Урок русского языка 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
УМК "Перспектива" 2 класс урок русского языка по теме "Слова,противоположные по значению"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.docx | 30.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ лицей № 4 им. профессора Е.А.Котенко г. Ейск МО Ейский район
Технологическая карта урока по русскому языку
2 класс УМК « Перспектива»
Тема: Слова, противоположные по значению (антонимы).
Учитель начальных классов
МБОУ лицей № 4 г.Ейска
МО Ейский район
Ошмянская Надежда Евгеньевна
Русский язык. 2 класс.
Урок. Открытие новых знаний.
Тема: Слова, противоположные по значению (антонимы).
Цель: познакомить с термином антонимы; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте антонимы; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Формирование универсальных учебных действий на уроке:
Личностные:
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Регулятивные:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации.
Познавательные:
- Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
3.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные:
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
- Работать в паре и группе
Межпредметные связи: Чтение. ИЗО. Музыка (умение работать с текстом, развитие моторики руки; развитие фонематического слуха).
Ресурсы: презентация; учебник «Русский язык» 1 ч. Климановой Л.Ф.,Бабушкиной Т.В.; тетрадь для учащихся в узкую линейку.
Организация пространства: фронтальная, в парах, в группах, самостоятельная.
Этап урока | Содержание учебного материала и деятельности учителя. Форма организации. | ФУУД у учащихся | ||
Мотивация к деятельности Цель: Мотивировать учащихся на работу . | Учитель настраивает детей на работу. Прозвенел звонок весёлый Все готовы? Всё готово? Мы сейчас не отдыхаем, Мы работать начинаем. -Улыбнитесь друг другу , пожелайте удачи. Пальчикова гимнастика Шарик (Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить) Самостоятельная работа Минутка чистописания ан ам сам санки он ом сон сомик | Л1. Ученики проверяют готовность к уроку. Здоровьесберегающие технологии Повторяют написание элементов букв, букв, слогов. | ||
Актуализация знаний и индивидуальное затруднение в пробном действии. | 1.Самостоятельная работа 1)Орфографическая минутка - Отгадайте загадки, запишите отгадки (Слайд № 2) 1.Летит без крыльев и поёт, Прохожих задирает, Одним проходу не даёт. Других он подгоняет.(Ветер) 2. Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит, А в один из тёплых дней Май серёжки дарит ей.(Берёза) 3. Круглые, зелёные на дереве растут, Лишь бочок краснеет – тут, же их сорвут. Сладкие и спелые соберут в корзинку, Все на вид красивые, прямо как с картинки.(Яблоко) 4. Рядом с дворником шагаю, Разгребаю снег кругом И ребятам помогаю Делать гору, строить дом.(Лопата) -Какое правило орфографии объединяет слова-отгадки? 2)Словарная работа Прощай, до свидания, здравствуйте. -Какое слово лишнее? Как можно назвать остальные слова? -Каким по значению к данным словам является слово здравствуйте? | Л4; Р1, 2; П1, 3; К1. Дети записывают словарные слова, обозначают ударение, указывают букву, которую нужно запомнить. Самооценка выполнения задания (Слайд № 3). Дети находят синонимы. Записывают их в тетради. | ||
Работа по теме. Цель:Сформировать представление об основных признаках антонимов. | 2.Выявление места и причины затруднения. - Учитель читает стихи О.Емельянова(Cлайд № 4) - Что вы можете сказать про слова грустный и веселый? Работа в парах:(приложение № 1) - Найдите такие слова в следующих стихах. 1.Разворчался старый дед: «Доживёшь вот до ста лет!» Внук ответил: «Никогда! Буду молодым всегда!» 2. Петя пил чай ледяной И теперь лежит больной. Если б пил компот сливовый, Был бы, как Степан, здоровый. 3. Долго рисовала Даша Птиц оранжевой гуашью, Но вмешался Дима в дело; «Ворон – чёрный, голубь – белый!» 4. Вышел в поле храбрый рыцарь, может он с любым сразиться, А трусливого зайчонка Напугает и девчонка. 5. Вася птичкам сыплет крошки. Жору все боятся кошки- Он гоняет их метлой. Вася – добрый, Жора- злой! 6. За высоким за забором Можно спрятать даже гору, А за низеньким, увы, Виден каждый пук травы.( Слайд № 5) -Какой вывод можете сделать? - Сегодня мы узнаем, как в русском языке называются слова с противоположным значением. - У нас получились разные ответы при выполнении одного задания. - А почему вы не предлагаете свои ответы? - Почему вопрос один, а вариантов ответов на него много? 3.Построение проекта выхода из затруднения. - Какую цель ставим? (Узнать, как называются эти слова). - Какова будет тема урока? - Наметим наш план действий (проговаривают дети): 1. Сами попробуем выполнить задание: узнать, как называются эти слова. 2. Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя. 3. Устраним затруднение. 4. Применим новое знание. - Что и кто вам поможет? (Свой опыт, учебник, словарь , учитель) 4.Реализация построенного проекта. -Работаем в группах. -Назовите правила работы в группе. Группа «Теоретики» -Работает с учебником,с.33,упр.47 и со «Словарём….»М.Р. Львова. Задание: найти теоретические основы знаний по теме,составить алгоритм действий. Группа «Практики» -Работают с учебником,карточками и подбирают задания для практической работы по теме.(Приложение № 2) Группа «Контролёры» -Составляют контрольные вопросы по теме. - Посмотрите еще раз на эти слова. - Что здесь необычного? -Давайте найдём по учебнику, как же называются эти слова.
5.Первичное закрепление во внешней речи.(Отчёт групп по результатам их работы) Группа «Теоретики» 1)Введение понятия: «антонимы». Знакомство со словарем антонимов (Слайд № 7) 2)«Страничка для любознательных» - От какого слова произошло слово «антоним»? -Алгоритм действий при выполнении практических заданий.(Слайд № 8) 3)Составили алгоритм определения антонимов: 1. Ищем пары слов, где отношения имеют противоположное значение. 2.Определяем, имеются ли в предложении противопоставления. 3. Определяем, с помощью каких слов создается противопоставление этих слов. Группа «Практики» -Выполняем практические задания по теме, используя алгоритм действий предложенный «Теоретиками» Работа по учебнику, с.33 1)Упр.46 – по заданиям учебника. -Давайте сопоставим свои предположения с учебником -Давайте составим наш вывод. -Что вы заметили? (Вывод,который сделали мы такой же, как и в учебнике) | Л4; Р1, 2; П1, 3; К1. У них противоположное значение. Работают в парах на карточках. Читают при проверке пары слов. Самопроверка по шаблону на слайде №5. Самооценка по слайду № 6. Определяют тему и цели урока. От слова «анти» - против. Знакомят с алгоритмом действий перед выполнением практических заданий. Л4; Р1, 2; П1, 3; К1. Задание выполняется в тетрадях | ||
Физминутка под музыку | «Зарядка для друзей» | Здоровьесберегающие технологии | ||
Продолжение работы по теме Цель:-Зафиксировать новое знание в речи. | 6. Включение в систему знаний и повторение. 2) Карточка. (Эталон для самопроверки-на слайде № 9) -Прочитай загадку, выпиши из нее в тетрадь пары слов-антонимов. Бывает он и в холод, Бывает он и в зной, Бывает он и добрый, Бывает он и злой. В открытые окна Нежданно влетит, То что-то прошепчет, То вдруг прогудит. Притихнет, умчится. Примчится опять, То вздумает по морю Волны гонять … | Л4; Р1, 2; П1, 3; К1 Задание выполняется в тетрадях. Самопроверка по слайду № 9. | ||
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель:Зафиксировать новое знание. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Группа «Контролёры» -Какова была цель сегодняшнего урока? -Достигли ли цели? Докажите.(Уч-ся могут воспользоваться правилом в учебнике ). Самостоятельная работа -Установите соответствие между словами. молодость низ веселье лето север грусть верх старость зима юг (Проверка задания проходит с использованием ЦОР-электронное приложение к учебнику «Русский язык») | Р2. Задание выполняется в тетрадях Оценивать свои достижения. Самопроверка. Ученики оценивают свою работу с помощью светофоров-«смайликов». | ||
Итог урока | Группа «Контролёры» Фронтальная работа (Слайд № 11) -С каким термином познакомились на уроке? -Какие слова называют антонимами? -Какой бы была наша речь,если антонимов не было? | К2. Отвечать на итоговые вопросы урока. Ответы детей. Слова с противоположным значением. | ||
Домашнее задание | Группа «Контролёры» 1 вариант. Найти и списать стихотворение,в котором употреблены антонимы. 2 вариант.Сам-но найти и записать 5 пар слов-антонимов. | Л3, 4; Р2; П3. | ||
Приложение № 1.
1.Разворчался старый дед:
«Доживёшь вот до ста лет!»
Внук ответил: «Никогда!
Буду молодым всегда!»
2. Петя пил чай ледяной
И теперь лежит больной.
Если б пил компот сливовый,
Был бы, как Степан, здоровый.
3. Долго рисовала Даша
Птиц оранжевой гуашью,
Но вмешался Дима в дело;
«Ворон – чёрный, голубь – белый!»
4. Вышел в поле храбрый рыцарь,
может он с любым сразиться,
А трусливого зайчонка
Напугает и девчонка.
5. Вася птичкам сыплет крошки.
Жору все боятся кошки-
Он гоняет их метлой.
Вася – добрый, Жора- злой!
6. За высоким за забором
Можно спрятать даже гору,
А за низеньким, увы,
Виден каждый пук травы.
Приложение № 2.Карточки для выбора заданий по теме.
1)Бывает он и в холод,
Бывает он и в зной,
Бывает он и добрый,
Бывает он и злой.
В открытые окна
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет,
То вдруг прогудит.
Притихнет, умчится.
Примчится опять,
То вздумает по морю
Волны гонять …
2)На фоне КРАСНОГО заката
Цветочек АЛЕНЬКИЙ сияет.
И песни звонкие цикада
В вечерней дымке рассыпает.
Шиповник РОЗОВЫЙ душистый
С БОРДОВОЙ розой тихо спорит:
Кто всех красИвее, пушистей,
Природой кто искусней скроен?
ПУРПУРНЫЙ занавес на солнце
Сиреневый накинул вечер.
Какой же день он нам пророчит:
С дождём, оранжево ль беспечный?
Приложение № 3
-Установите соответствие между словами.
молодость низ
веселье лето
север грусть
верх старость
зима юг
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...
Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»
Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века» ...
Конспект урока русского языка Класс: 4 В.
Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....
Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»
Актуальность проекта Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...
Презентация к урокам русского языка. класс.
В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Конспект урока русского языка класс
Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...