Рабочая программа по русскому языку 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему
Рабочая программа сосотавленна в соответствии с ФГОС по программе "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 52.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 25
с углубленным изучением отдельных предметов
Управление образования администрации городского округа Орехово-Зуево
УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ СОШ № 25 с УИОП ___________________ Н.В. Матвеева «_______»______________ 2016 г. М. П. |
Рабочая программа
по русскому языку.
(базовый уровень)
2 класс
Составитель: Тонкова Наталья Сергеевна,
учитель начальных классов первой категории.
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» разработана на основе ФГОС НОО, основной общеобразовательной программы начального общего образования МОУ СОШ №25 с УИОП, положения о рабочей программе педагога, осуществляющего функции введения ФГОС НОО и ООО МОУ СОШ №25 с УИОП, с учетом авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. В. Бойкиной и др. «Русский язык» (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др.]. — М.: Просвещение, 2015).
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; •формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи.
- Развитие коммуникативных умений.
- Развитие нравственных и эстетических чувств.
- Развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
•развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
•формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
•формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в
диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
•воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
•пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
На изучение русского языка в начальной школе отводится: В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка. Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Содержание учебного предмета
2 класс (170ч)
Наша речь(3ч)
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение)
Текст (3ч)
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев)
Предложение (11ч)
Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Слова, слова, слова… (18ч)
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Применение правил правописания: перенос слов.
Звуки и буквы (60ч)
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания: •проверяемые с безударные гласные в корне слова; •непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов). Различение гласных и согласных звуков, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Мягкий знак (ь) как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Применение правила правописания сочетания чк, чн, чт, щн, нч. Применение правила правописания сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука. Использование на письме разделительного мягкого знака (ь). Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах. Применение правила правописания — разделительный мягкий знак (ь).
Части речи (57ч)
Части речи. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы кто? и что? Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по числам. Применение правила правописания не с глаголами. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Типы текстов: текст-описание. Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Текст. Смысловое единство предложений в тексте. Последовательность предложений в тексте. Типы текстов: текст-рассуждение, его особенности. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами. Типы текстов: текст-повествование. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста
Повторение (18ч)
Повторение по теме «Предложение». Повторение по теме «Слово и его значение». Повторение по теме «Части речи». Повторение по теме «Части речи». Повторение по теме «Правила правописания». Контрольное списывание.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
•представления о своей этнической принадлежности;
•развития чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;
представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
•осмысления необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
•осознания положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
•представления о своей родословной, достопримечательностях своей малой родины;
•положительного отношения к языковой деятельности;
•заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
•понимания нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
•развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
•этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совести и др.); понимания чувств одноклассников, учителей;
•развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
•представления о бережном отношении к материальным ценностям; развития интереса к проектно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
•Принимать и сохранять цель и учебную задачу;
•высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
•планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
•учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;
•выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
•проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
•адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;
•понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
•выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
•Осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
•воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
•ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
•работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
•осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
•пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
•пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
•осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
•составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
•составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
•анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
•осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);
•ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
•находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
•осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
•обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
•делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
•подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
•осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
•устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
•Слушать собеседника и понимать речь других;
•оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
•принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
•выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
•задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
•признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
•формулировать собственное мнение и аргументировать его;
•работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
•строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.
Предметные результаты
ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
•Понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;
•воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
•понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;
•первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);
•начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;
•овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);
•применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);
•первоначальные умения проверять написанное;
•овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;
•формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
•участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
•строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);
•(самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);
•пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;
•различать устную и письменную речь;
•различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;
•отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
•анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
•понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;
•читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;
•составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.
Обучающийся получит возможность научиться:
•анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
•соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
•озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
•распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
•замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
•составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
•находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);
•составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;
•составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);
•письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;
•проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
•различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;
•определять качественную характеристику звука: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
•характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
•понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении);
•анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;
•определять функции букв е, ё, ю, я в слове;
•определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];
•определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;
•определять ударный и безударные слоги в слове;
•правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;
•использовать знание алфавита при работе со словарями;
•определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;
•устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком (ь) — показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк;
•находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);
•произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).
Обучающийся получит возможность научиться:
•осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;
•устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;
•применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие — глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);
•пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
•осознавать слово как единство звучания и значения;
•выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
•различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);
•иметь представление о синонимах и антонимах;
•распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;
•подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;
•наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;
•наблюдать за словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.
Обучающийся получит возможность научиться:
•выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
•на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
•замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;
•пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
•осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;
•владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;
•распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;
•определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).
Обучающийся получит возможность научиться:
•различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
•различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
•подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.
Морфология
Обучающийся научится:
•различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;
•находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;
•находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам «кто»? и «что?», собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;
•находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;
•находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;
•находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;
•подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
•различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;
•выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;
•различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);
•выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;
•использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
•пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.
Синтаксис
Обучающийся научится:
•различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;
•определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
•сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;
•находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;
•различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);
•устанавливать связи слов между словами в предложении;
•соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
•восстанавливать деформированные предложения;
•составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
•опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;
•находить предложения с обращениями.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять изученные правила правописания:
•раздельное написание слов в предложении;
•написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);
•отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;
•перенос слов;
•прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
•проверяемые безударные гласные в корне слова;
•парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
•непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;
•разделительный мягкий знак (ь);
•знаки препинания конца предложения (. ? !);
•раздельное написание предлогов с именами существительными;
•раздельное написание частицы не с глаголами;
б) применять орфографическое чтение (проговаривание)
при письме под диктовку и при списывании;
в) безошибочно списывать текст объёмом 40—50 слов с доски и из учебника;
г) писать под диктовку тексты объёмом 30—40 слов в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
•осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;
•определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
•разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;
•обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;
•применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
•пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.
Календарно-тематическое планирование
учебного предмета
«Русский язык».
№п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Сроки проведения | |
план | факт | |||
Наша речь (3ч) | ||||
1 | Знакомство с учебником «Русский язык»(2 класс). Виды речи. | 1 | ||
2 | Наша речь. Что можно узнать о человеке по его речи? | 1 | ||
3 | Диалог и монолог. | 1 | ||
Текст (3ч) | ||||
4 | Что такое текст? Тема текста. | 1 | ||
5 | Главная мысль текста. | 1 | ||
6 | Части текста. | 1 | ||
Предложение (11ч) | ||||
7 | Предложение как единица речи, его назначение и признаки. | 1 | ||
8 | Связь слов в предложении | 1 | ||
9 | Логическое (смысловое) ударение в предложении. | 1 | ||
10 | Главные члены предложения (основа предложения). | 1 | ||
11 | Второстепенные члены предложения. | 1 | ||
12 13 | Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. | 2 | ||
14 | Распространённые и нераспространённые предложения. | 1 | ||
15 | Связь слов в предложении. | 1 | ||
16 | Сочинение по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень». | 1 | ||
17 | Связь слов в предложении. Обобщение и систематизация знаний о предложении. Проверочная работа. | 1 | ||
Слова, слова, слова… (18ч) | ||||
18 | Слово и его лексическое значение. | 1 | ||
19 | Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. | 1 | ||
20 | Однозначные и многозначные слова. | 1 | ||
21 | Прямое и переносное значение слов. | 1 | ||
22 | Синонимы. | 1 | ||
23 | Антонимы. | 1 | ||
24 | Синонимы и антонимы (обобщение знаний). | 1 | ||
25 | Изложение текста. | 1 | ||
26 | Родственные слова. | 1 | ||
27 | Родственные слова и синонимы. Родственные слова и слова с омонимичными корнями. Однокоренные слова. Корень слова | 1 | ||
28 | Однокоренные слова. Корень слова. Единообразное написание корня в однокоренных словах. | 1 | ||
29 | Однокоренные слова. Корень слова. | 1 | ||
30 | Слог как минимальная произносительная единица. | 1 | ||
31 32 | Ударение. | 2 | ||
33 34 | Перенос слов по слогам. | 2 | ||
35 | Сочинение по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. | 1 | ||
Звуки и буквы (60ч) | ||||
36 37 | Звуки и буквы. | 2 | ||
38 | Русский алфавит, или Азбука. | 1 | ||
39 | Использование алфавита при работе со словарями. | 1 | ||
40 | Употребление прописной (заглавной) буквы. Сочинение по репродукции картины 3. Е. Серебряковой «За обедом». | 1 | ||
41 | Гласные звуки. | 1 | ||
42 | Гласные звуки. Слова с буквой э. | 1 | ||
43 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки. | 1 | ||
44 | Правило обозначения буквой безударного гласного звука. | 1 | ||
45 | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова. | 1 | ||
46 | Контрольный диктант (с грамматическим заданием). | 1 | ||
47 | Словарный диктант. Работа над ошибками | 1 | ||
48 49 50 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. | 3 | ||
51 | Буквы безударных гласных корня, которые надо запоминать. | 1 | ||
52 | Правописание словарных слов. | 1 | ||
53 | Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. | 1 | ||
54 | Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами | 1 | ||
55 | Контрольно-проверочный диктант (с грамматическим заданием). | 1 | ||
56 | Сочинение по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство». | 1 | ||
57 | Словарный диктант. Работа над ошибками, допущенными в диктанте и сочинении. | 1 | ||
58 | Согласные звуки. | 1 | ||
59 | Согласный звук [й’] и буква й (и краткое). | 1 | ||
60 | Слова с удвоенными согласными. | 1 | ||
61 | Сочинение по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси». | 1 | ||
62 | Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Подготовка к выполнению проекта «И в шутку и всерьёз». | 1 | ||
63 64 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | 2 | ||
65 | Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного звука на письме. | 1 | ||
66 67 | Правописание слов с мягким знаком (ь) на конце и в середине перед согласным. | 2 | ||
68 | Буквосочетания с шипящими звуками. | 1 | ||
69 | Правописание в словах буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. | 1 | ||
70 | Правописание в словах буквосочетаний чк, чн, чт, нч и других изученных орфограмм. | 1 | ||
71 | Подготовка к осуществлению проекта «Рифма». | 1 | ||
72 | Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу. | 1 | ||
73 74 | Правописание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу в словах. | 2 | ||
75 | Объяснительный проверочный диктант. | 1 | ||
76 | Звонкие и глухие согласные звуки. | 1 | ||
77 | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным. | 1 | ||
78 | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным. Особенности проверочного и проверяемого слов. | 1 | ||
79 80 | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным. | 2 | ||
81 | Контрольный диктант (с грамматическим заданием) | 1 | ||
82 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | ||
83 84 85 | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова или перед согласным. | 3 | ||
86 | Обобщение знаний об изученных правилах письма. | 1 | ||
87 | Обобщение знаний об изученных правилах письма. Изложение текста по вопросам. | 1 | ||
88 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Обобщение знаний об изученных правилах письма. | 1 | ||
89 | Проверочная работа. | 1 | ||
90 | Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе. | 1 | ||
91 | Разделительный мягкий знак (ь). | 1 | ||
92 93 | Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь). | 2 | ||
94 | Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь) и другими изученными орфограммами. | 1 | ||
95 | Проверочный диктант (с грамматическим заданием). | 1 | ||
Части речи (57ч) | ||||
96 | Части речи. | 1 | ||
97 | Употребление частей речи в тексте. | 1 | ||
98 99 | Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. | 2 | ||
100 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 | ||
101 | Неодушевлённые имена существительные. | 1 | ||
102 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 | ||
103 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | ||
104 105 | Правописание собственных имён существительных. | 2 | ||
106 | Правописание собственных имён существительных. Названия и клички животных. | 1 | ||
107 | Правописание собственных имён существительных. Географические названия. | 1 | ||
108 | Единственное и множественное число имён существительных. | 1 | ||
109 | Изменение имён существительных по числам. | 1 | ||
110 | Число имён существительных. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественном. | 1 | ||
111 | Обобщение знаний об имени существительном. | 1 | ||
112 | Подробное изложение повествовательного текста. | 1 | ||
113 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Проверочный диктант (с грамматическим заданием). | 1 | ||
114 | Проверочная работа. | 1 | ||
115 | Глагол как часть речи. Значение глаголов в речи. | 1 | ||
116 | Значение глаголов в речи. | 1 | ||
117 | Признаки глагола. | 1 | ||
118 | Сочинение по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели». | 1 | ||
119 120 | Единственное и множественное число глаголов. | 2 | ||
121 | Правописание частицы не с глаголами. | 1 | ||
122 123 | Обобщение знаний о глаголе. | 2 | ||
124 | Текст-повествование и роль в нём глаголов. | 1 | ||
125 | Текст-повествование. Составление текста-повествования на заданную тему. | 1 | ||
126 | Проверочная работа. | 1 | ||
127 128 129 | Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. | 3 | ||
130 | Контрольный диктант (с грамматическим заданием). | 1 | ||
131 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Употребление в речи имён прилагательных. | 1 | ||
132 | Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Сравнение как одно из выразительных средств языка. | 1 | ||
133 | Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. | 1 | ||
134 | Единственное и множественное число имён прилагательных. | 1 | ||
135 136 | Текст-описание и роль в нём имён прилагательных. | 2 | ||
137 | Составление текста-описания. | 1 | ||
138 | Обобщение знаний об имени прилагательном. Составление текста-описания по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». | 1 | ||
139 | Проверочная работа. | 1 | ||
140 | Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление). | 1 | ||
141 142 | Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи. | 2 | ||
143 | Текст-рассуждение. | 1 | ||
144 | Проверочная работа. | 1 | ||
145 | Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. | 1 | ||
146 147 | Правописание предлогов с именами существительными. | 2 | ||
148 | Правописание предлогов с именами существительными. Восстановление деформированного повествовательного текста. | 1 | ||
149 | Проверочная работа. | 1 | ||
150 | Проект «В словари — за частями речи!». | 1 | ||
151 | Контрольный диктант (с грамматическим заданием). | 1 | ||
152 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте | 1 | ||
Повторение (18ч) | ||||
153 154 | Текст. Типы текстов. | 2 | ||
155 156 157 | Предложение. Члены предложения. Связь слов в предложении. Диалог. | 3 | ||
158 159 | Слово и его лексическое значение. Однокоренные слова. | 2 | ||
160 161 162 | Части речи. | 3 | ||
163 | Звуки и буквы. | 1 | ||
164 165 166 | Правила правописания | 3 | ||
167 168 169 170 | Повторение | 4 | ||
Итого: 170 часов |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Книгопечатная продукция
- Русский язык. Рабочие программы. 1—4 классы. — М.: Просвещение, 2014.
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2014.
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2014.
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2014.
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2014.
- Канакина В. П., Манасова Г. Н. Русский язык. 2 класс. Методическое пособие с поурочными разработками. — М.: Просвещение, 2014.
- Канакина В. П., Щёголева Г. С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1—4 классы. — М.: Просвещение, 2014.
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Мультимедийный проектор
МФУ
Интерактивная доска
Ноутбук
Нетбуки для учащихся
Экранно-звуковые пособия
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2013.
Слайды, соответствующие тематике программы по русскому языку. Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку
Оборудование класса
Ученические двухместные столы с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Интернет-ресурсы
Видеоклипы для начальной школы http://shkola-abv.ru/
ДЕТСКИЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ И КЛИПЫ http://viki.rdf.ru/
Издательский дом Первое сентября http://1сентября.рф
Разработки для начальных классов http://videouroki.net/
Сообщество взаимопомощи учителей http://pedsovet.su/
Учительский портал http://www.uchportal.ru/
СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО:
на заседании ШМО учителей начальных классов Заместитель директора по УВР
протокол № от «_____» __________2016 г. ____________________Ф.И.О.
Руководитель ______________ (Анисимова В.В.) «_____»__________2016 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...