....

Урок русского языка. 1 класс ПНШ Тема:Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це.

Урок русского языка в 1 классе. Программа Перспективная начальная школа.Тема урока:Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це....

урок русского языка. 2 класс по теме "Правописание мягкого знака после шипящих"

представлен конспект урока по изучению нового материала по теме "Правописание мягкого знака после шипящих" УМК "Развивающая система Л.В.Занкова" учебник Нечаевой...

Урок русского языка, 2 класс по теме:"Правописание парных звонких и глухих согласных"

Данный урок составлен попрограмме в соответствии с требованиями ФГОС 2 класс по учебнику Канакиной В.П....

Урок русского языка, 2 класс по теме:"Правописание парных звонких и глухих согласных"

Данный урок составлен попрограмме в соответствии с требованиями ФГОС 2 класс по учебнику Канакиной В.П....

Урок русского языка 3 класс по теме:"Правописание окончаний имен существительных во множественном числе"

Урок русского языка УМК "Начальная школа ХХI века" 3 класс по теме:"Правописание окончаний имен существительных во множественном числе"  с презентацией...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс по теме: Правописание безударных гласных в корне слова.

Здоровый ребенок- одна из главных проблем современной школы. Весь потенциал социального и экономического развития направленны на сохранение и укрепление здоровья детей.Основной формой организации рабо...