3 4 Посмотрите на экран СЛАЙД ٭ ٭ ٭ ٭ Определите, о каком предмете идет речь в каждом столбике. - Работаем в парах. Какая пара догадается, поднимите руки и скажите мне на ушко. 1 ряд –1 столбик 2 ряд – 2 столбик 3 ряд – 3 столбик фруктовый высокое народная тенистый голубое веселая яблоневый звездное мелодичная старый ночное эстрадная - О каком предмете идет речь в 1 столбике? САД Как догадались? ٭ - О каком предмете идет речь в 2 столбике? НЕБО Почему? - О каком предмете идет речь в 3 столбике? ПЕСНЯ Как догадались? - Молодцы, отгадали спрятанные слова! - Что общего у слов в каждом столбике? ( отвечают на один и тот же вопрос) - Какой вопрос можно поставить к словам 1 столбика? (КАКОЙ?) - Какой вопрос можно поставить к словам 2 столбика? (КАКОЕ?) - Какой вопрос можно поставить к словам 3 столбика? (КАКАЯ?) СЛАЙД ٭ - Что обозначают слова каждого столбика? ( Признаки предметов) Почему? Докажите. - Какой частью речи являются эти слова? ( Мы не знаем.) Я слово ищу необычное, звучное, Особое, сильное, самое лучшее, Короткое, длинное, красное, синее, Неброское, яркое, очень красивое, Оно уменьшительное или ласкательное, А называют его … ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. Вывешиваю на доску
- А теперь скажите, какая же тема нашего урока? Тема урока « Имя прилагательное как часть речи» - Вы правильно определили тему урока, но нам предстоит ответить на ряд вопросов. - Кто скажет что обозначают имена прилагательные?( признаки предметов) Вывешиваю (Имена прилагательные обозначают признаки предметов.) На какие вопросы отвечают имена прилагательные? ( какой?, какая?, какое?, какие?) Вывешиваю ( Имена прилагательные отвечают на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?) - Посмотрите на экран СЛАЙД ٭ - Перед вами текст . Прочитайте его. - О чем этот текст? ( О весне) Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят птицы. А вот еще один текст и его прочтите. СЛАЙД Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат говорливые ручьи. Светит ласковое солнце. Летят голосистые птицы. - А этот текст о чем? ( Тоже о весне) - Можно ли считать эти тексты одинаковыми? СЛАЙД ٭ - Докажите , чем отличается второй текст от первого? ( Наличие прилагательных) - Возможно мы можем обойтись без прилагательных? Какой вопрос возникает? ( Для чего нам нужны прилагательные?) Вывешиваю на доску вопрос КАКОВА РОЛЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ? - Кто может ответить на этот вопрос? - Да , ребята Вы правы, прилагательные делают нашу речь более яркой, красочной, выразительной. - Внимание на экран. СЛАЙД 10 ٭ ٭ Трех художников попросили нарисовать лес Вот что у них получилось. ٭ Как вы думаете, почему все картины получились разные? ٭ Выберите одну картину. Устно опишите, какой лес на ней изображён. ( Слушаем рассказы детей) – Какие слова вам помогли нарисовать картинку елового леса? – Что же это за слова: стройные, тёмно-зелёные, высокие? К какой части речи они относятся? - Может кто-то знает название картин и их авторов? – Сделайте вывод: для чего нужны имена прилагательные в речи? (Вывешиваю около вопроса ответ (Имена прилагательные в речи нужны для того. Чтобы речь была красивой, выразительной).)
Упражнение 305 стр .75 - Прочитайте задание. Назовите слова , обозначающие нарисованные предметы. Ландыш роза солнце ученики - Запишите эти слова , как у меня на доске в четыре столбика.(Вывешиваю на доску слова) - Какой частью речи являются эти слова? ( сущ.) Почему существительные? - Определите род и число этих существительных. ( Надписываю над словами на доске, дети в тетради.) Как определили род? - Подберите к каждому слову по три прилагательных и запишите их в столбики . Какое слово можно записать в первый столбик?( Ребенок, называющий слово выходит к доске и записывает, все остальные дети записывают в тетрадь.)Дети по цепочке выходят записывают слова. - Как можно назвать слова, которые вы подобрали одним словом? ( Прилагательные) - А теперь напишите вопрос , на который отвечают подобранные слова в каждом столбике. ( Внизу под каждым столбиком) - Какие вопросы подобрали? ( Дети говорят, я вывешиваю вопросы к словам на доске) - Что у нас получилось, одинаковые ли вопросы? ( Нет) Почему? От чего зависит вопрос имени прилагательного? ( От слова , к которому относится прилагательное) - Почему в первом столбике вопрос какой? ( Потому что ЛАНДЫШ м. р. , значит и вопрос КАКОЙ и т.д.) -Кто скажет, с какими словами связаны прилагательные? ( С существительными) - Почему. Докажите . ( По смыслу. Мы задаем вопросы к прилагательным от существительного.) - Какой вывод можем сделать ? (Прилагательные связаны с именами существительными). Вывешиаю на доску.
ФИЗ.МИНУТКА. – - Я называю слова. Как только вы услышите имя существительное – хлопайте в ладоши. Как только услышите имя прилагательное – нужно присесть. Если я назову другие слова - замрите! Снег. синий, он, идет, любимый, класс, деревянный, бежит, летит, ранняя, тетрадь, сапог, небо, зимний, ты, пишу. - Молодцы ! - Тихо сядут девочки, мальчики. Продолжим нашу работу.
РАБОТА В КАРТОЧКАХ. - Ребята, перед вами карточки. Карточки с зеленым квадратом проще по выполнению, карточки с красным квадратом сложнее. Выберите себе одну из них и выполните самостоятельно задание.. ПОКА ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ, УБИРАЮ С ДОСК;И, ВЫВЕШИВАЮ СЛОВА цветок девочка море города
Подбери к прилагательным подходящие имена существительные:
Широкая, глубокая (______________) Зелёный, сладкий, сахарный (______________) Кудрявая, белоствольная (______________) Хмурое, низкое, дождливое (__________________)
| Вставь подходящие по смыслу слова, чтобы стало понятно, что в тексте говорится о белочке. У неё______________ зубки, ______________рыльце, ______________ушки, _______________шерсть, ___________________хвост.
Слова для справок: тоненькое, острые, рыжая, чуткие, пушистый.
|
- Проверьте себя по экрану. СЛАЙД ٭ - Оцените свою работу карандашом. – Проведите самооценку выполненной работы.( По алгоритму)
-На доску вывешиваю слова - Запишите эти слова так, как у меня записаны на доске – в столбики ЦВЕТОК ДЕВОЧКА МОРЕ ГОРОДА Что общего у этих слов? Определите род и число существительных. ( у доски один ребенок, остальные самостоятельно) Малыгина Вика - Проверим , что у вас получилось. Вика садится. - Запишите прилагательное КРАСИВЫЙ с каждым именем существительным ( самостоятельно) ЦВЕТОК ДЕВОЧКА МОРЕ ГОРОДА Красивый красивая красивое красивые - Что у вас получилось?( 4 – 5 учен.) Вывешиваю вместе с ответом детей карточки на доску - Что произошло с прилагательным КРАСИВЫЙ? - Поменялось окончание. Оно изменилось. - Смогли вы изменить это прилагательное и связать его с существительными? - Определите род и число имени прилагательного. -А как вы думаете, как можно определить род и число имени прилагательного? ( По имени существительному , к которому оно относится) - Совершенно верно, имена прилагательные имеют тот же род и число, что и существительное к которому оно относится. - Определите род и число имени прилагательного по существительному. ( Все вместе. Один ученик у доски) Субботина Настя ВЕШАЮ ТАБЛИЦУ - Можно ли сказать, что существительное изменяется по родам? - А по числам? Докажите. ( Заполняем на доске табличку о существительном) - Что заметили у прилагательного? Число и род – это постоянные признаки? ( Заполняем на доске табличку о прилагательном) - Посмотрите, какая у нас получилась сравнительная таблица.
- Какой вывод можно сделать? Имена прилагательные изменяются по родам и числам.( Вывешиваю на доску)
- Что мы выполняем на уроках, чтобы закрепить свои знания? ( Упражнения) - Найдите упражнение 307. Прочитайте задание. ВОРОБЬЕВ ЕГОР - Прочитайте текст. Найдите в нем слова, которые обозначают признаки предметов. -Запишите эти слова с существительными, к которым они относятся с вопросом.( У доски работает ребенок) Борзова АННА
Снег ( какой?) последний. - Определите род и число имени существительного и прилагательного. Снег м.р. ед.ч ( какой?) последний м.р. ед.ч, - Далее Аня работает самостоятельно и дети самостоятельно в тетрадях. - Аня зачитывает, что у нее получилось, дети сравнивают со своей работой. САМОАНАЛИЗ РАБОТЫ по алгоритму. ЕСЛИ ОСТАЛОСЬ БОЛЕЕ 10 МИНУТ – 10.35 (10.25) - Выполним еще одно упражнение. Откройте страницу 78 найдите упражнение 309. - Прочитайте что написано в 1 столбике. - Прочитайте и определите число и род прилагательного синий. - Синий карандаш ( синий м.р., ед. ч. и т.д.) - Что заметили? ( менялся род и число) - По образцу первого столбика запишите второй, вставьте вместо точек каждый свои слова, подходящие по смыслу) - Кто выполнит задание – поднимите руку. - Проверка. Один ребенок читает, все слушают и проверяют. Кто же скажет как изменяются имена прилагательные? ( По числам и родам)
- А сейчас вы выполните тест, который покажет, как вы усвоили сегодняшнюю тему. Читайте вопрос и выбирайте один из предложенных ответов. Обведите в кружок или подчеркните правильный ответ. Тест по теме: «Имя прилагательное». __________________________________________________________ 1. Имя прилагательное обозначает: а). предмет; б). признак предмета; в). действие предмета; 2. Имя прилагательное связано по смыслу: а). с прилагательным; б). с глаголом; в). с существительным; 3. имя прилагательное отвечает на вопросы: а). что делает? что сделает?; б). какой?, какая?, какое?, какие? в). кто? что? 4. Укажи имя прилагательное.
А) утеплять; Б) теплый; В) тепло. 5. Род и число имени прилагательного зависит от: А) имени существительного; Б) местоимения; В) ни от чего не зависит. 6. Выбери верное утверждение: А) прилагательные делают нашу речь более яркой, красочной, выразительной. Б) прилагательные делают нашу речь сложной, непонятной В) прилагательные не нужны в устной речи.
Поменяйтесь с соседом листочками Взаимопроверка по ключу на СЛАЙДе ٭
(3-5 МИНУТ!!!) - Мы с вами проделали большую работу. -А теперь закройте учебники и сформулируйте сами определение имени прилагательного как части речи. СЛАЙД ( Выслушиваем детей) - А теперь сравним наше определение с авторским. - Что можете сказать о своей версии определения? ( Она правильная)
Чему мы научились на уроке? Я научился… Я понял, что.. Было интересно… Было трудно.. Поставьте себе отметку за работу на уроке. Красная закладка – Я молодец, могу эту тему объяснить другу. Зеленая – Я хорошо поработал ,но допустил несколько ошибок Синяя – Придется еще потрудиться. Я многое не понял. - Сегодня на уроке вы были Внимательные Активные Добрые Воспитанные Красивые - Какие слова я использовала , чтобы оценить вас за урок?
Домашнее задание: На выбор С. 98. Упр. 1 С . 98 Упр. 2 ( Если осталось время: Скажите о нашем уроке сова, используя имена прилагательные)
Деятельность учеников: - Группировать слова по частям речи.
- Находить в тексте имена прилагательные по вопросу.
Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи
|