Имя прилагательное
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Урок русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок русского языка62.29 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

 

Тема: Определение имени прилагательного

  Развитие умений подбирать прилагательные к существительным, определять признаки прилагательного как части речи, сопоставлять их с признаками существительного.

 – Развитие умений находить имена прилагательные в тексте, определять их роль.

П – повышенный уровень

М – максимальный уровень

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Формулирование темы и планирование деятельности на уроке.

II. Актуализация знаний.

  - Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть каждый его лучик заглянет к  нам  в класс и не только обогреет нас, но и придаст нам сил, аккуратности, уверенности.

 – Откройте тетрадь.

–  Запишите сегодняшнее число.

Комментированная запись числа.( Диктует учитель, число записано на доске.)

– Напишите «Классная работа».

 - Я заметила, что не все ребята красиво написали…

 - Как вы думаете, почему так получилось? (посадка неправильная, тетрадь лежит без наклона, ручку держат неправильно, неаккуратно пишут буквы)

 - Как это исправить? ( провести минутку чистописания)

 - Сядьте правильно, положите тетрадь с наклоном , пропишите элементы букв  и буквы, которые  вам даны.

1  3  3  4

– Отгадайте мою загадку:  СЛАЙД    

Конь …, хвост … ( Дети на могут ее отгадать)

Какой частью речи являются эти словам? ( сущ.) Докажите.

Что общего у этих слов?  ( Все имена сущ., муж. р., ед ч.)

 -  Помогли вам имена существительные догадаться, о чем идет речь?

 

Послушайте ещё раз:

Конь стальной, хвост льняной. Что это? (Иголка и нитка.) СЛАЙД ٭

–  Назовите  слова, которые  помогли отгадать загадку? ( на доску вывешиваю слова СТАЛЬНОЙ, ЛЬНЯНОЙ)

 - На какой вопрос они отвечают?  ( какой?)

– Что они обозначают? (Признак предмета.)

–  Как вы думаете , о  каких словах пойдёт речь на уроке?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

III. Открытие новых знаний.

IV. Развитие умений.

V. Итог урока

 VI.Домашнее задание

  3  4

Посмотрите на экран   СЛАЙД ٭ ٭ ٭ ٭

Определите, о каком предмете идет речь в каждом столбике.

  - Работаем в парах.  Какая пара догадается, поднимите руки и скажите мне на ушко.

1 ряд –1 столбик

2 ряд – 2 столбик

3 ряд – 3 столбик

фруктовый            высокое               народная

тенистый               голубое                веселая

яблоневый           звездное             мелодичная

старый                    ночное                эстрадная

 - О каком предмете идет речь в 1 столбике?  САД   Как догадались? ٭

- О каком предмете идет речь в 2 столбике?   НЕБО   Почему?

- О каком предмете идет речь в 3 столбике?   ПЕСНЯ   Как догадались?

 - Молодцы, отгадали спрятанные слова!

 - Что общего у слов в каждом столбике? ( отвечают на один и тот же вопрос)

-  Какой вопрос можно поставить к словам  1 столбика? (КАКОЙ?)  

- Какой вопрос можно поставить к словам    2 столбика? (КАКОЕ?)  

 - Какой вопрос можно поставить к словам 3 столбика? (КАКАЯ?)  СЛАЙД  ٭

 - Что обозначают слова каждого столбика?  ( Признаки предметов) Почему? Докажите.

  - Какой частью речи являются эти слова? ( Мы не знаем.)

Я слово ищу необычное, звучное,

Особое, сильное, самое лучшее,

 Короткое, длинное, красное, синее,

Неброское, яркое, очень красивое,

 Оно уменьшительное или ласкательное,

 А называют его … ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. Вывешиваю на доску

- А теперь скажите, какая же тема нашего урока?

Тема урока « Имя прилагательное как часть речи»

- Вы правильно определили тему урока, но нам предстоит ответить на ряд вопросов.

- Кто скажет что обозначают имена прилагательные?( признаки предметов) Вывешиваю (Имена прилагательные обозначают признаки предметов.)

 На какие вопросы отвечают имена прилагательные? ( какой?, какая?, какое?, какие?) Вывешиваю ( Имена прилагательные отвечают на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?)

 - Посмотрите на экран   СЛАЙД  ٭

 - Перед вами текст . Прочитайте его.

 - О чем этот текст? (  О весне)

Наступила весна. Тает снег.  Журчат ручьи.

Светит солнце. Летят птицы.

А вот еще один текст и его прочтите. СЛАЙД

Наступила ранняя весна. Тает последний снег.

Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы.

 - А этот текст о чем? ( Тоже о весне)

- Можно ли считать эти тексты одинаковыми?  СЛАЙД  ٭

 - Докажите , чем отличается второй текст от первого? ( Наличие прилагательных)

 - Возможно мы можем обойтись без прилагательных? Какой вопрос возникает? ( Для чего нам нужны прилагательные?)

Вывешиваю на доску вопрос КАКОВА РОЛЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ?

 - Кто может ответить на этот вопрос?

 - Да , ребята Вы правы, прилагательные делают нашу речь более яркой, красочной, выразительной.

 

  - Внимание на экран. СЛАЙД 10   ٭ ٭

 Трех художников попросили нарисовать лес Вот что у них

 получилось. ٭ 

Как вы думаете, почему все картины получились разные? ٭

Выберите одну картину. Устно опишите, какой лес на ней изображён.

( Слушаем рассказы детей)  

– Какие слова вам помогли нарисовать картинку елового леса?

– Что же это за слова: стройные, тёмно-зелёные, высокие? К какой части речи они относятся?

- Может кто-то знает название картин и их авторов?

 Сделайте вывод: для чего нужны имена прилагательные в речи?

(Вывешиваю около вопроса ответ (Имена прилагательные в речи нужны для того. Чтобы речь была красивой, выразительной).)

Упражнение 305 стр .75

- Прочитайте задание.

 Назовите слова , обозначающие нарисованные предметы.

Ландыш           роза           солнце               ученики

 - Запишите эти слова , как у меня на доске в четыре столбика.(Вывешиваю на доску  слова)

 - Какой частью речи являются эти слова? ( сущ.) Почему существительные?

 - Определите род и число этих существительных. ( Надписываю над словами на доске, дети в тетради.) Как определили род?

 - Подберите  к каждому слову по три прилагательных и запишите их в столбики .

  Какое слово можно записать в первый столбик?( Ребенок, называющий слово выходит к доске и записывает, все остальные дети записывают в тетрадь.)Дети по цепочке выходят записывают слова.

 - Как можно назвать слова, которые вы подобрали одним словом?

 ( Прилагательные)

 - А теперь напишите  вопрос , на который отвечают подобранные слова в каждом  столбике. ( Внизу под каждым столбиком)

 - Какие вопросы подобрали? ( Дети говорят, я вывешиваю вопросы к словам на доске)

 - Что у нас получилось, одинаковые ли вопросы? ( Нет)

 Почему? От чего зависит вопрос имени прилагательного? ( От слова , к которому относится прилагательное)

 - Почему в первом столбике вопрос какой? ( Потому что  ЛАНДЫШ м. р. , значит и вопрос КАКОЙ и т.д.)

  -Кто скажет, с какими словами связаны прилагательные? ( С существительными)

 - Почему. Докажите . ( По смыслу. Мы задаем вопросы к прилагательным от существительного.)

 - Какой вывод можем сделать ? (Прилагательные связаны с именами существительными). Вывешиаю на доску.

ФИЗ.МИНУТКА. –

- Я называю слова. Как только вы услышите имя существительное – хлопайте в ладоши.

Как только услышите имя прилагательное – нужно присесть. Если я назову другие слова  - замрите!

Снег. синий, он, идет, любимый, класс, деревянный, бежит, летит, ранняя, тетрадь, сапог, небо, зимний, ты, пишу.

- Молодцы !

- Тихо сядут девочки, мальчики.

Продолжим нашу работу.

РАБОТА В КАРТОЧКАХ.

 - Ребята, перед вами карточки. Карточки с зеленым квадратом проще по выполнению, карточки с красным квадратом сложнее. Выберите себе одну из них и выполните самостоятельно задание..

ПОКА ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ, УБИРАЮ С ДОСК;И, ВЫВЕШИВАЮ СЛОВА    цветок      девочка   море     города

Подбери к прилагательным подходящие имена существительные:

Широкая, глубокая     (______________)

Зелёный, сладкий, сахарный  (______________)

Кудрявая, белоствольная   (______________)

Хмурое, низкое, дождливое (__________________)

Вставь подходящие по смыслу слова, чтобы стало понятно, что  в тексте говорится о белочке.

У неё______________ зубки, ______________рыльце, ______________ушки, _______________шерсть, ___________________хвост.

Слова для справок: тоненькое, острые, рыжая, чуткие, пушистый.

 - Проверьте себя по экрану. СЛАЙД ٭   

 - Оцените свою работу карандашом.

– Проведите самооценку выполненной работы.( По алгоритму)

-На доску вывешиваю слова

 - Запишите эти слова так, как у меня записаны на доске – в столбики

  ЦВЕТОК                 ДЕВОЧКА            МОРЕ         ГОРОДА

Что общего у этих слов?

Определите род и число существительных. ( у доски один ребенок, остальные самостоятельно) Малыгина Вика

 - Проверим , что у вас получилось. Вика садится.

 - Запишите прилагательное КРАСИВЫЙ с каждым именем существительным (  самостоятельно)

  ЦВЕТОК                 ДЕВОЧКА              МОРЕ            ГОРОДА

 Красивый              красивая                   красивое          красивые

 - Что у вас получилось?( 4 – 5 учен.)

Вывешиваю вместе с ответом детей карточки на доску

- Что произошло с прилагательным КРАСИВЫЙ?

 - Поменялось окончание. Оно изменилось.

- Смогли вы изменить это прилагательное и связать его с существительными?  

 - Определите род и число имени  прилагательного.

 -А как вы думаете, как можно определить род и число имени прилагательного?

( По имени существительному , к которому  оно относится)

 - Совершенно верно, имена прилагательные  имеют  тот же род и число, что и существительное к которому оно относится.

 - Определите род и число имени прилагательного по существительному. ( Все вместе. Один ученик у доски) Субботина Настя

ВЕШАЮ ТАБЛИЦУ

  -  Можно ли сказать, что существительное изменяется по родам?

 - А по числам? Докажите.

( Заполняем на доске табличку о существительном)

 - Что заметили у прилагательного? Число и род – это постоянные признаки?

( Заполняем на доске табличку о  прилагательном)

 - Посмотрите, какая у нас получилась сравнительная таблица.

- Какой вывод можно сделать?

 Имена прилагательные изменяются по родам и числам.( Вывешиваю на доску)

  - Что мы выполняем на уроках, чтобы закрепить свои знания?

 ( Упражнения)

 - Найдите упражнение 307. Прочитайте задание. ВОРОБЬЕВ ЕГОР

 - Прочитайте текст. Найдите в нем слова, которые обозначают признаки предметов.

 -Запишите эти слова с существительными, к которым они относятся с вопросом.( У доски работает ребенок) Борзова АННА

Снег ( какой?) последний.

- Определите род и число имени существительного и прилагательного.

Снег м.р. ед.ч ( какой?) последний  м.р. ед.ч,  

- Далее Аня работает самостоятельно и дети самостоятельно в тетрадях.

 - Аня зачитывает, что у нее получилось, дети сравнивают со своей работой.

САМОАНАЛИЗ РАБОТЫ по алгоритму.

 ЕСЛИ ОСТАЛОСЬ БОЛЕЕ 10 МИНУТ – 10.35 (10.25)

 - Выполним еще одно упражнение.

 Откройте страницу 78 найдите упражнение 309.

- Прочитайте что написано в 1 столбике.

 - Прочитайте и определите число и род прилагательного синий.

 -  Синий карандаш ( синий м.р., ед. ч. и т.д.)

 - Что заметили? ( менялся род и число)

 - По образцу первого столбика запишите второй, вставьте вместо точек каждый свои слова, подходящие по смыслу)

 - Кто выполнит задание – поднимите руку.

 - Проверка. Один ребенок читает, все слушают и проверяют.

 Кто же скажет как изменяются имена прилагательные? ( По числам и родам)

 

 - А сейчас вы выполните тест, который покажет, как вы усвоили сегодняшнюю тему. Читайте вопрос и выбирайте один из предложенных ответов. Обведите в кружок или подчеркните правильный ответ.

Тест по теме: «Имя прилагательное».

__________________________________________________________


1. Имя прилагательное обозначает: 
а). предмет;
б). признак предмета;
в). действие предмета;
2. Имя прилагательное связано по смыслу:
а). с прилагательным;
б). с глаголом;
в). с существительным;
3. имя прилагательное отвечает на вопросы:
а). что делает? что сделает?;
б). какой?, какая?, какое?, какие?
в). кто? что?
4.        Укажи имя прилагательное.

А) утеплять;

Б) теплый;

В) тепло.

5. Род и число имени прилагательного зависит от:

А) имени существительного;

Б)  местоимения;

В)  ни от чего не зависит.

6. Выбери  верное утверждение:

 А) прилагательные делают нашу речь более яркой, красочной, выразительной.

Б) прилагательные делают нашу речь сложной, непонятной

В) прилагательные не нужны в устной речи.

Поменяйтесь с соседом листочками Взаимопроверка по ключу на СЛАЙДе ٭   

 (3-5 МИНУТ!!!)

- Мы с вами проделали большую работу.

-А теперь закройте учебники и сформулируйте сами определение имени прилагательного как части речи. СЛАЙД

 ( Выслушиваем детей)

 - А теперь сравним наше определение с авторским.

 - Что можете сказать о своей версии определения?  ( Она правильная)

Чему мы научились на уроке?

 Я научился…

Я понял, что..

Было интересно…

Было трудно..

Поставьте себе отметку за работу на уроке.

Красная закладка – Я молодец, могу эту тему объяснить другу.

Зеленая – Я хорошо поработал ,но допустил несколько ошибок

Синяя – Придется еще потрудиться. Я многое не понял.

 - Сегодня на уроке вы были

Внимательные

Активные

Добрые

Воспитанные

Красивые

 - Какие слова я использовала , чтобы оценить вас за урок?

     

Домашнее задание:

На выбор С.  98.  Упр. 1

                  С . 98  Упр. 2

( Если осталось время: Скажите о нашем уроке сова, используя имена прилагательные)

Деятельность учеников:

  • Группировать слова по частям речи.
  • Находить в тексте имена прилагательные по вопросу.

Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

  1. Развиваем умение выражать свои эмоции.
  2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности.

   

Коммуникативные УУД

  1. Развиваем умение слушать и понимать других.
  2. Стоить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  3. Оформлять свои мысли в устной форме.
  4. Умение работать в паре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле

Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. Горецкий)

Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Имя прилагательное. Склонение имен прилагательных единственного числа женского рода". (УМК «Школа России», учебник Л. М. Зеленина, Т. Е. ...

"Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках. Изменение имён прилагательных по родам и числам. Сравнение категории числа имени прилагательного в русском и английском языках"

Цели:-учить определять  и формулировать тему и цели урока;-формировать умение  действовать по плану и планировать свои действия;-обобщить  знания  об  имени  прилагательн...

Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдой основой.Цели урока:  Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа

Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа...

Урок-КВН «Имя прилагательное. Прилагательные в мужском и среднем роде, упражнение в распознаваниии рода, числа и падежа имен прилагательных

Цель: Выявить знатоков по теме «Прилагательное».Задачи:1. Закреплять знания по теме род, число и склонение по падежам имени прилагательного;2. Развивать устную и письменную речь учащи...