Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Соединительные гласные о,е в сложных словах"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок русского языка в 3 классе по образовательной программе "Школа 2100".Тип урока - открытие новых знаний и способов действий.Урок - исследование направлен на формирование умения образовывать сложные слова с гласными о,е.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_issledovanie_1.docx | 32.41 КБ |
klaster_po_teme_uroka_1.docx | 28.86 КБ |
tvorcheskaya_rabota_v_gruppah.docx | 11.48 КБ |
slozhnye_slova1.pptx | 2.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая цель | Содействовать формированию умений правильно писать и употреблять в речи сложные слова с соединительными гласными о,е |
Тип урока | Открытие новых знаний и способов действий / решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | формировать умение написания сложных слов с соединительными гласными о, е. |
Универсальные учебные действия: | |
- личностные | желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
- метапредметные | Познавательные: уметь ориентироваться в системе знаний; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; уметь перерабатывать информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Регулятивные: уметь самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем формулировать учебную проблему; Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации действий в сотрудничестве (групповая работа); формулируют собственное мнение и позицию; умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности |
Основное содержание темы, понятия и термины | Соединительные гласные о,е в сложных словах |
Образовательные ресурсы | Презентация « Соединительные гласные о,е в сложных словах» |
Тема урока: « Соединительные гласные о,е в сложных словах».
Этапы работы | |
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: подготовка к продуктивной работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: включить учащихся в деятельность на личностно значимом уровне. | Здравствуйте , ребята! Меня зовут Олеся Ивановна , и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Сегодня мы откроем тайну, Ведь в нашей жизни часты чудеса Секреты русского языка, ребята. Узнаем мы всего за полчаса. Орешек знанья твёрд, но всё же Мы не привыкли отступать, Нам расколоть его помогут Волшебные слова « Хотим всё знать!» - Пусть эти слова станут девизом нашего урока. Повторим их. - На уроке вас ждёт увлекательное исследование в мире русского языка. Сегодня вы раскроете ещё одну тайну слов. Я обещаю, что вам скучно не будет, это точно! Успехов вам! Сегодня вы будете исследователями. - Вы знаете, что такое исследование? Посмотрите в толковых словарях.( один ученик зачитывает) - Исследование – это деятельность, направленная на получение новых знаний. Как любые исследователи, мы будем вести свой журнал. У вас на столе лежит листы исследователей. В течение урока будете сами оценивать свою работу. |
| Но прежде чем начать раскрывать тайны, вспомним изученный материал.Найдите задание 1.поиграем в известную игру «Крестики- нолики», по теме «Состав слова» 1. Корень – это главная часть предложения (-) 2. Родственные слова ещё называют однокоренными (+) 3. Является ли слова носик и носит однокоренными ?(-) 4. Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+) 5. Окончание – это изменяемая часть слова.(+) 6. Суффикс помогает образовывать новые слова. (+) 7. Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.(-) 8. Корень – это общая часть родственных слов (+) 9. Суффикс – это часть речи. (-) - Проверить ваши ответы будет очень легко. Сравните работу.Оцените свою работу.Поднимите руку у кого зелёный смайлик (вы выполнили работу на отлично), у кого жёлтый( Вы справились с заданием хорошо) , у кого красный(вам нужно повторить эту тему). |
ΙΙ.Актуализация знаний и фиксирование затруднения. 1)Введение в тему урока. Цели, которые учитель ставит перед обучающимися: актуализировать знания о частях речи, установление связи известного материала с новой темой. Цель, которую учитель хочет достичь: проверить знания обучающихся о частях речи. | Обратите внимание на доску. Прочитайте слова. Найдите на листе упр . 2.Выделите корень. Варка, варенье, повар, самовар, варить. - Как называются такие слова? Что такое однокоренные слова? - Какое слово подходит к первой схеме, какое ко второй? - Какое слово не подходит ни к одной из схем? - Что необычного вы заметили?(2 корня) - Предположите как могут называться такие слова в русском языке?(сложные слова) -Вы с ними уже встречались? А как вы думаете,чем мы будем сегодня заниматься на уроке? - Сформулируем тему урока.( Правописание сложных слов)(запишем в кластер) |
ΙΙΙ. Построение проекта выхода из затруднения. Работа в группах. Цели, которые учитель ставит перед обучающимися: уметь формулировать тему и цель урока. Цель, которую учитель хочет достичь: вовлечь обучающихся в процесс постановки цели урока. | Итак, дорогие исследователи начинаем работу по теме. Но прежде составим алгоритм исследования Я его составила, но он почему-то перепутался. «План наблюдения».
Обучающиеся восстанавливают план. Слайд «План наблюдения».
-Что является объектом нашего наблюдения? (сложные слова)-Определим цель исследования. (закрываю проектор) |
ΙV. Реализация построения наблюдений. Цели:уметь самостоятельно делать выводы, выявить связь объектов работы с целями и результатами. Цель, которую учитель хочет достичь: создать у учащихся ситуации взаимопомощи, создать условия для открытия новых знаний. фронтально | Исследование №1. Образование сложных слов. Итак, исследование 1. - Посмотрите на доску. Перед вами пример.( 25 +5) Я вижу на ваших лицах недоумение? Вы думаете, не перепутала ли я уроки. Ведь у нас урок русского языка, а я хочу у вас только спросить: какое действие, вы должны выполнить? ( сложение)сумма) Какое действие? - А что можно сложить на уроке русского языка? Подумайте (звуки, слоги, слова в предложения, предложения в текст) - Как мы получили слово самовар? (заменим его словосочетанием) - Найдите корни в словах: сам и варит. На доску. Попробуйте сложить эти корни. Какое слово получилось? - Как мы его получили? (Сложили две корня) - Найдите на листах исследование 1.Запишите слова. Проверим. - Как же называются такие слова?( сложные) - Почему так называются?(имеют 2 корня) - Сделаем вывод: (Слова, имеющие два корня, называются сложными.)Запишите в схему недостающие слова. Исследование №2 Продолжаем исследование..- Поиграем в игру складывая новые слова. Перед вами паровоз, но вагоны его расцепились. Давайте составим поезд. Я буду задавать вопросы, один ученик будет помогать сцеплять вагоны, а остальные записывать полученные слова на листах упр. 4. вы ищите ответы сцепляя вагоны.
4.Человек, который любит читать книги.(книголюб) - А теперь давайте выделим в этих словах корни и подчеркнём соединительную гласную.2 ученика вызываю Попробуй сформулировать правило, какие соединительные гласные пишутся в сложных словах.(Ребята,давайте поможем друг другу.) Запишем в кластер( Корни соединяются с помощью гласных о и е) - Обратите внимание на согласные, которые стоят перед соединительной гласной.( подчёркиваю сама в словах) - Охарактеризуйте эти звуки по твёрдости мягкости. - Сделайте вывод.(О пишется после твёрдого согласного, е после мягкого согласного) Запишем в кластер. Стих Этих гласных только две: |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. | Давай немного отдохнём, наберёмся сил и хорошего настроения. Руки ставим мы в разлёт: - кто запомнил физминутку? -Я прочитаю её ещё раз. -Какое сложное слово вы услышали в стихотворении? |
Исследование 3 Продолжим исследование. Работать вы будете в группах по 4 человека упр.5 На экране появятся 4 картинки вы должны будете отгадать и записать сложные слова . Подчеркнуть соединительную гласную и согласную, стоящую перед ней. Сформулируйте правило о том, какая соединительная гласная и в каких случаях она пишется. ( пешеход, яйцерезка, мышеловка, птицефабрика, (птицеферма) Что это? Теперь давайте проверим как группы выполнили задание ( 1 группа) Какие слова записали? Какая группа готова сформулировать правило.( охарактеризуйте какие согласные звуки стоят перед соединительной е?)Являются ли они мягкими звуками? Сделаем вывод.( е пишется после шипящих и ц)Заполним кластер Да, действительно, После мягких согл., шипящих и ц В сложных словах пусть всегда будет е!( включаю слайд) - На этом исследование подошло к концу.Сформулируйте вывод о правописании сложных слов. - Какие слова называются сложными? - С помощью чего соединяются? _ Когда в сложных словах пишем о , когда пишем е ? | |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (внутренняя речь). Цели: оценить своё умение самостоятельно создать условия для развития регулятивных УУД | - Как вы можете проверить свои знания по данной теме?(Выполнить самостоятельную работу. - Я предлагаю вам выполнить задание на листах Упр.6 по вариантам№ ..Карточки На эту работу вам не более 2 мин. Выполним проверку. Оцените свою работу. Кто выполнил работу на отлично ? Кто выполнил на хорошо? Кто с заданием не справился? (Какой совет вы им дадите?) Творческое задание если будет время. |
VШ. Рефлексия учебной деятельности. Цель, которую учитель хочет достичь: рефлексия результатов деятельности обучающихся; создать условия для формирования навыков самооценки учебной деятельности. | Включаю слайд Какова была цель урока? - Мы её достигли? Оцените свою работу на листах с комментированием. Ребята, посмотрите, что стало с вашей доской.(листья) Как называется – это явление природы? ( листопад) - Какое это слово? Какую гласную вы бы написали? Домашнее задание вы выберите себе сами . Зелёное задание творческое (Творческое задание : сочинить сказку, используя в ней сложные слова.) , жёлтые задание, где можно знание проверить и закрепить(С.101, упр.3) , красные где нужно поиграть , слово нужно отгадать. правило применять , чтобы его знать (С.101, упр.1) |
Предварительный просмотр:
Кластер по теме урока.
Предварительный просмотр:
Творческая работа в группах.
Задание. Объясните сложное слово, продолжив предложение.
Книгоград - это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________
Творческая работа в группах.
Задание. Объясните сложное слово, продолжив предложение.
Любоград - это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Творческая работа в группах.
Задание. Объясните сложное слово, продолжив предложение.
Трудоград - это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Творческая работа в группах.
Задание. Объясните сложное слово, продолжив предложение.
Ручкособиратель- это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Творческая работа в группах.
Задание. Объясните сложное слово, продолжив предложение.
Бабушколюб - это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Творческая работа в группах.
Задание. Объясните сложное слово, продолжив предложение.
Розопад - это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Творческая работа в группах.
Задание. Объясните сложное слово, продолжив предложение.
Конфетоед - это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Творческая работа в группах.
Задание. Объясните сложное слово, продолжив предложение.
Спортолюб - это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
игра «Крестики- нолики» 1 2 3 4 5 6 7 8 9
1. Корень – это главная часть предложения.
2. Родственные слова ещё называют однокоренными.
3. Является ли слова носик и носит однокоренными ?
4. Корни в родственных словах пишутся одинаково.
5. Окончание – это изменяемая часть слова
6. Суффикс помогает образовывать новые слова.
7. Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
8. Корень – это общая часть родственных слов.
9. Суффикс – это часть речи.
Проверь себя.
Оцените свою работу
Провожу наблюдение Формулирую вывод Определяю объект наблюдения
Р абота в группах Задание: Отгадайте и запишите сложные слова. Подчеркните в них соединительную гласную и согласную перед ней. Сформулируйте правило о том, какая соединительная гласная и в каких случаях она пишется.
самостоятельная работа
Проверь. 2- Вариант мор е плаватель земл е трясение вод о мерка земл е делие пыл е сос лес о руб гром о отвод овц е водство картофел е копалка каш е вар книг о печатание корабл е строение лед о ход нефт е провод вод о пад огн е тушитель 1 – Вариант
Оцените работу
Формулирую вывод
Оцени себя. Утверждения Поставь знак + или - Я понял новый материал Я справился с работой Мне необходимо поработать над темой урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку, УМК "Гармония", 2 класс "Поговорим о значении слов"
Материал содержит конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса (УМК "Гармония) "Поговорим о значении слов"....
Открытый урок по русскому языку «Знакомство со способом действия при анализе состава слова» (2 класс)
Знакомство с правильным способом действий при разборе слова по составу...
Открытый урок по русскому языку на тему "Правописание парных согласных на конце слова" - 2 класс, школа россии
Урок открытия новых знаний...
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы"
Дать первоначальное представление об образовании слов с помощью суффиксов –ИК, -ОК, -ЁК. Формировать общие учебные умения: работа с учебником, работа со словарем. Развива...
Открытый урок по русскому языку "Правописание безударной гласной в корне слов"
Урок по русскому языку "Правописание безударных глассных в корне слов"...
открытый урок по русскому языку Правописание безударных гласных в корне слова
систематизировать знания обучающихся по теме “Правописание безударных гласных в корне слова”....
Открытый урок по русскому языку «Правописание безударных гласных в корне слова»
Правописание безударных гласных в корне слов – одна из центральных тем русской орфографии. Самое большое количество ошибок делается именно на эту орфограмму. Поэтому очень важно, чтобы второклас...