Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Соединительные гласные о,е в сложных словах"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Тесля Олеся Ивановна

Урок русского языка в 3 классе по образовательной программе "Школа 2100".Тип урока - открытие новых знаний и способов действий.Урок - исследование направлен на формирование умения образовывать сложные  слова с гласными о,е.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_issledovanie_1.docx32.41 КБ
Файл klaster_po_teme_uroka_1.docx28.86 КБ
Файл tvorcheskaya_rabota_v_gruppah.docx11.48 КБ
Файл slozhnye_slova1.pptx2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая цель

Содействовать формированию умений  правильно писать и употреблять в речи сложные слова с соединительными гласными о,е

Тип урока

Открытие новых знаний и способов действий / решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

формировать умение написания  сложных слов с соединительными гласными о, е.

Универсальные учебные действия:

- личностные

желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,

осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

- метапредметные

Познавательные: уметь ориентироваться в системе знаний; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; уметь перерабатывать информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Регулятивные: уметь самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем формулировать учебную проблему; 

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации действий в сотрудничестве (групповая работа); формулируют собственное мнение и позицию; умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Основное содержание темы, понятия и термины

 Соединительные гласные о,е в сложных словах

Образовательные ресурсы

Презентация « Соединительные гласные о,е в сложных словах»

Тема урока: « Соединительные гласные о,е в сложных словах».                                                              

Этапы работы

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: подготовка к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

включить учащихся в деятельность на личностно значимом уровне.

Здравствуйте , ребята! Меня зовут Олеся Ивановна , и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Сегодня мы откроем тайну,

Ведь в нашей жизни часты чудеса

Секреты русского языка, ребята.

Узнаем мы всего за полчаса.

Орешек знанья твёрд, но всё же

Мы не привыкли отступать,

Нам расколоть его помогут

Волшебные слова « Хотим всё знать!»

   - Пусть эти слова станут девизом нашего урока. Повторим их.

- На уроке вас ждёт увлекательное исследование в мире русского языка. Сегодня вы раскроете ещё одну тайну слов. Я обещаю, что вам скучно не будет, это точно! Успехов вам!

 Сегодня вы будете исследователями.

- Вы знаете, что такое исследование?

Посмотрите в толковых словарях.( один ученик зачитывает)

- Исследование – это деятельность, направленная на получение новых знаний.

Как  любые исследователи, мы будем вести свой журнал. У вас на столе лежит листы исследователей.

В течение урока будете сами оценивать свою работу.

  1. Повторение пройденного

Но прежде чем начать раскрывать тайны, вспомним изученный материал.  

Найдите задание 1.

поиграем в известную игру «Крестики- нолики»,  по теме «Состав слова»

    1.        Корень – это главная часть предложения (-)

2.        Родственные слова ещё называют однокоренными (+)

3.        Является  ли слова носик и носит однокоренными ?(-)

4.        Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)

5.        Окончание – это изменяемая часть слова.(+)

6.        Суффикс помогает образовывать новые слова. (+)

7.        Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит  

         для образования новых слов.(-)

8.        Корень – это общая часть родственных слов (+)

9.        Суффикс – это часть речи. (-)

-   Проверить ваши ответы будет очень легко. Сравните работу.

Оцените свою работу.

Поднимите руку у кого зелёный смайлик (вы выполнили работу на отлично), у кого жёлтый( Вы справились с заданием хорошо) , у кого красный(вам нужно повторить эту тему).

ΙΙ.Актуализация знаний и фиксирование затруднения.

1)Введение в тему урока.

Цели, которые учитель ставит перед  обучающимися:

актуализировать знания о частях речи, установление связи известного материала с новой темой.

Цель, которую учитель хочет достичь: проверить знания обучающихся о частях речи.

Обратите внимание на доску. Прочитайте слова. Найдите на листе упр . 2.Выделите корень.  

Варка, варенье, повар, самовар, варить.

- Как называются такие слова? Что такое однокоренные слова?

- Какое слово подходит к первой схеме, какое ко второй?

- Какое слово не подходит ни к одной из схем?

 - Что необычного вы заметили?(2 корня)

- Предположите как могут называться такие слова в русском языке?(сложные слова)

-Вы с ними уже встречались? А как вы думаете,чем мы будем сегодня заниматься на уроке?

- Сформулируем тему урока.( Правописание сложных слов)(запишем в кластер)

ΙΙΙ. Построение проекта выхода из затруднения. Работа в группах.

Цели, которые учитель ставит перед  обучающимися: уметь

формулировать тему и цель урока.

Цель, которую учитель хочет достичь: вовлечь обучающихся в процесс постановки цели урока.

Итак, дорогие исследователи начинаем работу по теме.

Но прежде составим алгоритм исследования

Я его составила, но он почему-то перепутался.

«План наблюдения».

  1. Формулирую вывод.
  2. Провожу наблюдение и фиксирую результаты.
  3. Определяю объект наблюдения. Ставлю цель.

Обучающиеся восстанавливают план.

Слайд   «План наблюдения».

  1. Определяю объект наблюдения.
  2. Провожу наблюдение и фиксирую результаты.
  3. Формулирую вывод.

-Что является объектом нашего наблюдения? (сложные слова)-Определим  цель исследования.

(закрываю проектор)

ΙV. Реализация построения наблюдений.

Цели:уметь самостоятельно делать выводы, выявить связь объектов работы с целями и результатами.

Цель, которую учитель хочет достичь: создать у учащихся ситуации взаимопомощи, создать условия для открытия новых знаний.

фронтально

Исследование №1. Образование сложных слов.

Итак, исследование 1.

- Посмотрите на доску. Перед вами пример.( 25 +5) Я вижу на ваших лицах недоумение? Вы думаете, не перепутала ли я уроки. Ведь у нас урок русского языка, а я хочу у вас только спросить: какое действие, вы должны выполнить? ( сложение)сумма) Какое действие?

- А что можно сложить на уроке русского языка? Подумайте (звуки, слоги, слова в предложения, предложения в текст)

- Как мы получили слово самовар? (заменим его словосочетанием)

- Найдите корни в словах: сам  и варит. На доску. Попробуйте сложить эти корни. Какое слово получилось?

- Как мы его получили? (Сложили две корня) 

- Найдите на листах исследование 1.Запишите слова. Проверим.

- Как же называются такие слова?( сложные)

- Почему так называются?(имеют 2 корня)

-  Сделаем вывод: (Слова, имеющие два корня, называются сложными.)Запишите в схему недостающие слова.

Исследование №2

Продолжаем исследование..- Поиграем в игру складывая новые слова.

Перед вами паровоз, но вагоны его расцепились.

Давайте составим поезд. Я буду  задавать вопросы, один ученик будет помогать сцеплять вагоны, а остальные записывать полученные слова на листах упр. 4. вы ищите ответы сцепляя вагоны.

  1. Этот человек копает землю.(землекоп)
  2. Это корабль, который колет лёд.(ледокол)
  3. Устройство или машина, которая может пройти везде.(вездеход)

 4.Человек, который любит читать книги.(книголюб)

- А теперь давайте выделим в этих словах корни и подчеркнём соединительную гласную.2 ученика вызываю

Попробуй сформулировать правило, какие соединительные гласные пишутся в сложных словах.(Ребята,давайте поможем друг другу.)

Запишем в кластер( Корни соединяются с помощью гласных о и е)

- Обратите внимание на согласные, которые стоят перед соединительной гласной.( подчёркиваю сама в словах)

- Охарактеризуйте эти звуки по твёрдости мягкости.

 - Сделайте вывод.(О пишется после твёрдого согласного, е после мягкого согласного) Запишем в кластер.

Стих

Этих гласных только две:
Буква О и буква Е.
Коли твёрд согласный звук,
Буква О подходит тут.
Если мягок этот звук,
Букву Е пишите тут

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Давай немного отдохнём, наберёмся сил и хорошего настроения.

 Руки ставим мы в разлёт:
Появился самолёт.
Мах крылом туда-сюда,
Делай "раз" и делай "два".
Раз и два, раз и два!
Опустили руки вниз,
И на место все садись!

- кто запомнил физминутку?

-Я прочитаю её ещё раз.

-Какое сложное слово вы услышали в стихотворении?



Исследование 3

Продолжим исследование. Работать вы будете в группах по 4 человека упр.5 На экране появятся 4 картинки вы должны будете отгадать и записать сложные слова . Подчеркнуть соединительную гласную и согласную, стоящую перед ней. Сформулируйте правило о том, какая соединительная гласная и в каких случаях она пишется.

 ( пешеход, яйцерезка, мышеловка, птицефабрика, (птицеферма)

Что это?  Теперь давайте проверим как группы выполнили задание

( 1 группа) Какие слова записали?

Какая группа готова сформулировать правило.( охарактеризуйте какие согласные звуки стоят перед соединительной е?)Являются ли они мягкими звуками? Сделаем вывод.( е пишется после шипящих и ц)Заполним кластер

Да, действительно,

После мягких согл., шипящих и ц

В сложных словах пусть всегда будет е!( включаю слайд)

- На этом исследование подошло к концу.Сформулируйте вывод о правописании сложных слов.

- Какие слова называются сложными?

- С помощью чего соединяются?

_ Когда в сложных словах пишем о , когда пишем е ?

VI.     Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (внутренняя речь).

Цели: оценить своё умение самостоятельно создать условия для развития регулятивных УУД

- Как вы можете проверить свои знания по данной теме?(Выполнить самостоятельную работу.

- Я предлагаю вам выполнить задание на листах Упр.6 по вариантам№ ..Карточки На эту работу вам не более 2 мин.

Выполним проверку. Оцените свою работу.

Кто выполнил работу на отлично ?

Кто выполнил на хорошо? Кто с заданием не справился? (Какой совет вы им дадите?) Творческое задание если будет время.

VШ. Рефлексия учебной деятельности.

Цель, которую учитель хочет достичь: рефлексия результатов деятельности обучающихся; создать условия для формирования навыков самооценки учебной деятельности.

Включаю слайд

Какова была цель урока?

- Мы её достигли?

Оцените свою работу на листах с комментированием.

Ребята, посмотрите, что стало с вашей доской.(листья)

Как называется – это явление природы? ( листопад)

- Какое это слово? Какую гласную вы бы написали?

Домашнее задание вы выберите себе сами .

Зелёное задание творческое (Творческое задание : сочинить сказку, используя в ней сложные слова.)

, жёлтые задание, где можно знание проверить и закрепить(С.101, упр.3)     , красные где нужно поиграть , слово нужно отгадать. правило применять , чтобы его знать (С.101, упр.1)



Предварительный просмотр:

Кластер по теме урока.



Предварительный просмотр:

Творческая работа в группах.

 Задание. Объясните сложное слово, продолжив предложение.

Книгоград - это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________

Творческая работа в группах.

 Задание. Объясните сложное слово, продолжив предложение.

Любоград - это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Творческая работа в группах.

 Задание. Объясните сложное слово, продолжив предложение.

Трудоград - это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Творческая работа в группах.

 Задание. Объясните сложное слово, продолжив предложение.

Ручкособиратель- это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Творческая работа в группах.

 Задание. Объясните сложное слово, продолжив предложение.

Бабушколюб - это             ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Творческая работа в группах.

 Задание. Объясните сложное слово, продолжив предложение.

Розопад - это  ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Творческая работа в группах.

 Задание. Объясните сложное слово, продолжив предложение.

Конфетоед - это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Творческая работа в группах.

 Задание. Объясните сложное слово, продолжив предложение.

Спортолюб - это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Соединительные гласные о,е в сложных словах Учитель Тесля О.И..

Слайд 3

игра «Крестики- нолики» 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Слайд 4

1. Корень – это главная часть предложения.

Слайд 5

2. Родственные слова ещё называют однокоренными.

Слайд 6

3. Является ли слова носик и носит однокоренными ?

Слайд 7

4. Корни в родственных словах пишутся одинаково.

Слайд 8

5. Окончание – это изменяемая часть слова

Слайд 9

6. Суффикс помогает образовывать новые слова.

Слайд 10

7. Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Слайд 11

8. Корень – это общая часть родственных слов.

Слайд 12

9. Суффикс – это часть речи.

Слайд 13

Проверь себя.

Слайд 14

Оцените свою работу

Слайд 16

Провожу наблюдение Формулирую вывод Определяю объект наблюдения

Слайд 18

Р абота в группах Задание: Отгадайте и запишите сложные слова. Подчеркните в них соединительную гласную и согласную перед ней. Сформулируйте правило о том, какая соединительная гласная и в каких случаях она пишется.

Слайд 21

самостоятельная работа

Слайд 22

Проверь. 2- Вариант мор е плаватель земл е трясение вод о мерка земл е делие пыл е сос лес о руб гром о отвод овц е водство картофел е копалка каш е вар книг о печатание корабл е строение лед о ход нефт е провод вод о пад огн е тушитель 1 – Вариант

Слайд 23

Оцените работу

Слайд 24

Формулирую вывод

Слайд 25

Оцени себя. Утверждения Поставь знак + или - Я понял новый материал Я справился с работой Мне необходимо поработать над темой урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку, УМК "Гармония", 2 класс "Поговорим о значении слов"

Материал содержит конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса (УМК "Гармония) "Поговорим о значении слов"....

Открытый урок по русскому языку «Знакомство со способом действия при анализе состава слова» (2 класс)

Знакомство с правильным способом действий при разборе слова по составу...

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы"

Дать первоначальное представление об образовании слов с помощью  суффиксов  –ИК, -ОК, -ЁК.  Формировать  общие учебные умения: работа с учебником, работа  со словарем. Развива...

Открытый урок по русскому языку "Правописание безударной гласной в корне слов"

Урок по  русскому языку "Правописание безударных глассных в корне слов"...

открытый урок по русскому языку Правописание безударных гласных в корне слова

систематизировать знания обучающихся по теме “Правописание безударных гласных в корне слова”....

Открытый урок по русскому языку «Правописание безударных гласных в корне слова»

Правописание безударных гласных в корне слов – одна из центральных тем русской орфографии. Самое большое количество ошибок делается именно на эту орфограмму. Поэтому очень важно, чтобы второклас...