Урок русского языка во 2 классе на тему "Написание ы после ц в окончаниях слов-названий предметов".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок русского языка во 2 классе на тему "Написание ы после ц в окончаниях слов-названий предметов". Сюжет урока простоен по произведению В.Катаева "Цветик семитцветик"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.doc | 52 КБ |
urok_russkogo_yazyka.ppt | 670 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе.
УМК « Перспективная начальная школа».
Тема: «Написание ы после ц в окончаниях слов-названий предметов».
Цели: формировать у учащихся представление о написании слов-названий предметов с основой на ц во множественном числе, способствовать орфографической зоркости, обогащению словарного запаса учащихся.
Задачи:
Обучающие: учить применять основное правило написания букв и или ы после ц в корне слов и в окончаниях слов – названий предметов; учить работать с обратным словарем;
Развивающие: развивать связную речь школьников, языковое чутьё; логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к слову, организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.
Планируемые результаты (предметные): Написание ы после ц в окончаниях слов-названий предметов.
Познавательные УУД:
Обучение работе с разными видами информации
а) формирование умения поиска информации в учебных словарях.
б) формирование умения обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы.
Универсальные логические действия.
а) Подведение под понятие.
б) Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное
Коммуникативные УУД:
Коммуникация как кооперация. Распределение работы с соседом по парте.
Коммуникация как взаимодействие. Учёт позиции собеседника.
Личностные УУД:
Смыслообразование. Организация участия детей в действиях интриги, ориентирующей обучающихся выполнять задания с целью решить интеллектуальные задачи.
Контроль процесса и результатов деятельности.
Формы работы: фронтальная (устные ответы), групповая, работа в парах, индивидуальная.
Ход урока.
I. Самоопределение к деятельности.
Здравствуйте! Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь и пожелайте соседу по парте удачного дня. Садитесь.
Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. С каким настроением пришли на урок?
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
Пожелайте всем удачи,
И успешности в придачу!
Мы урок наш начинаем,
Что учили, повторяем!»
II. Чистописание. (1 лепесток)
- Вспомните, из какого произведения эти строчки:
Лети, лети, лепесток
Через запад на восток.
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели… («Цветик - семицветик» В. Катаев)
- Какой первый звук в слове цветик?
Сегодня мы будем красиво и правильно писать заглавную и строчную буквы Ц ц.
Вот какая буква ц:
С коготочком на конце.
Коготок - царапка,
Как кошачья лапка.
Дайте характеристику звуку [ц].
(Звук [ц] – согласный, глухой, всегда твёрдый).
Прочитайте слоги и напишите в тетрадь:
ца цу ци цы цо
Подчеркните слоги, в которых нельзя на слух определить, какая пишется буква.
III. Актуализация знаний. Постановка темы урока.
Назовите тему нашего урока.
«Написание буквы ы после ц в окончаниях слов-названий предметов».
- Какую букву пишут после ц в корне слова и в словах на - ция? (И)
Назовите слова - исключения.
Цыган на цыпочках сказал цыплёнку: «Цыц!»
- Какую букву пишут в окончаниях слов – названий предметов после ц? (Ы)
IV. Работа по теме урока. (2-й лепесток)
1.Работа по учебнику. Работа в парах.(Стр.20, упражнение 17)
Откройте Обратный словарь на букву Ц (стр. 146). Прочитайте список слов-названий предметов.
Поставьте слово «пловец» в форму множественного числа. Какой звук произносите на конце слова? Какую букву напишите?
Напиши пять слов в форме множественного числа. А твой сосед пусть запишет следующие пять слов в той же форме.
Проверь себя по слайду.
Пловцы, молодцы, стрельцы, кузнецы, концы.
Тунцы, юнцы, храбрецы, дворцы, скворцы.
- Ребята, какое слово вам незнакомо? (Тунцы)
Тунец – морская промысловая рыба семейства скумбриевых.
2. Отгадайте загадки и запишите отгадки. (3-й лепесток)
Есть такой циркач лихой:
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился - и ни шагу. (циркуль)
Два кольца, два конца,
А посередине – гвоздик (ножницы)
Весь я золотистый,
Мягкий и пушистый.
Я у курицы - ребёнок,
А зовут меня … (цыплёнок)
- Какую букву нужно писать после ц в этих словах?
3.Самостоятельная работа. (4-й лепесток)
Прочитайте стихотворение. Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.
Цыплёнок нёс по улице
Цветы для мамы – курицы,
Цепочку тёте Хрюшке
И циркуль для подружки.
Спишите стихотворение в тетрадь. (Взаимопроверка в парах)
V. Физминутка.
VI. Закрепление изученного.
1. Работа в парах на карточках . (5-й лепесток)
Один ученик записывает в тетрадь слова, в которых после ц пишется буква и, а другой записывает слова, в которых после ц пишется буква ы.
Цирк, цыганка, цыпки, цифра, пальцы, цикада.
Придумайте предложение с любым словом.
Запись под диктовку.
На арене цирка выступают весёлые клоуны.
Подчеркните основу предложения.
2. Игра «Молчанка» (6-йлепесток)
Дети на сигнальных карточках показывают буквы, которые надо писать в словах: И или Ы.
Учитель называет слова:
Цитрусы, цыганёнок, цыкнуть, лекция, цилиндр, цыплячий, синицы, цыганский, цифра.
VII. Рефлексия деятельности.
- Какую букву пишут после ц в корне слова и в словах на -ция? (И)
-Назовите слова - исключения. Цыган на цыпочках сказал цыплёнку: «Цыц!»
- Какую букву пишут в окончаниях слов – названий предметов после ц? (Ы)
- Те, кто считает, что работал на уроке отлично, и у него всё получалось, покажите весёлого смайлика.
Те, кто считает, что работал на уроке хорошо, но могли бы быть активнее и внимательнее – серьёзного смайлика.
Дети показывают кружки.
Оценки учителя.
Домашнее задание.
- Учебник стр. 21 , упр. 19. Придумать 1 предложение.
или
- Тетрадь стр16, упр. 20
Урок закончен. Спасибо за работу.
Ц__рк, ц__ганка, ц__пки, ц__фра, пальц__, ц__када. | Ц__рк, ц__ганка, ц__пки, ц__фра, пальц__, ц__када. |
Ц__рк, ц__ганка, ц__пки, ц__фра, пальц__, ц__када. | Ц__рк, ц__ганка, ц__пки, ц__фра, пальц__, ц__када. |
Ц__рк, ц__ганка, ц__пки, ц__фра, пальц__, ц__када. | Ц__рк, ц__ганка, ц__пки, ц__фра, пальц__, ц__када. |
Ц__рк, ц__ганка, ц__пки, ц__фра, пальц__, ц__када. | Ц__рк, ц__ганка, ц__пки, ц__фра, пальц__, ц__када. |
Ц__рк, ц__ганка, ц__пки, ц__фра, пальц__, ц__када. | Ц__рк, ц__ганка, ц__пки, ц__фра, пальц__, ц__када. |
Ц__рк, ц__ганка, ц__пки, ц__фра, пальц__, ц__када. | Ц__рк, ц__ганка, ц__пки, ц__фра, пальц__, ц__када. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В словах после ц пишется 1 2 НА -ЦИЯ 1 2. В словах исключениях
Проверь себя Пловц ы , молодц ы , стрельц ы , кузнец ы , конц ы . Тунц ы , юнц ы , храбрец ы , дворц ы , скворц ы
Тунец – морская промысловая рыба семейства скумбриевых.
Отгадайте загадки Есть такой циркач лихой: Чертит круг одной ногой, А другой проткнул бумагу, Уцепился - и ни шагу ц ркуль и
Два кольца, два конца, А посередине – гвоздик ножниц ы
Весь я золотистый, Мягкий и пушистый. Я у курицы - ребёнок, А зовут меня … ц плёнок ы
Прочитайте стихотворение. Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание. Ц _ плёнок нёс по улице Цв _ ты для мамы – куриц __, Ц _ почку тёте Хрюшке И ц _ ркуль для подру__ ки.
Проверьте себя: Цирк, цифра, цикада. Цыганка, цыкнуть, пальцы
Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка . 4 класс.Тема: «Обобщение знаний о безударных падежных окончаниях существительных»
Урок рефлексии....
технологическая карта урока русского языка 4 класс "Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий" УМК «Начальная школа XXI века»
Основой урока является технология деятельностного метода, ИКТ. Работа в парах, группах. Проблемные ситуации. Здоровьесберегающие технологии. Данный урок смоделирован с учётом основных поло...
Презентация к уроку русского языка 4 класс УМК "Школа 2100" Правописания безударных падежных окончаний имён существительных.
Цель урока-отрабатывать умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных-развивать внимание,мышление,речь,орфографическую зоркость-воспитывать аккуратность,любознательность....
Методическая разработка урока русского языка 4 класс. Тема: "Мягкий знак после шипящих в глаголах"
Тема: Мягкий знак после шипящих в глаголах.УМК: «Планета знаний»Предмет: русский языкКласс: 4Тип: «Открытие новых знаний»Цель урока: Познакомить с новой орфограммой и форм...
Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов". УМК "Перспективная начальная школа"
Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов". УМК "Перспективная начальная школа"...
Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов". УМК "Перспективная начальная школа"
Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Написание Ы после Ц в окончаниях слов-названий предметов". УМК "Перспективная начальная школа"...
Конспект урока русского языка 3 класс "Школа России" по теме «Что такое окончание? Как найти окончание в слове?»
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Что такое окончание? Как найти кончание в слове?" УМК "Школа России"...